Организация работы с неплатежными и сомнительными банкнотами национального банка республики Беларусь и иностранной валютой, вызывающими сомнение в их подлинности и платежности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы с неплатежными и сомнительными банкнотами национального банка республики Беларусь и иностранной валютой, вызывающими сомнение в их подлинности и платежности



9.1. При приеме и обработке денежной наличности кассовые работники обязаны проверять ее подлинность и платежность.

9.2. Кассовые работники обязаны знать:

отличительные признаки видов печати, применяемых при изготовлении банкнот;

основные элементы защиты банкнот от подделки;

возможные способы подделки банкнот, способы имитации элементов защиты банкнот и методы их определения;

возможные изменения внешнего вида банкнот вследствие воздействия на них различных факторов в процессе обращения;

порядок применения технических средств контроля.

9.3. Для обеспечения качества проверки банкнот на подлинность и платежность кассовые работники обязаны использовать технические средства контроля, которые обеспечивают возможность визуальной проверки банкнот в отраженном (в том числе косо падающем) и проходящем световом потоке, с увеличением не менее 10 крат, проверку в ультрафиолетовых лучах и инфра­красном диапазоне спектра, а также контроль магнитных меток. Перед началом работы кассовые работники должны убедиться в исправной работе технических средств контроля, а в случае их неудовлетворительной работы поставить об этом в известность руководителя службы кассовой работы.

9.4. При определении подлинности наличных белорусских рублей и иностранной валюты кассовые работники руководствуются требованиями законодательства Республики Беларусь, справочной и методической литературой по определению подлинности денежных знаков, информацией, размещенной на официальных сайтах Национального банка Республики Беларусь и банков-эмитентов в глобальной компьютерной сети Интернет, официальными материалами и оперативной информацией органов внутренних дел, а также локальными нормативными правовыми актами банка.

9.5. Банкноты, когда их платежность установить на месте не представляется возможным, могут приниматься на инкассо: банкноты иностранной валюты согласно требованиям Порядка № 29.17 [20], банкноты Национального банка Республики Беларусь согласно требованиям Инструкции № 211 [2].

9.6. При выявлении сомнительной банкноты Национального банка Республики Беларусь (банкноты в иностранной валюте) кассовый работник (контролер кассы пересчета) по имеющимся каналам связи ставит об этом в известность руководителя службы кассовой работы, который сообщает о данном факте в территориальные органы внутренних дел. При выявлении сомнительной банкноты Национального банка Республики Беларусь в составе проинкассированной денежной выручки кассовый работник составляет акт на препроводительной ведомости ф. 005 (препроводительной ведомости и квитанции ф. 006), при выявлении сомнительной банкноты в иностранной валюте – акт на препроводительной ведомости ф. 007. В акте указываются номинал, серия и номер сомнительной банкноты Национального банка Республики Беларусь (наименование иностранной валюты, номинал, год выпуска серии, серия и номер сомнительной банкноты, а для долларов США дополнительно указываются номера клише лицевой и оборотной сторон). Акт подписывается кассовым работником и контролером, в случае необходимости на нем делается отметка о передаче сомнительной банкноты территориальным органам внутренних дел за подписью руководителя службы кассовой работы.

При обнаружении сомнительных банкнот при полистном пересчете денежной наличности из пачек, сформированных кассовыми работниками банка и (или) других банков, составляется акт о недостаче (излишке) ф. 123.

Ежемесячно информацию по выявленным сомнительным банкнотам департамент по работе с ценностями представляет в управление контроля и оценки банковских рисков в соответствии с локальными нормативными правовыми актами банка.

9.7. Определение платежности и обмен банкнот Национального банка Республики Беларусь осуществляются согласно требованиям Инструкции № 211 [2].

 

ХРАНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

10.1. Ценности операционной кассы учреждения банка хранятся в кладовой, ценности отделений, операционных отделов, обменных пунктов, вечерней кассы, кассы пересчета – в хранилище.

Вход в кладовую (хранилище) разрешается только лицам, ответственным за сохранность ценностей. Допуск в кладовую (хранилище) других работников учреждения банка, подразделения учреждения банка осуществляется только с разрешения руководителя учреждения банка (заместителя руководителя, направляющего деятельность службы кассовой работы) и обязательно в присутствии лиц, ответственных за сохранность ценностей, в соответствии с действующими в учреждении банка правилами организации пропускного режима.

