Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведение потребителей определяется как действия, которые предпринимают люди во время приобретения, потребления товаров и услуг, А также освобождения от них.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В определении поведения человека при принятии им решения о покупке включено несколько видов действий (рис. 2.3), а именно: а) осознание потребности (необходимости покупки); б) приобретение — действие, относящееся к поступкам, ведущим к покупке и включающим как заказ, так и покупку товара. В него входят: поиск информации об особенностях продукта при Ьго выборе; оценка альтернативных товаров или товарных марок; покупка; в) потребление — действие, определяющее, как, где, когда и ОСОЗНАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПРЕДПОКУПОЧНАЯ ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ ПОКУПКА ПОТРЕБЛЕНИЕ ОЦЕНКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЕ Рис. 2.3. Схема действий потребителя при принятии решения о покупке товара
Рис. 2.4. Схема осознания покупателем потребности в покупке того или иного товара г) освобождение — действие, включающее то, как потребители избавляются от товаров и упаковки. Поведение потребителей обусловлено необходимостью удовлетворения возникающих у них потребностей и желаний. В конечном счете приобретаемые людьми товары и услуги являются результатом принимаемых ими решений по наилучшему удовлетворению своих потребностей. Процесс принятия решения представляет собой своеобразную карту (схему) хода мыслей человека, с помощью которой компании (предприятия, фирмы и т.д.), производящие товары и услуги, и менеджеры могут разрабатывать стратегию продвижения своих товаров и услуг (рис. 2.4). Этот процесс объединяет действия, которые осуществляются при принятии решения, и представляет собой размышления, оценки и поступки человека. Потребность в самореализации Потребность признания и самоутверждения Потребность в принадлежности и причастности Потребность в безопасности Физиологические потребности 42
К участникам процесса принятия решений относятся: инициатор; лицо, оказывающее влияние; лицо, принимающее решение (окончательный выбор); лицо, совершающее покупку (выполнение принятого решения); пользователь, или потребитель (оценка совершенного действия). Процесс осознания человеком потребности в виде схемы иерархии потребностей по А. Маслоу представлен на рис. 2.5. Этот процесс во многом зависит от того, насколько велико расхождение между фактическим состоянием (текущая ситуация) человека (потребителя) и желаемым, т.е. ситуацией, в которой он хотел бы оказаться. Осознание потребности происходит тогда, когда расхождение между желательным и фактическим состоянием дел становится ощутимым. Восприятие человеком потребительской ценности Товара Во многом осознание человеком своих потребностей связано с оценкой им потребительской ценности товара — оценочного суждения человека (потребителя) о способности товара удовлетворить его потребности. Тот, кто производит (продает) товар или оказывает услуги, должен знать потребности покупателей, только тогда он получает возможность продуктивно работать над созданием новых товаров и усовершенствованием старых, разрабатывать более эффективные коммуникационные программы и создавать удобные для конечных пользователей каналы распределения. Товаропроизводители должны постоянно осуществлять мониторинг потребительской ценности своих товаров. На восприятие людьми своих проблем и способов их разрешения оказывают влияние семья, здоровье, возраст, доход, референтные группы и другие факторы. Изменения в потребительской ценности нередко открывают перед компаниями новые маркетинговые возможности. Осознав необходимость, человек начинает поиск информации и того, что способно удовлетворить его потребности. Поиск может быть внутренним, заключающимся в восстановлении в памяти необходимых знаний. Если этого оказывается недостаточно, осуществляется внешний поиск, т.е. обращение за информацией к членам семьи, друзьям и непосредственно к товаропроизводителю. Поиск может быть активным или пассивным. Иногда человек включается в поиск неожиданно, побуждаемый часто неподконтрольными ему ситуационными факторами. Продолжительность и глубина поиска определяются личностью потребителя, его социальным положением, уровнем дохода и стоимостью задуманной покупки, прошлым опытом и предварительным восприятием ценности торговой марки для потребления.
