Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6: общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях.

Поиск

План:

1) Понятия и виды производства по делам об административных правонарушениях

2) Участники производства по делам об административных правонарушениях

3) Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях

4) Доказательство и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях

5) Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях. Порядок применения и процессуального оформления

 

1.Производство по делам об административном правонарушении является разновидностью административно-юрисдикционных производств.

Каждый вид юридического процесса имеет свои собственные производства. Административно-юрисдикционный процесс также имеет свои производства, одним из которых является производство по делам об административном правонарушении.

По своему содержанию производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществляемых уполномоченными органами и должностными лицами, в определенной последовательности, направленных на установление факта правонарушения, на выявление лица, совершившего правонарушение, установление его вины, собирание доказательств, назначение и исполнение назначенного наказания.

Производство по делам об административных правонарушений классифицируется:

1) По порядку процессуального оформления:

a. Обычное протокольное производство

b. Обычное непротокольное производство (когда дело возбуждается прокурором, выносится постановление)

c. Упрощенное непротокольное производство (ст.28.6 КоАП)

2) В зависимости от органа, осуществляющего производство:

a. Производство, осуществляемое во внесудебном порядке

b. Производство, осуществляемое в административно-судебном порядке

3) В зависимости от вида суда:

a. Производство, осуществляемое судами общей юрисдикции

b. Производство, осуществляемое арбитражными судами

 

В гл.25 КоАП закреплен процессуально-правовой статус 12-ти участников. 1 группа участников являются заинтересованными в исходе дела, 2- группа – участники, оказывающие содействие в производстве, 3 группа – особый участник производства – прокурор.

 

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1). На различных стадиях именуется по-разному.

Лицом, в отношении которого ведется производство, может являться как физическое, так и юридическое лицо. Единственной процессуальной обязанностью данного лица может являться обязательная явка в заседание, если она была признана таковой.

 

Второй участник – потерпевший производства. Им может выступать физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Анализ норм КоАП позволяет заключить, что физический вред заключается в причинении вреда здоровью физического лица. Имущественный вред – это ущерб, причиненный движимому или недвижимому имуществу физического или юридического лица.

При этом, имущественный вред и имущественный ущерб – понятия тождественные. Согласно нормам ГК РФ, моральный вред может быть причинен только физическим лицам, однако, согласно позиции Верховного Суда, правила компенсации морального вреда, причиненного физическим лицам, применяются также в отношении юридических лиц по делам о причинении вреда деловой репутации.

 

Третий участник – законный представитель физического лица. В интересах несовершеннолетних, а также лиц, которые, в силу физического недостатка или психического заболевания, неспособны самостоятельно защищать свои права и законные интересы и являющиеся лицами, в отношении которых ведется производство, либо потерпевшими – в производстве участвуют их законные представители. В качестве таковых выступают родители, опекуны и попечители, которые должны подтвердить свое родство или иное отношение к представляемому соответствующими документами.

 

Законные представители физических лиц имеют те же права и обязанности, что и их представляемые.

 

Четвертый участник – законный представитель юридического лица. В соответствии со ст.25.4, законным представителем юридического лица, являющегося потерпевшим или в отношении которого ведется производство по делу, является его руководитель либо иное лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами выступает органом управления юридического лица. В связи с этим в правоприменительной практике возник вопрос: кто конкретно может выступать законным представителем. Так, в арбитражной практике некоторых субъектов РФ установилось мнение или позиция о том, что в качестве законного представителя юридического лица может выступать руководитель филиала или представительства юридического лица либо иной работник, которому выдано надлежаще оформленная доверенность.

Другая позиция арбитражный судов, судов общей юрисдикции сводится к тому, что руководители филиалов и представительств не могут являться законными представителями юридического лица потому, что филиалы и представительства не являются юридическими лицами, а иной работник, которому выдана доверенность, будет являться не законным представителем, а либо защитником, либо просто представителем (ст.25.5).

Кроме того, законным представителем не может являться также член коллегиального органа управления, поскольку, в соответствии со ст.25.4, речь идет о единоличном органе управления.

 

5 группа участников – защитник и представитель (ст.25.5 КоАП). Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, в деле участвует защитник. А для представления интересов потерпевшего – представитель.

В качестве защитника или представителя может участвовать адвокат на основании ордера, выданного соответствующим адвокатским образованием либо иное лицо на основании соответствующей доверенности. Защитник или представитель допускаются к участию в деле с момента его возбуждения (ст.28.1).