10.2. Внутри кладовой (хранилища) ценности могут храниться в сейфах, металлических шкафах или на металлических стеллажах, в тележках, контейнерах при условии, если такие стеллажи, контейнеры имеют решетки и запираются заведующим кассой на замок.

Ключи от сейфов, металлических шкафов, металлических стеллажей, тележек, контейнеров, которые находятся внутри кладовой (хранилища) и предназначены для хранения ценностей, должны находиться в кладовой (хранилище) в индивидуальном сейфе заведующего кассой, закрывающемся на ключ.

10.3. В кладовой (хранилище) раздельно хранятся:

белорусские рубли;

иностранная валюта, платежные документы в иностранной валюте;

мерные слитки драгоценных металлов;

драгоценные камни в виде аттестованных бриллиантов;

ценные бумаги;

бланки строгой отчетности, в том числе бланки ценных бумаг;

иные ценности.

При размещении в кладовой в двух и более сейфах, металлических шкафах, контейнерах, на стеллажах, тележках одного и того же вида ценностей и того же достоинства по каждому такому сейфу, металлическому шкафу, контейнеру, стеллажу, тележке составляется опись учета ценностей (приложение 9 к настоящей Инструкции) (далее – опись учета ценностей). Описи учета ценностей подписываются заведующим кассой и хранятся в сейфах, металлических шкафах, контейнерах, на стеллажах, тележках вместе с ценностями или в отдельной папке в кладовой. После каждого вложения или изъятия ценностей из кладовой лица, ответственные за сохранность ценностей, обязаны проверить и убедиться, что фактическое наличие ценностей в кладовой соответствует данным описи учета ценностей с учетом вложенных или изъятых ценностей.

10.4. Годные к обращению наличные белорусские рубли хранятся отдельно от ветхих банкнот.

Полные пачки с наличными белорусскими рублями в упаковке учреждения банка (подразделения учреждения банка) хранятся без полистного пересчета не более двух лет со дня их формирования, в упаковке банков Республики Беларусь – не более трех месяцев со дня их формирования.

Полные и неполные пачки с наличной иностранной валютой и монеты в упаковке учреждения банка (подразделения учреждения банка) хранятся раздельно по наименованиям валюты, а внутри каждой валюты – по достоин­ству без полистного (поштучного) пересчета не более двух лет со дня их формирования, в упаковке других банков – не более трех месяцев со дня их формирования.

Пачки, состоящие из неполных корешков иностранной валюты, могут храниться в течение трех месяцев без полистного пересчета.

Мерные слитки драгоценных металлов и драгоценные камни в виде аттестованных бриллиантов хранятся в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Ценные бумаги хранятся упакованными в пачки по наименованиям, а также по выпускам и достоинствам (в случае их наличия).

Бланки строгой отчетности хранятся упакованными по их видам в пачки, бланки ценных бумаг – по наименованиям, а также по выпускам и достоинствам (в случае их наличия).

Бланки строгой отчетности, ценные бумаги и бланки ценных бумаг в упаковке учреждения банка (подразделения учреждения банка) могут храниться без полистного пересчета не более двух лет со дня их формирования.

Пачки с бланками строгой отчетности, полученные от фабрик-изготовите­лей, могут храниться в кладовой не более десяти рабочих дней, после чего должны быть вскрыты, а бланки пересчитаны. По мере вскрытия кассовым работником отдельных пачек с бланками строгой отчетности, сброшюрован­ными в книжки, обязательно проверяется количество книжек в каждой пачке, количество листов в каждой книжке и последовательность их номеров.

Памятные монеты Национального банка Республики Беларусь, монеты из драгоценных металлов иностранных государств, имеющие нумизматическую ценность, в упаковке учреждения банка (подразделения учреждения банка) хранятся без поштучного пересчета не более двух лет со дня их формирования.

Иные ценности хранятся упакованными по их видам в пачки.

10.5. Ценности, принятые на банковское хранение, хранятся разложен­ными по датам в порядке поступления, а внутри одной даты – в порядке номеров ценностей. К упаковке с ценностями по каждому владельцу прикреп­ляется ярлык – третий экземпляр комплекта внебалансового ордера ф. 105.

