О верховной исполнительной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О верховной исполнительной власти



I раздел — о императоре

II раздел — временный правитель

III раздел — главы Приказов

101. Император есть: верховный чиновник российского правительства. Его права и преимущества суть:

1) Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она переходит, к зятю.

2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть.

3) Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждает ее ко вторичному рассмотрению закона.

4) Он верховный начальник сухопутной и морской силы....

13) Он обязан при каждом съезде обеих Палат доставлять Народному Вечу сведения о состоянии России и представлять его суждению принятие мер, которые ему покажутся необходимыми или приличными.

14) Он имеет право созывать обе Палаты, а верховную Думу — в случае переговоров или суда.

15) Не может употреблять войск во внутренности России в случае возмущения, не сделав о том предложения Народному Вечу, которое немедленно обязано удостовериться посредством следствия в необходимости военного положения.

16) По востребованию его обе Палаты разбирают его предложение в тайном совещании, если сие покажется ему нужным.

17) Если б Палаты не согласились между собою на время отсрочки их заседаний, то он может отсрочить оные, но не более, как на три месяца.

18) Он принимает послов и уполномоченных иностранных правительств.

19) Наблюдает за строгим исполнением общественных Законов.

20) Дает грамоты назначения всем чиновникам империи.

21) Ему дается титул Его Императорского Величества, никакой другой не допускается....

112. Кроме мирных трактатов, отчетов, представляемых Народному Вечу о состоянии России, предложение мер или издание Законов, грамот посланникам, чиновникам империи и Законов, утвержденных Народным Вечем, император не подписывает ни одной бумаги. Все остальные бумаги, счеты, предписания и донесения подписывают главы Приказов, каждый по своей части, а иногда все вместе, когда дело идет о постановлении, для всех общем, или когда они подают свое мнение Вечу.

113. Все гражданские чиновники, главы Приказов, правитель временный и проч. могут быть лишены своих должностей, если вследствие обвинения Палатою представителей уличены будут Думою в измене, расхищении общественной казны или сделали еще какие-либо преступления и, наконец, ежели окажутся неспособными....

Глава XI

О ВНУТРЕННИХ ВЛАСТЯХ И О ПРАВИТЕЛЬСТВАХ ДЕРЖАВ

115. Правительство каждой державы состоит из трех отдельных независимых друг от друга властей, но содействующих к одной цели, а именно правительствующей, исполнительной и судной.

Глава XII

О ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕЙ ВЛАСТИ ДЕРЖАВ

116. Правительствующая власть каждой державы поручается правительствующему собранию, состоящему из Палаты выборных и из Думы. Правительственное собрание в столичном городе каждой державы.

117. Раздел первый — о Палате выборных:

1) Палата выборных составлена из членов, избранных Гражданами на один год. Они вступают в должность в последний вторник ноября и остаются до последнего] понедельника ноября следующего года, в который они заключают свои заседания и расходятся, дабы уступить место свое новым выборным, которые вступают на другой день, т. е. в последний вторник ноября.

2) Чтоб быть выборным, должно ответствовать условиям в § 5, 1 жительство в державе...

3) Число выборных определено следующим образом: каждые 10 000 жителей мужеского пола посылают одного выборного в правительствующее собрание своей державы....

4) Каждый год, в последний вторник сентября месяца, имеют быть сходки Граждан для избрания выборных и четвертой части членов державной Думы (кроме первого раза, в который избираются все члены державных Дум) под председательством тысяцкого и его помощников; 4 дня полагаются окончательным сроком для выборов....

118. Раздел второй — о державной Думе:

1) Дума составлена из членов, избранных на 4 года теми же избирателями, как и выборные, и на тех же сходках в последний вторник сентября месяца; на первый раз по введении сего Устава все члены державных Дум взберутся на одной сходке; впоследствии на ежегодных сходках будет избираться только 1/4 часть Думы, для замены выбывающей ежегодно 1/4 части членов.

2) Члены Думы должны отвечать следующим условиям: иметь по крайней мере 30 лет возраста, иіиеть жительство в державе, которая их избирает на то время, и пользоваться уже 9-летним Гражданством в России, если они не родились Русскими, быть непорочного поведения, иметь недвижимого имения, коего цена равнялась 750 фунтам чистого серебра, или движимого на 1 500 фунт, чистого серебра (от 15 000 до 30 000 серебр. рублей)....

