Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Омосемия, полисемия и омонимия морфем (в билете выше).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
43.. Грамматическая структура слова. Понятие основы слова и форматива (форманта) в аспекте формо- и словообразования. Типы основ. Словоизменительная парадигма. Нулевые морфемы. Смена парадигмы как словообразовательное средство (конверсия). Морфемы – строительный материал для более высокой единицы языка – слова. По наличию\отсутствию формообразования все слова разбиваются на два структурных типа: одноформенные (неизменяемые) и многоформенные (изменяемые). По словообразовательной структуре лова делятся на производные и непроизводные. Формообразование. Одноформенные слова представлены в языке только одной словоформой (вчера, вприпрыжку, здесь, увы, и, из-за). По составу может быть одноморфемным (вчера, здесь) и многоморфемным (из-\за, в\новь, в\при\прыж\ку);
Многоформенное слово существует в виде набора словоформ (лексема не совпадает со словоформой: «читать» - лексема, словоформы – «читаю», «читаешь», «читал», «читавший», «читал бы»…). Состав: строится в разных словоформах частично, а иногда и полностью из разных морфем. При анализе выделяется постоянная часть – формообразующая (лексическая) основа (определяется как часть слова, обязательно содержащая корень и постоянно повторяющаяся без изменений во всех грамматических категориях) и переменная часть – форматив (формант). Например, в словах стол, стола, столу, столы – формообразующая основа –стол-, а форманты: -#-, -а-, -у-, -ы-. Набор формообразовательных формантов (формативов) – формообразовательная (словоизменительная) парадигма. Форманты могут быть одноморфемными (окончание) или многоморфемными (-л\а в пела), может включать супрасегментные морфемы (ударение) – рогА (сравн. рОга)
Словообразование. Производность и непроизводность слова имеет место только в синхроническом аспекте (язык на современном этапе) и также производность сравнима с мотивированностью, на диахроническом аспекте (язык на протяжении всего времени) все слова от чего-то произведены.
Внимание заострено на синхроническом аспекте! Если сравнить производное слово с производящим, то выделятся общая часть – производящая словообразовательная основа и отличительная черта – словообразовательный форматив. Например, в прилагательном горох при сравнении выделяем словообразовательную основу «горох» и словообразовательные формативы «ов», и набор окончаний этого прилагательного. Словообразовательная основа и формообразующая основа, в принципе аналогичны, но различаются способом выделения: в первом случае производное слово рассматривается как лексема (целое) и сравнивается с производящим, во втором случае мы просто сравниваем разные формы одного слова. Словообразовательная основа содержит обязательно корень, но также может содержать аффиксы (скорый – скорость – скоростной – скоростник – всякий раз повторяются какие-то аффиксы). Выявляем ее в строгой бинарной оппозиции вплоть до конечных составляющих.
Типы основ: 1 – в качестве производящей основы выступает основа производящего слова (скорый – скорость «скор») 2 – в качестве производящей основы выступает отдельная словоформа (ты – тыкать)
О смене парадигмы. Иногда производное слово от производящего отличается только формообразовательной парадигмой. Это явление описано Смирницким и называется морфологическая конверсия. Например, английский master (хозяин, мастер) - to master (овладеть, справится). Налицо омонимия, но не в ней суть! Образование слова происходит без аффиксов, основ. А только сменой парадигмы (так у «master (хозяин, мастер)» в парадигме будут формы the master, a master, master’s, masters, а у «to master (овладеть, справится)» - to master, I master, he masters, I’m mastering). В русском языке конверсия представлена в таких парах, как супруг-супруга, Евгений – Евгения, соль – солю. Конверсия также может быть и синтаксической, т.е. в основе словообразования – изменение синтаксической сочетаемости (наречие «остался позади» сочетается с глаголом и образованный от него предлог – «позади дома» сочетается с существительным в Р.п.).
Про нулевые окончания, эмм, не совсем к месту – идет в список вопросов на консультации (ибо зачем они здесь??) Также полезно почитать в библии страницы 151-152 (в вопросе освещаемые там моменты не заявлены, но полезно бы их тоже знать) – словообразовательная структура сложных слов.
44. Словообразовательная структура сокращенных и сложносокращенных слов. Формо- и словообразовательная структура аналитических образований. Сокращенные и сложносокращенные слова. Сокращенные слова образуются способом усечения (отбрасывание звуковых отрезков из состава полного слова). Например, Елена – Лена, заместитель – зам, метрополитен – метро. Все сокращенные слова стилистически разнородны и производящая основа в них как бы и не видна, но она там естьJ, мы ее угадываем: носители языка осознают ее наличие и связь с несокращенным словом. Словообразовательным формативом (смотрим что это в билете выше) здесь будут изъятия из производящей основы (вычитательный словообразовательный форматив). Сложносокращенные слова – аббревиатуры (универбирующие сокращения). Образуются из словосочетаний путем усечения частей слов, входящих в их состав, и слияния (иногда неполного) остающихся частей в одно слово. Некоторые аббревиатуры также теряют актуальное значение производящих словосочетаний (например, совхоз не равен по смыслу советскому хозяйству). В состав форматива сложносокращенных слов входят усечения и также объединяющее ударение (сравни, нефтянОй и гАзовый провОд – нефтегазопровОд).
Разновидности аббревиатур (очень популярных образований для многих современных языков). -Чаще аббревиатуры возникают в обыденной речи (Лена, Саня, Таня, сельмаг=), но официальные стили не остались обделенными. В бытовой речи аббревиатуры ориентируются чаще на живое звучание, а в официальной – на написание. Здесь особо важно выделить инициальные аббревиатуры (слияние первых БУКВ, но не фонем – ТЮЗ, вуз, ГЭС (произносим звуковое значение букв) и СССР, СПбГУ (алфавитное название букв). -В некоторых аббревиатурах последний компонент выступает как полная основа с присущим ей формообразованием (роддом, сбербанк) или как словоформа (например, косвенный падеж существительного – завкафедрой). -Иногда усечение происходит за счет начальных или срединных частей основ (мопед – мотоцикл и велосипед). -Есть аббревиатуры, образованные с использованием интерфиксов (труд о день). Аналитические образования. Аналитические образования – сочетания знаменательного и служебного слова, функционирующие как одно знаменательное слово. 1 – АО функционирующие в качестве словоформ – аналитические формы (глагольные времена, типа буду писать, I’ll write; глагольные наклонения писал бы, I should write) Также есть аналитические образования – слова с предлогами mit dem Bleistift, of my friend; степени сравнения (в английском все прилагательные с more, the most). Аналитическая форма либо может существовать параллельно синтетической (более теплый – теплее), либо нет (форма продолженного времени в англ.) Формативы АФ имеют сложную структуру: представлены сочетанием служебного слова и аффиксов в составе знаменательного (на столе – форматив: на и –е). 2 – Аналитическое образованое, функционирующее в качестве целой лексемы во всей совокупности ее форм – аналитическое слово. (to pride oneself) – образован соединением производящей основы, представленной в существительном pride, и словообразовательного форматива (меняющегося по лицам и числам возвратного местоимения + набора аффиксов и аналитических форм глагола).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.104 (0.007 с.) |