Общий порядок исчисления таможенных платежей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий порядок исчисления таможенных платежей



Под исчислением таможенных платежей можно понимать совокупность действий плательщика и (или) таможенного органа по определению суммы таможенного платежа, подлежащего уплате в бюджет. ТК ТС определены основные элементы исчисления таможенных пошлин, налогов (порядок исчисления и уплаты таможенных сборов определяется законодательством государств-членов Таможенного союза). Так, в статье 75 ТК ТС содержатся положения, касающиеся объекта обложения таможенными пошлинами, налогами, а также базы для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок. Сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин, налогов и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено ТК ТС.

При исчислении таможенных платежей в целом могут применяться следующие виды ставок:

- адвалорные (установленные в процентах к базе исчисления таможенных платежей);

- специфические (установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количество, массы, объема или иных характеристик);

- комбинированные, сочетающие в себе оба вышеназванных вида ставок.

- фиксированные (в рублях), применяемые при определении размера таможенных сборов.

В зависимости от применяемых видов ставок базой для исчисления таможенных пошлин может являться таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика)[12].

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза. В Российской Федерации налоговая база для исчисления НДС и акцизов при ввозе товаров установлена НК РФ. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации налоговая база НДС определяется в основном как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам)[13]. Налоговая база для исчисления акциза по подакцизным товарам определена статьей 191 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты таможенных сборов в Российской Федерации определяется главой 14 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Порядок применения ставок таможенных пошлин, налогов регламентирован статьей 77 ТК ТС (день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза).

Порядок установления ставок таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов различен. Так, ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Единым таможенным тарифом Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС), за исключением отдельных временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории. Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин должны применяться ставки, установленные законодательством государств-членов Таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемых Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено ТК ТС.

Исчисление таможенных пошлин, налогов осуществляется плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза. К таким случаям относится исчисление таможенных пошлин, налогов таможенным органом при их взыскании, а также в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 79 ТК ТС). Плательщики таможенных сборов определены статьей 124 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Основными документами, в которых производится расчет таможенных платежей при декларировании товаров, являются: декларация на товары[14], таможенный приходный ордер (далее – ТПО)[15] – рис.1.1.

В декларации на товары исчисление таможенных платежей производится в графе 47 «Исчисление платежей», сведения об уплаченных таможенных платежах содержатся в графе «В» «Подробности подсчета».

Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства-члена Таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств-членов Таможенного союза. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных платежей в Российской Федерации производится в валюте Российской Федерации.

Рис.1.1. Исчисление таможенных платежей в Российской Федерации

 

 

Пунктом 6 статьи 76 ТК ТС установлены ограничения по общей сумме таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров. В качестве таковых выступает сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов, за исключением, когда:

- сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов;

- к иностранным товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом при заявлении иной таможенной процедуры, в отношении этих иностранных товаров.

ТК ТС определяется одно из фундаментальных налоговых и таможенных положений – момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Определение момента возникновения обязанности непосредственно связано с таможенными операциями, которые совершаются в отношении перемещаемого товара.

В общем виде обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в следующих случаях:

Ø Прибытие (убытие) товара (статья 161 ТК ТС): у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы (с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров);

Ø Временное хранение (статья 172 ТК ТС): у владельца СВХ – с момента размещения товаров на складе временного хранения; у лица, осуществляющего временное хранение товаров в местах, не являющихся СВХ, – с момента регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение;

Ø При помещении товаров под таможенную процедуру: с момента регистрации таможенной, транзитной декларации.

Случаи, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается, а также случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов определены статьей 80 ТК ТС. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается:

1) при уплате или взыскании таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС;

2) при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) при уничтожении (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

5) при помещении товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) при обращении товаров в собственность государства-члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена Таможенного союза;

7) при обращении взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза;

8) при отказе в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств-членов Таможенного союза;

10) при возникновении обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

2) если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза;

4) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Особенности возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза содержатся в статье 81 ТК ТС.

Таким образом, ТК ТС определены основные элементы исчисления таможенных пошлин, налогов. Однако некоторые положения ТК ТС имеют отсылочный характер к законодательству государств-членов Таможенного союза (в частности, это касается порядка установления ставок налогов при ввозе товаров, а также таможенных сборов; определения основы их исчисления, валюты исчисления).

