Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды аудита. Место аудита в системе контроля. Обязательный аудит.

Поиск

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)ПО КУРСУ АУДИТ.

1) Понятие аудиторской деятельности (аудита). Цели аудита и пользователи информации. История возникновения аудита.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Цель: выражение мнения о достоверности финн. отчетности.

Аудитор в переводе – слушающий. Первые аудиторы появились в Англии. Датой рождения аудита принято считать 1844 г. В России должность аудитора была введена Петром I. В России 4,7 тыс. АО. Аудиторов – 23 тыс.. Имеют единый аттестат 3 тыс. В РФ самые крупные игроки – «ФБК», «Росэкспертиза».

 

Виды аудита. Место аудита в системе контроля. Обязательный аудит.

В зависимости от статуса аудитора, который осуществляет аудиторские процедуры, выделяют внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит – часть внутрихозяйственного контроля. Основная задача внутреннего аудита – подготовка информации для руководства компании. Он осуществляется работниками компании.

Внешний аудит является периодичным. Главная задача – выражение достоверности о финн. отчетности. Осуществляется независимыми специалистами.

Исходя из принципа инициативы проведения аудит подразделяется на инициативный (добровольный) или обязательный.

Инициативный аудит – проводится по решению руководства предприятия или учредителей. Основная задача – выявить недостатки в ведении бухг. учета, составлении отчетности, налогообложении, помощь в организации учета и отчетности.

Обязательный аудит – это аудит, который ежегодно обязаны проводить организации или индивидуальные предприниматели, согласно действующему законодательству.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2) ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) организация является кредитной организацией, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, негосударственным пенсионным или иным фондом;

4) объем выручки от продажи продукции организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса превышает 60 млн. рублей;

5) организация представляет и (или) публикует сводную бух. отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

С точки зрения отраслевых особенностей аудит подразделяется:

− на общий аудит;

− аудит страховых организаций;

− аудит банков;

− аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

По периодичности проведения аудиторских проверок выделяют первоначальный и периодический аудит.

Первоначальный аудит означает проведение проверки на предприятии впервые.

Периодический аудит выполняется на предприятии при повторном заключении договора с аудиторской организацией.

С точки зрения применяемых методов различают подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит и аудит, базирующийся на риске.

Подтверждающий аудит подразумевает проверку и подтверждение бух. документов и отчетности.

Системно-ориентированный аудит предполагает аудиторскую экспертизу на основе анализа СВК.

Аудит, базирующийся на риске – концентрация аудиторской работы в областях с высоким риском.

 

Нормативно – правовая база аудиторской деятельности в РФ. Правовые формы предпринимательской деятельности в аудите.

1 уровень - Закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 31.12.2008. Определяет место, цель и задачи аудита.

2 уровень – Федеральные стандарты аудита (ФСАД). Действует 2 серии: 1. Принятые до 2010 (утверждены Постановлением Правительства РФ) и после 2010 (утверждены приказами Минфина). Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, устанавливают нормы аудита.

3 уровень – СРО. Регулируют вопросы аудиторской деятельности внутри профессиональных объединений.

4 уровень – внутрифирменные аудиторские стандарты.

Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы). Аудиторские могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением ОАО. Аудиторы и аудиторские фирмы могут заниматься только аудиторской и другой связанной с ней деятельности. Аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, что в их уставном капитале доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51%.

 

Противодействие коррупции и легализации доходов в ходе аудиторской деятельности.

Меры профилактики коррупции:

1.Запред должностным публичным лицам иметь счета в иностранных банках.

2.Предоставление сведений о доходах и расходах публичных должностных лиц.

3.Передача ценных бумаг и долей участия в доверительное управление РФ (пивной король).

4.Ограничение на заключение трудовых договоров (могут работать только в сфере образования, культуры, искусства).

Легализация доходов – придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Меры по предотвращению:

1.Организация и осуществление внутреннего контроля у аудируемого лица.

2.Обязательный контроль операций.(ситуация с налогами)

3.Запрет на информирование клиентов о принятых мерах.

 

Понятие саморегулируемых организаций.

СРО - некомерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты ее включения в гос реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Некоммерческая организация включается в гос реестр СРО если:

1) членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций;

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО;

3) должен быть создан компенсационный фонд СРО.

 

Подготовка и составление программы аудита.

Программа аудита является развитием общего плана и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур. (№, перечень аудиторских процедур, проверяемые документы, исполнитель, ссылка на рабочий документ, период проведения).

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

 

Понятие аудиторской выборки. Требования к осуществлению выборочного исследования.

АВ – применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам генеральной совокупности

Аудиторская выборка производится на этапе планирования аудита. Выборка отражается в каждом аудиторском задании к плану аудита и подписывается руководителем проверки.

