О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей



 

Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан № 7

от 25 июля 1996 года (с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан № 9 от 18 июня 2004 года)

 

Отмечая необходимость разъяснения вопросов, возникающих у судов в практике применения законодательства о защите прав потребителей, и в целях обеспечения эффективной судебной защиты прав потребителей пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановляет:

(Заголовок и преамбула в редакции нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 9 от 18 июня 2004 года)

1. Принятый 5 июня 1991 года и введенный в действие с 1 января 1992 года Закон Казахской ССР «О защите прав потребителей» (далее - Закон) с внесенными Законом от 26 июня 1992 года изменениями и дополнениями регулирует отношения между потребителями - физическими лицами, то есть, гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства (статья 12 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК), приобретающими и использующими товары, заказывающими работы и услуги для личных бытовых нужд, либо имеющими такие намерения, и продавцами товаров, либо их производителями, а также исполнителями работ и услуг независимо от форм собственности и образования юридического лица, в том числе индивидуальными предпринимателями (статья 19 ГК), и применяется к правоотношениям, возникающим или продолжающимся после введения его в действие (статьи 4, 383 ГК).

Закон не применяется к договорным правоотношениям между гражданами по поводу неудовлетворения личных бытовых нужд, к случаям приобретения товаров и использования услуг гражданами (индивидуальными предпринимателями) для предпринимательской деятельности и приобретения товаров и заказывания услуг юридическими лицами, для удовлетворения потребностей основной деятельности либо социально-бытовых потребностей своих работников.

(Пункт 1 в редакции нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 9 от 18 июня 2004 года).

2. Отношения с участием потребителей, их права и обязанности, порядок реализации и защиты этих прав, а также права и обязанности продавцов, изготовителей, исполнителей работ и услуг, кроме Закона «О защите прав потребителей», регулируются Гражданским кодексом и не противоречащими ему иными законодательными и нормативными актами, а также договорами и иными сделками, предусмотренными законодательством или не противоречащими ему.

При применении статьи 5 Закона судам следует иметь в виду, что согласно пункту 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан не все международные договоры, а лишь ратифицированные Республикой имеют приоритет перед законами. Соответственно, если международным договором, ратифицированным Республикой, установлены иные права, чем содержащиеся в республиканском законодательстве о защите прав потребителей, то применяются правила международного договора.

3. Нормативные правовые акты Правительства Республики Казахстан, министерств и ведомств, местных представительных и исполнительных органов не могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными Конституцией, ГК и Законом «О защите прав потребителей».

Судам следует истребовать и изучать нормативные правовые акты центральных исполнительных органов и в случае содержания в них правил, использующих преимущественное (монопольное) положение продавцов, изготовителей и исполнителей или противоречащих Закону о защите прав потребителей, иметь в виду, что такие акты являются недействительными с момента их принятия и не подлежат применению (пункт 2 статьи 3 Закона и пункт 5 статьи 3 ГК).

В случае противоречия решений маслихатов и акимов законодательным актам суд должен разрешать спор на основании законодательных актов.

4. В соответствии с пункт 1 статьи 20 Закона иски по выбору потребителя рассматриваются по месту нахождения истца или ответчика либо по месту заключения или исполнения договора.

В связи с этим суды не вправе, руководствуясь подпунктом 2) части первой статьи 154 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК), возвращать исковое заявление за неподсудностью дела данному суду, так как в соответствии с частью девятой статьи 32 ГПК истцу принадлежит выбор между несколькими судами, которым подсудно дело.

(Пункт 4 в редакции нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 9 от 18 июня 2004 года).

5. В части первой статьи 13 и статьях 20 и 23 Закона устанавливается предварительный судебный порядок разрешения требований потребителей и их общественных организаций. Если потребителем, обратившимся в суд, не соблюден порядок разрешения дела и такая возможность не утрачена, судья в соответствии с подпунктом 1) части первой статьи 154 ГПК возвращает заявление. Вместе с тем непредъявление претензии не лишает права на судебный порядок разрешения требований потребителей и их общественных организаций и не может быть основанием к отказу в судебной защите (статья 13 Конституции).

Государственная пошлина в соответствии с частью первой статьи 104 ГПК, подпунктами 11) и 15) статьи 501 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и частью шестой статьи 23 Закона не взыскивается с государственных органов, органов по защите прав потребителей при местных исполнительных органах, общественных организаций потребителей, предъявивших иски в интересах потребителей. Вместе с тем сами потребители не освобождаются от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

В этих случаях возмещение государству и сторонам судебных расходов, их распределение между сторонами осуществляется по правилам статей 110, 115, 116 ГПК.

(Пункт 5 в редакции нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 9 от 18 июня 2004 года).

6. В соответствии со статьей 22 Закона о защите прав потребителей и статьями 2, 10 Закона об общественных объединениях от 31 мая 1996 года общественные объединения потребителей, будучи общественными некоммерческими организациями, действуют с уставами, принимаемыми учредительным собранием, созываемым по инициативе не менее 10 членов общества, и являются юридическими лицами.

