Общие предосторожности против злоупотребления власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие предосторожности против злоупотребления власти



1. Разделить власти на отдельные отрасли.

...Исследовать, на сколько ветвей может быть разделена правительственная власть, и какое из всех возможных делений заслуживает предпочтения, значило бы писать трактат о конституционной политике. Я замечу только, что это деление не должно производить властей отдельных и независимых: это привело бы к анархии. Всегда надобно признавать власть, высшую над всеми остальными, которая не получает закон, а дает его, и которая остается властна в самых правилах, какие налагает на себя в своем способе действий.

2. Разделить частные отрасли власти, каждую между разными участниками. Выгоды и неудобства этой политики.

Выгоды разделения главным образом следующие:

1. Оно уменьшает опасность поспешности.

2. Оно уменьшает опасность недостатка знания дела.

3. Оно уменьшает опасность недостатка честности. Впрочем, эта последняя выгода может существовать только

при большом числе участников, то есть когда это число таково, что было бы трудно отделить интересы большинства от интересов массы народа.

Разделение властей имеет также и свои невыгоды, потому что оно производит проволочки и порождает ссоры, которые могут повлечь к распадению установленного правления....Что касается до распадения правления, это бывает злом только при одном из двух предположений: 1) когда новое правление хуже прежнего; 2) когда переход от одного к другому сопровождается бедствиями и гражданскими войнами....

8. Свобода печати.

Выслушивайте все советы, это вам послужит только в пользу, и вы не рискуете от этого никаким вредом. Вот что говорит простой здравый смысл. Установить свободу печати значит допустить советы всех людей....Самый наилучший совет, поданый частным образом министру, может потеряться; но хороший совет, данный обществу, если не послужит одному, может послужить другому; если не послужит сегодня, может служить после; если он предложен не в должной форме, он может получить от другой руки украшения, с которыми он понравится. Наставление есть семя, которое надо, так сказать, попробовать на самых разнообразных почвах, и возделывать терпеливо, потому что плоды его часто являются поздно....

9. Обнародовать собрания и факты, служащие основанием законам и другим актам администрации. Это — необходимое звено в цепи благородной и великодушной политики, и необходимое добавление к свободе печати. Одно из этих учреждений вы должны дать народу, другое вы должны сделать для себя. Если правительство не удостаивает извещать нацию о своих мотивах в важных случаях, оно заявляет этим, что оно хочет быть всем обязано силе и что оно ставит ни во что мнение подданных....

12. Установить право ассоциаций, то есть собраний граждан для выражения их чувства и желаний по поводу общественных мероприятий правительства.

Из тех прав, которые нация должна сохранить за собой, устанавливая правительство, это право есть главнейшее, как основа всех остальных.

...Я предполагаю, что вы имеете публичную силу, власть, организованную во всех отношениях: итак, если собрания стали так сильны, что внушают вам страх, среди всех ваших правильных средств власти, если не образовалось собраний с вашей стороны, со стороны людей, имеющих в своем распоряжении столько средств, чтобы получить верх в этом отношении, — то не есть ли это безошибочный признак, что спокойное и обдуманное суждение нации обращается против ее правительства? И при этом какое можно найти основание в пользу того, чтобы продолжить тот же способ управления и не удовлетворять желание общества? Я не могу найти никакого основания....

ОгюстКонт

Система позитивной политики (1824) [158]

ВВЕДЕНИЕ

Основной характер, сообщенный современной эпохе общим ходом цивилизации, выражается в переходе от доживающей свои последние дни старой социальной системы к новой, достигшей своей полной зрелости и стремящейся водвориться на место первой.

Сообразно этому положению вещей два разнородных движения волнуют в настоящее время общество: одно - разрушения, другое - преобразования.

Первое, рассматриваемое отдельно, увлекает общество к глубокой моральной и политической анархии, которая как бы угрожает ему будущим неизбежным разложением. Второе толкает его к окончательному социальному строю человеческого рода, наиболее соответствующее его природе, к строю, где его средства, ведущие к благосостоянию, должны получить свое наиболее полное развитие и свое наиболее непосредственное применение.