10.6. Ценности выносятся из кладовой (хранилища) для осуществления расходных операций, для их обработки при проведении ревизии ценностей только в помещение кассового узла.

10.7. При приеме ценностей в кладовую (хранилище) лица, ответственные за сохранность ценностей, проверяют ценности в порядке, изложенном в пункте 3.2 настоящей Инструкции.

10.8. Аналитический учет остатков ценностей операционной кассы, находящихся в кладовой, ведется в книге учета ф. 007, книге учета ф. 119. Листы в указанных книгах должны быть пронумерованы, прошнурованы, а последний лист подписан руководителем учреждения банка (заместителем руководителя, направляющим деятельность службы кассовой работы) и главным бухгалтером (лицом, им уполномоченным) (в ОПЕРУ – руководителем ОПЕРУ (заместителем руководителя, направляющим деятельность службы кассовой работы)) и скреплен печатью учреждения банка.

Если ведение книги учета ф. 119, книги учета ф. 007 ведется в электронном виде с использованием компьютерного оборудования и соответствующего программного обеспечения, то в конце рабочего дня листы указанных книг выводятся заведующим кассой на печать, подписываются лицами, ответственными за сохранность ценностей, и подшиваются в отдельное дело, которое хранится в кладовой. По окончании календарного года листы данных книг брошюруются в хронологическом порядке, последний лист заверяется руководителем учреждения банка (заместителем руководителя, направляющим деятельность службы кассовой работы) и главным бухгалтером (лицом, им уполномоченным) (в ОПЕРУ последний лист заверяется руководителем ОПЕРУ (заместителем руководителя, направляющим деятельность службы кассовой работы), в ЦБУ – директором ЦБУ) и скрепляется печатью учреждения банка.

Если операции с иностранной валютой не совершались, остатки на следующий рабочий день в книге учета ф. 119 не выводятся.

В книге учета ф. 119, книге учета ф. 007 производятся записи общих остатков ценностей по каждому счету на каждый рабочий день до закрытия кладовой.

Наличная иностранная валюта учитывается по каждому наименованию валюты с указанием общей суммы остатка по данному наименованию валюты, а платежные документы – по их видам и наименованиям валют.

Правильность остатков ценностей, выведенных в книге учета ф. 119 и книге учета ф. 007, ежедневно удостоверяется подписями лиц, ответственных за сохранность ценностей. Исправления сумм остатков ценностей должны осуществляться путем зачеркивания всей суммы и написания новой, а также заверяться подписями тех же лиц.

10.9. Книга учета ф. 119, книга учета ф. 007 в течение рабочего дня хранятся у заведующего кассой, а по окончании рабочего дня – в кладовой.

10.10. Кладовая (хранилище) открывается и закрывается не менее чем на два ключа, первый из которых находится у заведующего кассой.

10.11. В отделениях с тремя и более работниками ключи от хранилища могут распределяться следующим образом:

у старшего кассира по смене, принявшего ценности, находится ключ от одного из замков наружной двери хранилища и ключ от решетчатой двери (внутренней камеры сейфа);

от второго замка наружной двери в обращении находятся два ключа, которые распределяются между другими работниками, выполняющими обязанности старшего контролера по смене. Накануне своего выходного дня старший кассир по смене передает ключи кассовому работнику, заступающему на смену, под роспись в журнале регистрации передачи печатей, ключей ф. 001.

Запрещается нахождение в отделении в течение рабочего дня одновременно двух ключей от второго замка наружной двери хранилища. В случае возникновения такой ситуации два ключа должны находиться у лица, выполняющего в этот день функции старшего контролера по смене.

10.12. Перед открытием кладовой (хранилища) лица, ответственные за сохранность ценностей, должны проверить не имеют ли двери, замки, приваренные к двери ушки, через которые продевается шпагат, шпагат и печати, одноразовый пломбирующий материал повреждений, после чего расписаться в журнале сдачи под охрану (из-под охраны) ф. 008 или (при наличии круглосуточного поста охраны – в присутствии работника охраны) в контрольном журнале приема под охрану и сдачи из-под охраны кладовых, сейфов и других хранилищ (приложение 10 к настоящей Инструкции) (далее – контрольный журнал), в котором работник охраны расписывается за его сдачу.

