Закономерности развития государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности развития государства



 

Выявление и анализ повторяющихся, т. е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства.

Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства — возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы — министерства экономики, труда, культуры, образования и др.

В этой связи небесспорно мнение С. С. Алексеева о том, что в «развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций: "уход" государства от экономики, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника». Практика показала, что именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во многих странах мира. Поэтому высказывание С. С. Алексеева может быть применимо только к нашей стране, где разгосударствление общества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации роли государства во всех сферах жизни, в том числе экономической. Вследствие этого наше общество оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад.

Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность — сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.

Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шараханья из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым.

Правовой ценз.

 

Ценз имеет несколько значений и происходит из Древнего Рима. Под этим словом подразумевалась периодическая перепись граждан с оценкой их имущества с целью разделения их на социально-политические, военные и податные разряды.

Современное значение термина может обозначать:

- условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению определенных политических прав;

- условие необходимое для внесения предприятия в определенный список, реестр;

- статистическая перепись;

Когда мы говорим о правовом цензе, то имеем в виду какие-либо ограничительные условия, установленные законом.

Существую следующие основные виды правовых цензов:

- избирательный ценз - установленное законом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению определённых политических прав;

- ценз пола - законодательное ограничение права по признаку пола;

- возрастной ценз - возрастное ограничение на занятие определенной должности, определенной деятельностью;

- имущественный ценз - ограничение в правах людей, имущество (или доход) которых меньше некоторой определённой величины;

- образовательный ценз - ограничение активного или пассивного избирательного права или возможности занятия должности с требованием определённого уровня образования.

Рассмотрим данные виды более подробно.

Избирательный ценз (квалификация) - в конституционном праве - устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления гражданином избирательного права.

В конституционной практике различных государств используются следующие виды избирательных цензов: возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости, половой, расовый, служебный, языковой.

Имущественный, расовый ценз, ценз пола всегда носят дискриминационный характер и несовместимы с демократическими принципами избирательного права. Другие избирательные цензы сами по себе не являются дискриминационными, но могут быть использованы в дискриминационных целях (например, при чрезмерном завышении ценза оседлости).

В мировой практике наиболее распространены имущественный ценз (необходимость обладания установленным минимумом собственности), образовательный ценз (определенный минимум образования), ценз оседлости (требование длительного проживания в данной стране или в данной местности), ценз гражданства (необходимость состоять в гражданстве данного государства). В ряде стран практикуются так называемые моральные цензы (требование хорошей репутации).

Ценз пола - законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам.

В XIX веке и начале XX века существовал повсеместно. Отменен в Новой Зеландии в 1893 году, в Финляндии - в 1906 году, в Великобритании и России - в 1918 году, в США - в 1920 году, во Франции - в 1944 году, в Японии - в 1945 году, в Швейцарии - в 1971 году, в Лихтенштейне - в 1976 году. В настоящее время сохраняется в единичных государствах, например, в Кувейте.

Возрастной ценз - возраст, по достижении которого можно участвовать в выборах, референдуме или занимать определенную должность.

В настоящее время возрастной ценз для осуществления активного избирательного права в большинстве стран мира (в том числе в РФ) составляет 18 лет. В ряде стран он может быть несколько выше (21 год) или ниже (16 или 17 лет). Возрастной ценз для осуществления пассивного избирательного права отличается гораздо большим разбросом: на выборах в общенациональные представительные органы - от 18 (ФРГ) до 40 лет (в верхнюю палату парламента Италии), а на выборах главы государства - от 30 (Колумбия) до 50 лет (Италия). В ряде стран устанавливается не только нижний, но и верхний барьер возрастного ценза. Так, в Габоне, Казахстане (в РФ до 1993 года) кандидат на пост президента страны должен быть не старше 65 лет. Возрастной ценз устанавливается также для кандидатов на должности судей и министров.