 

Таможенные сборы

Таможенные сборы занимают особое место в системе таможенных платежей, которое обусловлено объектом обложения, спецификой исчисления, сроками уплаты таможенных сборов.

По данным ФТС России в 2011 году сумма таможенных сборов, перечисленных в федеральный бюджет, составила 31,37 млрд. рублей (0,5% от общего объема администрируемых ФТС России денежных средств)[16].

В соответствии со статьей 72 ТК ТС таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза. Таким образом, в отличие от таможенных пошлин и налогов объектом обложения таможенными сборами являются операции, совершаемые таможенными органами, и обусловленные перемещением товаров через таможенную границу.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов Таможенного союза. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Виды, порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата таможенных сборов в Российской Федерации установлены главой 14 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". К таможенным сборам в Российской Федерации относятся:

- таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции),

- таможенные сборы за хранение,

- таможенные сборы за таможенное сопровождение.

Таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации. В соответствии с частью 1 статьи 130 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» размер таможенного сбора за таможенные операции ограничивается приблизительной стоимостью оказанных услуг таможенных органов и не может быть более 100 000 рублей.

Ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации. При ввозе товаров, а также при вывозе товаров, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины, ставки таможенного сбора за таможенные операции применяются дифференцировано в зависимости от таможенной стоимости товаров (за исключением отдельных случаев, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863[17]) – табл.2.1. приложения 2.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 595[18] с даты присоединения России к Всемирной торговой организации (далее – ВТО) таможенный сбор за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет более 10 млн. рублей, будет равен 30 тыс. рублей. До этой даты в отношении таких товаров действуют следующие ставки таможенных сборов: 50 тыс. рублей, если таможенная стоимость товаров находится в интервале от 10 млн. рублей до 30 млн. рублей включительно, 100 тыс. рублей в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет более 30 млн. рублей.

При заявлении таможенной процедуры экспорта в отношении товаров, для которых не установлены таможенные пошлины и налоги, исчисляемые исходя из их таможенной стоимости, используется:

- цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары, указанная в счете-фактуре (при сделке купли-продажи);

- стоимость этих товаров, приведенная в коммерческих или иных документах, относящихся к этим товарам (при других видах сделок). Пересчет иностранной валюты в рубли осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 130 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости товаров в следующих случаях:

1) при вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами;

2) при декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации.

В перечисленных выше случаях ставки таможенных сборов за таможенные операции применяются в зависимости от товарной группы единой ТН ВЭД ТС согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2011 № 724[19] – табл.2.2 приложения 2.

Применение ставок таможенных сборов за таможенные операции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2011 № 724, осуществляется с учетом следующих особенностей:

1) при подаче временной таможенной декларации в отношении товаров, к которым применяется временное периодическое таможенное декларирование, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам в зависимости от товарной группы единой ТН ВЭД ТС. При последующей подаче таможенному органу полной таможенной декларации на те же товары таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, установленным в зависимости от таможенной стоимости товаров;

2) при помещении под таможенные процедуры экспорта или временного вывоза товаров, классифицируемых в товарных группах 84 - 90 единой ТН ВЭД ТС, в отношении которых не установлены вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы за таможенные операции в отношении товаров, декларируемых в одной таможенной декларации, уплачиваются в размере 5 тыс. рублей при условии, что в такой таможенной декларации не декларируются товары, классифицируемые в иных товарных группах единой ТН ВЭД ТС. Если в одной таможенной декларации, кроме товаров, классифицируемых в товарных группах 84-90 единой ТН ВЭД, декларируются товары, классифицируемые в иных товарных группах единой ТН ВЭД ТС, таможенные сборы за таможенные операции в отношении товаров уплачиваются:

- в размере 5 тыс. рублей - в отношении товаров, классифицируемых в товарных группах 84-90 единой ТН ВЭД ТС;

- по ставкам, установленным от таможенной стоимости товаров, - в отношении товаров, классифицируемых в иных товарных группах единой ТН ВЭД ТС.

Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (до начала фактического осуществления таможенного сопровождения). Ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение зависят от вида транспортного средства, расстояния перемещения (в случае осуществления таможенного сопровождения автотранспортного средства и железнодорожного подвижного состава) – табл.2.3 приложения 2.