 

Шестой участник – понятой. В качестве понятого может быть приглашено любое совершеннолетнее незаинтересованное в исходе дела лицо. В определенных случаях (например, при личном досмотре) понятые должны быть того же пола, что и лицо, в отношении которого производятся эти процессуальные действия. Понятой участвует для удостоверения законности процессуальных действий и последующих их фиксации. Там, где участие понятых предусмотрено законом, их присутствие обязательно. Однако, понятые могут быть приглашены и в случаях, непредусмотренных законом, поскольку то, что не запрещено законом – разрешено. Впоследствии понятой может быть допрошен как свидетель. В качестве понятого не может выступать инспектор ГИБДД, являющийся напарником.

 

Седьмой участник производства – свидетель. Свидетелем является любое лицо, которому известны сведения о совершенном правонарушении. Свидетель является невольным участником производства, поэтому он не может уклоняться от дачи свидетельских показаний либо отказываться от них, либо давать заведомо ложные показания. В таком случае, он будет подлежать административной ответственности.

 

Восьмой участник – специалист. В качестве специалиста может выступать любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, которое обладает специальными знаниями, необходимыми для обнаружения и фиксации доказательств, а также для применения специальных технических средств.

Врач, который проводит медицинское освидетельствование водителей на состояние опьянения, не является специалистом, а значит, не подлежит предупреждению об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

 

Девятый участник – эксперт. Процессуально-правовой статус эксперта схож со статусом специалиста. В качестве эксперта может выступать любое, незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, которое обладает познаниями в областях науки, культуры, ремесла, достаточными для проведения экспертизы и даче экспертного заключения. За отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей, либо за дачу заведомо ложного экспертного заключения он предупреждается об административной ответственности. Вместе с тем, эксперт может отказаться от дачи заключения в следующих случаях:

1) В случае неполноты представленных на экспертизу материалов

2) Если предмет экспертизы выходит за пределы познания эксперта

 

 

Десятый участник – переводчик. В качестве переводчика может быть приглашено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода для оказания содействия в производстве лицам, не владеющим языками или нуждающимся в сурдопереводе. Переводчик предупреждается об административной ответственности за заведомо ложный перевод или отказ от выполнения возложенных на него обязанностей.

 

Одиннадцатый участник – прокурор. Особый статус прокурора как участника производства заключается в его полномочиях. Прокурор, являясь органом надзора, в то же время может возбуждать дела об административных правонарушениях, таким образом, осуществляет юрисдикционные полномочия. Однако, в соответствии с законом «о прокуратуре», прокурор не подменяет иные государственные органы и не является юрисдикционным органом. Кроме того, прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайство, давать заключения по отдельным вопросам, приносить протест на постановления и решения по делам об административных правонарушениях. В то же время, являясь органом надзора, прокурор не имеет права истребовать для проверки дела, находящиеся в производстве судов.

 

Кодексом определены обстоятельства, которые исключают возможность участия вышеназванных лиц в производстве:

1) При наличии определенного родства с судьей или должностным лицом

2) Если участник производства уже выступал по конкретному делу в качестве иного участника

3) Иная заинтересованность в исходе дела лица, которое не должно быть заинтересовано

 

 

3.В процессуальных дисциплинах подведомственность определяют либо как органы уполномочены рассматривать определенные категории дел либо как сами дела, которые уполномочены рассматривать те или иные органы. Подведомственность определять как свойство дел, которое заключается в их относимости к рассмотрению уполномоченными органами, должностными лицами.

В процессуальных источниках выделяют различные виды подведомственности. Исходя из этого, применительно к производству по делам об административных правонарушениях, можно назвать следующие виды:

1) В зависимости от органа, рассматривающего дело:

a. Предметная (видовая) подведомственность

2) В зависимости от территории:

a. Территориальная

3) В зависимости от возможности рассмотрения дел различными органами:

a. Альтернативная подведомственность

b. Исключительная подведомственность

4) В зависимости от порядка рассмотрения дел:

a. Административная подведомственность – относимость дел к рассмотрению уполномоченными несудебными органами и должностными лицами. Административная подведомственность (в частности предметная) урегулирована в 23 гл., за исключением ст.23.1 (в ней определены правила судебной подведомственности).

b. Судебная подведомственность – относимость дел к рассмотрению судами различных видов российской судебной системы.

В ч.1 ст.23.1 перечислены составы правонарушений, дела о которых рассматривают только судьи (исключительная подведомственность).

В ч.2 перечислены составы правонарушений, дела о которых рассматривают судьи в том случае, если им передают органы, уполномоченные рассматривать эти дела (альтернативная подведомственность).

В ч.3 ст.23.1 перечислены критерии разграничения судебной подведомственности:

1) Судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы.

