ТОП 10:

IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ



СТУДЕНТОВ (ВЫПУСКНИКОВ)

Введение

В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» к видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений относятся:

защита выпускной квалификационной работы;

государственный экзамен.

Дисциплина «Земельное право» не входит в перечень дисциплин, по которым предусмотрено проведение государственного экзамена. По дисциплине «Земельное право» предусмотрено написание и защита выпускной квалификационной работы.

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр - в форме бакалаврской работы; для квалификации «дипломированный специалист» - в форме дипломной работы (проекта); для квалификации (степени) магистр - в форме магистерской диссертации.

Вопросы для государственного экзамена

Дисциплина «Земельное право» не входит в перечень дисциплин, по которым предусмотрено проведение государственного экзамена.

Примерная тематика дипломных работ

1. Земельная реформа в Российской Федерации: проблемы, решения.

2. Конституционные основы земельного права.

3. Полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений (на примере Астраханской области).

4. Воздействие гражданско-правовых и земельно-правовых норм на развитие земельных отношений.

5. Земельные правоотношения.

6. Субъекты земельных правоотношений.

7. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.

8. Право собственности на землю и другие природные ресурсы.

9. Права иностранных граждан и иностранных юридических лиц на землю в Российской Федерации.

10. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

11. Пожизненное наследуемое владение земельным участком.

12. Сервитут на земельный участок.

13. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

14.Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

15.Особенности сделок с земельными участками (на примере Астраханской области).

16.Задачи и содержание землеустройства.

17. Залог земель.

18. Аренда земельных участков.

19.Основания возникновения и прекращения прав на земельные участки.

20.Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд.

21. Система и полномочия органов, осуществляющих управление в области использования и охраны земель.

22.Правовое регулирование кадастрового учета земель.

23.Государственный контроль за использованием и охраной земель.

24.Мониторинг земель.

25.Правовая охрана земель.

26.Порядок разрешения земельных споров.

27.Судебная защита прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

28.Правовое регулирование платы за землю.

29.Ответственность за нарушение земельного законодательства.

30.Возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением.

31.Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

32.Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения.

33.Правовое регулирование государственного и муниципального управления землями населенных пунктов (на примере Астраханской области).

34.Правовой режим земель, предоставленных гражданам.

35.Правовой режим земель, предоставленных для использования недр.

36.Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах (на примере одной или нескольких стран).

37.Мировой опыт регистрации прав на недвижимость.

39. Приватизация земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности как основание возникновения прав на землю.

40. Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую.

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе

1.1. Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции

Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции, включающая в себя: внимательное прочтение вопросов темы лекции по учебнику, учебно-методическому пособию; критический анализ прочитанного материала; постановку интересующих вопросов. Приступая к изучению земельного права, студент должен иметь общие представления об объекте, предмете, методах, и структуре данной науки; о ее месте в системе юридических наук и ее соотношении с другими науками; о ее практическом применении юристами; о характере научной и учебной литературы, которую предстоит изучить. Итак, тщательная подготовка к лекции закладывает необходимые основы для глубокого восприятия лекционного материала.

Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Многие студенты активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции.

Другой формой самостоятельной работы студента является посещение лекции, внимательное слушание выступления лектора и конспектирование основных теоретических положений лекции. В то же время бытует такая точка зрения, что «на лекции можно не ходить, так как есть учебники, всегда можно в них потом прочитать материал» или воспользоваться лекциями прилежного сокурсника. Здесь и таится причина получения неудовлетворительных оценок, так как ничто, не может заменить живое слово лектора, его общение с аудиторией.

Внимательное слушание лекции, уяснение основного её содержания, краткая, но разборчивая запись лекции – непременное условие успешной самостоятельной работы каждого студента.

Поэтому студенты, присутствующие на лекциях по земельному праву, обязаны не только внимательно слушать преподавателя кафедры, но и конспектировать излагаемый им материал. При этом конспектирование материала представляет собой запись основных теоретических положений, нормативных материалов, излагаемых лектором. Нужно твердо помнить, что конспектирование лекций дает студенту не только возможность пользоваться записями лекций при самостоятельной подготовке к семинарам и экзамену по земельному праву, но и глубже и основательней вникнуть в существо излагаемых в лекции вопросов, лучше усвоить и запомнить теоретический и нормативный материал.