Дощечка с оттисками печатей срезается путем разрезания одного оборота шпагата. Оттиски печатей уничтожаются только после осмотра кладовой (хранилища).

В случае повреждений замков, дверей, шпагата, печатей или одноразового пломбирующего материала, при наличии подозрений в попытке проникнуть в кладовую (хранилище) об этом немедленно составляется акт, который подписывается лицами, ответственными за сохранность ценностей, и работником централизованной охраны, принимаются необходимые меры на месте, а также сообщается руководителю учреждения банка для принятия решения о проведении ревизии ценностей, при необходимости сообщается в территориальные органы внутренних дел.

10.13. В течение рабочего дня кладовая (хранилище) должна быть закрыта на ключи, а по окончании рабочего дня опечатана печатями лиц, ответственных за сохранность ценностей, или опломбирована одноразовым пломбирующим материалом.

Опечатывание кладовой (хранилища) осуществляется сургучными печатями или одноразовым пломбирующим материалом непосредственно заведующим кассой в присутствии остальных лиц, ответственных за сохранность ценностей. Первой ставится печать заведующего кассой. Шпагат целый, без узлов, пропускается в ушки двери кладовой (хранилища) таким образом, чтобы дверь не могла быть открыта без повреждения шпагата и печатей (в учреждениях банка и подразделениях учреждения банка, в которых имеется круглосуточный пост охраны, опечатывание производится в присутствии работника охраны). Работник охраны сверяет оттиски печатей с их образцами, обращая внимание на целостность шпагата, идентификационный номер одноразового пломбирующего материала, сверяет с номером, указанным в контрольном журнале, и расписывается в контрольном журнале в приеме кладовой (хранилища).

Контрольный журнал хранится у заведующего кассой.

Образцы оттисков печатей, применяемых для опечатывания кладовой (хранилища), вручаются работнику охраны с оформлением расписки в их получении, которая хранится у руководителя учреждения банка.

10.14. Если кладовая (хранилище) оборудована специальной сертифици­рованной бронированной дверью с кодовыми замками и его охранная сигнализация сдается на пульт централизованной охраны, разрешается не опечатывать ее сургучом или одноразовым пломбирующим материалом.

10.15. В учреждениях банка и подразделениях учреждения банка, охрана и снятие с охраны которых осуществляются с помощью технических средств охраны (путем сдачи на пульты централизованного наблюдения, автономными техническими средствами охраны и др.) при отсутствии круглосуточного поста охраны, ведется журнал сдачи под охрану (из-под охраны) ф. 008.

При сдаче подразделения учреждения банка под централизованную охрану (из-под охраны) с помощью электронного ключа и расположенной снаружи здания выносной панели запись в журнале сдачи под охрану (из-под охраны) ф. 008 не производится.

В случае сдачи кладовой (хранилища) с помощью электронного ключа и расположенной внутри здания выносной панели в журнале сдачи под охрану (из-под охраны) ф. 008 заполняются соответствующие графы.

В подразделениях учреждения банка, оборудованных автономной сигнализацией, в журнале сдачи под охрану (из-под охраны) ф. 008 заполняются соответствующие графы.

10.16. Проверка исправности кнопки тревожной сигнализации производится ежедневно в начале рабочего дня и в конце обеденного перерыва до начала работы с клиентами.

При работе учреждений банка и подразделений учреждения банка без обеденного перерыва проверку исправности кнопки тревожной сигнализации допускается осуществлять один раз ежедневно в начале рабочего дня до начала работы с клиентами. При круглосуточном режиме работы – каждый раз в начале новой смены до начала работы с клиентами, а также в конце обеденного перерыва и до начала работы с клиентами.

Результаты проверок, а также записи о неисправностях и срабатываниях охранно-пожарной сигнализации отражаются в журнале сдачи под охрану (из‑под охраны) ф. 008.

10.17. Обеспечение сохранности ценностей, находящихся в подотчете у кассовых работников подразделений учреждений банка.

10.17.1. Во время рабочего дня ценности, полученные кассовым работником в подотчет, хранятся на его рабочем месте в индивидуальном сейфе, закрытом на ключ. Кассовым работникам запрещается оставлять ключи в замочных скважинах индивидуальных сейфов. Ценности, необходимые для текущих операций по обслуживанию клиентов в течение рабочего дня, могут находиться в ящике стола, закрывающемся на ключ.