Плательщиками таможенных сборов за таможенные операции и таможенных сборов за таможенное сопровождение являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов Таможенного союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

При хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются таможенные сборы за хранение (до фактической выдачи товаров со склада временного хранения таможенного органа). Плательщиками таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются:

- в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день,

- в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях – 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день.

Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день – к полному[20].

Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенные операции установлены частью 1 статьи 131 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Перечень таких случаев не является исчерпывающим: освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции может предоставляться в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, международными соглашениями Российской Федерации. Перечень льгот по уплате таможенных сборов за таможенные операции, установленный в соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 и приведен в табл. 2.4. приложения 2.

Таможенные сборы за хранение не взимаются при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения таможенного органа, а также в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации. Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение определяются Правительством Российской Федерации.

Взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением следующих случаев:

- если после регистрации таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенные операции, сумма таможенных сборов за таможенные операции, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производятся;

- при отказе в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а также при отзыве таможенной декларации таможенные сборы не возвращаются.

Совершенствование администрирования таможенных сборов в Российской Федерации в современных условиях направлено на снижение размера таможенных сборов за таможенные операции, попытки «ухода» от таможенной стоимости декларируемых товаров.

Ввозная таможенная пошлина

Понятие «таможенная пошлина» раскрывается как ТК ТС, так и Законом Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003- I «О таможенном тарифе» (далее – Закон РФ «О таможенном тарифе»). В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»[21] под таможенной пошлиной понимается «обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации». К таможенным пошлинам относятся: ввозная таможенная пошлина и вывозная таможенная пошлина.

В соответствии со статьей 2 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании (Москва, 25 января 2008 г.) под ввозной таможенной пошлиной понимается «обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую территорию государств-членов Таможенного союза». Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию Таможенного союзапри необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин[22].

Таможенные пошлины занимают особое место в системе таможенных платежей:

- с 2005 года таможенные пошлины выведены из системы федеральных налогов Российской Федерации. Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации таможенная пошлина относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Если таможенная пошлина в отношении заранее определенных товаров применяется с целью обеспечения доходов федерального бюджета государства, то в этом аспекте ее можно определить как разновидность косвенного налога[23];

- одновременно таможенные пошлины выступают в качестве основного инструмента таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, то есть конечной целью применения ввозной таможенной пошлины в отношении заранее определенных импортных товаров может являться создание и/или усиление дополнительных преимуществ как для отечественных, так и для иностранных компаний, реализующих товары на внутреннем рынке. В данном случае разница в уровне цен на импортные и аналогичные отечественные товары имеет существенное значение для регулирования изменений в структуре производства и потребления на территории страны.

Исходя из особенностей применения ввозной таможенной пошлины, основными задачами таможенно-тарифной политики в современных условиях являются:

- оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных производителей, за счет повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые товары;

- поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов;

- применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей;

- гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей.

В качестве приоритетных направлений развития таможенно-тарифной политики на 2011-2012 г.г. рассматривается: снижение фискальной составляющей, способствование созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста[24].

По данным ФТС России доля ввозной таможенной пошлины в структуре таможенных платежей постепенно снижается. Так, за период с 2008 года по 2010 год ее доля составляла порядка 13% от общего объема платежей, администрируемых ФТС России – см. рис.1.1 приложения 1.

Правовые аспекты установления, исчисления, уплаты ввозных таможенных пошлин с 1 января 2010 года регулируются в основном таможенным законодательством Таможенного союза, в частности:

- ТК ТС;

- Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года[25];

- Соглашением об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года[26];

- Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года[27] (с учетом Протокола о внесении изменений в данное Соглашение)[28];

- Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года[29],

- Протоколом о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года[30];

- Решениями Комиссии Таможенного союза (Евразийской экономической комиссии) и др.

Отдельные вопросы применения ввозных таможенных пошлин регламентируются национальным законодательством государств-членов Таможенного союза, а также международными договорами этих государств. В частности, в Законе РФ «О таможенном тарифе» (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[31]) определены особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

Порядок исчисления ввозных таможенных пошлин определяется ТК ТС, Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года. При исчислении таможенных пошлин могут применяться следующие виды ставок: адвалорные (в процентах), специфические, комбинированные.

Основой для исчисления таможенной пошлины является:

- таможенная стоимость товара (при адвалорных ставках пошлин);

- соответствующее количество товара в натуральном выражении (при специфических ставках);

- таможенная стоимость либо количество товара (в отношении товаров, облагаемых пошлиной по комбинированным ставкам).