В существовании этих двух противоположных стремлений заключается великий кризис, испытываемый наиболее просвещенными нациями. (...)

Единственный способ положить конец этому бурному состоянию — остановить анархию, которая со дня на день охватывает общество, - одним словом, превратить кризис в простое моральное движение - это склонить просвещенные нации оставить критическое направление и принять направление органическое, сосредоточивая все свои усилия на образование новой социальной системы, которая должна явиться конечным результатом кризиса, и для которой все, что было до сих пор сделано, является лишь подготовительной работой.

Такова первая забота современной эпохи; такова также вкратце общая цель наших трудов и специальная задача этого сочинения, которое имеет в виду призвать к деятельности силы, долженствующие увлечь общество на путь новой системы.

Краткое исследование причин, которые до сих пор препятствовали и препятствуют еще теперь обществу открыто взять органическое направление, должно естественно предшествовать изложению средств, которые должны быть употреблены для достижения этой цели.

Умножающиеся беспрерывные усилия народов и королей для образования чувствуется всеми, но эта потребность понята одними и другими смутно и несовершенно. (...)

Единственное различие, существующее между ними в этом отношении, - это то, что, по мнению королей, правительство преднамеренно устанавливается в прямой и беспрерывной оппозиции к обществу, между тем как, по воззрениям народов, именно общество систематически занимает постоянно враждебное положение против правительства.

Эти два противоположных и одинаково ложных мнения стремятся, в силу вещей, взаимно укрепляться и, следовательно, бесконечно питать источник революции. (...)

Все вышеизложенные соображения доказывают, что средство выйти, наконец, из этого печального порочного круга, неисчерпаемого источника революции, не состоит в торжестве воззрений ни королей, ни народов, в том их виде, в каком они представляются в настоящее время. Только образование и общее одобрение народами и королями органической доктрины единственно могут внушить королям оставить реакционное направление, а народам - критическое.

Только эта доктрина может закончить кризис, увлекая общество в его целом на путь новой системы, установление которой подготовлял ход цивилизации с момента своего зарождения и которую он призывает теперь заменить собой феодально-теологическую систему. (...)

Общество, достигшее своей зрелости, предназначено отнюдь не для того, как это думают короли, чтобы всегда обитать в старых и жалких лачугах, служивших ему убежищем в дни его младенчества; и не для того, чтобы жить вечно без крова, после того как оно лишилось старого, как думают народы, но для того, чтобы с помощью приобретенного опыта строить себе, употребляя все собранные материалы, здания, наилучше приспособленное для его потребностей и его пользования. Таково великое и почетное предприятие, выпавшее на долю нынешнего поколения. (...)

ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЗИТИВИЗМА.

Общее введение

Позитивизм по существу слагается из философии и политики, которые по необходимости нераздельны, как образующие одна основание, другая цель единой универсальной системы, где разум и общественность находятся в тесном сочетании.

Действительно, с одной стороны, социальная наука не только наиболее важная из всех, но она, в особенности, даст единственную связь, одновременно логическую и научную, которую отныне допускает совокупность наших реальных размышлений. А эта конечная наука еще более, чем каждая из предварительных наук, не может развивать сбой истинный характер без точной и общей гармонии с соответствующим искусством. Но, благодаря отнюдь не случайному совпадению, ее теоретическое основание находит тотчас огромное практическое применение, именно, служить руководством для полного преобразования Западной Европы. Ибо, с одной стороны, по мере того как естественное течение событий определяет характерные особенности великого современного кризиса, политическая реорганизация все более и более представляется совершенно невозможной без предварительного пересоздания мнений и нравов. Действительная систематизация всего человеческого мышления является, таким образом, нашей первой социальной потребностью, относящейся одинаково как к порядку, так и к прогрессу. Постепенное выполнение этого обширного философского предприятия произвольно вызовет на всем Западе новую моральную власть, неизбежное влияние которой создаст прямое основание для окончательного преобразования, ибо оно объединит различные передовые народности единой системой всеобщего образования, системой, которая даст как для общественной, так и для частной жизни твердые принципы суждения и поведения. (...)

ЧАСТЬ I

Глава XIII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.007 с.)