 

 

Содержание права

 

Мы видели, что всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с различными предписаниями; в этом ее основная сущность, так как она всегда указывает, что известный строй внешних отношений должен соблюдаться всеми членами союза. То, что право предписывает людям, называется его содержанием. Понятно, что правовые нормы, указывая каждому обязательные пределы в его внешней деятельности, могут позволить известные внешние поступки, но могут их и воспретить, и в то же время, воспрещая одно, они могут повелеть делать другое. Право всегда указывает человеку то, что «можно», то, чего ему «нельзя», и то, что он «обязан» делать. При этом, говоря о «возможности» («можно») и «невозможности» («нельзя»), следует иметь в виду не телесную или душевную способность человека: право не в состоянии увеличивать или уменьшать дары природы, данные человеку (напр., мускульную силу, здоровье, талант) или приобретенные им умения. Правовое «можно» следует понимать в смысле «позволено, предоставлено», а правовое «нельзя» – в смысле «воспрещено». Итак, содержание права состоит в тех позволениях, воспрещениях и повелениях, которые им устанавливаются и которые вместе слагают «порядок», устанавливаемый правом в качестве должного.

Правовое позволение состоит в том, что человеку указывается, какие внешние поступки предоставлены на его усмотрение, причем правовые нормы обеспечивают ему защиту этих поступков. То, что ему позволено или предоставлено на его усмотрение (напр., распоряжаться вещами, которые ему принадлежат; написать завещание или не писать завещания; исповедовать то или другое религиозное учение, подавать свой голос на выборах или воздержаться, и если подавать, то за кого именно; подписывать петицию в парламент или не подписывать) – образует для него сферу свободы, признанной и защищенной правом. Это означает, во-первых, что все, что человек совершит в пределах своей правовой свободы – все это другие люди должны допускать, не смея ему в этом препятствовать; в случае же если кто-нибудь вздумает мешать ему, он может обратиться к людям, следящим за исполнением правовых норм (правящие органы государства), и они обязаны прийти ему на помощь: удостоверить его сферу свободы, установить, что она была нарушена, исследовать, кем именно, и осуществить по отношению к нарушителю правовую санкцию (взыскать с него убытки потерпевшему или подвергнуть его сверх того наказанию). Это означает, во-вторых, что человек, имеющий правовую сферу свободы, может в пределах ее совершать такие поступки, которые будут иметь для других людей, а также и для него самого, обязательные последствия (напр., если он продаст другому свою вещь; или отдаст ее в наем; или подаст голос на выборах). Эти обязательные последствия состоят в том, что, с одной стороны, уменьшается или увеличивается его собственная сфера свободы, с другой стороны, увеличивается или уменьшается сфера свободы другого человека или других людей (напр., продавший уменьшает, а купивший увеличивает свою сферу свободы; подавший голос на выборах уменьшает, избранный увеличивает свою сферу свободы). Таким образом, всякое правовое позволение предоставляет человеку определенную и ограниченную, но защищенную свободу действия или правовое полномочие; тот, кому оно предоставлено, называется субъектом полномочия. Действие человека в пределах его полномочия называется осуществлением полномочия.

Далее, правовое воспрещение состоит в том, что человеку указывается, каких внешних поступков он не смеет совершать. Понятно, что правовые воспрещения устанавливаются для тех поступков, которые, вообще говоря, по силам человеку и которые он фактически может совершить. То, что человек может, но не смеет делать (напр., похитить чужое имущество; оскорбить кого-нибудь действием; распространить о другом клевету и т. п.), образует для него сферу запретного, сферу покорности, установленной и поддерживаемой правом. Это означает, что все, что человек совершит в пределах запретного, может навлечь на него тяпостные последствия в принудительном порядке: или так, что пострадавший от его неправомерного поступка потребует от него через посредство суда возмещения убытков и вознаграждения (гражданский порядок при гражданском правонарушении); или так, что правящие органы (т.е. люди, следящие за исполнением правовых норм) привлекут его к ответственности за нарушение правовых норм, и суд, рассмотрев дело, наложит на него наказание (уголовный порядок при уголовном правонарушении). Таким образом, всякое правовое воспрещение устанавливает для человека определенную и поддерживаемую угрозой сферу покорности или правовую запретность; тот, кто может подлежать взысканию за неправомерный поступок, называется ответственным субъектом. Действие человека в пределах запретного называется правонарушением.