Аудитор делает точный расчет: сколько документов необходимо ему проверить, основываясь на генеральной совокупности всех представленных для проверки первичных документов. В процессе проверки процент выборки может быть изменен в большую сторону. Уменьшать количество выборки аудитор не имеет права.

Выборка должна быть репрезентативной, т. е. все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.

Для обеспечения репрезентативности аудиторская организация должна использовать один из следующих методов.

1. Случайный отбор. Может проводиться по таблице случайных чисел.

2. Систематический отбор. Предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа.

3. Комбинированный отбор. Представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора. Аудиторская организация имеет право прибегать к нерепрезентативной, т. е. непредставительной выборке только тогда, когда профессиональное суждение аудитора по итогам проведения выборки не должно касаться всей совокупности в целом.

Нерепрезентативная выборка может использоваться, когда аудитор проверяет отдельно взятую группу операций, либо при проверке класса операций, по которым установлены возможные ошибки.

 

Документирование аудита. Содержание и формы документов. Требования, предъявляемые к их составлению и хранению.

Рабочая документация – совокупность документов подготовленных аудитором для аудитора в связи с проведением аудиторской проверки.

Они могут быть на бумажном или электронном носителе.

Рабочие документы содержат:

- копии документов клиента (база),

-документы, созданные аудитором

-переписку с клиентом.

Функции документирования:

1.Наличие РД подтверждает факт проведение аудита

2.Возможность осуществление внешнего и внутреннего контроля качества.

3.Сохранение опыта работы с клиентом

Требование к документированию:

1. Сохранность (5 лет нужно хранить)

2. Систематизация (постоянная часть - учредительные, регистрационные документы, разрешительные док-ты, РД с предыдущего аудита, решения совета директоров и собственником; текущая часть – контроль, планирование, проведение аудита, завершение аудита).

3. Стандартизация.

 

Дата подписания аудиторского заключения. Оценка возможности непрерывности деятельности организации. События, произошедшие после отчетной даты, но до даты предоставления бухгалтерской отчетности пользователем.

Датой аудиторского заключения является дата окончания аудита. После этой даты в заключение не может быть внесено ни одного изменения, не оговоренного с предприятием. Аудитор должен оценить сможет ли предприятие работать в обозримом будущем и отвечать по своим обязательствам.

Аудитору следует оценить неопределенные обязательства предприятия, то есть потенциальные будущие обязательства на не точно известную сумму.

К числу неопределенных обязательств относятся следующие:

а) незаконченный судебный процесс;

б) разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты налогов;

в) гарантии качества продукции;

г) гарантии по обязательствам третьей стороны;

д) другие обязательства.

Аудиторская фирма не несет ответственности за события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности и после даты представления бухгалтерской отчетности пользователям.

 

Аудит денежных средств.

Цель аудита – проверить и подтвердить правильность отражения информации об остатках денежных средств в бух балансе, а так же правильность раскрытия информации о потоках денежных средств в отчете «О движении денежных средств».

Объект проверки:

- счета 50,51,52,55, (57)

- рабочие таблицы и регистры по отчету о движении денежных средств.

Проверяемые документы:

Счет 50: -кассовая книга, отчеты кассира (отчет за день с первичной документацией), расчетно-кассовые ордера за 1 день.

По банкам: выписка по счету, платежные поручения 10 дней, мемориальные ордера, инкассовые поручения.

Документы по карточке 1,2

Регламент:

-приказ о создании касс

-договор с кассиром об материальной ответственности

Общение с банком

-на открытие расчетного счета

Процедуры проверки

- подтверждение: остатки и обороты по расчетным, валютным счетам

-наличие банковских гарантий

-инспектирование Д.С. в кассе: пересчет остатка ДС в кассе и проверка платежеспособности в кассе купюр и монет.

-аналитические процедуры: анализ динамики оборотов по счетам ДС помесячно; анализ коэффициентов ликвидности поквартально за 3 года; сравнение утвержденного бюджета с с фактическим движением ДС.

-Запрос: опрос лиц, участвующих в цикле оплаты о применяемых мерах контроля.

-Инспектирование: сверка остатков и оборотов с выписками банков, кассовой книгой, данными регистра учета (проверка крупных платежей и поступлений в части наличия первичных документов и отраженных операций в учете; проверка пересчета валютных операций в рубли)

Типичные ошибки: не проводилась инвентаризация при смене кассира; отсутствует разделение обязанностей кассира и главбуха; неверный курс обмена приведен к остаткам денежных средств на валютном счете; сумма прописью не соответствует сумме платежа, который отражен в кассовой книге.

 

29) Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами (60, 62 счета).

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Основная цель проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками - соблюдение законности и своевременность погашения задолженности, правильность учета расчетов и мероприятий, проводимых руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.