Обработка информации о потребительской ценности включает в себя следующее стадии: а) контакт. С получением информации сразу же начинается ее первичная обработка; б) внимание. После контакта включается способность к переработке входящей информации. На этой стадии покупатели игнорируют попытки рекламы убедить их и полагаются на собственные в) понимание. Человек мысленно анализирует информацию и сравнивает ее с хранящейся в памяти; г) принятие или непринятие решения о покупке; д) сохранение рекламного сообщения в памяти. Многие покупатели способны вырабатывать различные оценочные критерии потребительской ценности одного и того же товара, что является положительным фактором. Некоторые рассматриваемые при оценке потребительской ценности характеристики товара являются существенными, другие — определяющими (детерминирующими). Человек обычно рассматривает как потенциально наиболее важные существенные признаки товара: цену, надежность и т. п. К детерминирующим признакам относится, например, дизайн. Обычно определяют, какую торговую марку и какой магазин выберет покупатель при идентичности существенных характеристик товара. Решившись на покупку, человек выбирает розничного продавца, приходит в магазин и осуществляет свой выбор уже внутри магазина. На удовлетворение потребностей покупателя важнейшее влияние оказывают продавцы, витрины, электронные СМИ и реклама в месте продажи. После того как покупатель совершил покупку и стал владельцем товара (потребителем), он его потребляет. Потребитель будет удовлетворен покупкой в тех случаях, когда его ожидания совпадут с воспринимаемыми им эксплуатационными характеристиками товара. Если опыт потребления и эксплуатационные характеристики не оправдывают ожиданий потребителя, он ощущает неудовлетворенность. Результаты потребления имеют значение, потому что потребители хранят свои оценки в памяти и обращаются к ним, принимая решение о покупке товара этой торговой марки в следующий раз. При высокой степени удовлетворения потребитель будет принимать последующие решения о покупке намного быстрее. Важнейший детерминант (показатель) удовлетворения — потребление, т. е. то, как покупатели используют купленные ими товары. При неправильном использовании даже очень хороший товар вряд ли способен принести потребителю удовлетворение, поэтому большое значение для повышения удовлетворения от покупки приобретают сервис, гарантии, обучающие программы.
Когнитивный диссонанс. Как восприятие потребительской ценности купленного товара он характеризуется тем, что даже если товар функционирует на ожидаемом уровне, потребители могут пересмотреть свое покупательское решение, особенно относительно дорогих покупок. Покупатели часто задают себе такие вопросы: «Правильное ли решение я принял?» «Все ли варианты я рассмотрел, покупая этот предмет?» «Могу ли я сделать более удачную покупку?» Эти вопросы свидетельствуют о послепокупочном сожалении, или когнитивном диссонансе. Чем выше цена товара, тем сильнее Когнитивный диссонанс, для снижения которого опытные продавцы(производители) предпринимают ряд мер: организуют телефонные службы, куда можно обратиться с вопросами об использовании товара; снабжают товар ярлыками с подробными рекомендациями для потребителей; проводят мониторинг удовлетворенности покупателей от функционирования товара. Подобная практика позволяет убедиться, удовлетворены ли покупатели покупками и обеспечены ли покупки всей необходимой информацией. Мотивация и факторы, влияющие на покупку товара. Удовлетворение одной потребности нередко происходит за счет другой. Компромиссные решения по поводу удовлетворения различных потребностей порождают мотивационный конфликт, который имеет три основные формы: «приближение-приближение» — человек должен выбрать один из двух или более желательных вариантов; «избежание-избежание» — выбор между двумя или более нежелательными вариантами; «приближение-избежание» — поведение влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Разрешение мотивационного конфликта требует, чтобы люди определяли очередность своих потребностей. Наиболее известным подходом к определению относительной приоритетности потребностей является иерархия Маслоу (см. рис. 2.5), ценность которой состоит в том, что она напоминает людям о необходимости оценивать потребности в соответствии с их значимостью. Различия между потребителями с точки зрения ранжирования потребностей влияют на то, как они оценивают товары. Разные потребности побуждают потребителей искать в продуктах различные выгоды. Сила мотивации зависит от важности потребности. Потребности, которые, по мнению потребителей, являются наиболее важными, будут удовлетворяться более быстро. Об интенсивности мотивации можно говорить на примере вовлеченности, под которой специалисты рекламы понимают степень предпочтения объекта или поведения для человека. Чем сильнее люди мотивированы к удовлетворению своих потребностей, тем выше их вовлеченность в потенциальный источник их насыщения. Важность понятий вовлеченности и интенсивности мотивации состоит в том, что они детерминируют количество усилий, прилагаемых людьми к удовлетворению своих потребностей (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Реклама компании ИКЕЯ