По делам, инициированным общественными объединениями потребителей или их союзами (ассоциациями), судам следует выяснять их статус, предмет и цели деятельности, а также правоспособность, имея в виду, что в соответствии со статьей 10 Закона об общественных объединениях их правоспособность возникает с момента государственной регистрации либо перерегистрации, их учетной регистрации структурных подразделений (филиалов и представительств).

7. В случае удовлетворения исков, предъявляемых общественными организациями потребителей в соответствии со статьей 23 Закона, суд выносит решение о возмещении общественным организациям потребителей понесенных издержек, связанных с предъявлением претензий и исков, а также рассмотрением дел и исполнением решений.

Общественные организации потребителей вправе самостоятельно или через прокурора предъявлять иск в суд о признании действий продавца, изготовителя (их представителей), исполнителя, являющихся юридическими лицами, а также органа управления противоправными в отношении неопределенного круга потребителей (коллективный иск) и прекращении этих действий. Дела по таким искам в соответствии со статьей 30 ГПК подсудны специализированным межрайонным экономическим судам.

(Пункт 7 в редакции нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 9 от 18 июня 2004 года).

8. При применении статьи 18 Закона судам надлежит руководствоваться пунктом 3 статьи 141 ГК о защите неимущественных прав независимо от вины лица, нарушившего право.

В части четвертой статьи 23 Закона общественным организациям потребителей не предоставлено право предъявления исков о возмещении имущественного и морального вреда в отношении неопределенного круга потребителей, следовательно, исковые заявления обществ потребителей о возмещении имущественного и морального вреда без указания конкретных потребителей следует признавать поданными с нарушением статьи 150 ГПК и в соответствии со статьей 155 ГПК, оставлять без движения.

(Пункт 8 в редакции нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 9 от 18 июня 2004 года).

9. Государственные органы, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) в соответствии со статьей 57 ГПК могут привлекаться судом к участию в разбирательстве дела или по своей инициативе, либо по инициативе участвующих в деле лиц вступить в процесс для дачи заключения по вопросу, входящему в их компетенцию.

(Пункт 9 в редакции нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 9 от 18 июня 2004 года).

10. При определении момента заключения договора розничной купли-продажи судам следует руководствоваться пунктом 2 статьи 8 Закона, в соответствии с которым договор розничной купли-продажи считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение о предмете договора, цене и другим условиям, на основании которых настаивает хотя бы одна из сторон.

Согласно пункту 4 той же статьи Закона договоры розничной купли-продажи, исполняемые при его совершении заключаются в устной форме независимо от стоимости товара. Факт и условия заключения такого договора могут быть подтверждены и свидетельскими показаниями.

Те же договоры, исполняемые не при их совершении (по предварительным заказам, при посылочной торговле, при продаже автомобилей и в других случаях) заключаются в установленной для таких договоров законом или условленной сторонами форме.

Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке совершения лицом, его получившим, действий по выполнению указанных в нем условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.д.) (статьи 394, 396 ГК).

Условия, предусмотренные такими договорами за исключением ущемляющих права потребителей и признающихся поэтому недействительными и в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона, и должны учитываться судом при разрешении спора.

11. Согласно пункту 7 статьи 8 Закона при несоблюдении нравственных и этических норм, оскорблении либо ином посягательстве на честь и достоинство потребителя или работника торгового предприятия виновное лицо обязано принести публичное извинение. В случае невыполнения этого требования потерпевший вправе обратиться за защитой своего права в суд по правилам статей 9,141-143 ГК.

12. При отсутствии представителя торговой организации в месте нахождения потребителя он вправе на основании пункта 8 статьи 14 Закона направить товар в адрес торговой организации по месту покупки или представителю с составленным с участием специалиста актом о наличии в нем дефекта, не связанного с нарушением потребителем правил пользования товаром или его хранения. В этом случае продавец обязан возместить потребителю все издержки, связанные с установлением дефекта и направлением ему товара.

13. Разрешая вопросы имущественной ответственности за вред, причиненный продукцией ненадлежащего качества, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие конструктивных, производственных, рецептурных и иных недостатков, подлежит возмещению в полном объеме по правилам главы 47 ГК.

При вынесении судом решения о возмещении вреда, причиненного товаром, рассматривается и вопрос об изъятии из оборота, а в необходимых случаях отзыве от потребителей партии дефектного товара (пункт 4 статьи 15).

(Пункт 13 в редакции нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 9 от 18 июня 2004 года).

14. Под убытками в соответствии с пунктом 4 статьи 9 ГК подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Размер убытка определяется по правилам частей третьей и четвертой статьи 350 ГК.

Убытки, причиненные потребителю вследствие недостатков товара (работы, услуг), подлежат возмещению сверх неустойки, установленной Законом о защите прав потребителей (пункт 10 статьи 14 Закона).

В остальных случаях следует руководствоваться требованиями статьи 351 ГК, устанавливающей зачетный характер неустойки.

При взыскании неустойки, предусмотренной Законом о защите прав потребителей, необходимо учитывать соблюдение сроков, установленных статьей 178 ГК и статьей 76 ГК Казахской ССР применительно к отношениям, возникшим в период их действия.

Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования

(Пункт 14 в редакции нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 9 от 18 июня 2004 года).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.014 с.)