Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Статистика таможенных платежей

Поиск

Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии Бюджетным кодексом РФ таможенные платежи относятся к налоговым доходам федерального бюджета. Виды таможенных платежей регламентируются ТК РФ. Их классификация представлена на рис. 25.

 

Таможенные платежи
Пошлины
Налоги
Сборы
Ввозная таможенная пошлина
Налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
Таможенные сборы за таможенное оформление
Вывозная таможенная пошлина
Акциз, взимаемый при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию РФ
Таможенные сборы за таможенное сопровождение
Таможенные сборы за хранение товаров

 


Рис. 25. Классификация видов таможенных платежей

Данные о размерах перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет за период с 2000 по 2005 годы по их видам представлены в таблице 49.

Таблица 49. Величина таможенных платежей в федеральный бюджет РФ, млрд.руб.

Вид платежа Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Ввозная таможенная пошлина 64,4 104,0 128,7 158,0 204,2 270,9 341,6
Вывозная таможенная пошлина 164,3 224,8 194,8 294,7 655,6 1351,9 1895,8
НДС 101,2 161,5 220,3 263,0 320,6 425,6 559,5
Акциз при ввозе 2,6 3,1 3,5 4,4 7,5 17,6 17,2
Акциз при вывозе 7,4 10,4 0,8
Таможенные сборы и иные платежи 18,9 36,1 40,2 37,5 31,7 36,1 48,1
Итого 358,8 539,9 588,3 757,6 1219,6 2102,1 2862,2

Проанализировав[60] данные таблицы 49 можно сделать общий вывод о том, что поступление таможенных платежей в федеральный бюджет неуклонно растет. Особенно сильный рост наблюдается с 2004 года, что связано с применением нового ТК РФ, отвечающего мировым требованиям, в том числе способствующего существенному упрощению таможенных процедур.

На основе данных таблицы 49 можно визуально оценить структуру таможенных платежей, для чего построена следующая диаграмма (рис. 26).

Рис. 26. Структура таможенных платежей в федеральный бюджет, млрд.руб.

Для количественной оценки изменений в структуре таможенных платежей рассчитываются следующие показатели сравнения структуры [61]:

– линейный (146) и квадратический (147) коэффициенты структурных сдвигов Казинца

, (146) , (147)

где d1 и d0 – доля группы в отчетном и базисном периодах; k – число групп.

– интегральный коэффициент структурных сдвигов Гатева по формуле (148)

(148)

– индекс структурных различий Салаи по формуле (149)

(149)

Показатели (146) – (149) рассчитываются также для оценки изменений в структуре таможенных платежей по таможенным управлениям (в географическом разрезе)[62], таможням, таможенным постам.

Наиболее значимое место в структуре таможенных платежей занимают таможенные пошлины (ввозные и вывозные)[63].

Таможенная пошлина – это косвенный налог, взимаемый государством при перемещении отдельных видов товаров и транспортных средств через таможенную границу государства, регулирующий развитие внутреннего рынка и способствующий интеграции страны в мировое сообщество [13]. Классификация таможенных пошлин представлена в таблице 50.

Изменение таможенных пошлин является одним из важных механизмов регулирования экономической ситуации в стране. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Вместе с тем, оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать конкурентоспособность своей продукции, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров. В то же время целесообразно использовать временное повышение таможенных пошлин для защиты отечественных товаропроизводителей от наполнения рынка импортными товарами-аналогами.

Для расчета таможенных пошлин применяются ставки, предусмотренные таможенным тарифом. Они дифференцированы в зависимости от кода товара по ТН ВЭД и страны происхождения товара.

Таможенный тариф – это инструмент государственного регулирования внешней торговли и внутреннего рынка, представляющий собой документ, содержащий правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу государства [13]. Можно выделить 2 основных функции, присущие таможенному тарифу – фискальная и регулирующая.

Фискальная (от лат. «фиск» – государственная казна) обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Регулирующая функция подразделяется на 3 вида:

1) протекционистская (защита отечественных товаропроизводителей путем установления ввозных пошлин выше разницы между национальными и мировыми ценами);

2) стабилизирующая (выравнивание условий конкуренции для товаров импортного и отечественного производства путем применения пошлин, которые не создают преимущества для тех или других товаров, то есть ввозные пошлины устанавливаются в соответствии с разницами между мировыми и национальными ценами);

Таблица 50. Классификация таможенных пошлин

Критерий классификации Виды пошлины Краткая характеристика
По объекту обложения Импортные (ввозные) Взимаются с импортируемых товаров, выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов, позволяют повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых
Экспортные (вывозные) Взимаются с товаров при вывозе их за таможенную территорию, применяется к товарам, в области экспорта которых страна обладает монополией
Транзитные Взимаются за провоз товара по территории данной страны, носят фискальный характер
По способу взимания Специфические   Устанавливаются в определенной сумме с единицы объема, веса или количества товара, позволяя ограничить уклонение от таможенных налогов путем занижения фактурных цен на импортные товары
Адвалорные   Устанавливаются в виде определенного процента с цены товара, поэтому поступления от них в бюджет зависят от колебаний конъюнктуры цен на мировых рынках
Смешанные Комбинация специфических и адвалорных ставок, позволяющая в зависимости от колебаний цены на тот или иной товар отдавать предпочтение более эффективной ставке
Страна происхождения товара Максимальные Устанавливаются для всех стран
Минимальные Применяются в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования
Преференциальные Предоставляются отдельным странам, они ниже минимальных или равны нулю, что означает беспошлинный провоз
По порядку установления Сезонные Устанавливаются правительством страны для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок не более 6 месяцев в году, при этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом не применяются
Антидемпин-говые Устанавливаются на импортные товары, которые продаются по более низким ценам, чем их номинальная стоимость в стране вывоза (на момент вывоза), если такой импорт влечет за собой неблагоприятные последствия для национальных производителей
Специальные Применяются для охраны внутреннего рынка, если товары ввозятся в страну в количестве и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям, а также как ответная мера на дискриминационные действия других стран
Компенсацион-ные Взимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных государством импортеру товара
По характеру происхождения Автономные   Устанавливаются государственной властью внутри данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двухсторонних актов (договоров), величина этой пошлины может быть изменена в связи с интересами государства без согласования со странами-партнерами
Конвенционные Устанавливаются в процессе переговоров и могут быть повышены государственной властью в процессе переговоров в одностороннем порядке

