Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонема, слог, морфема: контакты и конфликтыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема соотношения единиц разных уровней и разного статуса определяется общими принципами подхода к языку как феномену действительности. Основные вопросы, без ответа на которые невозможно приступить к решению данной проблемы, я бы сформировала следующим образом: 1. Насколько тесно связаны языковые уровни в процессе функционирования, а следовательно, что дает учет таковой связи между ними? 2. Какова специфика изоморфизма между элементами языковой иерархии (если мы признаем наличие данного явления в языке)? Ответ на указанные вопросы зависит от нашего понимания способа организации языковых структур, а это существенно не только с точки зрения представления об онтологических свойствах языка, но и с позиций чисто прагматических, ибо определяет выбор методов исследования языкового материала. По этому поводу Э.А. Макаев отмечает, что важно установить, «какой иерархической градации – восходящей или нисходящей – следует придерживаться при анализе языковых единиц: то есть от единиц низшего уровня к единицам высшего уровня или наоборот» [Макаев, с.51] На уровне всех ярусов можно обнаружить формальное тождество части единиц двух граничащих подсистем (синтаксической и морфологической, морфологической и фонетической). И это естественно, так как с точки зрения диахронии язык развивается «сверху - вниз» за счет усложнения системы через выделение частей из единиц, функционально более значимых, а не наоборот, так как самые примитивные по форме языковые единицы уже изначально выступали в роли коммуникативных образований. Именно формирование языковой структуры «сверху - вниз» с пошаговым изменением семантического и грамматического статуса элементов языка «узаконило» изоморфизм и определило специфику контактов единиц разных уровней. Попутно считаю необходимым отметить следующее: изоморфизм, возникший в результате внутренних языковых преобразований в процессе исторического развития, являющийся естественным, природным феноменом, следует отличать от структурного подобия, обусловленного чисто внешним сходством разноплановых единиц, типа слога и предложения, рассматриваемых в качестве изоморфных Е. Куриловичем [Курилович, с.30]. Конечно, и в предложении, и в слоге можно выделить конституирующую часть – сказуемое и, соответственно, гласный и дополнительную – подлежащее и согласный. Однако при таком подходе приходится вводить ряд ограничений: из списка простых предложений исключается номинативное, поскольку оно интепретируется как двусоставное с опущенным подлежащим, что отнюдь признается не всеми лингвистами, слог же рассматривается без учета того, что в ряде языков сонанты выступают в функции слогоносителей. Нужно также учитывать тот факт, что постепенное структурное усложнение языковой системы в основном обусловлено приоритетностью означаемого над означающим в знаке. Такая оценка статуса составляющих языка помогает понять как исторические процессы в том или ином языке, так и характер взаимоотношений разноструктурных единиц в синхронии. На первый взгляд, ряд «фонема – слог – морфема» представляется несколько странным, поскольку он объединяет единицы разного статуса. Но эта «разнопорядковость» – результат исторических преобразований. Данная триада возникла далеко не сразу. В истоках языка, по-видимому, слог и морфема составляли единое целое, то есть имела место семантизированная звукосимволическая синкретическая единица – слогоморфема, в которой согласный и гласный – «ртосмыкатели» и «ртораскрыватели» – объединены общей артикуляцией. Разумеется, что на этом этапе развития не существовало и фонем, ибо фонемы входят в состав морфемы, а не слога. Кстати, в китайском языке сохранилась единая формальная представленность слога и морфемы, не мешающая им быть, разумеется на современном этапе развития, разными единицами, омонимичными, поскольку они выполняют различные функции. Именно благодаря функциональной противопоставленности незначимого слога значимой морфеме возможно говорить о наличии в китайском языке самостоятельных фонем, что признается не всеми последователями [Алексахин, с.72-87]. Когда и почему произошел распад слогоморфемы? Если обратиться к истокам языка вообще, то следует сказать, что само появление одноэлементных (V) и двухэлементных самостоятельных морфем (CV) – результат потребности языка в передаче новых смыслов, с которыми жесткая, ограниченная по составу, синкретическая слогоморфемная структура не справлялась. Консонантные и вокальные части слога в морфеме