Стабильность и развитие законодательства: соотношение тенденций. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стабильность и развитие законодательства: соотношение тенденций.



Как многие явления и процессы законодательство является тем, которе не стоит на месте. Оно движется вперёд, деградирует,понижает и повышает свою способность к регулированию общественных отношений в разных сферах, вносит изменения в законодательство страны, изменяя, отменяя или принимая законы. Общественные отношения также не стоят на месте, они усложняются. Для их регулирования требуется создание новой нормативно-правовой базы, законодательства. Этот процесс длинный, непрекращающийся.В процессе развития законодательства, помимо позитивных, наблюдаются и негативные последствия, а именно- появление коллизий. Из этого объективно вытекает мысль о том, стабильность и развитие законодательства являются сложными явлениями, на которые влияют ряд факторов. У этих процессов существуют тенденции, о которых и пойдёт речь.

Основные направления развития и совершенствования законодательства связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в мире, стране . Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции как : 1) общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления; 2) тенденции развития структуры (системы) права; 3) тенденции совершенствования законодательства. К общим тенденциям относятся следующие:

1) Постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права, субъект права становится более обособленным и свободным в сфере права и законодательства.

С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому — установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

2) Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Субъекты федерации получили широкие полномочия в плане правоприминения и правотворчества,реализация норм которых обечпечивается федеральными органами и государством как единой системой в целом.

3) Интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства стран — участниц СНГ в экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью и иных отраслях.

4) Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам, отраслям, подотраслям. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право,корпоративное,предпринимательское), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).

5) Постоянное обновление нормативно-правовой базы страны. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. Отсеивать те законы, которые не в силе регулировать сложившиеся общественные отношения из-за их отсутствия.

Изменение правовой системы России, обеспечение развития в ней позитивных тенденций и процессов на сегодняшний день вышло на новый уровень повышения эффективности всех составляющих ее компонентов. Существенное обновление ключевых нормативно-правовых актов, всех уровней, все еще происходящее на данном этапе развития российской правовой системы, должно строиться на принципе учета как можно большего количества разнообразных мнений, достижения согласованности интересов различных социальных групп, должна быть обеспечена максимальная гибкость принимаемых норм к тем жизненным ситуациям, которые они призваны регулировать. Необходимо создание условий для того, чтобы из некоторого числа развивающихся тенденций преобладающей, доминирующей стала та, которая наиболее полно отвечает объективным потребностям российского общества.

Следует отметить, что меры по минимизации отрицательных тенденций в развитии отечественной правовой системы не могут быть единичными, случайными, они должны носить именно системный характер, причем немаловажную роль в процессе выработки путей и средств, но преодолению негативных тенденций в развитии российской правовой системы призвана сыграть правовая наука.

Уполномоченные субъекты законотворчества должны понимать, что от изменения законодательства или воздержания от его реформирования будет определяться, в какое русло потечёт правовое регулирование,а вместе с ним политическая,экономическая и социальная жизнь страны.

Правовые цели.

Правовая (юридическая) цель есть будущий результат, то, к чему стремятся субъекты правотворческой и правореализационной деятельности. Цель представляет собой особую форму знания, направленного на юридическое преобразование действительности, изменение существующих общественных отношений. Указанным понятием охватывается как цель в праве (официальный ориентир, закрепленный на нормативном уровне), так и цель в юридической практике (ориентир конкретного субъекта правореализационной деятельности), так как в идеале они должны совпадать.

Цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они раскрывают содержание и значение юридических средств, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства.

Юридическая цель отличается от других видов целей следующими признаками.

1. Она устанавливается (закрепляется в юридических нормах) государством в лице его правотворческих органов. Государство - основной источник правовых ориентиров. Определенное исключение составляют цели, возникающие в рамках правоотношений, основанных на принципах свободы усмотрения и частной инициативы. Однако свобода субъектов в постановке таких ориентиров относительна, она имеет свои юридические, определенные государственной властью рамки.

2. Отражает общественные и государственно-значимые интересы и потребности, удовлетворить которые законодатель находит возможным и необходимым посредством юридических механизмов. В современных условиях в правовых ориентирах наряду с государственными и корпоративными интересами все более широкое воплощение получают общесоциальные потребности.

3. Формально выражается в специфических правовых средствах, которые являются объективной формой ее существования и одновременно образуют алгоритм ее достижения.

4. Отличается общеобязательной нормативностью, выступает как образец, эталон, императивно заданный стандарт, к достижению которых должны стремиться все субъекты права.

5. Единообразная практическая реализация правовых целей гарантирована государственной властью, в случае отклонения поведения субъектов права от приписываемого направления включаются меры государственного воздействия, призванные корректировать их активность, направляя ее к необходимым результатам (А.И. Экимов, К.В. Шундиков).

Юридические цели отличаются разнообразием конкретных признаков и свойств, что позволяет их классифицировать.

Юридические цели подразделяются:

1) по степени распространенности:

А) общеправовые;

Б) специальные (отраслевые, подотраслевые, институтов, отдельных нормативных и правоприменительных актов и т.п.);

В) частные (первичных юридических средств и их комплексов - юридических норм, правовых режимов и т.д.).

2) по субъектам, ориентирами для которых они являются:

А) государственные;

Б) негосударственные.

3) по времени наступления:

А) ближайшие;

Б) перспективные.

4) по характеру результата, на достижение которого направлено воздействие:

А) предметные;

Б) функциональные.

5) по форме выражения в законодательстве и в сознании лиц:

А) на цели-модели;

Б) цели-мотивы;

В) цели-задачи.

Правовые цели могут быть также реальными и нереальными, истинными и ложными, прогрессивными и реакционными, гуманными и антигуманными, нравственными и безнравственными и т.п.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.133.198 (0.007 с.)