4) Дума по собрании своем немедленно разделяется на четыре части, по возможности равные, из коих одна ежегодно по жребию выходит и заменяется новыми выборными, так что в продолжение 4-х лет вся Дума возобновляется....

Глава XIII

О ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ДЕРЖАВ

120. Исполнительная власть каждой державы поручена державному правителю, его наместнику и совету. Условия, чтоб быть правителем, суть следующие:

1. 30 лет возраста для иностранца, получившего права гражданства, девятилетнее пользование оным, жительство в той державе, недвижимое имение, равною ценою 1500 фунтов чистого серебра, или движимое, равное цене 3 000 фунтов чистого серебра....

121. Чрез каждые 3 года Народное Вече избирает правителей из списков кандидатов на сие звание, доставленных в оное правительствующими собраниями. Сей выбор производится обеими соединенными вместе Палатами Народного Веча и утверждается императором.

122. Права и занятия правителя суть следующие:

1. Подтверждать законы, предполагаемые правительствующим собранием, или принуждать оное ко вторичному рассуждению об оном, имеет право предлагать законы на рассмотрение обеих Палат....

6. Он начальствует над земским войском своей державы. Не может, однакож, без согласия правительствующего собрания высылать оное из пределов державы. Не может также, даже в случае возмущения, велеть земскому войску действовать против жителей, пока правительствующее собрание не издаст закона о военном положении Державы.

7. Назначает по представлению своего совета: Державного блюстителя законов, Судей державных и других чиновников из числа особ, нанесенных на 1 -м списке....

134. Правитель, наместник, блюститель, дьяк, казначей и все гражданские чиновники могут быть лишены своих званий, если вследствие обвинения Палатою выборных будут уличены Думою и осуждены за измену, расхищение общественных денег, другие какие-либо преступления или порочное поведение.

Павло Пестель

«РУССКАЯ ПРАВДА, или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления» (1824) [201]

ВВЕДЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

§1

Всякое общество имеет свою цель и избирает средства для достижения оной

Всякое соединение нескольких человек для достижения какой-либо цели называется обществом. Побуждением к сему соединению или целью оного бывает удовлетворение общим нуждам, которые, происходя от общих и одинаковых свойств природы человека, бывают для всех людей одинаковы. Из сего следует, что члены всякого общества могут единодушно согласиться в цели....

§2

Разделение членов общества на повелевающих и повинующихся Но кто представит такое окончательное мнение, кто изберет средства, кто определит способы, кто расположит действие? Все сии затруднения разрешаются двояким образом. В первом случае нравственное превосходство одного или нескольких членов соглашает все сии различные затруднения и увлекает за собою прочих силою сего превосходства, коему содействуют иногда и другие посторонние обстоятельства. Во втором случае возлагают члены общества на одного или на нескольких из них обязанность избирать средства, предоставляя им право распоряжаться общим действием. В том и другом случае разделяются члены общества на повелевающих и повинующихся. Сие разделение неизбежно потому, что происходит от природы человеческой, а следовательно, везде существует и существовать должно. На естественном сем разделении основано различие в обязанностях и правах тех и других.

§3

Разделение государства на правительство и народ

Все здесь сказанное об обществах вообще относится равным образом и до гражданских обществ, которые, будучи устроены и в порядок приведены, получают название государства. Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в особенности.... Когда гражданское общество получает название государства, тогда повелевающие получают название правительства, а повинующиеся — название народа. Из сего явствует, что главные или первоначальные составные части каждого государства суть: правительство и народ.

§4 Взаимные отношения правительства и народа

Правительство имеет обязанность распоряжать общим действием и избирать лучшие средства для доставления в государстве благоденствия всем и каждому. А посему имеет оно право требовать от народа, чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность правительству повиноваться; но зато имеет право требовать от правительства, чтобы оно непременно стремилось к общественному и частному благоденствию и только бы то повелевало, что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута. На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных прав может существование какого бы то ни было государства быть основано, а посему и переходит государство, при потере сего равновесия, из природного и здорового своего положения в состояние насильственное и болезненное. Установление сего равновесия на твердых основах есть главная цель сея «Русской Правды» и коренная обязанность каждого законодателя.

