Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1 транспортная экология. Основные↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1 ТРАНСПОРТНАЯ ЭКОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ а) Транспортный комплекс, окружающая среда, объекты транспорта, жизненный цикл объекта транспорта. б) Экология, транспортная экология: понятие, задачи. Виды загрязнений окружающей среды. Классификация источников загрязнений. Жизненный цикл объекта – последовательные и взаимосвязанные стадии производства и эксплуатации: от добычи сырья до утилизации АТС после окончания срока службы. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и окружающей среды. Экосистема – это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды (например: участок леса, река, аквариум и др.). Транспортнаяэкология – наука о системе «человек–транспорт–окружающая среда». Транспортная экология прикладная экологическая наука, изучающая природно-технические системы и взаимодействия объектов промышленности и транспорта с окружающей средой (ОС). Задачи транспортной экологии: - определение характера и масштабов воздействий транспорта на ОС; - разработка стратегии охраны ОС при функционировании транспорта; - выделение перспективных направлений развития транспорта с учетом его экологизации; - исследование вопросов управления экологической деятельностью на транспорте. Виды загрязнений окружающей среды. Загрязнение – привнесение в экологическую систему новых, не свойственных ей физических, химических и биологических компонентов, либо увеличение их концентрации по сравнению с естественным уровнем, в результате чего экосистема разрушается или снижается её продуктивность. Загрязнителем может быть любой физический агент, химическое вещество и биологический вид, попадающие в неё в количествах, выходящих за рамки своей обычной концентрации, предельных количествах, предельных естественных колебаний или среднего природного фона в рассматриваемое время. По происхождению загрязнения ОС подразделяются на: - природные, вызванные какими-либо естественными явлениями, обычно катастрофическими (наводнения, извержения вулканов селевые потоки и т.д.). - антропогенные, возникающие в результате деятельности людей. Среди антропогенных загрязнений ОС выделяют следующие загрязнения: биологическое, химическое (вызывают изменение естественных химических свойств среды), физическое (вызывают изменение естественного физического состояния среды), микробиологическое, механическое (засорение среды агентами, оказывающими механическое воздействие без физико-химических последствий). Непосредственными объектами загрязнений – акцепторами загрязняющих веществ служат основные компоненты биосферы: атмосфера, вода, почва. Косвенными объектами загрязнения являются составляющие биоценоза: растения, животные, микроорганизмы. Индивидуальная опасность ЗВ определяется: а) классом опасности; б) санитарно-гигиеническими нормативами (Sn), мг/м3; в) эффект суммирования вредного действия с другими веществами. Особенности атмосферы: - атмосфера является первичным резервуаром, приёмником ЗВ, в ней переносятся ЗВ, в ней они не накапливаются, а в дальнейшемспособствуют загрязнению почвы, воды. - атмосфера не знает границ (трансграничный перенос). Например: кислотные дожди в РБ на 80% обусловлены выбросами ЗВ в АВ Польши и Германии. - ЗВ в атмосфере способны к химическим, фотохимическим, фазовым превращениям; - её состав оказывает непосредственное влияние на человека, биоту в целом. Источники загрязнения атмосферного воздуха: - естественные (природные): вулканы, выветривание горных пород, унос с водной поверхности, биологические процессы разложения и др. - антропогенные; - природно-антропогенные: лесные пожары, пожары на торфяниках и др. Источник загрязнения атмосферы – объект, от которого загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух. Источник выделения ЗВ в АВ – объект, в котором происходит образование ЗВ (процесс, операция, при выполнении которой в ОС что-то выделяется). От источника выделения газовоздушный поток отводится в атмосферу, например, через трубу. Труба – источник выброса. Источник выброса – технологическое и иное оборудование, технологические процессы, машины, механизмы, от которых осуществляется выброс ЗВ в атмосферный воздух. Источники выброса: - организованные; - неорганизованные. ИВ подразделяются по геометрическим характеристикам: точечные (труба), линейные (аэрационные фонари); площадные. ИВ по высоте: высокие (свыше 50 м); средней высоты (10-50 м); низкие (2-10 м); наземные (менее 2 м). ИВ подразделяются на: стационарные и мобильные. Специфика передвижных источников загрязнения (автомобилей) проявляется:
· в их пространственной рассредоточенности (автомобили распределяются по территории и создают общий повышенный фон загрязнения);
Перечисленные особенности подвижных источников приводят к тому, что автотранспорт создает в городах обширные зоны с устойчивым превышением санитарно-гигиенических нормативов загрязнения воздуха.
Тема 2 ИНГРЕДИЕНТНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Тема 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ОТ АВТОТРАНСПОРТА д) Организационно-правовые, архитектурно-планировочные, конструкторско-технические, эксплуатационные мероприятия. Тема 4 УМЕНЬШЕНИЕ ТОКСИЧНОСТИ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Ж) Уменьшение токсичности бензиновых двигателей. Нейтрализация отработавших газов автомобилей. Термическая нейтрализация.. З) Каталитический нейтрализатор: устройство, принцип действия. Термическая нейтрализация В системе выпуска ДВС продолжается процесс окисления продуктов неполного сгорания топлива, происходящий в цилиндрах двигателя. Его можно интенсифицировать созданием в системе выпуска благоприятных для этого условий: повышением температуры и временем реакции, подачей в зону окисления дополнительного воздуха. Термический нейтрализатор представляет собой теплоизолированную емкость со специальной организацией течения отработавших газов, устанавливаемую в выпускной системе двигателя и осуществляющие термическое доокисление токсичных компонентов за счет собственного тепла отработавших газов. В термоизоляционных камерах происходит дожигание промежуточных продуктов сгорания окиси углерода и углеводородов в оксид углерода СО2 и воду. Особенность термического нейтрализатора – наличие градиента температур между его внутренней и наружной поверхностью ≈500÷600°С. В качестве материалов применяются хромоникелевые, железохромоалюминиевые или хромоалюминиевые сплавы. Недостаки: - некоторое снижение мощности и увеличение удельного расхода топлива двигателем из-за возрастания противодавления в системе выпуска; - невозможность нейтрализации оксидов азота. Тема 5 УМЕНЬШЕНИЕ ТОКСИЧНОСТИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И) Уменьшение токсичности дизельных двигателей. Нейтрализация отработавших газов автомобилей: сажевый фильтр. Тема 6 ПРИМЕНЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА И ЭНЕРГИИ Электродвигатели В электрических транспортных средствах используется генератор, в качестве накопителя энергии используется аккумулятор. Его можно заряжать различными способами: 1) через первичные производители энергии (например, солнечная батарея на крыше); 2) через зарядные устройства, которые подключаются к электросети. «–» Зарядка аккумулятора от электрической сети влечет за собой потерю энергии и загрязнение окружающей среды при производстве электроэнергии из традиционных источников энергии. Использование солнечных батарей: «–» низкий КПД и зависимость от погоды. Вследствие перечисленных недостатков использование электродвигателей целесообразным является только в заповедных территориях, историческом центре города, остро нуждающихся в чистом воздухе и др. Электромобили (ЭМ) Один из первых работающих ЭМ был построен американским изобретателем Томасом Эдисоном в 1889 г. «+» Основные преимущества ЭМ заключаются в отсутствии выброса ОГ и бесшумности работы. Расходы на ремонт относительно небольшие. ЭМ обладают хорошей маневренностью, динамичностью. Что делает привлекательным применение ЭМ в городских условиях. «–» Основным препятствием широкого распространения электромобиля является небольшой запас хода. Говоря об экологической чистоте электромобиля по сравнению с традиционным АТС, необходимо рассматривать их полный жизненный цикл, т.е.: производство самого электромобиля и электроэнергии. Считать ЭМ экологически безопасным нельзя, т.к. он лишь выносит источник загрязнения за пределы движения ТС: силовые электростанции являются мощными загрязнителями атмосферы. Установлено, что для пробега 1 км легковому автомобилю необходимо затратить Конкурентоспособность ЭМ определяется в первую очередь качеством аккумуляторной батареи. Важные показатели аккумуляторной батареи – мощность и энергия. Для быстрого разгона, преодоления подъемов и движения с максимальной скоростью аккумуляторная батарея должна обладать большой мощностью, а для увеличения запаса хода – высоким запасом энергии. Аккумуляторная батарея должна иметь продолжительный срок службы, допускать быструю зарядку, надежно работать в большом интервале температур, не саморазряжаться во время стоянки, не требовать обслуживания.
Перспективными системами электропитания являются топливные элементы (ТЭ).
