Тема № 2 «Порядок создания международных организаций и прекращения их существования. Правовая природа международных организаций. Компетенция, полномочия и функции международной организации». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2 «Порядок создания международных организаций и прекращения их существования. Правовая природа международных организаций. Компетенция, полномочия и функции международной организации».



Тема № 2 «Порядок создания международных организаций и прекращения их существования. Правовая природа международных организаций. Компетенция, полномочия и функции международной организации».

Международные организации представляют собой определённую систему, которая основана как на договорных, так и на юридических нормах. Организации имеют определенный порядок создания и прекращения их деятельности, обладаю определенной правовой природой и некоторыми другими важными аспектами.

Порядок создания международных организаций

Международные организации создаются (учреждаются) государствами.

Процесс создания новой международной организации проходит три этапа:

1. Принятие учредительного документа;

2. Создание материальной структуры организации;

3. Созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Согласованное волеизъявление (желание) государств на создание международной организации фиксируется либо в международном договоре (учредительном акте), либо в решении уже существующей международной организации.

Наиболее распространенным способом является заключение международного договора.

Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации.

Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией.

К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН — Программа развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное желание государств на создание международной организации достигается путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.

Второй этап мероприятий предполагает создание материальной структуры организации.

В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МАГАТЭ и др.

Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации, либо на основе резолюции другой международной организации.

В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов регламент работы будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня, и др.

Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами организации.

В некоторых организациях государствам-нечленам разрешается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Так, например, при ООН такие миссии имеют Ватикан, Швейцария.

Третий этап: Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации.

Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске.

Пример: Так, 1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства — участники Варшавского Договора: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия – подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 марта 1955 г.

Протокол о роспуске ОВД подлежал ратификации парламентами всех стран-участниц.

Таким же образом был ликвидирован Совет Экономической Взаимопомощи. 28 июня 1991 г. в Будапеште страны — члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия — подписали Протокол о расформировании организации, просуществовавшей более 40 лет. Для урегулирования имущественных споров и претензий был создан ликвидационный комитет.

Компетенция и полномочия международной организации

Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией.

По мнению большинства юристов, компетенция международной организации это объект или сфера ее предметной деятельности.

Однако недостаточно характеризовать понятие компетенции международной организации только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более полного определения этого понятия необходимо включить в него полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач.

Следовательно, в компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого полномочия.

Компетенция международной организации, так же как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена договорными рамками.

Вместе с тем в западной доктрине распространено расширительное толкование компетенции международных организаций.

В частности юристы исходят из того, что любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений, либо в силу внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.

Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международной организации из ее целей и задач, что в корне противоречит договорной природе современных международных организаций.

Подразумеваемые полномочия возможны тогда, когда они вытекают из явно предоставленных организации или ее органу полномочий и функций и необходимы для их осуществления.


Тема № 3 «Органы международной организации. Принятие решений международными организациями. Финансирование деятельности международных организаций»

В большинстве международных организаций решения, прежде чем они выносятся на обсуждение пленарного органа, передаются на рассмотрение вспомогательных органов, где по существу и вырабатывается проект решения, выявляются его сторонники и противники.

Поэтому работе вспомогательных органов уделяется большое внимание.

Важное место в процессе формирования решений международных организаций занимает этап обсуждения.

Будь то в главных или во вспомогательных органах, это обсуждение имеет непосредственное политическое значение и конкретный юридический результат: будет ли поставлен на голосование проект решения или резолюции.

Решающим этапом принятия решения является голосование.

В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос. Лишь в органах со взвешенной системой принятия решений голоса государств разнятся в зависимости от принятых в организации критериев.

Например, в финансовых организациях системы ООН каждое государство имеет количество голосов, пропорциональное его взносу. Так, вес членов МВФ при принятии решений определяется размерами внесенных ими вкладов в финансы этой организации. Все государства-члены имеют право вносить максимальную сумму, им это не запрещено, но их реальный вес в институте будет определяться фактическим взносом. Эти взносы, а соответственно и вес голоса ведущих пяти членов организации серьезно отличаются друг от друга (табл. 1). В то же время 43 государства-члена МВФ вместе имеют около 1% голосов, что позволяет пятерке ведущих стран определять всю политику организации.

