Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов



Следуя общепринятым международно-правовым нормам, в качестве одного их базовых принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу выступает принцип, согласно которому таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК ТС. Обеспечение уплаты таможенных платежей представляет собой совокупность мер имущественного характера, побуждающих участников таможенных правоотношений к исполнению обязанности по уплате таможенных платежей.

Общий механизм применения обеспечения уплаты таможенных платежей в государствах-членах Таможенного союза раскрывается в главе 12 ТК ТС. Данный механизм включает в себя: случаи обеспечения исполнения обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов; определение размера обеспечения; порядок применения различных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Общий перечень случаев обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов установлен статьей 85 ТК ТС. К ним относятся:

1) перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза;

3) помещение товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;

4) выпуск товаров в соответствии со статьей 198 ТК ТС (при проведении таможенной экспертизы);

5) иные случаи, предусмотренные ТК ТС (например, в отношении лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела[125], до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров[126] и др.), международными договорами и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза.

Таким образом, ТК ТС предусмотрена возможность расширения перечня случаев обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов на уровне законодательства государства- члена Таможенного союза.

Согласно части 2 статьи 137 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в следующих случаях[127]:

1) выпуска товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 69 ТК ТС (при проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров);

2) выпуска товаров при проведении дополнительной проверки в соответствии с частью 10 статьи 106 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены);

3) помещения товаров под таможенные процедуры таможенного склада без фактического размещения товаров на таможенном складе, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), временного вывоза (за исключением случаев, установленных частями 4 и 5 статьи 137 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);

4) условного выпуска (за исключением случаев, установленных частями 4 и 5 статьи 137 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»):

- товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничением по пользованию и (или) распоряжению такими товарами;

- компонентов товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде;

- иных товаров, определяемых Правительством Российской Федерации;

В отношении товаров, перечисленных в части 4 и 5 статьи 137 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (технологического оборудования, ввоз которого не подлежит обложению НДС; товаров (за исключением подакцизных), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации и др.), обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется. Однако таможенный орган вправе принять решение о необходимости предоставления обеспечения в отношении таких товаров, если декларант[128]:

- осуществляет внешнеэкономическую деятельность менее одного года;

- имеет неисполненные требования об уплате таможенных платежей в установленные данными требованиями сроки;

- в течение одного года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности по статье 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- имеет неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;

- в иных случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним будут выполнены.

5) при осуществлении лицами деятельности в сфере таможенного дела (владельцами СВХ, таможенного склада, владельцами магазина беспошлинной торговли);

6) при принятии решения о выпуске товаров в случае непоступления и (или) поступления не в полном объеме на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств – членов Таможенного союза[129];

7) в и иных случаях, предусмотренных непосредственно Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также иными федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации.

В то же время ТК ТС предусмотрена норма о возможности непредоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов[130]:

1) если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро;

2) в иных случаях, предусмотренных ТК ТС и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза.

В соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, установленных международными договорами, ТК ТС, Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Решение о непредоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов может также принимать таможенный орган в случае, если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены[131].

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется плательщиком таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров. Исключением из общего правила являются:

- перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита[132]. В этом случае обеспечение может предоставляться таможенном органу отправления либо назначения не только плательщиком, но и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенные органы взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения (сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов). Порядок предоставления и форма такого документа, а также срок его действия, определяются международным договором государств-членов Таможенного союза[133];

- при предоставлении обеспечения лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела[134];

- при принятии генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения на территории одного из государств-членов Таможенного союза таможенных операций в нескольких таможенных органах этого государства, если такое обеспечение может быть использовано любым из этих таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных этим генеральным обеспечением[135].

Порядок применения генерального обеспечения определяется национальным законодательством государств-членов Таможенного союза[136] (статья 139 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). При принятии генерального обеспечения таможенным органом выдается подтверждение о предоставлении генерального обеспечения (далее – Подтверждение) по форме, утверждаемой ФТС России[137].

Подтверждение является документом, свидетельствующим о принятии таможенным органом генерального обеспечения и возможности его использования в том таможенном органе, который указан в подтверждении и в котором совершается несколько таможенных операций в определенный срок в пределах суммы принятого генерального обеспечения. Методические рекомендации по заполнению подтверждения о предоставлении генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, содержатся в письме ФТС России от 30.08.2011 № 01-11/41809. Форма отчета об использовании генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов утверждена приказом ФТС России от 24.01.2011 № 101[138] - приложение 8.1.

Размер обеспечения уплаты таможенных платежей может быть рассчитываемым и фиксированным. При расчете сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры экспорта или выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения определяется таким же образом, но при этом она должна быть не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах-членах Таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств-членов Таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

Если при установлении сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о товаре, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств-членов Таможенного союза[139].

При выпуске товаров при необходимости исследования документов, проб, образцов либо получения заключения эксперта, а также при выявлении административного правонарушения или преступления сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов может определяться как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 статьи 88 ТК ТС.