Существуют и другие классификации мотивации покупателей: сознательные и бессознательные; сильные и слабые; постоянные и временные; позитивные и негативные; рациональные и эмоциональные. Методы повышения мотивации покупателей включают: преодоление ценовых барьеров; нематериальное стимулирование; программы лояльности; увеличение ощущаемого риска, т. е. удаление тревоги и волнения покупателей относительно последствий их поведения; стимулирование любопытства потребителей. Выделяют следующие факторы мотивации, влияющие на восприятие потребительской ценности: а) знания покупателей о существовании товара, об атрибутах б) недостаток знаний о товаре или нежелательные знания о в) новое позиционирование товара; г) новые способы использования товара; д) намерения покупателей — намерения приобрести что-то в е) установки (предпочтения) покупателей; ж) внешнюю среду, включающую национальную культуру (цен- 2.5. Суггестия (внушение) в рекламе С середины XX в. применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности торговых компаний. Специалисты о рекламе взяли на вооружение психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров. Именно в этот момент доминирующими стали следующие факторы: пропаганда среди населения чувства недовольства тем, что у чего есть, и всемерное побуждение его ко все новым и новым покупкам; обращение к стимулам, хранящимся в подсознании людей, ранее ставшими потребителями товара этой торговой марки. Слово «бессознательное» стало девизом и содержанием нового направления в рекламе, так как исследования показали, что реклама, использующая технологии воздействия на подсознание, не пробуждает новых потребностей, но она эффективна в области принятия решений о покупке. Товар в рекламе стал подаваться привлекательным подсознательно. В основе привлекательности стала использоваться сексуальность. Одним из главных мотивов стало отождествление това-
pa, услуги с подсознательными сексуальными мотивами, предпочтениями. Товары начали делать привлекательными с помощью обнаженной или полуобнаженной натуры. Скрытые сексуальные мотивы в рекламе стали доминировать, и потенциальному покупателю предлагали домысливать и фантазировать о потребительских свойствах понравившегося ему товара или услуги. Во второй половине XX в. в рекламе также стали широко применяться гипнотические подходы, так как манипулирование сознанием покупателя в процессе посещения магазина позволяло склонить его к совершению импульсивной покупки. Психоаналитический и гипнотический подходы в рекламе связаны с понятием суггестии. Суггестия, или внушение, — это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания рекламного обращения и товара, не требующий ни развернутого анализа, ни оценки, но обеспечивающий бессознательную готовность купить товар или услугу. Психологи утверждают, что суггестия возможна в современном обществе, так как в нем доминируют в массовом масштабе следующие негативные характеристики покупателя как индивидуума: неуверенность, робость, низкая самооценка, впечатлительность, слабость логического анализа. Мир вокруг нас настолько динамичен, что эти негативные характеристики становятся характерными для все большего числа людей. Это проблемы постиндустриального общества и они вряд ли будут разрешены в ближайшее время. Перечисленные негативные характеристики индивидуума как покупателя и динамичность постиндустриального общества приводят: к широкому распространению психических состояний, таких, как стресс, заболевание, утомление; формированию у покупателя невысокого уровня осведомленности и компетентности. Товары и услуги обновляются настолько быстро и их столь много, что сейчас большая проблема для производителей сформировать у людей лояльность к своему товару и выделить его из общей массы; высокой степени значимости случайных факторов при покупках в условиях неопределенности относительно потенциальной удовлетворенности покупателя от покупки. В постиндустриальном обществе отработаны приемы суггестии, используемые при манипулировании сознанием покупателя. Приведем некоторые из них: конкретность и образность ключевых слов. Использование слов, смысл которых конкретен, а содержание легко образно представить, существенно повышает эффект внушения. А вот абстрактные понятия резко снижают силу внушения;