Таблица 1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

Международный валютный фонд (МВФ – International Monetary Fund, IMF) создан по решению Бреттон-Вудской конференции 1944 г. Членами МВФ могут быть только государства (184 на середину 2003 г.).

МВФ, являясь универсальной валютно-финансовой организацией, входит в систему ООН, но полностью автономен в своих действиях.

Основными целями МВФ являются:

• содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;

• создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли;

• содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных ва­лютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конку­ренцией;

• оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой тор­говли;

• предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платежных балансов без применения мер, деструктивных для процветания на национальных и международных уровнях;

• сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных пла­тежных балансов государств-членов.

Функции Международного Валютного Фонда:

1. Поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по специальным правам заимствования;

2. Наблюдение за состоянием международной валютной системы;

3. Содействие стабильности обменных курсов валют и упорядочение валютных взаимоотношений;

4. Предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

5. Пополнение валютных резервов стран-членов путем распределения специальных прав заимствования;

6. Предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, государство обязуется проводить экономическую политику, в результате которой оно находит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.

Международный валютный фонд следит, главным образом, за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов, а также за соблюдением ими кодекса поведения в международных валютных отношениях, включая оказание помощи странам-членам путем предоставления краткосрочных кредитов в случае затруднений, связанных с платежным балансом.

Государства, обращающиеся за помощью в МВФ при возникновении финансовых сложностей, должны согласовать с Фондом программу оздоровления экономики и обязаны в случае ее принятия и оказания помощи со стороны Фонда ее выполнять. При невыполнении обязательств Фонд может (временно или окончательно) прекратить представление финансовых ресурсов, в чем не раз убеждались члены МВФ, в том числе и Россия.

Важность реализации достигнутых с МВФ договоренностей проявляется и в том, что целый ряд других международных организаций в своих взаимоотношениях с заемщиками или должниками ориентируется на их договоренности именно с МВФ, поскольку в мировой экономике нет органа, который бы отслеживал ход осуществления принятых программ и мог применить санкции в случае их невыполнения.

Капитал МВФ представляет собой сумму взносов (так называемых квот) всех его членов. В настоящее время она превышает 210 млрд. специальных прав заимствования (СДР – Special Drawing Rights), введенных в 1969 г. Квота каждого нового члена в СДР определяется индивидуально с помощью ряда математических формул.

Государство, вступающее в МВФ, выплачивает часть своего взноса по квоте в виде резервных активов (иностранной валюты, приемлемой для МВФ, или СДР), а остальную часть – в собственной валюте. Поскольку далеко не все страны – члены МВФ имеют сильные валюты, то на практике ресурсная база фонда существенно меньше, чем это может показаться на первый взгляд.

Одна единица СДР рассчитывается на основе корзины, состоящей из четырех наиболее распространенных в международных платежах валют – доллара США (45%), евро (29%), японской иены (15%) и английского фунта стерлингов (11%). Как видно, доминирующее положение в корзине СДР, вступившей в силу с 1 января 2001 г., занимает доллар США.

От величины квоты зависят:

а) число голосов, которое имеет страна в МВФ;

б) максимальный объем ресурсов, которые страна может получить от Фонда;

в) доля страны при распределении СДР;

г) порядок представительства в органах управления.

Самые важные решения в МВФ требуют для принятия 85% голосов. Отсюда следует, что США могут их блокировать единолично. Однако и страны ЕС также обладают блокирующим числом голосов. Развивающиеся страны в принципе обладают такой же возможностью, но в отличие от ЕС им труднее согласовывать свои позиции. При принятии менее важных решений необходимо большинство в 70% голосов, все остальные решения требуют простого большинства.

По сложившейся традиции директором-распорядителем МВФ является негражданин США (обычно европеец).

Ресурсы МВФ формируются в основном за счет квот, однако в случае необходимости МВФ может получать дополнительные ресурсы на основе постоянно действующего соглашения о займах с официальными кредиторами. В принципе, Фонд может заимствовать средства и на частных рынках, однако этого на практике никогда не делалось.