Источники информации: * положение об учетной политике;* договоры поставки;* накладные;* счета-фактуры;* акты сверки расчетов;* протоколы о зачете взаимных требований;* акты инвентаризации расчетов;* копии платежных документов;* книга покупок;* учетные регистры по счету 60;* главная книга;* бухгалтерская отчетность.

План и программа проверки.

1. Проверка правильности оформления первичных документов по приобретению ТМЦ и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности.

2. Подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности.

3. Оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

Типичные ошибки:

1) отсутствие договоров на поставку продукции, первичных документов или неполное их оформление;

2) некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета, неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и налогу с продаж.

Цели и задачи расчетов с покупателями и заказчиками: проверка правильности своевременного заключения договоров на реализацию продукции, товаров и услуг, определение порядка оплаты реализации продукции и анализ размера реализации продукции в кредит, размер предоплаты по договорам, порядок оплаты налогов, соответствие налоговых начислений и учетной политике предприятия, проверка расчетов и начисления НДС и т. д.

Источники информации: * договоры на поставку продукции;* счета-фактуры;* акты сверки расчетов;* копии платежных документов;* акты инвентаризации расчетов;*учетные регистры по счету 62;* главная книга и бухгалтерская отчетность.

 

Аудит основных средств.

Цель аудита основных средств: 1) изучение состава и структуры основных средств, условия их хранения и эксплуатации; 2) подтверждение достоверности оценки основных средств в учете; 3) проверка правильности оформления и отражения в учете, операций по движению основных средств; 4) подтверждение достоверности сумм начисленной амортизации и износа; 5) установление объемов выполненных ремонтов основных средств и подтверждение правильности результатов в учете; 6) оценка качества проводимой перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств; 7) подтверждение итогов проводимой переоценки при наличии таковой.

Источники информации: 1) договоры купли-продажи основных средств; 2) акты приема-передачи основных средств; 3) акты на списание основных средств и другие формы первичных документов по учету основных средств; 4) регистры синтетического и аналитического учета основных средств; 5) главная книга; 6) приказ об учетной политике.

Методы проверки: сплошная или выборочная проверка; опрос работников организации, бухгалтерии; тестирование.

 

Аудит готовой продукции.

Цель аудита выпуска готовой продукции – установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции.

В ходе проверки аудитор решает следующие задачи: подтверждает обоснованность выбора и правильность применения варианта оценки готовой продукции; устанавливает полноту оприходования готовой продукции; подтверждает объемы отгруженной и реализованной продукции; подтверждает себестоимость отгруженной и реализованной продукции; подтверждает объем продаж.

Источниками информации для проверки состояния учета выпуска готовой продукции и ее реализации являются карточки складского учета готовой продукции, прейскуранты, договоры на поставку продукции, счета-фактуры, книга продаж, накладные на отпуск готовой продукции, доверенности покупателей, первичные банковские и кассовые документы о выручке (платежные поручения, требования-поручения, приходные кассовые ордера и др.), учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 20, 40, 41, 43, 44, 45, 50, 51, 60, 62, 90,91, 99 и др., Главная книга, Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) и др.

Аудитор должен выяснить, как оценивается на предприятии готовая продукция

• по фактической (полной) производственной себестоимости (для индивидуального производства);

• по фактической (сокращенной) производственной себестоимости, исчисляемой по фактическим прямым затратам без общехозяйственных расходов;

• по плановой (нормативной) производственной себестоимости. При этом отклонения учитываются на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Выбранный вариант оценки готовой продукции должен быть зафиксирован в качестве элемента учетной политики предприятия, а в рабочем плане счетов установлены соответствующие счета для ее учета (40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция»).

Типичные ошибки: ведение бухгалтерского учета реализации продукции «по оплате»; неправильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции; несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения; некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете реализации продукции по бартеру, при осуществлении многостороннего зачета взаимных требований и по другим «нетрадиционным» операциям.

 

Аудит кредитов и займов.

Цель аудиторской проверки кредитов и займов – получить достаточные доказательства достоверности показателей отчетности, отражающих обязательства организации по полученным заемным средствам.

Информационную базу для проверки расчетов по кредитам и займам составляют следующие документы: договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам, займам (кредитные договоры и договоры займа, дополнительные соглашения к кредитным договорам об изменении процентных ставок по кредиту, сроков возврата кредитов, других условий кредитных договоров, выписки банка из лицевых счетов организаций по движению кредитов и займов, мемориальные ордера, подтверждающие списание в безакцептном порядке сумм возврата кредита и сумм процентов, уплачиваемых по кредитным договорам, и другие документы).

Общий план аудиторской проверки учета кредитов и займов включает: 1) Проверка реальности и правомерности учета кредитов и займов. 2) Проверка правильности учета затрат по обслуживанию кредитов и займов 3) Проверка обоснованности займов, выдаваемых работникам организации.