2) Судьи районных судов рассматривают дела о правонарушениях, по которым проводилось административное расследование либо за совершение которых может быть назначено наказание в виде административного выдворения, либо административного приостановления деятельности.

3) Судьи арбитражных судов рассматривают дела о правонарушениях, составы которых закреплены в статьях, перечисленных в абз.3 ч.3 ст.23.1.

 

В практике возникла ситуация определения правила подведомственности в случаях, когда:

1) По делу о правонарушении, которое подведомственно арбитражному суду, проводилось административное расследование. В любом случае дело об административном правонарушении, согласно абз.3 ч.3 ст.23.1, будет рассматривать судья арбитражного суда.

2) В случае, когда по делу об административном правонарушении, подведомственному и несудебным органам и судам, проводилось административное расследование. В этом случае судья районного суда рассматривает данное дело, когда орган или должностное лицо уполномочено рассматривать дело, передает его на рассмотрение судье.

 

От понятия категории судебной подведомственности следует отличать понятие подсудности. Последнее представляет собой свойство дел, заключающееся в их относимости к рассмотрению судами различных звеньев одного вида по первой инстанции. В связи с этим подсудность может быть вертикальной и горизонтальной (территориальной).

В КоАП понятие «подсудность» не используется, однако, в 29 главе кодекс объединяет правила подведомственности и подсудности и говорит о месте рассмотрения дела.

 

4. Доказательство и доказанность.

При осуществлении производства по делу административно-юрисдикционный орган должен выяснить обстоятельства, установленные в ст.26.1 КоАП. Эти обстоятельства выясняются на основании любых фактических данных, которые юрисдикционные органы получают на различных стадиях производства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, показаниями специальных технических средств и вещественных доказательств. При этом, в качестве доказательств не принимаются материалы, собранные при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) либо муниципальному контролю.

 

Классификация доказательств.

Доказательства могут быть прямыми и косвенными, обвинительными и оправдательными.

Прямые способствуют установлению обстоятельств, непосредственно подлежащих доказыванию. Косвенные содержат сведения о доказательственных вспомогательных фактах.

Обвинительные доказательства позволяют установить факт совершения административного нарушения, виновность конкретного лица, наличие обстоятельств, отягчающих ответственность, оправдательное доказательство или наоборот способствуют установлению обстоятельств, смягчающих ответственность или исключающих ее.

По общему правилу, бремя доказывания лежит на юрисдикционном органе, в производстве которого находится дело.

Из принципа презумпции невиновности сделано исключение в отношении владельцев/собственников транспортных средств. Закрепленный в ст.1.5 принцип презумпции невиновности имеет более широкое толкование, нежели конституционный принцип.

Доказывание по делу об административном правонарушении представляет собой урегулированную кодексом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. Процесс доказывания является познавательной деятельностью, поскольку орган, осуществляющий доказывание представляет обстоятельства, имеющие отношение к делу.

Собирание доказательств представляет собой совокупность действий уполномоченных субъектов по обнаружению, истребованию и процессуальному закреплению доказательств в установленном порядке.

Для получения доказательств по делу, должностное лицо, в производстве которого оно находится, вправе направлять запросы либо поручать совершение отдельных действий, предусмотренных КоАП.

Собирание доказательств предполагает даже представление их лицом, в отношении которого ведется производство по делу. Потерпевшим, их законным представителем, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Проверка доказательств предполагает их соотнесение с другими доказательствами, получение новых доказательств для подтверждения или опровержения имеющихся.

Оценка доказательств осуществляется с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Под относимостью доказательств следует понимать их отношение к устанавливаемым обстоятельствам, имеют ли они ценности и доказательственное значение по делу.

Допустимость означает их пригодность для установления соответствующего обстоятельства.

Достоверность доказательства определяет насколько они правильно и точно отражают установленные обстоятельства.

Достаточность позволяет юрисдикционному органу составить процессуальный акт на соответствующей стадии производства.

В КоАП данные оценки прямо не закреплены, однако, должны учитываться каждым юрисдикционным органом, осуществляющим производство, который оценивает доказательство по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном объективном исследовании.

 

5.Меры обеспечения производства урегулированы гл.27 КоАП, основной целью этих мер является обеспечение производства по делам об административном правонарушении. В то же время некоторые меры могут быть применены также в целях пресечения административного правонарушения.

 

Классификация:

1) В зависимости от объекта применения:

a. Личностные меры

b. Имущественные меры

c. Производственные меры

2) По срокам применения:

a. Меры, ограниченные определенным сроком

b. Меры, не связанные сроком




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.141.69 (0.014 с.)