 

3) стимулирующая (установление ввозных пошлин ниже разницы между национальными и мировыми ценами, тем самым создавая более широкие возможности для импорта товаров).

В развитых государствах таможенно-тарифное регулирование выполняет, в первую очередь, регулирующую функцию. В России же фискальная роль является преобладающей.

Методические указания

Для оценки изменения в структуре таможенных платежей в федеральный бюджет по данным таблицы 49 рассчитаем показатели сравнения структуры по формулам (146) – (149). Для чего необходимо выполнить вспомогательный расчет долей каждого вида платежа в каждом году по формуле (6), который приведем в таблице 51 с точностью до 3-х знаков после запятой.

Таблица 51. Расчет долей платежей

Вид платежа Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Ввозная таможенная пошлина 0,179 0,193 0,219 0,209 0,167 0,129 0,119
Вывозная таможенная пошлина 0,458 0,416 0,331 0,389 0,538 0,643 0,662
НДС 0,282 0,299 0,374 0,347 0,263 0,202 0,195
Акциз при ввозе 0,007 0,006 0,006 0,006 0,006 0,008 0,006
Акциз при вывозе 0,021 0,019 0,001 0,000 0,000 0,000 0,000
Таможенные сборы и иные платежи 0,053 0,067 0,068 0,049 0,026 0,017 0,017
Итого              

На основе данных таблицы 51 рассчитаем показатели сравнения структуры, приняв за базисный период 2000 год, а за отчетный – 2005 год[64]. Вспомогательные расчеты представим в таблице 52.

Таблица 52. Расчет коэффициентов структурных сдвигов

№ групп Вид платежа d1 (2005 год) d0 (2000 год)
  Ввозная пошлина 0,129 0,179 0,050 0,003 0,049 0,026
  Вывозная пошлина 0,643 0,458 0,185 0,034 0,623 0,028
  НДС 0,202 0,282 0,080 0,006 0,120 0,027
  Акциз при ввозе 0,008 0,007 0,001 0,000 0,000 0,004
  Акциз при вывозе 0,000 0,021 0,021 0,000 0,000 1,000
  Таможенные сборы и ин.платежи 0,017 0,053 0,036 0,001 0,003 0,264
  Итого     0,373 0,045 0,796 1,351

Линейный коэффициент структурных сдвигов Казинца по формуле (146) составил: ЛК = 0,373/6 = 0,062 или 6,2%. Квадратический коэффициент структурных сдвигов Казинца по формуле (147) составил: = 0,045/6 = 0,087 или 8,7%

Оба коэффициента свидетельствуют о том, что имеются структурные различия в удельных весах таможенных платежей в 2005 и 2000 году, то есть доля отдельных видов таможенных платежей в среднем различается на 6,2 – 8,7 %.

Интегральный коэффициент структурных сдвигов Гатева по формуле (148) составил: KГ = = 0,238, что также свидетельствует о наличии структурных различий в долях отдельных видов таможенных платежей в 2005 году по сравнению с 2000 годом.

Индекс структурных различий Салаи по формуле (149) составил: IС = = 0,475, что также подтверждает наличие значительных структурных сдвигов. Преимущество индекса Салаи состоит в том, что он учитывает не только интенсивность изменений в группе как индекс Гатева, но и удельный вес этой группы в двух периодах.

Контрольные задания

По данным таблицы 53 оценить изменения в структуре таможенных платежей по таможенным управлениям РФ, для чего:

1) построить диаграмму, показывающую изменение структуры платежей;

2) рассчитать показатели сравнения структуры по формулам (146) – (149), сделать выводы.

Таблица 53. Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет, млрд.руб.

Таможенное управление Годы
2000 2001 2002 2003
Центральное (ЦТУ) 97,2 154,3 195,6 254,3
Южное (ЮТУ) 43,6 62,2 62,7 88,7
Приволжское (ПТУ) 15,1 43,2 53,5 70,8
Северо-западное (СЗТУ) 51,6 88,9 113,1 138,3
Сибирское (СТУ) 18,8 18,7 23,3 28,3
Уральское (УТУ) 25,6 30,7 24,5 27,9
Дальневосточное (ДВТУ) 13,8 20,5 32,2 35,1
Прочие (ЦЭТ) 75,6 127,0 96,5 136,6

Вариант для выполнения контрольного задания выбирается на основе данных таблицы 53 с использованием таблицы 54.

Таблица 54. Распределение вариантов для выполнения контрольного задания

Вариант                    
Отчетный период             2002+2003      
Базисный период             2000+2001 2000+2001 2000+2001 2001+2002


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.013 с.)