Как уже указывалось, конспектирование представляет собой сжатое и свободное изложение наиболее важных, кардинальных вопросов темы, излагаемой в лекции по земельному праву Необходимо избегать механического записывания текста лекции без осмысливания его содержания. Не говоря уже о том, что такая запись требует не лекции, а диктовки, что недопустимо и невозможно по земельному праву. Главный порок такой системы заключается в том, что при ней основное внимание студента сосредоточивается не на усвоении содержания лекции, а на механическом воспроизведении текста, прочитанного преподавателем, поскольку студент не обращает внимания на смысл и содержание лекции, а следит лишь за тем, чтобы она была дословно записана в тетради, материал, излагаемый лектором, остается для него непонятным, а само впечатление о содержании излагаемой темы - отрывочным, смутным и далеко неполным.

Основная цель лекции, таким образом, остается недостигнутой, к тому же следует иметь в виду и другое: как бы медленно ни читал лекцию лектор и как бы ни старался студент её дословно записать, последнего достигнуть почти невозможно, а так как при такой записи главной целью является – правильно записать лекцию, а не уяснить её смысл, то текст конспекта в ряде случаев искажает смысл и содержание многих разделов лекции по земельному праву.

Рекомендуется поэтому высказываемое лектором положение по курсу земельного права записывать своими словами. Перед записью надо постараться вначале понять смысл сказанного, необходимо стараться отделить главное от второстепенного и, прежде всего, записать главное. Качество записи лекции, конечно, во многом зависит от навыков записывающего и от его общей подготовки, от сообразительности, от умения излагать преподносимое преподавателем своими словами и от многих других факторов чисто индивидуального характера.

Главное для студента, состоит в том, чтобы выработать свой стереотип написания слов, однако при записи надо по возможности стараться избегать различных ненужных сокращений и записывать слова, обычно не сокращаемые, полностью. Если существует необходимость прибегнуть к сокращению, то надо употреблять общепринятые сокращения, так как произвольные сокращения по истечении некоторого времени забываются, и при чтении конспекта бывает, в связи с этим, очень трудно разобрать написанное.

 

1.2. Самостоятельная работа по подготовке студента к практическому занятию

Важной формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические юридические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их.

После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать. Обычно разъяснение по этим вопросам студенты получают в конце предыдущего практического занятия, когда преподаватель объявляет очередную тему занятия и кратко рассказывает, как к нему готовиться.

В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений.

Заключительным этапом в самостоятельной работе студента является повторение материала по конспекту, которое способствует ясному пониманию и глубокому овладению материалом. Но эта работа может быть проделана непосредственно накануне семинарского занятия.

Одна из главных составляющих внеаудиторной подготовки – работа с книгой. Она предполагает: внимательное прочтение, критическое осмысление содержания, обоснование собственной позиции по дискуссионным моментам, постановки интересующих вопросов, которые могут стать предметом обсуждения на семинаре.

Педагогический опыт показывает, что высокой квалификации преподавателя, одних его усилий бывает недостаточно для получения студентами глубоких знаний, для этого требуется регулярная самостоятельная работа студентов над рекомендуемой кафедрой литературой и учебником, живой интерес к газетам и журналам, страстное желание больше знать жизнь и неослабевающее трудолюбие. Ведь главное в учебной работе студентов – это регулярные самостоятельные занятия для сознательного усвоения, осмысливания приобретаемых знаний.

Каковы бы ни были индивидуальные склонности студентов, плодотворной работе над книгой непременно должны научиться все без исключения. Правда, этому нельзя научиться за один-два дня, прочитав чьи-нибудь советы и «рецепты»; для этого, безусловно, необходимо много и терпеливо самому работать с книгой, постепенно совершенствуя свои навыки.

Без систематической и упорной работы нельзя по-настоящему овладеть культурой плодотворного чтения книги.

В целом, самостоятельная работа над книгой всегда требует, чтобы студенты усваивали содержание материала (главные мысли, ключевые идеи, представления, понятия и категории, закономерности и т.д.). Усвоенный материал необходимо научиться выражать своими словами.

Можно выделить ряд правил, которые помогут студентам в самостоятельной работе с рекомендованной литературой по земельному праву:

Правило № 1. Ориентировка в литературе помогает и облегчает работу с ней.