10.17.2. С целью информирования о наличии лотерейных билетов по их наименованиям и тиражам лотерейные билеты могут находиться на рабочем месте кассового работника в доступном для обозрения клиентами месте, исключающем возможность их хищения. При временном отсутствии кассовых работников на рабочем месте, а также во время технического или обеденного перерыва лотерейные билеты хранятся в индивидуальном сейфе, закрытом на ключ.

10.17.3. Во время обеденного перерыва, когда все кассовые работники покидают помещение кассового узла, то независимо от наличия милицейского либо ведомственного поста охраны, кладовая (хранилище) на время отсутствия работников сдается под охрану следующим порядком:

при наличии централизованной милицейской охраны – на пульт централизованного наблюдения;

в иных случаях – включается автономная сигнализация, при этом также закрываются на запоры все двери и окна помещения подразделения учреждения банка.

10.17.4. На время обеденного перерыва (в случае установленного для всех работников общего обеденного перерыва) кассовые работники, которые остаются в помещении кассового узла, не сдают хранилище на пульт централизованного наблюдения подразделения «Охрана» независимо от наличия либо отсутствия милицейского или ведомственного поста. При этом кассовые работники должны убедиться, что входные двери в кассовый узел, а также окна находятся в запертом состоянии. Один из кассовых работников обязан находиться в непосредственной близости от кнопки тревожной сигнализации и быть в постоянной готовности привести (при необходимости) ее в действие. Ценности, находящиеся в подотчете у кассовых работников, кассовые документы, пломбиры, печати, штампы, одноразовые пломбирующие материалы, нумераторы и клише хранятся на их рабочих местах в индивидуальном сейфе, закрытом на ключ.

10.17.5. Кассовые работники, находящиеся во время технического или обеденного перерыва (в случае установленного для работников обеденного перерыва по скользящему графику) в помещении кассового узла или за пределами кассового узла, хранят ценности, полученные ими в подотчет, кассовые документы, пломбиры, печати, штампы, одноразовые пломбирующие материалы, нумераторы и клише на своем рабочем месте в индивидуальном сейфе, закрытом на ключ.

10.17.6. В подразделении учреждения банка, в котором организовано одно рабочее место, при временном отсутствии (технический или обеденный перерыв) кассовый работник вносит ценности в хранилище, которое сдается под охрану. Кассовые документы, пломбир, печати, штампы, одноразовые пломбирующие материалы, нумераторы и клише кассовый работник закрывает на ключ в индивидуальный сейф на своем рабочем месте.

10.18. Обеспечение сохранности ценностей, находящихся в хранилищах, путем их страхования.

Целесообразность обеспечения сохранности ценностей, находящихся в хранилищах, банкоматах, инфокиосках, путем их страхования согласовывается со службой безопасности учреждения банка, в структуру которого входит данное подразделение учреждения банка, и определяется исходя из:

их уязвимости к воздействию злоумышленников (отделения в сельской местности и т.д.);

факторов, способствующих преступным проявлениям (удаленность от оживленных мест, недостаточная освещенность местности и т.п.);

состояния технической укрепленности объектов;

наличия ценностей в нерабочее время;

состояния средств сигнализации;

экономической выгоды использования такого способа обеспечения сохранности ценностей в сравнении с другими вариантами (выставлением поста охраны, с помощью пультов (систем) централизованного наблюдения и др.).

Суммы застрахованных ценностей оговариваются приказом по учреждению банка, который доводится до подразделений учреждения банка.

 

РЕВИЗИЯ ЦЕННОСТЕЙ

11.1. Ревизия ценностей, находящихся в кладовой (хранилище), и проверка порядка их хранения проводятся:

ежегодно по состоянию на 1 января нового года;

не реже одного раза в квартал (внезапная ревизия);

при смене руководителя банка, учреждения банка, главного бухгалтера и лиц, ответственных за сохранность ценностей;

при временной смене лиц, ответственных за сохранность ценностей;

в других случаях – по распоряжению Председателя Правления банка, начальника филиала-областного (Минского) управлений.