приобретают самостоятельность, это увеличивает степень подвижности, гибкости новой семантизированной единицы. Собственно самостоятельность функционирования морфемы начинается тогда, когда становится возможным перестройка внутри слогоморфемы. Поскольку с артикуляционной точки зрения согласные в большинстве языков имеют большие возможности для разного рода модификаций, то их количество неуклонно растет, количество же гласных, как правило, снижается, и таким образом закон сохранения энергии в системе (языковая система продолжает пребывать в состоянии неустойчивого равновесия) сохраняется. При этом совсем необязательно, чтобы изменения слоговой структуры (слоговых границ, в первую очередь) были столь же активны, как и морфемные преобразования. Ведь именно слог (как и вообще план выражения) является гарантом стабильности системы. Таким образом, слог континуален, а морфема дискретна. Может показаться, что континуальность слога делает его более лабильным, податливым к воздействию среды. Однако это не так. Для того чтобы произошли изменения в такой устойчивой однообразной структуре как слог, то есть для того чтобы слог перестроился, нужен толчок извне. Если от истоков развития праязыка перейти к истории древнерусского, то такой подход к соотношению слога и морфемы даст нам возможность объяснить причины падения редуцированных. Слабым местом в теории, согласно которой и современный русский слог является открытым, многие лингвисты считают именно падение редуцированных. И рассуждают они приблизительно так: «Коль скоро редуцированные исчезли, значит и запрет на образование закрытых слогов перестал действовать». Думаю, что падение редуцированных потребовалось языку не для того, чтобы сделать слог закрытым, а было вызвано очередной необходимостью усилить подвижность морфемы, повысить значимость составляющих ее элементов, в первую очередь, согласных: комбинаторные возможности согласных в результате падения редуцированных резко возросли, поскольку количество информации обратно пропорционально встречаемости. Слог же продолжал и продолжает оставаться открытым, и если прямое свидетельство тому – результаты экспериментальных исследований, то косвенным можно считать представление лингвистов о том, что начало и конец текста – сильные позиции. Слог – своеобразный мини-текст на уровне означающих языка: он имеет свои функции в системе, обеспечивающие процесс порождения речи. От истории языка вернемся к его современному состоянию и повнимательнее присмотримся к выделенной мною триаде. С позиций системы языка (с точки зрения ее имманентных свойств) такой триады в данное время не существует. Слог континуален и незначим, морфема же дискретна и имеет значение. В системном отношении слог не членим. Выделение гласных и согласных при фонетическом транскрибировании – вещь условная. Восприятие грамотного носителя языка позволяет ему определить звуки в слоге, однако это результат неверной фонемной обработки слоговой структуры. В каком-то смысле такого рода операция порождена ложным изоморфизмом между дискретной фонемой и недискретным слогом. Исходя из вышеизложенного, нельзя говорить о том, что слог состоит из фонем, более того столь же неверным будет сказать, что слог состоит из аллофонов, ибо аллофоны составляют морф, а фонемы входят в состав морфемы. Отсюда вполне логично заключить, что выражение «фонемы реализуются в звуках», постоянно используемое в фонологии, не более чем метафора. Фонемы не могут реализоваться в звуках, поскольку эти единицы входят в разные структуры. Ведь никому не придет в голову сказать, что при определенных условиях кошка может реализоваться в мышке. В процессе порождения речевой континуум формируется от слога – к фразе с рядом промежуточных звеньев: ни фонемы, ни морфемы при порождении не востребованы. Напротив, восприятие имеет дело с фонемно-морфемно-текстовым составом языковых единиц. Принято считать, что в непринужденной обстановке порождение и восприятие на родном языке происходят спонтанно. С этим, конечно, можно согласиться, но при условии, что учитывается качественная разнородность этих процессов. Уровень спонтанности при порождении несравненно выше, текстообразование гораздо «крупноблочнее» текстовосприятия. Возможно даже, что за порождение и восприятие отвечают разные участки мозга. Восприятие человека сфокусировано не на форме, а на семантике: для реципиента «что» более значимо, чем «как», поскольку первое в большей степени связано с ориентирующей функцией языка, ответственной за выживание. Одно из проявлений склонности человека к семантизации формальных составляющих языка – интуитивное