Правило № 2. Целеустремленность – одно из решающих условий успешной работы с книгой.

Правило № 3. Для успеха работы с рекомендованной литературой важны плановость и регулярность занятий.

Правило № 4. Книгу нужно читать вдумчиво.

Правило № 5. Самое основное – это анализ, системное обдумывание и усвоение прочитанного с целью практического использования в будущем. Знания должны превращаться в убеждения.

Правило № 6. При чтении рекомендованной литературы надо делать краткую запись усвоенного.

Правило № 7. Самоконтроль и закрепление учебного материала.

Осуществлению внеаудиторной самостоятельной работе способствуют консультации и коллоквиумы (собеседования). Они обеспечивают непосредственную связь между студентом и преподавателем (по ним преподаватель судит о трудностях, возникающих у студентов в ходе учебного процесса, о степени усвоения предмета, о помощи, какую надо указать, чтобы устранить пробелы в знаниях); они используются для осуществления контрольных функций.

Особенность коллоквиумов в отличие от консультаций состоит в том, что они проводятся не более двух-трех раз в семестр с каждой студенческой группы с целью выяснения уровня знаний студентов по заранее определенной теме занятия. В соответствии с кафедральным расписанием учебных консультаций по земельному праву два основных ее вида: текущие и предэкзаменационные Но есть и другие виды – консультации для подготовки реферата, контрольной работы, научного доклада, которые в свою очередь бывают как групповые, так и индивидуальные.

В течение семестра не реже одного-двух раз в неделю проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, т.е. отработать учебный материал, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, нравственного), рожденные в результате активной самостоятельной работы, осмысления прочитанной лекции, обсуждения вопросов темы на семинаре. Стремление студента более глубоко усвоить наиболее сложные и спорные положения темы, как правило, способствует возникновению у него вопросов, требующих разрешения на консультации.

 

1.3. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе

Сами по себе учебные занятия в вузе, как бы они хорошо ни проводились, не могут обеспечить высокого качества подготовки юриста отвечающего тем требованиям, которые предъявляют в настоящее время социальные и экономические реалии. Самостоятельная работа студента должна выражаться в активных формах и методах обучения, в единстве учебно-воспитательной и научно-производственной работы, в сотрудничестве студента с преподавателем.

Как построить свои самостоятельные занятия по курсу земельного права, чтобы они с самого начала обучения в вузе шли успешно? Всякая учеба требует много времени, труда и терпения, но трудности эти, безусловно, преодолимы, надо лишь, чтобы студент с первых же дней занятий со всей серьезностью отнесся к поставленной задаче.

В процессе обучения бывают, конечно, и неудачи. Иногда студент не сразу может разобраться в сложных вопросах земельного права, но вместо того, чтобы еще раз внимательно прочитать материал, терпеливо посидеть над книгой, постараться вникнуть в существо вопроса, теряется и откладывает книгу в сторону. Еще одна-две такие неудачи, обычно из-за отсутствия терпения и настойчивости, и студент постепенно перестает работать над учебным материалом, не выполняет письменных работ в срок, не сдает экзаменов; отсюда все нежелательные последующие результаты.

Успех учебы студента зависит от того, насколько правильно он организует работу над учебным материалом, насколько успешно сочетает лекции с практической занятиями и самостоятельной работой. В целях более правильной организации самостоятельной работы по курсу земельного права студенту предлагается ряд рекомендаций, которые необходимо внимательно изучить и использовать с первых же дней обучения в Академии. Получив задание и разобравшись в нем, студент обязан принять меры к обеспечению себя необходимыми учебными пособиями: литературой, нормативно-правовыми актами и т.д. Важно к обеспечению себя пособиями приступить своевременно, т.е. немедленно после получения задания или окончания аудиторных занятий. В указанное время студент может посетить научную библиотеку, учебно-методический кабинет кафедры, читальный зал и справиться об их наличии и при возможности получить их. Нельзя откладывать эти меры на канун занятий, ибо к этому времени литература может быть разобрана.

