Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение индивидуального и нормативного регулирования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное — упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений конкретных вопросов, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам. Нормативное — упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т.е. известных моделей, критериев, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи аналогичного характера и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию. Одни и те же жизненные проблемы могут решаться и тем самым целенаправленно упорядочиваться (регулироваться) как в индивидуальном, так и в нормативном порядке. Допустим, нужно установить, кто из данных лиц должен участвовать в общественных работах и каково содержание таких работ. Тут возможны два варианта: либо в каждом конкретном случае в индивидуальном порядке определяется, что такие-то и такие-то лица участвуют в таких-то и таких-то работ, либо вводятся общие правила, нормативы, регламентирующие порядок и очередность участия лиц в работах, точное содержание их деятельности. Конечный результат в обоих случаях состоит в обеспечении осуществления коллективом людей общественных работ, т.е. поведение людей упорядочивается, направляется. Но при этом порядок решения проблемы разный: индивидуальный или нормативный. Это оказывается в высшей степени важным для качества социального регулирования, его эффективности и значения. Индивидуальное — это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решить жизненные проблемы с учетом особенностей данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникающих отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, единый общий порядок, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей; каждый раз проблему нужно решать заново, а главное, существуют довольно широкие возможности для субъективистских. произвольных решений. Появление нормативного регулирования — первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачок в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономичного порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко сужаются возможности для случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования — упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая или произвола. Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает область общественного сознания, связывается с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе — это масштаб, критерий оценки будущих форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде. Именно отсюда проистекает «двойной отсчет» при характеристике социальных норм: наряду с регулятивными особенностями (свойствами, присущими социальным нормам как регуляторам) нужно учитывать также и «второе измерение» — содержащиеся в нормах-критериях оценки поведения людей, суждения о ценностях, которые могут приобретать как реакционный, так и прогрессивный, гуманистический характер. Разумеется, свои минусы имеет и нормативное регулирование, в особенности в случаях, когда оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии и может быть носителем реакционных идей, антигуманной идеологии, ценностных представлений, тормозящих общественный прогресс. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном решении жизненных проблем — учета индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей конкретного случая. Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе общественно-исторического развития, — дополнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе правовое, индивидуальным. Однако перечисленные недостатки нормативного регулирования не должны заслонять его громадных социальных преимуществ, формирование его имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных меха
18. Правосознание студентов-юристов: особенности формирования и структуры.
По словам М.Н. Марченко, профессиональное правосознание юриста представляет собой научно обоснованную, стройную систему правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. В настоящее время четко прослеживается тенденция к снижению уровня профессионального правосознания и правовой культуры как среди людей работающих в юридической области, так и среди студентов юристов. Это явление непосредственно связывают с падением качества юридического образования. Государство ставит своей задачей повышение качества юридического образования, что мы видим из Указа Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации". Особенно значимой является проблема формирования профессионального правосознания студентов-юристов в вузах, поскольку именно от них в ближайшем будущем будет зависеть состояние нормативно-правового регулирования страны. Особенность данной социальной группы выражается в том, что эта группа пограничная, которая, будучи сформированной первоначально из носителей обыденного правосознания, переходит постепенно в ходе образовательного процесса в группу носителей профессионального сознания, а часть студентов наиболее склонная к исследовательской деятельности – в группу представителей научного правосознания. Одной из важнейших характеристик правосознания студентов-юристов является знание права, действующего законодательства, умение применять его на практике. Но только знание правовых норм не является гарантией правомерного поведения при применении правовых предписаний на практике: будущие специалисты в области права должны обладать рядом других качеств, таких как мышление на перспективу, моральные установки, культура поведения, профессиональная этика, гуманизм, терпимость, антикоррупционная устойчивость и ряд других. Ю.И. Стецковский также отмечает, что подлинному юристу необходимы строгие моральные установки, поскольку в ближайшем будущем уже вчерашний студент будет участвовать в разрешении сложных правовых проблем, разрабатывать законы, заниматься иной юридической деятельностью. Учитывая легкость восприятия и усвоения информации в юном возрасте, нельзя обойти вниманием факторы, оказывающие активное влияние на формирование правосознание молодого юриста. По мнению М.Н. Марченко, на формирование правосознания молодого юриста оказывают влияние следующие факторы: • Мировоззренческие аспекты, идеология как выражение интересов класса, социальной группы; • Полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в городе или сельской местности, бытовая среда, в том числе и возможное общение с лицами, побывавшими в местах лишения свободы; • Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей человека, дозволений и запретов; • Историческая инертность правосознания, проявляющаяся в убежденности населения в несоблюдении законов самим законодателем и практической возможностью игнорирования норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. • Общественное мнение; • Частая смена государством правовых взглядов выражающихся в смене правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах, и способствующая «расслоению» правосознания. • Информационные технологии.
Нельзя говорить о воспитании правосознание студента-юриста в отрыве от его личности. В связи с этим в первую очередь необходимо воспитывать юриста как полноценную личность, обладающую не только правовой грамотностью, но и нравственной. Журнал Forbes ставит одной из основных проблем формирования правосознания студентов-юристов проблему отношения человека к праву и понимания права как такового. По их мнению, право бывает четырех видов: • Право следовательно-прокурорское. Этот вид права предстваляет собой комплекс правил, как избежать применения норм права в той или иной ситуации, то есть некое право «от противного» или «не-право». Обычно этот вид права связывают в первую очередь с работой в правоохранительных органах. • Право судейское. Этот вид права присущ малопубличному и узкопрофильному сообществу, живущему по своим внутренним правилам. Очень часто именно здесь наиболее ярко выражена проблема коррупции. • Право адвокатское. Представляет собой комплекс конъюнктурных заимствований из прочих подвидов права. Сводится к карьеризму и сугубо личному отношению к праву, как к средству достижения собственных целей. • Право коммерческое. Можно условно разделить на две категории: то, чем занимается юрист в юридических отделах компаний и то, что живет самостоятельно в юридических фирмах. Считается, что работа в этой сфере сводится к использованию должности и карьеры. Можно сделать вывод, что, не смотря на то, что взгляды на проблему формирования правосознания студентов-юристов различны, сущностным сходством всех мнений является признание того, что сохраняется тенденция к снижению профессионального юридического правового сознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.223 (0.006 с.) |