Типичные ошибки, выявляемые при аудите кредитов и займов:

- ошибки, связанные с отсутствием документов, оформляющих кредитные отношения (отсутствие кредитного договора или договора займа; отсутствие выписок банка со ссудного счета; отсутствие дополнительных соглашений к кредитному договору)

- ошибки, связанные с нарушением принципов формирования расходов (неправильное отнесение затрат по полученным займам и кредитам к отчетным периодам (затраты должны признаваться текущими расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая включается в фактическую себестоимость приобретаемых ТМЦ));

- ошибки, связанные с привлечением в налоговые расходы процентов по кредитам и займам (включение в налоговые расходы начисленных по кредиту или займу процентов за пользование заемными средствами, но фактически на конец отчетного периода не уплаченных банку (при кассовом методе)).

 

Аудит забалансовых счетов.

Целью аудиторской проверки является подтверждение достоверности и своевременности отражения операций на забалансовых счетах.

Информационной базой для проверки состояния забалансового учёта являются: договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учёте операций на забалансовых счетах. К ним относятся: договоры комиссии, договоры на переработку сырья, договоры аренды, договоры залога и задатка; сохранённые расписки, акты приёмки-передачи ценностей, накладные; бланки документов строгой отчётности, бланки ценных бумаг, трудовые книжки, бланки авиабилетов и др.; инвентаризационные описи;

Информация о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах отражается справочно в форме №1 «Бухгалтерский баланс» и приложении к бухгалтерскому балансу в форме №5 в разделе «Обеспечения». В форме № 5 приводится расшифровка обеспечений полученных и выданных, в том числе векселя, а также имущества, находящегося в залоге и переданного в залог, в том числе объектов основных средств, ценных бумаг, прочего имущества.

План и программа проверки. В ходе аудиторской проверки должны быть проверены все операции, связанные с поступлением и списанием с забалансовых счетов (которые предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в распоряжении организации), выполнение условных прав и обязательств, а также произведен контроль за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет объектов ведется в простой системе (т.е. не применяется правило двойной записи).

Наиболее распространёнными ошибками, с которыми может столкнуться аудитор: отсутствует учёт на забалансовых счетах; отсутствует первичная документация по операциям, отражаемым на забалансовых счетах; отсутствуют регистры накопительного учёта; не проводятся инвентаризаций забалансовых ценностей.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)ПО КУРСУ АУДИТ.

1) Понятие аудиторской деятельности (аудита). Цели аудита и пользователи информации. История возникновения аудита.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Цель: выражение мнения о достоверности финн. отчетности.

Аудитор в переводе – слушающий. Первые аудиторы появились в Англии. Датой рождения аудита принято считать 1844 г. В России должность аудитора была введена Петром I. В России 4,7 тыс. АО. Аудиторов – 23 тыс.. Имеют единый аттестат 3 тыс. В РФ самые крупные игроки – «ФБК», «Росэкспертиза».

 

Виды аудита. Место аудита в системе контроля. Обязательный аудит.

В зависимости от статуса аудитора, который осуществляет аудиторские процедуры, выделяют внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит – часть внутрихозяйственного контроля. Основная задача внутреннего аудита – подготовка информации для руководства компании. Он осуществляется работниками компании.

Внешний аудит является периодичным. Главная задача – выражение достоверности о финн. отчетности. Осуществляется независимыми специалистами.

Исходя из принципа инициативы проведения аудит подразделяется на инициативный (добровольный) или обязательный.

Инициативный аудит – проводится по решению руководства предприятия или учредителей. Основная задача – выявить недостатки в ведении бухг. учета, составлении отчетности, налогообложении, помощь в организации учета и отчетности.

Обязательный аудит – это аудит, который ежегодно обязаны проводить организации или индивидуальные предприниматели, согласно действующему законодательству.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2) ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) организация является кредитной организацией, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, негосударственным пенсионным или иным фондом;

4) объем выручки от продажи продукции организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса превышает 60 млн. рублей;

5) организация представляет и (или) публикует сводную бух. отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

С точки зрения отраслевых особенностей аудит подразделяется:

− на общий аудит;

− аудит страховых организаций;

− аудит банков;

− аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

По периодичности проведения аудиторских проверок выделяют первоначальный и периодический аудит.

Первоначальный аудит означает проведение проверки на предприятии впервые.

Периодический аудит выполняется на предприятии при повторном заключении договора с аудиторской организацией.

С точки зрения применяемых методов различают подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит и аудит, базирующийся на риске.

Подтверждающий аудит подразумевает проверку и подтверждение бух. документов и отчетности.

Системно-ориентированный аудит предполагает аудиторскую экспертизу на основе анализа СВК.

Аудит, базирующийся на риске – концентрация аудиторской работы в областях с высоким риском.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.129 (0.017 с.)