В последние годы в вузах страны получили широкое распространение электронные базы данных, призванные помочь научному и учебному процессу. В Академии права существуют справочно-правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант плюс», «Эталон», которые содержат нормативно-правовые акты РФ. Кроме того, существует программа «Библиотека», представляющая собой электронный каталог (ведется с 1997 г.). Он состоит из двух разделов: книги и журнальные статьи. Поиск необходимой информации осуществляется по автору (коллективу авторов), заглавию, предметной рубрике и ключевым словам.

Среди всех учебных пособий для подготовки к практическим занятиям особое место занимаю конспекты лекций. Их наличие – непреложное условие всякой самостоятельной работы. Они вводят в курс подлежащей изучению темы и часто содержат обстоятельное разрешение самых актуальных практических вопросов. В отличие от всех других учебных пособий конспекты лекций характеризуются новизной материала специально предназначенного для аудиторных занятий. Студент обязан иметь конспекты лекций, если он серьезно намерен приобрести глубокие знания по юридической специальности.

Особое внимание при организации самостоятельной работы следует уделить планированию подготовки. Практика показывает, что для самостоятельной подготовки к одному занятию по земельному праву требуется несколько часов при самом уплотненном режиме работы, что в принципе и спланировано кафедрой по учебно-тематическому плану. Выделение такого количества свободного от всяких других занятий времени может быть обеспечено путем правильного планирования. Планирование – важный фактор организации самостоятельной работы. Оно, во-первых, позволяет видеть перспективу работы, выявлять, распределять время и использовать его по своему усмотрению. Во-вторых, оно дисциплинирует, подчиняет поведение студента целям учебы. В связи с этим обязательно следует планировать свою самостоятельную работу в пределах недели. В плане предусмотреть все виды самостоятельной работы, поручения деканата, время их выполнения. После того, как составлен план, его следует строго выполнять. Всякие отступления от него по существу будут означать ликвидацию принятого плана и внесение стихийности в работу.

Говоря о планировании, необходимо обратить внимание на следующее:

-- Подготовка к практическому занятию может быть проводится накануне или в течение нескольких дней, предшествующих занятию.

-- Желательно, чтобы подготовка к занятию по финансовому праву намечалась на один день. Это позволяет сосредоточить свое внимание на заданной теме и сохранить в памяти более ясное о ней представление.

-- Нельзя планировать подготовку только на канун занятий, ибо такая подготовка может быть сорвана из-за непредвиденных обстоятельств.

-- Основная часть задания должна быть выполнена за несколько дней до занятия, другая часть в любой день, в который по плану выделено время.

Отметим, что правильно учитывая в течение недели свое время и распределяя его в соответствии с расписанием занятий, студент при строгом соблюдении намеченного плана сможет выделить достаточное количество часов для самостоятельной работы над предметом земельное право.

 

2. Комплекты заданий для контрольных работ и методические рекомендации к ним

2.1. Комплекты заданий для контрольных работ для студентов заочной формы

Обучения

Контрольная работа является одной из форм текущего контроля знаний студентов, требующей серьезной подготовки. Студент выполняет контрольную работу организованно, целеустремленно и вдумчиво.

Назначение контрольной работы состоит в проверке усвоения и уяснения материала конкретной темы (или тем) изучаемого курса. Контрольная работа дается в качестве домашнего задания, может и должна включать элементы творческого поиска, с широким использованием источников как теоретической (учебники, пособия, монографии, статьи), так и практической (обзоры законодательства, судебной и иной правоприменительной практики, анализ конкретных ситуаций и т. п.) направленности.

Контрольная работа включает письменную работу над избранной темой и письменное выполнение практического задания. Итоговый объем контрольной работы не превышает 10 страниц.

Если преподаватель не распределил варианты, распределение производится следующим образом. Студенты, фамилии которых начинаются на буквы:

«А» - «Б» выполняют вариант №1

«В» - «Г» выполняют вариант №2

«Д» - «Е» выполняют вариант №3

«Ж» - «З» выполняют вариант №4

«И» - «К» выполняют вариант №5

«Л» - «М» выполняют вариант №6

«Н» - «О» выполняют вариант №7

«П» и «Р» выполняют вариант №8;

«С» и «Т» выполняют вариант №9;

«У» и «Ф» выполняют вариант №10;

«Х» и «Ц» выполняют вариант №11;

«Ч» и «Ш» выполняют вариант №12;

«Щ» и «Э» выполняют вариант № 13;

«Ю» и «Я» выполняют вариант № 14.

