Развитие речи как основа для формирования учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речи как основа для формирования учебной деятельности



Игры и упражнения на подвижность органов артику­ляции (артикуляционная гимнастика).

• Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение слоговых комплексов и слов (не более 3-х), близких по звучанию: Д с повторяющимися гласными, согласными, слогами

(я —я — я — вот моя семья; ж — ж — ж — вот летит

стриж; ах-ах-ах — бабах; Как на горке — снег, снег, —

И под горкой — снег, снег, — И под елкой — снег — снег.

А под елкой спит медведь.Тише, тише. Не шуметь!

(Слова, выделенные курсивом читает педагог)); Д с противопоставлением твердого и мягкого, звонкого и

глухого согласного (мышкамишка; козакоса); Д трехбуквенных, различающихся одним звуком (ваш

вас; лаклук); Д двусложных, различающихся одним слогом (ноша

каша; вазароза).

• Пение слоговых цепочек, слов близких по звучанию на
знакомые мотивы детских и народных песен.

• Понятия о громкой и тихой речи.

• Практические упражнения в изменении силы голоса в
соответствии с учебным заданием, условиями игровой
ситуации.

• Практическое использование интонаций повествова­тельной, вопросительной и восклицательной речи при выполнении учебных заданий и в игровых ситуациях.

• Называние предметов и их действий с опорой на реальные объекты, картинки, по представлению (кто (что)? что делает?).

• Подбор слов, характеризующих предметы по основ­ным признакам: цвету, форме, величине, вкусу, мате­риалу.

• Подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по родовому (видовому) признаку.

• Описание предмета по основным признакам с опо­рой на символический план. Это мяч. Он большой и круглый.

Этот мяч красно го цвета.

 

Выполнение поручений по словесному заданию учите­
ля, детей.

• Полные ответы на вопросы с использованием слов воп­роса.

• Постановка вопроса по образцу, данному учителем.

• Словесные отчеты о выполняемом или выполненном
действии.

• Оформление в речи просьбы, желания.

 

• Выражение приветствия, благодарности в типовых
этикетных речевых формах.

• Разучивание детских стихотворений, потешек, чистоговорок, мини-диалогов с последующим воспроизведе­нием их в играх-драматизациях.

• Слушание коротких сказок, рассказов в устном из­ложении учителя, ответы на вопросы по содержанию
прослушанного текста.

• Выбор из двух схожих по сюжету картин той, которая
соответствует услышанному высказыванию.

• Выбор из двух высказываний, которое соответствует
предъявленной картине.

• Составление простых предложений по сюжетным и
ситуационным картинкам, иллюстрациям к детским
книгам.

• Игры-драматизации с использованием сюжетов и лексики изученных сказок, рассказов, стихотворений.

• Пересказывание сказок, рассказов с помощью учите­
ля, с опорой на наглядность.

Активизация познавательной деятельности

• Различение предметов по цвету, форме, величине,
оформление наблюдений в речи.

• Различение предметов на основе слуховых, зрительных восприятий, оформление наблюдений в речи.

• Различение слов, отличающихся одним звуком. Соот­несение их с предметами и предметными картинками.

• Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур.

Показывание, называние предметов, их изображений
в заданном порядке с постепенным увеличением их числа.

• Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи.

• Узнавание предметов, их изображений, предъявлен­ных в необычном ракурсе, положении.

• Запоминание и называние по памяти ряда предметов,
их изображений (двух и более, с постепенным увели­чением количества запоминаемых объектов) с исполь­зованием различных опор: фишек, полосок, значков,
начальных букв и др.

• Запоминание и воспроизведение предложения с посте­пенным его распространением.

• Запоминание на слух и точное воспроизведение 2—3
слов, сходных по звуковому составу; двух коротких
предложений, близких по содержанию (с опорой на на­глядность и без нее).

• Выделение основных признаков предмета, сравнение
предметов по цвету, форме, вкусу и т. д.

• Классификация предметов, их изображений по задан­ной характеристике в речевом сопровождении.

• Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике (цвету, форме, величине, материалу и др.

• Построение смысловых рядов из серий предметных
картинок с обоснованием выбора (например: «Что по­ надобится во время обеда?».