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле:

П1 = Ст х С1 (1),

где П1 – сумма таможенной пошлины, в рублях;

Ст – таможенная стоимость товара, в рублях;

С1 – ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по формуле:

П2 = Вт х С2 х Ке (2),

где П2 – сумма таможенной пошлины, в рублях;

Вт – количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении;

С2 – ставка таможенной пошлины в ЕВРО за единицу товара;

Ке – курс ЕВРО, установленный ЦБ РФ на дату регистрации декларации на товары.

При применении комбинированной ставки «С1 в процентах, но не менее С2 в ЕВРО за количество товара» сначала исчисляется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости по формуле (1), затем исчисляется размер таможенной стоимости по специфической ставке в ЕВРО за единицу товара по формуле (2). Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм.

С 1 января 2010 года ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Единым таможенным тарифом Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС). Под ЕТТ ТС понимается свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС). С 1 января 2012 года действует новая редакция ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 850[32]. Ставки ввозных таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных международными соглашениями.

Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин с введением ЕТТ ТС понижается. Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин с учетом льгот и преференций в 2010 году прогнозировалась на уровне 10,15%, в течение 2011-2013 годов – 10,05 %, 9,85 % и 9,8% соответственно. Средний тариф на товары после вступления России в ВТО в силу всех соглашений снизится до 7,8%. При этом на сельскохозяйственные товары пошлины снизятся с 13,2 до 10,8 %, на товары обрабатывающей промышленности – с 9,5 до 7,3%[33].

Несмотря на действие ЕТТ ТС, в отношении отдельных категорий товаров могут применяться иные, отличные от ЕТТ ТС, ставки ввозных таможенных пошлин. Такие категории товаров определены Протоколомо б отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5 июля 2010 года [34].

Такие товары подлежат декларированию. Случаи, а также порядок декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Таможенного союза, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 № 32 «Об определении правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств – членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС»[35] (далее – Правила). В соответствии с пунктом 1 Правил к таким случаям относятся:

а) если при выпуске для внутреннего потребления этих товаров на территории государства-члена Таможенного союза ввозные таможенные пошлины были уплачены по ставкам, размеры которых ниже, чем те, которые применяются в Российской Федерации;

б) если на территории государства-члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, а также при ввозе товаров, изготовленных из этих товаров, за исключением случаев, когда таможенным законодательством Таможенного союза прямо установлено, что такие товары могут перемещаться по единой таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин;

в) если ввозятся товары, происходящие из государств, не являющихся членами Таможенного союза, к которым применяются ограничения, введенные Российской Федерацией в одностороннем порядке, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, даже если эти товары приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Декларирование таких товаров осуществляется путем подачи декларантом (таможенным представителем) таможенному органу заявления в произвольной форме в 2 экземплярах с указанием в нем необходимых сведений. Заявление вместе с документами, указанными в пункте 3 Правил, подается в таможенный орган в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня ввоза товаров в Российскую Федерацию.

Ставки ввозных таможенных пошлин, установленные ЕТТ ТС, применяются с учетом страны происхождения ввозимых товаров.

Применение ставок ЕТТ ТС в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условия их ввоза регулируются законодательством государств-членов Таможенного союза, если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года и соответствующими решениями Комиссии Таможенного союза[36].

При исчислении ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара могут применяться:

- ставки, установленные ЕТТ ТС, в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (далее – РНБ), а также в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств-членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации[37].

В качестве такого исключения следует применять нормы, установленные подпунктом 1 пункта 2 статьи 63 ТК ТС, в соответствии с которыми в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которыми нет взаимных договорных обязательств о предоставлении РНБ, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.

Перечень стран, которым Россия оказывает РНБ (140 стран), содержится в приложении к приказу ФТС России от 22.12.2011 № 2601 [38] – табл.3.1. приложения 3.

- ставки ЕТТ ТС, увеличенные вдвое, в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств-членов Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Закона РФ «О таможенном тарифе»);

- преференциальные ставки на основании положений международных договоров государств-членов Таможенного союза, а также международных договоров России.

Под тарифной преференцией понимается «освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза»[39].

Тарифные преференции предоставляются в отношении следующих товаров:

1. В соответствии с Соглашением о едином таможенном тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Протоколом о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.074 с.)