В ТЭ сведены 3 фазы: 1) газ (топливо, окислитель); 2) электролит (проводник ионов); 3) металлический электрод (проводник электронов). В ТЭ происходит преобразование энергии окислительно-восстановительной реакции в электрическую энергию. Электроды и электролит в реакции не участвуют. «–» Недостатком использования ТЭ является то, что топливо требуется готовить. Для ТЭ водород получают электролизом воды, плазмохимической реакцией и др.
Гибридный двигатель Гибридный двигатель совмещает в себе различные типы двигателей и накопителей энергии: электродвигатель и ДВС. Различают 2 вида гибридных двигателей: 1) серийный гибридный двигатель – автомобиль всегда работает при помощи электродвигателя (ДВС → крутит генератор → электрическая энергия → питание на движение и заряд аккумуляторной батареи). 2) Параллельный гибридный двигатель (двойной двигатель) – попеременно работают ДВС и электродвигатель. «–» Недостаток: большой вес автомобиля с гибридным двигателем из-за совмещения двух различных приводных механизмов. Рациональнее всего применение этих двигателей в тяжелых транспортных средствах, где больше места для установки приводных механизмов (например, трамвай с гибридным двигателем, троллейбус).
И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР - Ландшафтные нарушения в результате негативного воздействия транспортного сооружения; - Воздействие на животный и растительный мир; - методы снижения ландшафтного загрязнения. Ландшафтное загрязнение приводит к разрушению местообитания организмов и нарушению регенерационный способности природных ландшафтов. В результате экосистемы деградируют, разрушаются. Основная причина ландшафтных нарушений – воздействие на окружающую среду дороги как инженерного сооружения, которое появляется в виде рассечения природной среды дорожной трассой (фрагментация ландшафта); снижения продуктивности почв; развития геодинамических процессов (эрозия, оползни, суффозия и т.п.), что приводит к потоплению, осушению, изменению уровня грунтовых вод. Воздействия на растительный и животный мир могут быть: - прямыми (механические, повреждения, уничтожение, отравление производственными отходами, отработавшими газами транспортных средств или строительных машин, влияние шума и т.п.); - косвенными, которые обусловлены изменением среды обитания. Обоснованием проектных решений должны служить выполненные по данным экологических обследований оценки возможного количественного или качественного ущерба лесам, охотничьим и редким животным и птицам, промысловым и ценным видам рыбы, а также сельскохозяйственному производству. Не допускается прокладка автомобильных дорог с транзитным движением по территории заповедников и заказников, санитарно-защитным (кроме подходов к мостам) и санитарно-курортным зонам, охраняемым урочищам и зонам, отнесенным к памятникам природы и культуры. Назначать места перехода через водотоки и проектировать подходы к мостам необходимо с учетом максимального сохранения водоохранных зон и лесных полос по берегам. В местах возможного повышения уровня грунтовых вод необходимо устраивать водоотвод или дренирование, а в местах понижения - предупреждать изменение направления и расхода подпочвенного стока водопропускными и дренажными устройствами. При расчистке полосы для дорожных работ не допускается складирование лесоматериалов, порубочных отходов, выкорчеванных пней в пределах отведенных земель и на территории леса за границами отвода. Проектом подготовительных работ должны быть предусмотрены специальные места для временного складирования отходов с указанием способов и путей их вывоза к месту захоронения, переработки или сбыта. Вывоз древесины и отходов от расчистки должен выполняться в течение сезона порубочных и корчевальных работ (предпочтительно в зимнее время). При проложении автомобильной дороги через лес загрязнение придорожной территории отработавшими газами за пределами полосы отвода (по окиси углерода) не должно превышать (по расчету): разовая концентрация - 3 мг/м3; среднесуточная - 1 мг/м3. При проложении трассы через хвойные леса следует учитывать повышение опасности возгорания сухих материалов вследствие выброса с отработавшими газами раскаленных частиц твердых материалов, а также небрежного обращения с огнем водителей и пассажиров. Правилами противопожарной безопасности предусмотрено: - устройство минерализированных полос по границам полосы отвода и вокруг деревянных мостов, расположенных в хвойных лесах на сухих почвах.