• Последовательное расположение двух — трех карти­нок с объяснением причины и следствия изображен­ных ситуаций (Что было в начале... Что стало?)

 

ОСНОВЫ ЧТЕНИЯ

Подготовительные упражнения

• Различение неречевых звуков окружающей действи­тельности.

• Имитация звуков окружающей действительности.

• Соотнесение звука с его источником.

• Определение направления звука.

• Характеристика звука по силе звучания (громкий, тихий).

Слово, слог

• Практическое знакомство со словом, как единицей
речи.

• Выделение заданного слова в ряду других слов, в пред­ложении (хлопки, сигнальные карточки и др.).

• Самостоятельное называние слов по заданию учителя
(с опорой на предметные и сюжетные картинки, лич­ный опыт детей).

• Упражнения в послоговом проговаривании слов в со­
провождении ритмическими движениями (хлопки,
шаги, взмахи руки и т. д.).

Предложение

• Практическое знакомство с предложением: повторение
предложений за педагогом с правильным интонирова­нием.

• Составление предложений по наблюдаемому действию,
по ситуационной картинке, по предметной картинке, с
опорой на личный опыт.

• Деление коротких предложений (2—3 слова) на слова
(О ком это предложение? Что делает...?).

Звук

• Различение заданного звука в словах: выделение часто
повторяющегося звука из речевого потока; выделение
слова, начинающегося с заданного звука, из несколь­ких слов (2—3).

 

Формирование зрительных эталонов букв на осно­ве восприятия их в виде целостных нерасчлененных
структур (без называния буквы и соотнесения ее со зву­ком): нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изобра­жении с опорой на образец; узнавание букв, наложен­ных друг на друга; выделение из ряда правильно напи­санной буквы с опорой на образец.

Анализ целого и синтез отдельных элементов буквенных
кодов: складывание букв из палочек, полосок, проволо­ки и т. д. по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего
элемента буквы (с использованием всех возможных ва­риантов); преобразование букв на основе общих элемен­тов, называние и сравнение графических сходных букв.

Изучение звуков и букв: соотнесение звука и буквы,
определение места звука и буквы в слове; фиксация
буквой начального звука в словах.*

Образование и чтение слогов (в порядке изучения звуков и букв)

Закрытые двухбуквенные слоги. Чтение протяжно и
кратко, составление из букв разрезной азбуки после
звукобуквенного анализа; чтение изолированно, по
следам анализа, по подобию; чтение слоговых таблиц.

Открытые двухбуквенные слоги. Сравнение с закрытыми двухбуквенными слогами. Чтение протяжно и кратко, составление из букв разрезной азбуки после
звукобуквенного анализа; чтение изолированно, по следам анализа, по подобию; чтение слоговых таблиц.

• Порядок изучения звуков и букв планируется иучителем-дефектоло-
гом в соответствии с индивидуальными познавательными и произноси­
тельными возможностями каждого воспитанника. На первых этапах об­
учения предпочтение должно отдаваться изучению звуков, произнесение
которых доступно ребенку, и соответствующих им букв.

 

 

Закрытые трехбуквенные слоги, составляющие слово (нос).

• Слоги с мягкими согласными.

• Слоги со стечением согласных.

• «Печатание» слогов в тетради по образцу, под диктов­ку, по следам анализа (в соответствии с индивидуаль­ными возможностями).

Образование и чтение слов (в порядке изучения звуков и букв, слоговых структур)

• Чтение слов, состоящих из изученных слоговых струк­тур, по следам анализа, по подобию, изолированно с
опорой на картинку.

• Составление слов из данных слогов с опорой на картин­ку и условно-графическое изображение слова.

• Дополнение слога до слова одним из двух предложенных слогов (с опорой на картинку или слуховое воспри­ятие слова).

• Глобальное чтение слов, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни воспитанников (имя и фами­лия ребенка в именительном и родительном падежах;
чай, хлеб, молоко, кефир...; класс, столовая, группа...; названия дней недели и месяцев и др.).

• «Печатание» слов из изученных слоговых структур
или букв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.018 с.)