Кроме того, ТК ТС предусмотрена возможность включения в сумму обеспечения сумм таможенных сборов и процентов, если это предусмотрено законодательством государства-члена Таможенного союза. Такая норма содержится в части 9 статьи 137 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Фиксированный размер обеспечения устанавливается в отношении подакцизных товаров[140], а также в отношении лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев склада временного хранения и таможенного склада, владельцев магазина беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов).

Уплата таможенных пошлин, налогов может обеспечиваться: денежными средствами (денежный залог), банковской гарантией, поручительством, залогом имущества. В российском законодательстве перечень способ обеспечения уплаты таможенных платежей является закрытым. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Порядок применения каждого из способов обеспечения определяется Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

К особенностям применения денежного залога можно отнести:

- внесение на счет Федерального казначейства или в кассу таможенного органа (физическим лицом) в рублях.

- в подтверждение внесения денежного залога оформляется таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяются ФТС России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации[141].

- при исполнении обязательства денежный залог может быть возвращен, направлен на уплату таможенных платежей, зачтен в счет авансовых платежей; остаток неиспользованного для уплаты таможенных платежей денежного залога подлежит возврату либо зачету в счет авансовых платежей.

К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности, гражданского законодательства Российской Федерации и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

К особенностям применения банковской гарантии в таможенной практике можно отнести:

- принимается от банков, включенных в Реестр уполномоченных банков (доводится до таможенных органов ФТС России)[142];

- максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, устанавливается Минфином России по согласованию с ФТС России.

- требования к банковской гарантии: должна быть безотзывной и непрерывной, на момент принятия должна быть действующей; срок ее действия не может превышать 36 месяцев и должен быть достаточным для своевременного направления гаранту требования в случае неисполнения обязательств, обеспеченных банковской гарантией;

- вместе с банковской гарантией в виде оригиналов или нотариально заверенных копий необходимо предоставление документов, подтверждающих соответствующие полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию;

- рассмотрение банковской гарантии осуществляется в течение 3-х рабочих дней со дня ее поступления;

- при принятии банковской гарантии отделом таможенных платежей таможни оформляется таможенный приходный ордер (ТПО)[143];

- возврат банковской гарантии осуществляется по письменному заявлению в течение 5 дней со дня ее поступления в таможенный орган;

- форма банковской гарантии рекомендована письмом ФТС России от 12.01.2011 № 01-11/109[144].

Поручительство оформляется договором поручительства между таможенным органом и поручителем. Для принятия решения о применении поручительства лицо, имеющее намерение стать поручителем, направляет в таможенный орган предложение о заключении договора, проект договора поручительства (в двух экземплярах), а также согласие плательщика. Проект договора должен содержать положения о том, что: плательщик и поручитель несут солидарную ответственность за исполнение обеспечиваемых обязательств; срок договора не превышает двух лет; обязательство о предоставлении банковской гарантии.

Договор поручительства принимается таможенным органом при соблюдении любого из следующих условий:

- если лицо, имеющее стать поручителем, соответствует критериям, определяемым Правительством Российской Федерации;

- если лицо, имеющее стать поручителем, в договоре поручительства принимает на себя обязательство предоставить банковскую гарантию, по которой бенефициаром выступает таможенный орган в размере не менее принимаемых поручителем на себя обязательств по договору поручительства. Договор поручительства вступает в силу с даты предоставления банковской гарантии.

В случае заключения договора поручительства оформляется таможенный приходный ордер.

Для обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей нескольких лиц заключение с поручителем договора поручительства по обязательствам таких лиц может осуществляться ФТС России. Приказом ФТС России от 19.10.2011 № 2140 утверждены примерные формы договоров поручительства, заключаемых на основании генеральных договоров поручительства.

Порядок работы с залогом имущества определен статьей 140 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». К отличительным особенностям данного способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов можно отнести:

- необходимость обязательного страхования за счет залогодателя переданного в залог предмет залога независимо от того, остается ли предмет залога у залогодателя либо передается таможенному органу;

- рыночная стоимость предмета залога должна превышать размер необходимого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов более чем на 20 процентов;

- все расходы, связанные с заключением договора о залоге имущества и обращением взыскания на заложенное имущество, несет залогодатель и т.д.

В случае заключения договора о залоге имущества таможенный орган выдает залогодателю таможенный приходный ордер. При неисполнении обязательств, обеспеченных залогом имущества, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов перечисляются на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств-членов Таможенного союза, за счет средств, вырученных от реализации заложенного имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С целью унификации и систематизации работы таможенных органов по учету банковских гарантий, договоров поручительства и договоров о залоге имущества приказом ФТС России от 16.12.2011 № 2533 утвержден порядок учета банковских гарантий, поручительств и залогов имущества, принятых в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Данным порядком:

- предусмотрена необходимость регистрации гарантий, договоров поручительства в специальных журналах, образцы которых приведены в данном приказе;

- определена схема, по которой принятым банковским гарантиям, заключенным договорам присваиваются регистрационные номера;

- определено место хранения банковских гарантий и договоров поручительства и имущества и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.108.171 (0.031 с.)