Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел. 4. Проект как форма комплексной реализации коррекционного воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ФОРМЕ Проектная форма воспитательной работы находит все больше сторонников среди специалистов, занимающихся обучением и воспитанием детей с тяжелыми, комплексными нарушениями в развитии. В отличие от тематического планирования содержания («Фрукты», «Овощи», «Одежда» и т. д.) наиболее традиционного для отечественного опыта, проект позволяет интегрировать и соединять разнообразные занятия (музыку, игру, танцы, рисование, лепку), в единый комплекс. Проектные занятия предполагают участие всех детей и непременно — педагога, в их ходе создаются пошаговые действия и элементы, которые поэтапно объединяются в конечный или промежуточный результат. К работе над проектом привлекаются все группы, независимо от возрастных различий детей, что создает для всех педагогов общее поле деятельности на какой-то заданный отрезок времени. Итоги работы над проектом демонстрируются в виде выставок, ярмарок, концертов, приглашений гостей и др. Тема того или иного проекта позволяет выбирать приемлемые формы и содержание занятий с учетом доступности и возможностей детской группы, поэтому «вклад» каждой группы в проект будет различаться. Проектная организация коррекционной работы комплексно решает основные задачи физического, эстетического, нравственного, трудового воспитания, так как в любом виде занятия они присутствуют неразрывно. Проект позволяет преодолевать дидактические схемы и шаблоны (неизбежные при формальных программах), способствует развитию творческого и методического потенциала педагогов-воспитателей. Тематика для проектов может разрабатываться педагогическим коллективом самостоятельно, утверждаться на педагогических советах, а темы (сюжеты), включаемые в проект становятся предметом для накопления и обмена опытом внутри методических объединений. Сроки реализации проектов различные, они определяются содержанием и целями, но в условиях организованного педагогического процесса разработка одного проекта и его реализация должна занимать не более б—8 недель (1,5—2 месяца). В течение года можно планировать 3—5 проектов так, чтобы они с одной стороны, охватывали все сферы жизнедеятельности детей, а с другой — создавали условия для педагогического и методического анализа итогов работы по проекту.
Содержание проекта и его сюжетные линии дают возможность для профессиональной консолидации всех специалистов: логопеда, специального психолога, учителя-дефекто-лога, воспитателя, музыкального педагога. Это создает необходимые условия для развития коммуникации, речи, сенсорных процессов, игровой, предметно-практической деятельности в индивидуальных, подгрупповых, коллективных занятиях с детьми. Название темы того или иного проекта может оставаться неизменным, тогда как сюжетные линии, отражающие идеи и цель проекта могут дополняться, меняться. Поясним это на примере проекта, где от названия проекта выстраиваются сюжетные линии, каждая из которых реализуется комплексом занятий в зависимости от возраста и возможностей детей, предполагаемого содержания по замыслу педагогов. «Я, другой, кто рядом со мной»
Сроки реализации: начало Примерные сюжеты для занятий: Кто я? Какой я? Кто он(а)? Вот мои вещи. Я красивый (ая). Любимые игрушки. Я учусь (умываться, одеваться, говорить, играть, кушать и т. д.). Я умею (ходить, лазать, петь, рисовать, клеить, считать и т. д.) Наш дом, кто в нем живет. Педагогические задачи: формирование представлений о себе и окружающих людях, ориентировка в предметной среде, развитие практических и творческих умений в доступных видах деятельности. Формы организации занятий: индивидуальные, подгрупповые, коллективные. Средства и методы организации: предметная, бытовая, игровая среда; оборудованные тематические игры; совместные, совместно распределенные действия, показ, упражнения, объяснения,тренинги и др. Виды деятельности по проекту: «Угадай (покажи) кто это», «Автопортрет», «Портретная галерея (другие дети и взрослые), поделки, демонстрация умений в бытовой и игровой деятельности, презентация речевых, двигательных и других достижений в соответствии с задачами проекта. Итоговые коллективные мероприятия по проекту: «День рождения», «Подарок другу, няне...», «Праздник Мойдо-дыра», «Угадайка», выставка «Своими руками», «Самый ловкий» и др. Приведем другие примеры возможных проектов для планирования воспитательной работы.