Наконец, правовое повеление состоит в том, что человеку указывается, какие внешние поступки он обязан совершать, причем правовые нормы обычно предупреждают его о тех последствиях, которые грозят ему в том случае, если он не совершит предписанного. То, что ему повелено и что он обязан исполнить (напр., уплатить долг кредитору; или внести государству налог; или явиться к отбыванию воинской повинности), образует для него сферу повиновения, требуемого и поддерживаемого правом. Если правительственные органы не имеют физической возможности уследить за тем, чтобы никто не нарушал запрета, то тем более они не имеют возможности заставить людей совершать известные положительные поступки. В обоих случаях они ставят (как непокорного, так и неповинующегося) перед угрозою неприятными последствиями: жалоба пострадавшего или привлечение к ответственности со стороны правящего органа (для разных случаев неповиновения установлены разные пути) вызывают к жизни правовую санкцию. Таким образом, всякое правовое повеление устанавливает для человека определенную и поддерживаемую правом сферу повиновения, или правовую обязанность; тот, на кого она возложена, называется обязанным субъектом, или, что то же, субъектом обязанности. Действие человека в этих пределах называется исполнением обязанности.

Значение правопонимания.

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания выступает конкретный человек. Правопонимание всегда субъективно, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых социальных слоёв.

Объектом правопонимания могут быть право в целом как социальное явление, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о праве, его оценка и отношение к нему.

В зависимости от уровня образования и культуры, методологической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или неправильным (искажённым), положительным или отрицательным.

 

Причины множественности теорий правопонимания:

1. Право - сложное и многогранное социальное явление. Поэтому оно может быть рассмотрено с разных сторон и в различных аспектах. По вопросу о понятии, истоках права и его функционировании в юридической науке существует целый ряд мнений, взглядов, теорий. И.Кант отмечал, что право существует тысячи лет, а юристы до сих пор не могут договориться о том, что такое право. Разные теории права в основу правопонимания кладут разные явления правовой действительности. Одни – явления, существующие «до закона» (теории естественного права и солидаризма, историческая школа права), другие – то, что возникает «после закона» (социологическая теория), третьи делают акцент на нормативность права (юридический позитивизм и нормативизм), четвертые - на психологических мотивах правового регулирования (психологическая теория), пятые - на волевой сущности права (марксистская). Однако ни одно из этих направлений не отрицает существования позитивного права как системы норм, связанных с государством.

2. Возникновение теорий на различных этапах возникновения общества. Каждый этап выдвигает свои проблемы, которые и отражаются в теориях. Так, переход общества от феодальных отношений к буржуазным был ознаменован расцветом теории естественного права, которая объявила феодальные порядки противоречащими естественному праву. Утверждение капиталистических отношений вызвало необходимость в теории, которая бы обосновывала, закрепляла и оправдывала стабильность и незыблемость сложившихся общественных отношений. Поэтому на смену теории естественного права пришёл юридический позитивизм. Появление в XX веке тоталитарных режимов, посягавших на основополагающие ценности частной собственности и свободы, привело к возрождению теории естественного права, направленной уже против тоталитаризма. Обострение классовой борьбы привело к появлению теории солидаризма в праве.

3. Школы и теории в праве связаны с различными философскими воззрениями, в том числе с господством тех или иных философских школ.

4. Школы и теории могут выражать интересы разных социальных сил.

5. Обусловленность теорий национальными, религиозными традициями и особенностями правовой системы в той или иной стране.

6. Взаимосвязь права с другими социальными явлениями (экономикой, политикой, моралью, правосознанием, религией и т.д.).

7. Идеологическая борьба и другие причины.

В подавляющем большинстве своем различные теории правопонимания исходят из ведущей роли права в системе социальных ценностей. Именно они в своей совокупности позволили выявить все основные аспекты такого сложного и многогранного социального феномена, каким является право. И наоборот, юридически-нигилистические подходы мало что дают для теории права.

