Роль ООН в регулировании глобальной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль ООН в регулировании глобальной экономики



Уникальность роли ООН в формировании международной экономической инфраструктуры заключается в выполнении важнейших общественно значимых функций в сфере глобального управления.

Объектами регулирования являются многочисленные связи и отношения на международном уровне, существование и стабильность которых воспринимаются как должное. Принятые в рамках ООН и действующие в настоящее время нормы, правила и режимы обеспечивают соблюдение законодательно установленных требований к проводимым операциям, определяют общие стандарты внешнеэкономических отношений, охраняют права собственности.

Например, Конвенция ООН об открытом море (1985 г.) гарантирует свободное перемещение в открытом море за пределами территориальных вод, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов. Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (1988 г.) регулирует кредитно-финансовые отношения при международных расчетах.

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права.

Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:

1. Проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;

2. Проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности – ВОИС).

Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентированных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности). ВОИС определяет порядок подачи заявок во всех странах, в которых запрашивается охрана права интеллектуальной собственности, и лимитирует связанные с этим расходы.

3. Унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли – ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объективных международных сопоставлений;

4. Разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посредством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и информации;

5. Предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз).

6. Борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопослушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;

7. Сбор, анализ и распространение достоверной экономической Информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компаниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий.

Помимо регулирующих функций, специализированные учреждения ООН разрабатывают долгосрочные стратегии и инструменты в отношении проблем мировой экономики и на базе международных экспертных консультаций и согласований с правительствами предлагают мировому сообществу возможные пути их решения.

Например, Международная финансовая корпорация (МФК) способствует развитию частных предприятий путем капиталовложений без привлечения государственных гарантий. Она предоставляет своим клиентам акционерный капитал, долгосрочные займы, гарантии по займам, услуги по управлению рисками и консультации.

Корпорация предоставляет финансирование на рынках, которые без участия МФК рассматриваются коммерческими инвесторами как рискованные. В 2003 г. МФК приняла на себя финансовые обязательства на сумму 3,9 млрд. дол. по 204 проектам в 64 странах.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса сегодня относятся к числу весьма актуальных.

Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития.

Ведущими среди них являются ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН).

ЮНИДО прилагает необходимые усилия для улучшения экономического потенциала в развивающихся странах и странах с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий.

Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической областях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в развивающихся странах.

ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают бизнес к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам.

ЮНКТАД играет ключевую роль в системе ООН в решении вопросов международной торговли, финансов, инвестирования и технологий, в частности, содействуя развивающимся странам в создании предприятий и развитии предпринимательства.

Комиссия ЮНКТАД по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию способствует разработке и осуществлению стратегий эффективного развития предпринимательства, содействует диалогу между частным и государственным секторами.

Среди проектов технического сотрудничества ЮНКТАД следует отметить авторизированную систему обработки таможенных данных, программу сети центров по вопросам торговли, программу ЭМПРЕТЕК.

Проект автоматизированной системы обработки таможенных данных помогает модернизировать таможенные процедуры и управление таможенными службами, что значительно упрощает бюрократическую составляющую внешнеэкономической деятельности.

Программа сети центров по вопросам торговли обеспечивает информационную сеть торговых организаций по всему миру. Предприниматели из развивающихся стран, многим из которых пока трудно найти торговых партнеров за границей, используют такого рода центры для успешного выхода на мировые рынки. Глобальная сеть облегчает трансграничные связи, предоставляет доступ к международным базам данных и электронной торговле.

Программа ЭМПРЕТЕК призвана содействовать решению проблемы более эффективного выхода на рынок для предприятий из развивающихся стран. Она была учреждена для оказания помощи малым и средним предприятиям в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в содействии появлению совместных предприятий и налаживанию деловых связей с ТНК, в придании интернационального характера их деятельности.

Основное внимание в программе уделяется выявлению перспективных предпринимателей и обеспечению их профессиональной подготовки, оказанию им консультативных услуг по вопросам управления и привлечению партнеров, включая иностранные компании.

При осуществлении экономической деятельности государства и компании должны неукоснительно учитывать экологические требования, предусмотренные положениями ряда международных природоохранных конвенций. Такие глобальные экологические проблемы, как опустынивание, утрата биоразнообразия, изменение климата, входят в область компетенции Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

ЮНЕП совместно с Всемирной метеорологической организацией разработали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, которая была принята в 1992 г.

Сегодня именно она лежит в основе предпринимаемых в мировом масштабе усилий по борьбе с глобальным потеплением в результате человеческой деятельности.