"Школа Мойдодыра" Педагогические задачи: формирование гигиенических навыков, развитие сенсорных процессов, практической деятельности. Сроки реализации: начало (1,5—2 месяца), далее — постоянная помощь и контроль за соблюдением гигиенических навыков в течение всех лет пребывания ребенка в интернате. Сюжетные линии: • Азбука гигиены: руки, зубы, лицо, волосы, ноги, ногти, тело. • Игрушки в школе Мойдодыра (отраженные и специальные игровые действия с атрибутами по закреплению гигиенических правил). Ну-ка, зеркало, скажи и советом помоги: навыки самоконтроля, контроля опрятности внешнего вида (причесать волосы, помыть руки, поправить колготки, застегнуть платье, одеть перед едой нагрудник, перед рисованием и трудом — передник и т. д.) • Помощники Мойдодыра. Оборудованные игры: вода, мыло, щетки, паста, губка (мочалка), полотенце, горшок, салфетки, платочки (что это? для чего?). • Где живет Мойдодыр: умывальник, полочки, зеркало, душевая, ванна. Мойдодыр дает холодную, теплую, горячую воду, следит за правилами умывания и т. д. • Знакомимся с Мойдодыром (героями книжки К.Чуковского): диафильм, мультфильм, фрагменты книги, ролевые и театрализованные действия, игры, рисунки. • В магазин к Мойдодыру: игры, игровые этюды по "покупке" предметов гигиены. Итоги: приглашаем Мойдодыра в гости, выставка портретов «Мойдодыр», «Я и Мойдодыр», танцы, песни (хоровод), подарки Мойдодыра опрятным, аккуратным. «Разноцветный мир» («Книга природы») Педагогические задачи: формирование и развитие представлений об окружающем мире на основе наблюдений, прогулок, продуктов деятельности, игр, речи, музыкальных и других видов занятий с детьми. Сроки реализации: начало проекта (в соответствии со временем года 1,5—2,5 месяца; далее — по мере освоения основных признаков времен года (1,5—2,5 месяца) «страницы» книги природы дополняются новыми сведениями, т. е. тема проекта сохраняется, меняются сюжеты и образы природного мира (с учетом индивидуальных возможностей, динамики развития детей). Сюжет «Лето»: • «Это страницы природы зеленого цвета, значит на ней постоянное лето» (цвет травы, листьев, деревьев — зеленое лето). • Ночное небо: луна, звезды, ночь, тихо, все спят. • Вот и солнышко взошло, подарило всем тепло: утро, • Кто под солнышком проснулся на зеленом лугу (иллюстрированное панно): бабочки, стрекозы, кузнечики, божья коровка, гусеница, пчела (наблюдения, • Кто пасется на лугу (магнитное панно), игрушки: корова, лошадь, коза, овечка, теленок, жеребенок, козленок и т. д. Мама-корова, детка-теленок (как подзывает • Чей домик на дереве: дерево, птица, гнездо, птенцы
• Кто играет на поляне (лугу): девочка, мальчик, дети, • Едем-едем в далекие края (летний отдых): транспорт, • Что растет на грядке летом: огурец, помидор, морковь,
• В летнем саду: что зреет на деревьях, на кустах. • Дождик, дождик, приходи: облака, тучи, гром, молния, дождь напоил траву, деревья, все живое вокруг. • Летом у реки (озера): кто живет в реке? (лягушки, рыбы, раки). • Летний букет: одуванчик, ромашка, колокольчик, ва Итоги сюжета «Лето»: летний карнавал (маски, костюмы, поделки, рисунки, игры на площадке, песни, хороводы на летнюю тематику). Фотографии детей, этюды природы для страницы «Лето». Летние дни рождения. Сюжет «Осень»: эта страничка разного цвета, тихо куда-то прячется лето. • Небо загрустило (наблюдения, рисунки неба с меняющейся палитрой цветов: голубое, серое; облака, тучи, холодный дождь). • Как уходит лето (на магнитном, рисованном, иллюстрированном панно): солнце прячется за тучи, дует ветер, часто идет дождь, луг, сад, лес затихают, опадают • Цвета осени в природе (красное, желтое, зеленое, коричневое): осенний букет, деревья с опавшей листвой, др. • Что нам осень подарила: лепка, рисование фруктов, • Одеваемся по осенней поре: виды и названия одежды, • «Три поросенка»: сюжет сказки, игровые этюды, кукольный (пальчиковый) театр, мультфильм. • Осенние дела (для старших подростков): уборка опавших листьев, пересадка растений, сбор семян, перекапывание грядок, подготовка обуви и одежды к зиме, • Жизнь животных леса осенью (иллюстрации, игровые • Человек и домашние животные: заготовка кормов, Итоги сюжета «Осень»: праздник «Что нам осень подарила» (см. сюжет «лето»), фотографии осенних наблюдений, детей на прогулках, выставки детских работ в группах для страницы «Осень». Осенние дни рождения. Сюжет «Зима»: «Это снежная страница...» • С неба к нам он прилетел, покружился, тихо сел: небо, • Зимние прогулки: одеваемся тепло (что одевают зимой?); берем с собой (лопатки, санки, лыжи...); что мы видели (сугроб, следы на снегу, сосульки, деревья в
• К Айболиту: кукла заболела (оборудование игры по • Зимние сказки (мультфильмы, диафильмы, рисунки, • Кто живет зимой в лесу: заяц, белка, волк, медведь, • Маленькой елочке холодно зимой: рисование, аппликация ели, зимнее панно. • Мастерская Деда Мороза: творческие работы, поделки, В гости на день рождения: поделки-подарки, поздравления, хоровод, угощенье. Игры сюжета «Зима»: — Кто, кто в теремочке живет: мышка, петушок, лягушка-квакушка, заяц, лиса, волк, медведь (образы, действия, звуковые, шумовые имитации, конструктивные игры, пальчиковый театр, театр кукол, речь, коммуникативные действия, др.). Сюжет «Весна» • В ночь мороз, с утра капель: сосулька, ручеек, тающий • Ты надел совсем не то, нужна не шуба, а...: одежда, Сколько солнышка везде — на земле и на воде: небо, • На прием к Айболиту (продолжение темы «Поликлиника»). • Весенний луг (парк): растения, животные, птицы. • У кого хороший слух: подвижные и оборудованные • Птичий двор: курица — цыплята, петушок, утка — • Зоопарк: слон, обезьяна, лев, крокодил, тигр, попугай, В гости на день рождения (см. выше). • Праздник «Здравствуй, солнце ясное, здравствуй весна красная» — выставка рисунков, костюмированный карнавал «Весенние месяцы», «12 месяцев», подвижные игры на площадке «Ловкий», «Быстрый», «Смелый», фотографии к странице «Весна».
ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.222 (0.014 с.) |