§5

Каждое право основано быть должно на предшествующей обязанности

Об обязанностях было упомянуто здесь прежде, нежели о правах потому, что право есть одно только последствие обязанности и существовать иначе не может, как основываясь на обязанности, ему предшествовавшей. Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия....

Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значит ничего и признаваемо быть должно одним только насилием или зловластием.

§6

Основные понятия о государственном благоденствии и сопряженных с ним обязанностях

Главное дело в государстве есть посему понятие об обязанностях, из коих каждая имеет соответствующее ей право. Обязанности в государстве истекают из цели государства. Цель же государственного устройства должна быть — возможное благоденствие всех и каждого. А посему все, ведущее к благоденствию, есть обязанность. Но поелику понятия о благоденствии бывают весьма различны и разнообразны, то и нужно сему положить некоторые основные или коренные правила. Обязанности, на человека от Бога посредством веры наложенные, суть первейшие и непременнейшие.... И потому все постановления государственные должны быть в связи и согласии с обязанностями человека в отношении к вере и всевышнему создателю миров. Сей первый род обязанностей касается мира духовного. Они нам известны из священного писания. Второй род обязанностей касается мира естественного. Они нам известны из законов природы и нужд естественных. Бог, творец вселенной, есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им подвластен, никто не в силах их низвергнуть, и потому постановления государственные должны быть в таком же согласии с неизменными законами природы, как и со святыми законами веры. Наконец, третий род обязанностей порождается составлением гражданских обществ или государств. Первое правило в сем деле состоит в том, что всякое стремление в государстве к доставлению оному благоденствия должно быть согласно с законами духовными и законами естественными. Второе правило: что все государственные постановления должны стремиться единственно к благоденствию гражданского общества, причем всякое действие, сему благоденствию противное или ему вредящее, признаваемо быть должно преступлением. Третье правило, что благоденствие общественное должно считаться важнее благоденствия частного, и ежели оные находятся в противуборстве, то первое должно получать перевес. Четвертое правило, что благоденствием общественным признаваемо быть должно благоденствие совокупности народа, из чего следует, что истинная цель государственного устройства должна непременно быть — возможно большее благоденствие многочисленнейшего числа людей в государстве, ■ почему и должны всегда выгоды части или одного нераздельного уступать выгодам целого, признавая целым совокупность или массу народа. Пятое, наконец, правило состоит в том, что частный человек, делая усилия к доставлению себе благоденствия, не должен выступать из круга своего действия и входить в круг действия другого, т. е. что благоденствие одного человека не должно наносить вреда, а тем еще менее гибели другому. Коль скоро все деяния как правительства, так и частных людей на сих правилах основаны будут, то государство, несомненно, пользоваться будет возможным благоденствием. Все же законы и постановления государственные должны непременно с сими правилами в полной мере совершенно согласоваться.

§7

Основное понятие о народе и его значении Выше пояснено, что государство состоит из правительства и народа. Народ есть совокупность всех тех людей, которые, принадлежа к одному и тому же государству, составляют гражданское общество, имеющее целью своего существования возможное благоденствие всех и каждого....А посему народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства.

§8 Основное понятие о правительстве и разделение оного

на Верховную власть и государственное правление...Общая власть именуется Верховною властью, а совокупность частных — государственным правлением или чиноначаль-ством. Посему и разделяется всякое правительство на Верховную власть и на государственное правление или чиноначальство.

§9 Разделение государственного благоденствия

на безопасность и благосостояние

Государственное благоденствие состоит из двух главных предметов: из безопасности и благосостояния. Отличительное и главное качество безопасности есть охранение, а благосостояния

— есть приобретение. Безопасность должна быть первою целью правительства, потому что может быть достигнута посредством общего только действия соединенных сил и волей, каковое соединение в правительстве именно и представляется, и что она ответствует первоначальной обязанности человека, состоящей в сохранении своего бытия... Благоденствие должно быть второю целью правительства....

Глава I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.019 с.)