слогоделение. Интуитивный слог – это перцептивная единица, которая выделяется взрослым грамотным носителем в качестве слога. В русском языке в процессе порождения образуются последовательности открытых слогов (Ма-шка е-ла ка-шку), во всяком случае, именно так лингвисты интерпретируют показания приборов. Восприятие же преобразует открытые слоги в закрытые, если имеются стечения согласных внутри слов (Маш-ка е-ла каш-ку). Такая перестройка слоговых границ происходит по вполне понятным причинам: наиболее значимая морфема – корень – чаще выступает в форме закрытого слога, в сознании носителей языка незначимая единица подменяется значимой. Ориентация на морфему, при всей несхожести теоретических позиций, наблюдается в фонологических концепциях сторонников МФШ и ЛФШ. Как известно, эти школы определяют фонемный состав языка через его связь с морфемами и, хотя само отношение «морфема – фонема» понимается ими по-разному, ни то, ни другое направление не вступает в противоречие с логикой. Поскольку язык изначально формировался как коммуникативная система и развивался через постепенное усложнение этой системы с одновременной ее уровневой дифференциацией, то неизбежно возникала межуровневая омонимия, ведущая к формальному совпадению единиц разных ярусов. Поэтому единица нижеследующего уровня изоморфна одноэлементной морфеме. «Ленинградские» фонологи как раз и опираются при определении состава фонем на это свойство языка. Однако им приходится «добирать» инвентарь фонем, обращаясь к иным процедурам, так как обратное неверно: не всякая фонема имеет в качестве аналога морфему, что и понятно, ибо эволюционирование уже сформированной системы осуществляется по несколько иным законам. «Московские» фонологи определяют фонему через состав звуковых единиц в сильных позициях в пределах морфемы, что с принятой здесь точки зрения считаю вполне обоснованным, но при соблюдении следующих допущений. Указанные звуковые единицы, как уже отмечалось выше, не следует смешивать с физическими составляющими слога. Мы снова сталкиваемся с явлением изоморфизма, но иного порядка, чем изоморфизм фонемы и морфемы, ибо фонемы и морфемы – дискретные единицы разных уровней, но они объединены принадлежностью к системе языка, составляющие же слога и единицы в составе морфем (даже в слабой позиции!) – природно различны. (Я специально несколько под иным углом зрения повторяю уже сказанное, чтобы точнее выразить свою позицию). Что же представляют собой при такой трактовке морфемно-слоговых отношений означающие морфем? Чтобы не смешивать их с составляющими слога, я бы не стала называть эти единицы ни звуками, ни аллофонами. При предлагаемом мною подходе в морфемном составе языкового кода содержатся только фонемы. Параллельно в коде языка отражены слоговые структуры. Где находится этот код? По-видимому, в интеллекте человека, но не на осознаваемом уровне (можно назвать его локализацию областью подсознания, но уж очень термин этот неопределенный). Важно отметить, что исторически сложившийся в интеллекте человека код лишен индивидуальных черт личности, в этом смысле он объективен и «системоцентричен». Порождение реализуется за счет использования слоговой организации речи, морфемные структуры здесь не нужны. При восприятии, напротив, актуализируется морфемно-фонемная система языка. Таким образом, независимо от того, придерживаемся ли мы взглядов МФШ, ЛФШ, концепции С.К. Шаумяна, Н.С. Трубецкого и т. д., фонемы и морфемы мы можем отыскать либо в языковом коде, разумеется, только с помощью создания конструктов, или же анализируя процесс восприятия. При таком подходе ни одна из концепций полностью не выдерживает критики. Так, если сравнивать МФШ и ЛФШ, то невооруженным глазом видно, что первые ориентированы на языковой код, а вторые – на восприятие, однако, у «москвичей» наряду с сигнификативной» функцией фонемы присутствует перцептивная, «ленинградцы» же, проявляя «принципиальность» в синтагматике, отходят от принципа ориентации на носителя при определении состава фонем языка. В заключение мне бы хотелось сказать следующее: во-первых, любой частный вопрос нужно решать с позиции общетеоретических представлений о языке; во-вторых, не так уж были не правы структуралисты, выделяя в качестве основных структурных единиц фонемы и морфемы; в-третьих, неплохо бы с указанных здесь позиций при анализе языковых явлений разграничивать код языка, порождение и восприятие, причем не только в рамках психолингвистического подхода, но и при «традиционном» системном анализе. Контрольные вопросы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.007 с.) |