Эффективность оптимизация налогообложения. Особенности действующей налоговой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность оптимизация налогообложения. Особенности действующей налоговой системы



Любое государство имеет свою налоговую систему, которая является неотъемлемой частью его функционирования и экономического развития. Так, что же включает в себя определение налоговой системы?

Налоговая система государства – это совокупность налогов, сборов и прочих платежей, взимаемых на территории государства в установленном законом порядке, методов и форм налогообложения, а так же налоговых органов.

В состав налоговой системы входят:

• виды налогов, установленные на территории государства,

• субъекты налога (налогоплательщики),

• законодательная база – законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения,

• органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

Виды налогов в России

Согласно действующему Налоговому кодексу, в настоящий момент в России действуют следующие виды налогов:

• Федеральные (налоги и сборы, которые выплачиваются по единым ставкам и стандартам на всей территории России),

• Региональные (налоги, регулируемые органами власти субъектов РФ и обязательные к уплате на их территории),

• Местные (налоги, устанавливающиеся представительными органами власти муниципальных образований и обязательные к уплате на территории муниципальных образований)

 

В число федеральных налогов входят:

• налог на добавленную стоимость,

• единый социальный налог,

• налог на доходы физических лиц,

• акцизы,

• налог на прибыль,

• водный налог,

• налог на добычу полезных ископаемых,

• сборы за пользование объектами биологических ресурсов,

• госпошлина.

В число региональных налогов входят:

• налог на игорный бизнес,

• транспортный налог,

• налог на имущество юридических лиц.

В перечень местных налогов входят:

• налог на имущество физических лиц,

• земельный налог.

Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима:

• упрощенная система налогообложения (УСН),

• единый налог на вмененный доход (ЕНВД),

• единый сельхоз налог (ЕСН),

• специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции.

Данные специальные налоговые режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность освобождения от уплаты некоторых действующих налогов и сборов.

Налогоплательщики и налоговые агенты

Согласно с нормами НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица и организации, на которых законом возлагается обязанность по уплате соответствующих налогов и сборов.

Налоговые агенты – это лица, на которых законом возлагаются обязанности по правильному исчислению и удержанию в полном объеме у налогоплательщика соответствующих налогов и сборов, а также их перечисление в бюджетную систему России.

Законодательная база

С 1 января 1992 года в соответствии с проведенной налоговой реформой на территории Российской Федерации была сформирована новая налоговая система, общие принципы организации которой были определены в Федеральном Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятом 27 декабря 1991 года.

Данный нормативный документ установил перечень подлежащих перечислению в государственный бюджет России налогов, сборов, пошлин и прочих платежей. Также закон определил права, обязанности и ответственность налоговых органов и налогоплательщиков. Это было только начало формирования законодательной базы налогообложения в России.

 

Позднее в процессе становления системы налогообложения в России был принят и введен в действие главный документ, определивший основные понятия и регулирующий налоговые отношения в стране –Налоговый Кодекс РФ.

Напомним, что I часть нового Налогового Кодекса Российской Федерации вступила в законную силу с 1 января 1999 года, а II часть Налогового Кодекса РФ вступила в законную силу с 1 января 2000 года. На сегодняшний момент – это основной документ, призванный регулировать налоговую систему России.

Органы государственного регулирования и контроля в сфере налогообложения

Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).

 

Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

ФНС к тому же обязана следить за оборотом и производством табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства России в пределах компетенции, предоставленной законом налоговым органам.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы. Осуществляет взаимодействие в области регулирования и контроля налогообложения с остальными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами власти, а также с государственными внебюджетными фондами, общественными организациями и прочими учреждениями.

В целом можно подвести итог, что налоговая система – это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система – это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства.

Российская система налогообложения с течением времени изменялась. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.

 

Налоговая политика. Налоговые реформы в РФ

Налоговая политика- представляет собой систему целенаправленных действий в области налогов таких как установление налогов, взимание налогов, распределение налогов между ур-ми бюджетной системы.

Субъекты налоговой системы - государство. Объекты налоговой системы - налогообложение.

Цели налоговой политики - фискальная; выражается в обеспечение государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для его расходов.

1) Экономическая цель- целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных преобразований.

2) Социальная цель- путем перераспред НД и ВВП сглаживание неравенства в уровнях дохода.

3) Стимулирующая цель- предполагает активизацию в инвестиц и инновац деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики.

4) Экологическая цель

5) Контрольная цель- используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов так и всей налоговой системы.

6) Международная цель - введение налогов в соответствии с международ требованиями

Распространенные методами налоговой политики:

1) Изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика

2) Замена одних форм налогообложения другими

3) Изменение сферы распространения тех или иных налогов.

4)Реформирование системы налогообложения.

5) Введение налоговых льгот.

6) Введение дифференцированных ставок налога.

Налоговые реформы.

В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа.

В 1991 году первый этап налоговой реформы. Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации, принятый 27 декабря 1991 года.

Второй этап налоговой реформы -с принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Нормы Конституции РФ, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, установлены, чтобы на практике реализовать конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых норм, обеспечить законность в налоговых правоотношениях.

Третий этап налоговой реформы начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Это дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.129.195 (0.027 с.)