Документ, в частности, предусматривает сокращение выбросов двуокиси углерода и других парниковых газов, что налагает определенные обязательства и на промышленные компании – источники этих выбросов, существенно затрагивает сельское хозяйство, транспорт и прочие отрасли экономики, воздействие которых на природу все более возрастает.

Помимо запретительных и предписывающих нормативов имеет место политика использования мотивирующих стимулов. Например, международная премия в сфере бизнеса за достижения в охране окружающей среды, учрежденная в 2000 г. под эгидой Программы ООН по окружающей среде с целью признания и награждения выдающихся достижений в природоохранной области компаний, работающих в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Вопросы охраны культурного и природного наследия, имеющие прямое отношение к развитию индустрии международного туризма, а также согласование экономических потребностей с необходимостью охраны окружающей среды, международного информационного обмена и статистики являются частью мандата Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

ООН и бизнес: примеры эффективного партнерства

Взаимоотношения системы ООН с организациями частного сектора могут осуществляться в различных формах. Эти формы включают как давно устоявшиеся процедуры участия в межправительственном процессе по примеру консультативного статуса при Экономическом и Социальном Совете, договорные отношения, так и более сложные отношения по созданию механизмов сотрудничества и развитию партнерских связей в международном бизнесе.

Одной из выдвинутых за последние годы партнерских инициатив является «Глобальный договор», вызвавший большой интерес у государств, частного делового сектора и общественности. Эта инициатива была выдвинута Генеральным секретарем ООН в 1999 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария).

Она представляет собой призыв к руководителям деловых кругов во всех странах мира применять в своих сферах компетенции комплекс из девяти согласованных на международном уровне принципов, касающихся окружающей среды, трудовых отношений и прав человека.

При выборе этих принципов использовались следующие критерии: они должны вытекать из межправительственных соглашений; иметь непосредственное практическое и стратегическое значение для частного делового сектора.

За прошедшие годы инициатива развилась в охватывающую большое число заинтересованных сторон сеть по изучению опыта и ведения диалога, главной движущей силой которой стала деятельность участников, представляющих деловые и общественные круги.

Сеть включает подразделения ООН, бизнес (компании и ассоциации предпринимателей), профсоюзы, учебные заведения. В сети участвуют несколько сотен компаний (около 2/3 из них являются компаниями из более чем 10 развивающихся стран), включая малые и средние предприятия.

Значение партнерства в рамках «Глобального договора» заключается в том, что включение универсальных ценностей в структуру существующих экономических правил будет способствовать достижению общих целей и устранять негативные последствия глобализации при одновременной поддержке открытых рынков. Благодаря этому корпоративная деятельность приводится в соответствие с целями и принципами международных отношений.

«Глобальный договор» призывает лидеров деловых кругов руководствоваться на практике международно признанными принципами в области прав человека, трудовых отношений и охраны окружающей среды.

Ряд подразделений системы ООН работают с конкретными группами субъектов частного сектора, обусловленными спецификой их сфер компетенции.

Другие агентства, такие, как Программа развития ООН и Всемирный банк, поддерживают отношения с широким кругом организаций бизнес-сообщества.

Помимо двусторонних отношений, участие бизнес-групп в деятельности ООН может обеспечиваться посредством институционализации такого участия в структуре международной организации.

Примером является существующая с 1919 г. Международная организация труда (МОТ), в которой представителям работников и работодателей даны равные с представителями правительств возможности влиять на разработку политики МОТ.

Самым заметным примером мобилизации частного капитала для финансирования программ и проектов ООН является беспрецедентный в практике и истории как бизнеса, так и ООН благотворительный взнос известного телемагната Теда Тернера. Пожертвование, сделанное им ООН в 1997 г. в размере 1 млрд. дол., было обосновано тем, что ООН — это единственный международно признанный инструмент поиска решений мировых проблем, с которыми люди сталкиваются повсеместно. Взнос был разбит на 10 частей по 100 млн. долл. на год, для управления распределением которых был учрежден Фонд ООН.

Целями Фонда являются: предоставление финансирования для целей и программ ООН, содействие укреплению связей между агентствами ООН, частным и неправительственным сектором, повышение информированности о роли и задачах ООН, привлечение дополнительных ресурсов со стороны частных доноров.

Финансирование распределяется по программным приоритетам: окружающая среда, здоровье детей, гуманитарные вопросы (мир, безопасность и права человека), права женщин и вопросы народонаселения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.025 с.)