При возникновении серьезных финансовых затруднений страна может обратиться в Фонд за помощью. МВФ не выступает инициатором предоставления ресурсов своим членам для решения финансовых затруднений.

Кредиты Фонда предоставляются как в рамках краткосрочных договоренностей для преодоления трудностей урегулирования платежного баланса, носящих временный или циклический характер, так и в рамках среднесрочных договоренностей о расширенном кредитовании.

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА

Ядром группы является Международный банк реконструкции и развития – МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), который вместе со своим филиалом – Международной ассоциацией развития образует так называемый Всемирный (Мировой) банк. В группу Всемирного банка помимо двух вышеназванных организаций входят также Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Членом МБРР может быть только страна, вступившая в МВФ. Число членов МБРР на середину 2003 г. – 184. Общий объем ресурсов, предоставленных с момента начала операций, - 371 млрд. долл. США, в том числе в 2002 финансовом году 11,5 млрд. Кредиты банка выдаются в разных валютах в зависимости от потребности заемщика.

В целом МБРР проводит достаточно успешные банковские операции и в качестве позитивного достижения отмечает, что начиная с 1948 г. всегда получал чистую прибыль.

Хотя уставный капитал МБРР превышает 189,5 млрд. долл. США, однако оплаченный капитал составляет только около 11,5 млрд. долл. Поэтому МБРР является регулярным заемщиком на международных рынках капитала. Устав Банка не предполагает разовых или периодических обязательных взносов в капитал банка.

Число голосов, которое имеет тот или иной член МБРР, определяется его долей в уставном капитале банка, Самый крупный акционер МБРР – США (16,87% акций и 16,41% голосов). Япония имеет 8,08% акций и 7,87% голосов. Россия вступила в МБРР в 1992 г. (2,85% акций и 2,79% голосов). Президент МБРР избирается от США.

В связи с изменением приоритетов сократилась доля кредитных ресурсов, выделяемых МБРР на развитие энергетики и добывающей промышленности, и возросло значение таких секторов экономики, как государственное управление и финансы.

Переориентация деятельности МБРР на развивающиеся страны вызвала необходимость создания особой организации, которая могла бы предоставлять финансовые ресурсы на льготных условиях: не все развивающиеся страны имели возможность брать кредиты в МБРР или в МФК по действовавшим в тот период процентным ставкам.

Эту задачу и должна была выполнить созданная в 1960 г. Международная ассоциация развития (MAP – International Development Association, IDA), которая предоставляет кредиты в основном странам, которые по классификации ООН относятся к числу развивающихся.

Совокупный объем кредитования MAP за 1960 - 2002 гг. составил 135 млрд. долл. MAP предоставляет беспроцентные кредиты на длительные сроки – 35-40 лет, при этом льготный период составляет.

Во Всемирном банке используются два критерия, на основании которых страна имеет право получать финансовые ресурсы от МБРР или MAP. Первый (основной) критерий устанавливает верхнее значение душевого национального дохода (НД). На 2003 г. этот показатель определен в объеме 875 долл. США (по фактически достигнутому уровню НД в 2001 г.). Второй критерий – степень кредитоспособности страны.

Ряд стран имеет право получать ресурсы только от МБРР, другие страны – только от MAP (65 стран по итогам 2002 финансового года). Есть также небольшая группа государств, которые могут получать кредиты от обеих организаций.

Однако критерий кредитоспособности в отдельных случаях оказывается решающим.

Основная часть финансовых средств MAP поступает в виде добровольных взносов государств-членов в рамках кампаний по сбору добровольных пожертвований от государств-членов.

Сто семьдесят пять государств являются членами Международной финансовой корпорации (МФК – International Finance Corporation, IFC). В 2002 финансовом году финансовые обязательства МФК составили свыше 3 млрд. долл. (204 объекта в 75 странах). Портфель обязательств – 21,6 млрд. долл. США (в том числе 6,5 млрд. долл. США в виде синдицированных кредитов).

МФК ставит своей целью содействие экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору.