конкретность и образность качеств. Произнеся слово «яблоко», вряд ли можно привлечь чье-либо внимание. Совсем другое дело — качественные признаки: сочное, румяное, сладкое, зеленое, мелкое, твердое, кислое, червивое. Разница заметна даже по воображаемым вкусовым ощущениям; избегание отрицательных слов «нет» и «не»; воздействие звукосочетаниями. Возможность целенаправленно воздействовать на человека, его эмоции с помощью определенных слов и словосочетаний известна с древности. Некоторые из них способны вызвать не только определенные эмоции, но и подсознательно восприниматься как образы; речевая динамика — одно из сильнейших средств суггестии. Основные приемы речевой динамики, способные повысить суггестию, — мягкость и сила голоса, богатство интонаций, паузы, высокий темп речи. В рекламном деле существует много способов введения покупателей в состояние транса, к которым относятся: показ состояния транса (когда я вижу товар А, я замираю); возрастная регрессия (поведение школьников и студентов, бабушек и внуков); использование естественных состояний транса (состояния после пробуждения, перед засыпанием, использование словесных описаний — комфорт, уют, покой, расслабленность и т.п.); перегрузка сознания (два одновременно говорящих персонажа, быстрое и хаотичное чередование картинок в кадре); разрыв шаблона (ситуация, когда вас неожиданно хватают за рукав и объясняют преимущества рекламируемого товара); использование полной неопределенности, непредсказуемости (зритель до последнего момента не догадывается, что именно рекламируется); применение новых слов; техника рассеивания (выделение ключевых слов в рекламном обращении); персевирация (многократные повторения одинаковых сообщений в одном или нескольких СМИ); обращение к авторитетному лицу. Контрольные вопросы и задания 1. Какие внешние и внутренние факторы воздействуют на человека? 2. Какие виды рекламных раздражителей вы знаете? 3. Какие факторы влияют на силу воздействия рекламного сообщения 4. Что такое произвольное и непроизвольное внимание? 5. Какую роль для производителей играют знания о поведении потребителей?
6. Из каких основных действий состоит поведение потребителей? 7. Кто является основным участником процесса принятия решений? 8. Что такое потребительская ценность и каковы основные модели ее 9. Какие основные модели восприятия потребителем рекламы вы знаете? Отчего возникают барьеры в восприятии рекламы? 10. Что относится к психоаналитическим и суггестивным подходам в Задания для самостоятельной работы 1. Проанализируйте рекламные кампании известных вам российских 2. Опишите модели поведения потребителя, приобретающего продукты питания, одежду и бытовую технику. В чем состоят их основные различия? 3. Проанализируйте, как взаимосвязь между имеющимися у покупателя свободным временем и количеством денег может повлиять на маркетинговую стратегию крупного розничного магазина в центре города.
ГЛАВА 3 РЫНОК РЕКЛАМЫ И ЕГО УЧАСТНИКИ Критика рекламы. Правовой и добровольный контроль рекламной деятельности. Государственное регулирование рекламной деятельности. 5щие вопросы регулирования рекламной деятельности в России. Специфические вопросы регулирования рекламы в России. Закон РФ «О рекламе». Требования к рекламе. Товарные знаки. Основные запреты и ограничения. Добровольное (негосударственное) регулирование рекламной деятельности. Саморегулирование рекламной отрасли. Рекламные объединения и ассоциации в России. Ответственность участников рекламой деятельности за нарушения законодательства. Международный кодекс рекламной практики. Этические стандарты кодекса. Контрольные опросы и задания. Задания для самостоятельной работы. 3.1. Регулирование рекламной деятельности 3.1.1. Критика рекламы Ролики компании «Данон Актимель» (Danone Actimel), в которых дети по очереди облизывали леденец и откусывали от яблока, поднятого с земли, демонстрировались на разных каналах телевидения с сентября 2002 по март 2003 г. 4584 раза. Мальчика, который не мог дотянуться до верхней кнопки лифта, телезрители могли видеть в рекламе «Растишки» 1473 раза. Конфедерация эбществ потребителей предъявила претензии компании «Данон Актимель» (далее — «Данон») и потребовала снятия с телеэфира гих роликов, так как они приписывают этим молочным продуктам ряд несуществующих свойств и тем самым вводят потребители в заблуждение. Интересно, что во Франции компания «Данон» отозвала рекламный ролик, в котором ребенок съедал пече-1ье, оброненное в песок. Представитель компании признал, что содержащиеся в продукции «Данон Актимель» лактобактерии не могут защитить от бактерий, находящихся в песке. Реклама является наиболее заметным проявлением деловой деятельности. То, чем компания скрыто занималась на протяжении многих лет, становится достоянием общественности с того момента, когда она начинает рекламную кампанию. Приглашая Покупателей купить свою продукцию, компании рискуют попасть. Под огонь критики в том случае, если ее продукция не оправдает рекламных обещаний. Сторонники рекламы утверждают, что из-за этого рекламируемые товары оказываются безопаснее, чем нерекламируемые, так как изготовители рекламируемой продукции