Студент руководствуется и пользуется:

- учебно-тематическим планом;

- структурой и содержанием учебного курса;

- рекомендованной по курсу основной и дополнительной литературой;

- рекомендованными по курсу нормативными правовыми актами;

- иными доступными материалами и образовательными технологиями.

Не допускается использование нормативных и аналитических материалов, устаревших в связи с отменой, прекращением действия или изменением соответствующих федеральных законов и других актов действующего законодательства. Студенту настоятельно рекомендуется тщательно проверять используемые источники на актуальность. В случае если необходимо сослаться на нормативный правовой акт, утративший силу или претерпевший изменения, студент делает об этом отметку.

Независимо от варианта контрольной работы студент должен стремиться излагать свой ответ последовательно и аргументированного. Ссылки на действующее законодательство обязательны. Рекомендуется выполнять работу собственноручно, писать разборчиво. По согласованию с преподавателем работа может быть распечатана. Не допускается представление в качестве своей контрольной работы чужих материалов из сети Интернет.

 

Вариант 1

Задача 1.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.

Открытое акционерное общество «Энергомаш» (далее - Общество) неоднократно обращалось в Департамент недвижимости Администрации с заявлением о предоставлении в собственность за плату принадлежащего Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 8 га, с определенным кадастровым номером.

Департамент недвижимости Администрации предлагал Обществу заявить отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и предоставить документы, подтверждающие право собственности на расположенные на земельном участке объекты недвижимости.

Полагая бездействие Департамента недвижимости, выразившееся в уклонении от предоставления в собственность спорного земельного участка, незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Заявитель также просил обязать Департамент недвижимости Администрации принять решение предоставить в собственность за плату названный земельный участок.

Правомерны ли требования Департамента недвижимости?

Может ли отсутствие на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, служить препятствием для переоформления им права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности?

Решите дело в соответствии с действующим законодательством.

Задача 2.

Глебову В.А. в пожизненное наследуемое владение в 1994г. был предоставлен участок земли площадью 10 гектаров для организации крестьянского хозяйства рыбоводческого направления, а также разрешено строительство проточного пруда на данном земельном участке.

Право пожизненного наследуемого владения Глебова В.В. на земельный участок общей площадью 10 гектаров было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем была сделана соответствующая запись и выдано свидетельство.

В течение длительного времени пруд функционировал и использовался для разведения рыбы.

В 2004 году крестьянское хозяйство Глебова В.А. было ликвидировано. Глебов В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Предприниматель в 2006 году обратился в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о государственной регистрации права собственности на пруд.

Уведомлением от 30 июня 2006г. государственная регистрация была приостановлена, а решением от 31 июля 2006г. регистрационная служба отказала в государственной регистрации права собственности на основании того, что 1) пруд находится на земельном участке, находящемся в государственной собственности, поскольку собственность на данный земельный участок предпринимателем оформлена не была; 2) указанный пруд не является замкнутым (непроточным) объектом, и в силу статьи 40 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года не может находиться в частной собственности; 3) законодательство, действовавшее на момент создания пруда, не регламентировало порядок нахождения таких объектов в собственности граждан и юридических лиц.

Правомерны ли действия Регистрационной службы?

Можно ли применить положения статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006г. № 74-ФЗ к данному спору?

Составьте юридическое заключение по каждому основанию для отказа в государственной регистрации права собственности на пруд.

Рекомендуемая литература:

Земельное право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2009. – 400с.

Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2008.

Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учебник для вузов. М.: КноРус, 2008.

Земельное право. Учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова. М.: Проспект, 2008.

Земельное право: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Чубукова. М., 2008.

Краснов О.И. Земельное право / О. И. Краснов. – М.: Юристъ, 2007.

Сухова Е.А. Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2007.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейным материалом и судебной практикой / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт-Издат, 2006.

Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В., Семкина О.Ф. Управление земельными ресурсами. – СПб., 2005.

Гребенков А.И. Правовые основы платы за землю в России: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Н.Т. Разгельдеева. – Саратов: ГОУ ВПО «СГАП», 2004. – 116с.

Земля и право. Сборник нормативных актов. Под ред. В.Х. Улюкаева. М.: Былина, 2004.

Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 2004.