11.2. Ревизия ценностей проводится составом лиц не менее трех человек (один из которых является руководителем ревизии), назначаемых приказом по учреждению банка. К проведению ревизии ценностей привлекаются подготовленные работники, не связанные с выполнением операций с ценностями, от которых приняты зачеты по знанию требований Инструкции № 211 [1], настоящей Инструкции, иных нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов банка по организации работы с ценностями.

11.3. Допускается ревизию ценностей (включая на 1 января) отделений, операционных отделов со штатной численностью не более пяти человек проводить одним представителем учреждения банка, назначенным приказом по учреждению банка.

В отделении, операционном отделе со штатной численностью шесть и более человек допускается проведение ревизии ценностей по состоянию на 1 января комиссией составом лиц не менее трех человек, назначенной приказом по учреждению банка, в которую входит один представитель учреждения банка и работники отделения, операционного отдела, не выполняющие в день проведения ревизии операций с ценностями.

11.4. Ответственность за правильную организацию и выполнение установленных правил проведения ревизий ценностей несет руководитель учреждения банка и руководитель ревизии.

11.5. Проведение ежеквартальных ревизий ценностей планируется таким образом, чтобы соблюдался фактор внезапности.

Ежеквартальная ревизия ценностей может не проводиться в следующих случаях:

когда в данном квартале была проведена ревизия ценностей работниками центрального аппарата банка, филиала-областного (Минского) управления;

когда в данном квартале была уже проведена ревизия ценностей при смене руководителя учреждения банка, главного бухгалтера или лиц, ответственных за сохранность ценностей, а также при временной смене лиц, ответственных за сохранность ценностей.

11.6. Ревизия ценностей операционной кассы учреждения банка проводится в присутствии лиц, ответственных за сохранность ценностей.

При проведении ревизии ценностей в отсутствие одного из лиц, ответственных за сохранность ценностей, об этом делается отметка в акте ревизии ценностей за подписями всех участников ревизии ценностей. До окончания ревизии ценностей подпись за остатки ценностей, отраженные в книге учета ф. 119, книге учета ф. 007, учиняет лицо, ответственное за сохранность ценностей, которое присутствует при проведении ревизии.

11.7. Проводимые ревизии ценностей не должны нарушать обычный ход операций учреждений банка, подразделений учреждения банка.

Ревизия ценностей проводится с проверкой всех ценностей по состоянию на одну и ту же дату и в такой последовательности, которая исключала бы возможность сокрытия хищений и недостач ценностей.

Приступив к ревизии ценностей, ее руководитель опечатывает своей печатью (одноразовым пломбирующим материалом) все кладовые (хранилища) независимо от наличия в них ценностей на момент начала ревизии и берет под свой контроль все ценности.

Также выясняет, не имеется ли денежной наличности и других ценностей, а также сумок с ценностями в вечерней кассе и под ответственностью кассовых работников (инкассаторов), и при наличии – члены ревизии производят их обревизование наряду с другими ценностями.

Невскрытые сумки, находящиеся в вечерней кассе, сверяются комиссией с данными препроводительных ведомостей, журналов учета ф. 143, справок ф. 145, явочных карточек ф. 111.

Сумки с ценностями, находящиеся под ответственностью кассовых работников (инкассаторов), проверяются членами ревизии по надписям на ярлыках к ним, номера сумок сверяются с номерами, указанными в препроводительных ведомостях к сумкам.

При выявлении сумок, имеющих повреждения, с нарушенными пломбами и печатями либо с пломбами и печатями, не соответствующими образцам, сумки вскрываются членами ревизии и находящиеся в них ценности пересчитываются полистно.

До полного обревизования всех ценностей доступ лиц, ответственных за сохранность ценностей, в кладовую разрешается лишь в присутствии руководителя ревизии, причем вложение или изъятие ценностей в этот период производится под его контролем. В тех случаях, когда одновременно в один прием не могут быть обревизованы все ценности, руководитель ревизии после окончания рабочего дня вместе с лицами, ответственными за сохранность ценностей, производит опечатывание кладовой и сдачу ее под централизованную охрану. При опечатывании кладовой сургучом печать руководителя ревизии накладывается на дощечке выше печатей лиц, ответственных за сохранность ценностей. При опечатывании кладовой одноразовым пломбирующим материалом руководителю ревизии не требуется дополнительно опечатывать кладовую одноразовым пломбирующим материалом.