рискуют своими именем и репутацией и заинтересованы в том, чтобы выполнять взятые на себя обещания. Реклама подвергается критике не только за ту огромную роль, которую она играет в продаже товаров, но и за то, каким образом она оказывает влияние на общество. Некоторые критики утверждают, что реклама в лучшем случае представляет положительную информацию о товаре, а в худшем — необъективна, другие обвиняют рекламу в психологическом манипулировании людьми, а третьи критикуют рекламу за оскорбительный тон, нарушение норм языка, чрезмерную избыточность и т. п. При критике рекламы следует учитывать ее необходимость. Право искать, получать и распространять информацию относится к основным правам человека. Стало быть, его можно ограничивать только законодательно и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, для обеспечения обороны и безопасности нашего государства. 3.1.2. Правовой и добровольный контроль рекламной деятельности Правовое регулирование рекламной деятельности осуществляется на основании федерального законодательства. Так, Федеральный закон «О рекламе» в ст. 3 устанавливает, что законодательство РФ о рекламе состоит из Федерального закона «О рекламе» от 14 июня 1995 г. и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному законодательству, способно создать иными видами законодательства препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным федеральным законом. Рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме, размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.
Действия антимонопольных органов по контролю соблюдения законодательства РФ о рекламе носят публично-правовой характер. Добровольный контроль рекламной деятельности осуществляется органами саморегулирования. В ст. 28 Федерального закона «О рекламе» говорится, что органы саморегулирования — это общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц, наделенные широкими возможностями влиять на состояние дел в области рекламы. Они привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов; проводят независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направляют соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям; привлекаются федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе; направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе. При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства массовой информации или иным способом в установленный им срок. Большую роль в негосударственном регулировании рекламы играют разные организации защиты интересов потребителей. 3.1.3. Государственное регулирование рекламной деятельности в России Федеральный закон «О рекламе» определяет рекламную деятельность как распространяемую в любой форме, с помощью любых средств информацию о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или используемого средства распространения. Государственное регулирование рекламной деятельности распространяется на следующие области:
участников рекламного процесса; свободу коммерческого слова; ненадлежащую, недостоверную, неэтичную рекламу; ограничение рекламы определенных товаров; ограничение рекламы на определенные аудитории; ограничение отдельных видов рекламы; защиту личной жизни. Государственное регулирование рекламной деятельности осуществляется федеральным антимонопольным органом. На этот орган возложены следующие обязанности: а) предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы; б) направлять рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решений о проведении контррекламы; в) направлять материалы о нарушениях законодательства о рекламе в органы, выдающие лицензии, для решения вопроса о г) направлять в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении Закон «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу, на частные объявления граждан, если они не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Одной из целей закона является недопущение недобросовестной конкуренции с использованием рекламных трюков, а другая цель заключается в защите потребителей от ненадлежащей рекламы, под которой понимаются следующие ее разновидности: недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, а также иная реклама, в которой допущены нарушения требований законодательства к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. Для определения каждой из этих разновидностей в законе существует соответствующая статья, запрещающая ту или иную из перечисленных разновидностей рекламы. Недобросовестная реклама. К этой разновидности запрещенной рекламы относятся следующие ее виды: а) реклама, дискредитирующая тех, кто не пользуется рекламируемым товаром; б) реклама, содержащая некорректные сравнения с товаром в) реклама, вводящая покупателей в заблуждение путем имитации формы популярной рекламы конкурентов; г) реклама, скрывающая часть существенной для потребите