Чмыхало Е.Ю. Земельное право. Общая часть: Учебное пособие / Под ред. К.Г. Пандакова. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.

Краснова И.О. Земельное право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2003.

Комов Н.В., Родин А.З., Алакоз В.В. Земельные отношения и землеустройство в России. М., 1995.

Общая теория советского земельного права / Отв. ред. Т.А. Аксененок, И.А. Иконицкая, Н.И. Краснов. М.: Наука, 1983

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // КонсультантПлюс.

ФЗ от 24 июня 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

ФЗ от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

ФЗ от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ФЗ от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3597.

Указ Президента РФ от 12 мая 2008г № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»

Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 г. №945 «О государственной кадастровой оценке земель»

Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2002г. № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006г №689 «О государственном земельном контроле»

Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков (утверждены распоряжением Минимущества РФ от 6 марта 2002г. №586-р).

Методические рекомендации по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков (утверждены распоряжением Минимущества РФ от 10 апреля 2003г. №1102-р).

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

 

Вариант 2

Задача 1.

 

Согласно распоряжению Территориального управления Росимущества по Московской области при приватизации федерального государственного унитарного предприятия в уставной капитал образуемого открытого акционерного общества был включен земельный участок, расположенный в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Царицыно».

Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу об освобождении земельного участка.

Решением Арбитражного суда города Москвы обязал ОАО освободить самовольно занимаемый земельный участок. При этом суд исходил из недоказанности ответчиком наличия правоустанавливающих документов на земельный участок и пришел к выводу об отсутствии у него законных оснований на занятие спорного земельного участка.

Постановлением девятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда города Москвы отменено, при этом суд исходил из того, что доказательств принадлежности земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Царицыно» городу Москве не представлено. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

 

Какой порядок приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий?

Может ли осуществляться приватизация особо охраняемых природных территорий в составе имущественных комплексов унитарных предприятий?

В каких случаях допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности?

Определите правовой режим особо охраняемой природной территории Природно-исторический парк «Царицыно».

Какое решение будет принято Арбитражным судом города Москвы?

 

Задача 2.

Индивидуальный предприниматель В. обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об оспаривании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю (далее – Управление Госимущества) о предоставлении в бессрочное (постоянное) пользование федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Дальневосточный гидромелиоративный колледж» земельного участка площадью 2165 кв.м.

Как следует из материалов дела, предприниматель В. является собственником нежилых помещений в г. Уссурийске и обратился в Администрацию г. Уссурийска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения административно-производственной пристройки к части здания. Однако предпринимателю В. отказано в согласовании места размещения объекта и предоставлении в аренду земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок уже находится в пользовании Колледжа.

При этом оспариваемым решением Управления Госимущества земельный участок общей площадью 2165 кв.м. был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ СПО «Дальневосточный гидромелиоративный колледж». Решение было принято на основании того, что земельный участок по улице Советской угол Октябрьской, квартал 44, площадью 2000 кв.м. предоставлен в 1965 г. Главному управлению по мелиорации земель и строительству совхозов под строительство мелиоративного политехнического техникума и общежития (в настоящее время - ФГОУ СПО "Дальневосточный гидромелиоративный колледж"), что подтверждается архивными материалами. Однако, учитывая, что колледж в 1999 г. начал строительство учебно-тренировочного центра, для дальнейшего его расширения и создания учебно-тренировочного полигона Управление на основании представленного кадастрового плана предоставило участок уже площадью 2165 кв.м.

Каков порядок предоставления земельных участков для строительства?

Решите дело в соответствии с действующим земельным законодательством.

Рекомендуемая литература:

Земельное право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2009. – 400с.

Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2008.

Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учебник для вузов. М.: КноРус, 2008.

Земельное право. Учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова. М.: Проспект, 2008.

Земельное право: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Чубукова. М., 2008.

Краснов О.И. Земельное право / О. И. Краснов. – М.: Юристъ, 2007.

Сухова Е.А. Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2007.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейным материалом и судебной практикой / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт-Издат, 2006.

Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В., Семкина О.Ф. Управление земельными ресурсами. – СПб., 2005.

Гребенков А.И. Правовые основы платы за землю в России: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Н.Т. Разгельдеева. – Саратов: ГОУ ВПО «СГАП», 2004. – 116с.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.21.4.239 (0.035 с.)