Сегодня жесткое противостояние различных теорий ушло в прошлое. Можно говорить не только о мирном сосуществовании, но и об их интеграции. Тем не менее остаются существенные различия в методологии, расстановке акцентов, оценочных выводах.

До Октябрьской революции 1917 г. Россия входила в романо-германскую правовую семью, и основные черты русской: юриспруденции второй половины XIX в. сформировались под определяющим влиянием юридического позитивизма (подхода, отождествляющего право с положительным, «писаным» правом). Причем для России был характерен этатический позитивизм (позитивизм, рассматривающий право как порождение и инструмент государства).

В начале ХХ в. российский этатический позитивизм вступил в кризисное состояние и распался на два направления:

а) формально-догматическое (основанное на логической, интерпретации юридических понятий) – Е. В. Васьковский, Д. Д. Гримм, А. А. Рождественский и др.;

б) социологизированное (основанное на проблеме интереса в праве) – С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов и др.

В это же время значительная часть российских теоретиков права отошла от позитивизма и образовала несколько школ. Так, серьезному натиску в конце XIX – начале XX вв. российский позитивизм подвергся со стороны возрожденного естественного права. Эту идею отстаивали П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, В. М. Гессен, Е. Н. Трубецкой, Н. И. Палиенко и др.

Возникла «психологическая школа права» (Л. И. Петражицкий, П. А. Сорокин).

Накануне первой мировой войны социальные процессы в России приобрели жесткий и неуправляемый характер, что послужило почвой для возрождения этатического позитивизма. И наиболее ярким его представителем выступил Габриэль Феликсович Шершеневич. Как заметил профессор Г. В. Мальцев, правовая теория Г.Ф. Шершеневича «была ностальгически позитивистской и вызывающе этатической».

Сразу после Октябрьской революции, в первые годы советской власти отношение к праву среди ученых-правоведов и интерпретаторов марксизма было явно нигилистическим (А. Г. Гойхбарг, В. В. Адоратский, М. А. Рейснер, Е. Б. Пашуканис, П. И. Стучка и др.).

Однако потребности самой жизни и бурная нормотворческая деятельность Советского государства объективно требовали теоретических разработок права и четкого определения позиции в правопонимании. В этой связи в конце 1920-х – начале 1930-х гг. началось интенсивное развитие правовой теории. При этом наряду с марксистским направлением в теории права (П. И. Стучка и Е. Б. Пашуканис) появились и другие концепции. Так, имели место попытки возродить традиции психологической школы права (М. А. Рейснер и др.).

Вместе с тем постепенно начинает набирать силу этатическое правопонимание, которое получило официальную поддержку на 1-м Всесоюзном съезде марксистов-государственников и правовиков в 1931 г. Становление тоталитарного режима Сталина требовало соответствующего теоретико-правового обеспечения. И в 1938 г. на Всесоюзном совещании работников науки советского права была принята дефиниция, предложенная правовым идеологом сталинского режима А. Ю. Вышинским: «Советское социалистическое право есть совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных социалистическим государством и выражающих волю рабочего класса и всех трудящихся, правил поведения, применение которых обеспечивается принудительной силой социалистического государства». По сути, это определение составляло основу всех последующих дефиниций советского права.

Во второй половине 1950-х гг. рядом российских правоведов была выдвинута идея «широкого» понимания права. Предлагалось наряду с нормами включать в право и правоотношения (С. Ф. Кечекьян, А. А. Пионтковский), правоотношения и правосознание (Я. Ф. Миколенко), субъективные права (Л. С. Явич). По существу, это была попытка социологизации правопонимания в рамках позитивистской концепции. Как заметил профессор В. С. Нерсесянц, «широкое» понимание права еще не означало различения права и закона.

С начала 1970-х гг. в советском правоведении начали появляться работы, в которых такое различение стало проводиться (В. С. Нерсесянц, Д. А. Керимов, Г. В. Мальцев, Р. 3. Лившиц, Л. С. Мамут, В. А. Туманов и др,).

В последнее время В. С. Нерсесянц предложил концепцию цивилитарного права. Вместе с тем, как верно отметил профессор Г. В. Мальцев, проблема поиска новых определений права остается открытой.