Поэтому она инвестирует средства в жизнеспособные частные предприятия в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, а также предоставляет своим клиентам долгосрочные кредиты, гарантии, оказывает им консультативные услуги.

МФК инвестирует в проекты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций.

Особенностью участия МФК в том или ином инвестиционном проекте является то, что она не принимает государственных гарантий, однако может оказать содействие в осуществлении проекта, в котором государство имеет некоторую долю собственности, если создаваемое предприятие будет осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. МФК не может инвестировать в предприятие частного сектора в развивающейся стране более половины капитала предприятия или быть самым крупным акционером частного предприятия.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ, или МИГА — Multilateral Investment Guarantee Agency, MICA) за период своей деятельности выдало гарантий на общую сумму 10,6 млрд. долл. США, в том числе на 1,36 млрд. долл. в 2002 финансовом году.

МИГА предоставляет иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с некоммерческими рисками. Кроме того, оно оказывает техническую помощь в распространении информации о возможностях для инвестирования средств. Агентство также оказывает посреднические услуги в урегулировании споров, связанных с инвестициями.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ

Определенную роль в мировой экономике играют региональные банки развития (Азиатский, Африканский, Межамериканский), а также Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и др.

Иногда их называют многосторонними банками раз­вития (multilateral development banks). Такое название позволяет относить к подобным банкам и Всемирный банк.

Однако деятельность Всемирного банка охватывает большинство стран мира, в то время как региональные банки развития действуют на определенной территории. Европейский инвестиционный банк имеет специфику, поскольку является кредитным учреждением ЕС. В качестве обязательного условия вступления в Исламский банк развития предъявляется требование членства в Организации Исламская конференция, однако банк может создавать специальные фонды, в том числе фонды поддержки мусульманских общин в странах, не являющихся членами банка.

Первым собственно региональным банком развития стал Межамериканский банк развития (МаБР), созданный по инициативе латиноамериканских стран. В настоящее время это самый крупный региональный инвестор в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Считается, что другие региональные банки развития образованы по типу МаБР.

На середину 2003 г. членами МаБР являлись 46 государств, в том числе 26 латиноамериканских стран («страны-заемщики») и 20 стран с развитой рыночной экономикой (США, Япония, Канада, 16 европейских стран и Израиль), которые не могут брать кредиты в МаБР.

Капитал МаБР составляет 101 млрд. долл. США, в том числе оплаченный 4,3%. Как и во Всемирном банке, доли стран в капитале МаБР неодинаковы. Все латиноамериканские страны имеют 50%, США – 30, Япония – 5, Канада – 4%, Поэтому неодинаково и число голосов, которыми располагают страны.

МаБР предоставляет кредиты как на обычных, рыночных условиях (на срок от 15 до 25 лет), так и на льготных условиях из Фонда специальных операций (на срок 40 лет из расчета 2% годовых, льготный период – 10 лет). Условия кредитов и гарантий частному сектору обговариваются для каждого конкретного проекта.

В странах Азиатского региона осуществляет операции Азиатский банк развития (АзБР) (61 страна-член по состоянию на конец декабря 2002 г.), в том числе 44 из стран региона и 15 европейских государств, а также США и Канада. Все среднеазиатские республики бывшего СССР, а также Азербайджан были приняты в члены банка. Доля стран региона в капитале банка (47,2 млрд. долл.) составляет около 63,5% (30,0 млрд. долл.).

Крупнейшими акционерами АзБР являются Япония и США (по 15,8% акций). Оплаченный капитал банка – 3,3 млрд долл. США.

На Африканском континенте действует учрежденный в 1964 г. Африканский банк развития (АфБР) (штаб-квартира – в столице Кот-д'Ивуара Абиджане). Членами банка (по состоянию на 1 января 2000 г.) являются 53 африканские страны и 24 неафриканских государства, расположенные в Азии, Европе, Северной и Южной Америке.

АфБР является ядром группы, куда также входят Африканский фонд развития (АФР) (кредитование на льготных условиях) и Трастовый фонд Нигерии.