Под недобросовестной рекламой понимается также реклама, которая использует или имитирует элементы другого товара. Например, некий рекламодатель в ходе кампании «раскрутил» свой рекламный символ, свой музыкальный мотив, свои образы, а конкурент использует знакомые таким образом покупателю эти элементы. Недостоверная реклама. Эта разновидность запрещенной рекламы дает покупателю не соответствующие действительности сведения о товаре и рекламодателе, к которым могут быть отнесены сведения об условиях гарантии, бесплатной или платной доставки товара, его обмена, о любых характеристиках товара — химическом составе стирального порошка, числе сигарет в пачке, сроках распродажи, о начале и об окончании работы магазина, о гарантийных обязательствах изготовителя, о дипломах и призах, которые товару были присуждены, о результатах исследований, которых никто не проводил, о положительных рекомендациях известных лиц, которые никто не давал, и т.д. В марте 2003 г. власти США начали расследование деятельности компании Pfizer, которую заподозрили в незаконной рекламе медицинского препарата Neurontin (рис. 3.1), предназначенного для лечения эпилепсии. Компанию обвинили в попытках рекомендовать препарат также для лечения мигрени и психических расстройств, что являлось серьезным нарушением. По закону следовало провести клинические испытания, прежде чем рекомендовать рецептурный препарат для лечения других заболеваний. Под недостоверной рекламой понимается также реклама, которая использует слова «самый», «лучший», «только», «абсолютный», «единственный» и некоторые другие, которые можно представить в этом ряду, если их невозможно подтвердить документально.
Рис. 3.1. Пример недостоверной рекламы
В качестве документов, подтверждающих достоверность сведений в отношении использования терминов в превосходной степени, могут быть использованы официальные статистические данные об объемах продаж или спроса на данный товар (работу, услугу), результаты опросов потребителей, проведенные специализированными организациями с соблюдением научной методологии их проведения, данные маркетинговых служб рекламодателей и т. п. При рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства комиссия, создаваемая антимонопольным органом, исследует все представленные доказательства, подтверждающие достоверность используемых в рекламе терминов в превосходной степени, а также доказательства, опровергающие их достоверность. Недостоверной является также реклама, неправомерно использующая для своих целей государственную символику. Неэтичная реклама. Согласно ст. 8 Закона «О рекламе» к неэтичной рекламе относят следующие ее виды: а) рекламу, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали; б) рекламу, которая нарушает нормы морали, оскорбляя людей по признакам расы, национальности, профессии, пола, веры в) рекламу, которая порочит культурные ценности и государственные символы либо физическое или юридическое лицо, какой-либо род деятельности человека, его профессию, товар. Слово «этика» не является термином, который подходит к описанию недопустимой по ст. 8 Закона «О рекламе» неэтичной рекламы, к тому же этот термин крайне редко используется в законодательстве. В этом случае правильнее было бы сказать «аморальная, неприличная реклама». Заведомо ложная реклама. Данная разновидность запрещенное рекламы умышленно вводит потребителя в заблуждение. Другим! словами, заранее зная недостоверность сведений о рекламируемом товаре, рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель все же эти сведения дают, производят рекламу, распространяют ее. Закон «О рекламе» запрещает также скрытую рекламу. Однако пока не понятно, что следует под ней понимать. В определении! скрытой рекламы говорится об использовании рекламы, оказывающей не осознаваемое потребителем воздействие на его воссприятие (ст. 10). Большинство из специалистов считают, что речи идет о скрытых технических эффектах в рекламных сообщениях;! например о так называемом 25-м кадре, в то время как на уровне массового сознания под этим понимается реклама под видом новостей. В пользу более квалифицированного понимания ст. 10 сви
детельствует и то, что из всей продукции СМИ в ней упоминается лишь аудиовизуальная. Примером скрытой рекламы могут служить репортажи с приемов, если при этом внимание телезрителей концентрируется на этикетках напитков, которые там пьют, на названиях табачных изделий, которые там курят, и т.п. В официальном комментарии к Закону «О рекламе» отмечено, что понятие скрытой рекламы относится к понятию нераспознаваемой рекламы, т.е. такой, которую в соответствии с п. 1 ст. 5 нельзя распознать без специальных знаний или без применения технических средств в момент ее представления. Следовательно, реклама по
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.017 с.) |