11.8. Если кладовая оборудована специальными сертифицированными бронированными дверями с кодовыми замками и не опечатывается при сдаче ее под охрану, руководитель ревизии ценностей может опечатать своей печатью (одноразовым пломбирующим материалом) все стеллажи, контейнеры, шкафы и сейфы, находящиеся в кладовой, или пользоваться кодом замка на период ревизии. При сдаче кладовой под охрану руководитель ревизии ценностей расписывается в контрольном журнале или журнале сдачи под охрану (из‑под охраны) ф. 008 вместе с лицами, ответственными за сохранность ценностей.

11.9. При ревизии ценностей, связанной со сменой (временной сменой) лиц, ответственных за сохранность ценностей, подписи за остатки ценностей в книге учета ф. 119, книге учета ф. 007 производятся лицами, сдающими ценности, до окончательной их проверки и подписания акта.

11.10. Ревизия ценностей производится в следующем порядке:

наличные белорусские рубли и иностранная валюта проверяются членами ревизионной комиссии по пачкам, корешкам и надписям на накладках, монеты, расфасованные в упаковки, – по надписям на упаковках, а не упакованные в пачки (упаковки) – полистно (поштучно);

ценные бумаги, упакованные по их видам в пачки, проверяются по надписям на накладках;

бланки строгой отчетности, в том числе бланки ценных бумаг, упакованные по видам ценностей в пачки, проверяются по надписям на накладках. Бланки строгой отчетности в дефектной упаковке проверяются полистно;

драгоценные металлы проверяются в порядке, изложенном в разделе 6 Порядка № 18.10 [18];

драгоценные камни проверяются в порядке, изложенном в разделе 5 Инструкции № 138.7 [19];

памятные монеты Национального банка Республики Беларусь, монеты из драгоценных металлов иностранных государств, имеющие нумизматическую ценность, – по надписям на ярлыках;

иные ценности, упакованные в пачки, проверяются по надписям на накладках, а не упакованные в пачки – полистно (поштучно).

Наличные белорусские рубли и иностранная валюта в поврежденной упаковке, пачках с неправильно оформленными накладками, сборных пачках пересчитываются полистно (поштучно). Выдача ценностей кассовым работникам для полистного (поштучного) пересчета и ее обратный прием осуществляются в соответствии с требованиями пунктов 3.1, 3.2 настоящей Инструкции.

11.11. При проведении ревизии ценностей, связанной со сменой руководителя банка, учреждения банка, главного бухгалтера и лиц, ответственных за сохранность ценностей; при ревизии финансово-хозяйственной деятельности учреждения банка; при закрытии филиала и создании на его базе ЦБУ производится сплошной полистный пересчет денежной наличности в белорусских рублях и иностранной валюте, находящейся в кладовой (хранилище), пересчет остальных ценностей допускается производить выборочным полистным (поштучным) пересчетом.

11.12. Допускается при проведении ежеквартальной (внезапной) ревизии не производить пересчет ценностей по пачкам, корешкам, надписям на накладках, которые более 3 месяцев находятся без движения в кладовой (хранилище), при условии, что данные ценности хранятся в закрытых на ключ и опечатанных одноразовым пломбирующим материалом сейфах (стеллажах, металлических шкафах, контейнерах).

Пересчет ценностей производится по ярлыкам, навешенным на сейфы (стеллажи, металлические шкафы, контейнеры), на которых указываются наименование учреждения банка (подразделения учреждения банк), номер одноразового пломбирующего материала, которым опечатаны сейфы (стеллажи, металлические шкафы, контейнеры), наименование ценностей, сумма ценностей по номиналу или в условной оценке, их количество и общая сумма, дата опечатывания сейфов (стеллажей, металлических шкафов, контейнеров), код лиц, ответственных за сохранность ценностей. В акте ревизии учиняется запись о том, что данные ценности пересчитаны по надписям на ярлыках.

Выборочный полистный пересчет указанных ценностей производится:

ежегодно по состоянию на 1 января нового года;

при увольнении лица (лиц), осуществлявшего(их) закрытие сейфа (стеллажей, металлических шкафов, контейнеров) и оформлявшего(их) ярлыки к ним;

в иных случаях по распоряжению руководителя учреждения банка.