В последние годы существенно изменилась кредитная политика АфБР. Если раньше (примерно до середины 80-х гг.) более половины ресурсов было направлено на осуществление инфраструктурных проектов, то далее банк стал уделять больше внимание кредитованию мелкого и среднего предпринимательства. В конце 90-х гг. приоритетным становится кредитование развития сельского хозяйства и сельских районов, объектов социальной инфраструктуры, поскольку прогресс указанных сфер имеет большое значение для уменьшения масштабов бедности на континенте.

В 27 государствах Восточной, Центральной Европы и бывшего СССР осуществляет операции Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР – The European Bank for Reconstruction and Development, EBRD), совладельцами которого стали 60 стран, в том числе Россия, а также две международные организации – Европейское экономическое сообщество (ныне Европейский союз) и Европейский инвестиционный банк. Членами ЕБРР является также ряд неевропейских государств. В отличие от МБРР доли стран – членов ЕБРР в капитале ЕБРР распределены более равномерно. Ни одна из стран не имеет свыше 15% капитала, а, следовательно, и более 15% голосов.

Основная задача, которую призван решать ЕБРР, определена как оказание содействия странам в переходе к рыночной экономике. Банк работает в основном с частными, но также и с государственными компаниями.

Первоначальный капитал был увеличен вдвое и ныне составляет 20 млрд. евро. Финансовые ресурсы банка помимо уставного капитала формируются за счет заимствований на международных рынках капиталов. Банк не использует уставный капитал непосредственно для выдачи кредитов. Имея высокий кредитный рейтинг, ЕБРР на достаточно выгодных условиях выступает крупным заемщиком на мировых рынках капиталов.

ЕБРР стал самым крупным единичным инвестором в регионе своих операций. Банк выделяет кредитные ресурсы преимущественно частным предприятиям. Им накоплен значительный опыт проектного финансирования.

Особенностью деятельности ЕБРР является то, что он имеет право осуществлять операции только в тех странах, которые привержены принципам демократии. Другая особенность состоит в том, что при оценке проектов банк уделяет повышенное внимание их экологической составляющей.

ЕБРР может предоставлять кредиты на развитие предприятий и участвовать в их капитале. Значительная часть ресурсов выделяется в виде синдицированных кредитов.

В состав влиятельной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР — The Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) входят 30 государств, главным образом с развитой рыночной экономикой (в основном европейские страны, США, Япония и др.), а также некоторые развивающиеся страны и ряд стран с переходной экономикой в Восточной и Центральной Европе. ОЭСР (штаб-квартира — в Париже) создана в 1961 г. по инициативе США. Условием вступления в ОЭСР является привер­женность страны принципам демократии и рыночной экономики. Государства — члены ОЭСР производят 2/3 мирового валового продукта.

ОЭСР более всего известна социально-экономическими исследованиями и публикациями (около 250 новых публикаций в год). Она имеет одну из самых мощных баз статистических данных. ОЭСР активно сотрудничает примерно с 70 странами мира, неправительственными и общественными организациями и играет важную роль в выработке рекомендаций по вопросам, решение которых требует заключения многосторонних соглашений.

Высшим органом в ОЭСР является Совет, в который входят представители всех стран-членов, а также Европейской комиссии. Основная исследовательская работа осуществляется в различных комитетах (около 200).

Годовой бюджет ОЭСР составляет примерно 200 млн. долл. и формируется за счет взносов государств-членов. Размер взноса зависит от величины ВВП страны. Поэтому больше других в бюджет ОЭСР вносят США, а также Япония. С согласия Совета государства-члены могут также выделять дополнительные средства на осуществление той или иной программы научных исследований. В бюджете ОЭСР не предусматривается выделение средств странам или организациям.

В последние годы предметом исследований экспертов ОЭСР все более становятся проблемы развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в частности глобализация и устойчивое развитие.


 

Тема № 2 «Порядок создания международных организаций и прекращения их существования. Правовая природа международных организаций. Компетенция, полномочия и функции международной организации».

Международные организации представляют собой определённую систему, которая основана как на договорных, так и на юридических нормах. Организации имеют определенный порядок создания и прекращения их деятельности, обладаю определенной правовой природой и некоторыми другими важными аспектами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 4319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.047 с.)