 

 

Льготы в праве.

Существуют проблемы, которые по своей природе и способам разрешения изначально являются междисциплинарными. Среди них особое место занимает проблема льгот, которая имеет юридический, политический, нравственный, социологический, экономический, психологический и другие аспекты.

Действительно, льготы — не только правовое средство. Они весьма тесно «вплетены» и в политику, и в мораль, и в обычаи. Это — это структурный элемент системы правовых стимулов. В современном Российском государстве статус правовых льгот значительно возрос. Правовая льгота становится наиболее распространенным и в какой-то мере универсальным юридическим средством выравнивания положения разных социальных групп населения.
Итак, под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от выполнения обязанности либо в облегчении ее выполнения. При установлении правовых льгот первостепенную роль играет цель, т. к. отнюдь не любое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве правовой льготы.

(Например, увеличение властных полномочий временной администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Здесь преследуются другие цели. Так, расширение прав временной администрации в условиях чрезвычайного положения связано не с улучшением ее положения, не с удовлетворением ее собственных интересов, а с необходимостью получить большую маневренность и простор для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых видов обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера, связано с отсутствием у них российского гражданства.)

Следует отметить, что существует такая специфическая разновидность правовых льгот, как привилегия. В рамках правоведения под привилегией понимаются специальные льготы, которые установлены для конкретных субъектов правовых отношений (прежде всего для властных государственных органов и должностных лиц) и необходимы в целях наиболее полного и качественного осуществления данными субъектами определенных обязанностей. Кроме этого они выполняют различные функциональные назначения. Первые направлены на выравнивание социального положения различных слоев населения, а вторые — напротив, на выделение отличных социальных групп. Поэтому понятие «привилегия» чаще используется в негативном смысле.

Самая общая цель правовых льгот заключается в согласовании (гармонизации) интересов личности, социальных групп, государства. С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-либо специфическими особенностями (возраст, состояние здоровья, пол и пр.) или находятся в особых условиях (работают в цехах с тяжелыми условиями труда, живут и работают на Крайнем Севере и пр.) С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересованы само государство и общество в целом.

Они выполняют компенсаторную и стимулирующую функции. Компенсаторный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития неравных (в силу биологических и социальных причин) лиц. Так, вовлечение в трудовую деятельность слепых и плохо зрячих людей было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. В этом смысле льгота — особое право, предоставляемое лицу в дополнение к имеющимся у него правам.

Стимулирующий характер состоит в способности побуждать к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Стимулирующую функцию призваны выполнять прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.

Так выглядят льготы с юридической точки зрения. С точки зрения политики льготы в праве являются объектом политической борьбы. Это - борьба за исключения из правил.

Как и большинство российских институтов, институт правовых льгот не совершенен. Одна из главных его проблем — отсутствие полноценной политики в сфере установления и реализации льгот. Для ее ликвидации были созданы такие меры как:

• проведение инвентаризации закрепленных в нормативных актах льгот;

• создание соответствующих нормативно-правовых актов;

• поддержание баланса между общефедеральной и региональной системами льгот, которые не должны противоречить друг другу;

• наполнение реальной силой многих из декларативно установленных льгот, придание им соответствующей социальной направленности, обеспечение материальными и юридическими гарантиями, введение в действие механизмов реализации. (Так в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ говорится о том, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», России еще далеко до осуществления этой нормы-цели.)

• Проведение политики дальнейшей дифференциация и унификация. Вместе с тем надо видеть пределы унификации, ибо излишнее уравнение в льготах ведет к несправедливости

• Создание индивидуального подхода к каждой льготе, она должна быть адресной, строго взвешенной, иметь соответствующие основания.

Подводя итог, можно сделать вывод, что искусство законодателя во многом определяется тем, как он умеет устанавливать льготы, использовать их функциональные ресурсы. Ведь от характера и объема льгот зависит и качество самого права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, выступают специфической «лакмусовой бумагой» сущностных начал права, его принципиальных основ в этом смысле льготы как исключения лишь подтверждают право как систему правил.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.041 с.)