11.13. Полистный пересчет ценностей осуществляется кассовым работником в присутствии одного из членов ревизии.

Ревизующий, передавая кассовому работнику банкноты для полистного пересчета, предварительно снимает с корешка бандероль и оставляет ее у себя вместе с частью банкнот для контроля. Кассовый работник, пересчитав ценности, сообщает ее сумму или количество банкнот, к которым ревизующий прибавляет сумму денежной наличности или количество банкнот (листов), оставленных для контроля, и полученный итог сопоставляет с данными бандероли.

При совпадении общей суммы (количества банкнот) оставленные у ревизующего банкноты передаются кассиру для пересчета и формирования корешка в соответствии с требованиями раздела 7 настоящей Инструкции. При несоответствии общей суммы (количества банкнот) ценности должны быть пересчитаны ревизующим, после чего вновь пересчитаны и обандеролены в соответствии с требованиями раздела 7 настоящей Инструкции. Бандероли, верхняя накладка и полиэтиленовый пакет с оттиском клише (обвязка с несрезанной пломбой) от вскрытой пачки должны оставаться у ревизующего до полного пересчета всех ценностей, находящейся в пачке.

При проведении пересчета ревизующий должен обращать особое внимание на следующие возможные нарушения: недостача или излишек банкнот (листов) в корешке; наличие в пачке банкнот других достоинств; на сортировку денежной наличности на годную к обращению и ветхую; соблюдение правил формирования, упаковки ценностей.

Подвергнутые полистному пересчету ценности упаковываются кассовым работником, осуществлявшим ее пересчет, в соответствии с требованиями раздела 7 настоящей Инструкции. На бандеролях и с правой стороны верхней накладки пачки проставляется штамп «Контрольный пересчет».

При обнаружении в ходе ревизии (проверки) ценностей недостачи или излишка ценностей работники учреждения банка руководствуются требова­ниями, изложенными в Методике № 9.7 [5]. Все пачки, сформированные кассовым работником, у которого обнаружены недостача или излишек, подлежат полистному пересчету.

Возмещение ущерба, причиненного учреждению банка, производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

После пересчета ценностей, находящихся в кладовой (хранилище), ревизующие производят сверку оказавшихся в наличии ценностей с данными книги учета ф. 119, книги учета ф. 007 (итогами операционного дня, итогами операционного дня по ценностям) и ежедневного баланса, проверяют, все ли изъятые для ревизии ценности вложены обратно в кладовую (хранилище).

Документы, не проведенные по бухгалтерскому учету, в оправдание остатка операционной кассы не принимаются и считаются недостачей.

11.14. О произведенной ревизии в кладовой (хранилище) по состоянию на 1 января нового года; ежеквартальной; при смене руководителя учреждения банка, главного бухгалтера и лиц, ответственных за сохранность ценностей; при временной смене лиц, ответственных за сохранность ценностей, составляется акт ревизии ценностей за подписями всех работников, проводивших ее, и лиц, ответственных за сохранность ценностей.

11.15. Порядок и сроки составления акта ревизии ценностей, находящихся в хранилище отделения, операционного отдела.

В случае когда при проведении ревизии ценностей, находящихся в хранилище отделения, операционного отдела отсутствует возможность сверить на месте остаток ценностей с данными бухгалтерского учета, в акте ревизии ценностей графа «Наличие по данным бухгалтерского учета» не заполняется. Акт подписывается членами ревизии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, присутствующими при проведении ревизии ценностей. При этом перед подписями производится запись: «Фактическое количество ценностей сверено с итогами операционного дня». Не позднее следующего рабочего дня в учреждении банка производится сверка с данными бухгалтерского учета с заполнением в акте ревизии ценностей графы «Наличие по данным бухгалтерского учета». На акте ревизии ценностей на первой странице производится запись: «С данными бухгалтерского учета сверено, расхождений не установлено (либо установлена недостача, излишек)», проставляются дата проведения сверки с данными бухгалтерского учета и подпись руководителя ревизии (одного из членов ревизии), производившего сверку.

Дата составления акта ревизии ценностей – рабочий день проведения ревизии ценностей в отделении, операционном отделе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.180.141 (0.1 с.)