Таблица 9.1 – Ширина минерализированных полос по границам полосы отвода автомобильных дорог
- специальные противопожарные разрывы. Места, предлагаемые для рекреационного использования, включая площадки отдыха, стоянки для остановки автомобилей и т.п., должны быть отделены от территорий иного назначения естественными (водотоки, болота, труднопроходимые заросли и т.п.) или искусственными (проволочные изгороди, валы, канавы) преградами. При расчете потребной площади для рекреации следует учитывать экологически допустимую нагрузку на естественный ландшафт в соответствии с таблицей 9.2.
Таблица 9.2 - Экологически допустимые нагрузки на естественный ландшафт
Основным методом защиты животных при проектировании автомобильных дорог является максимальное сохранение природного ландшафта и исключение по возможности непосредственных воздействий на среду их обитания. Для предотвращения уничтожения животных при движении транспорта, что может привести также к ДТП - выбор другой трассы (в местах обитания животных, особенно нуждающихся в охране): - на пересечениях путей миграции животных с дорогами с интенсивностью движении более 2000 авт./сутки следует: устраивать ограждения по границе полосы отвода не менее, чем на 0,5 км в каждую сторону от установившегося пути движения животных (металлическая сетка из оцинкованной проволоки с размером ячеек 70-100мм, высотой от 1,2 до 2,8м в зависимости от вида животных). - устройство специальных проходов (переходов) для диких животных, скотопрогонов (туннелей) для домашних животных; зеленых или ландшафтных мостов (экодуков); пропускных сооружений (туннелей) для крупных животных; пропускных сооружений для земноводных и мелких животных; проходов для выдр (при пересечении дорогами водоемов или путей миграции выдр по суше), барсуков; устройств, помогающих пересекать животным проточные воды. - в местах вероятного пересечения дорог дикими животными следует: - устанавливать предупредительные дорожные знаки, катафоты, отражающие в темное время свет приближающейся машины и отпугивающие животных. - для укрытия животных в придорожной зоне за пределами полосы отвода следует предусматривать устройство убежищ путем посадки плотного кустарника видов, используемых для живых изгородей, ели и др. Необходимо учитывать, что посадки плодовых деревьев и кустарников привлекают диких животных к дороге. Защита ихтиофауны В случаях, когда трасса дороги или мостовой переход пересекают водные объекты, имеющие рыбопромысловое значение или такие объекты попадают в зону влияния дороги, в проекте следует предусматривать специальные меры защиты водной фауны. Если в акте выбора трассы установлена возможность ущерба рыбным запасам, заказчик обязан поручить специализированной рыбохозяйственной научной или проектной организации определить размер ущерба и выдать рекомендации по компенсационным мероприятиям. Если в качестве компенсационных мероприятий рекомендуется строительство самостоятельного рыбоводного объекта, заказчик дорожного сооружения должен принять на себя функции заказчика по его строительству, проектирование выполняется специализированными учреждениями. Строительство компенсационных объектов осуществляется одновременно с основным сооружением за счет заказчика. Для обеспечения сохранности рыбы и других форм водной флоры и фауны на всех водных объектах не допускается производственное загрязнение водоемов и водотоков, проектирование без согласования с природоохранными органами каких-либо земляных работ, изменяющих очертание берегов, устройство или разрушение валов, каналов, назначение в пределах защитных зон взрывных или гидротехнических работ. Следует избегать размещения мостовых переходов и трасс автомобильных дорог в местах нерестилищ, зимовальных ям и местах нагула рыбной молоди. При пересечении пойменных проток, служащих для прохода рыбы на нерест, необходимо предусматривать пойменные отверстия, гидравлический режим которых должен обеспечивать нормальное продвижение рыбы к нерестилищам. Отверстия мостов через водотоки должны обеспечивать наименьшее изменение бытовых условий протекания потока, а скорости в русле под мостом быть приемлемыми для прохода рыбы. Система водоотводных устройств на мостах и подходах к ним должна обеспечивать наиболее эффективное смешение стоков с водой водоема, а при недопустимости сброса - сбор в водоочистные сооружения. Для очистки сточных вод могут применяться простейшие типовые сооружения: пруды-отстойники, рассеивающие выпуски, очистные закрытые сооружения.
Тема 1 ТРАНСПОРТНАЯ ЭКОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ а) Транспортный комплекс, окружающая среда, объекты транспорта, жизненный цикл объекта транспорта. б) Экология, транспортная экология: понятие, задачи. Виды загрязнений окружающей среды. Классификация источников загрязнений. Жизненный цикл объекта – последовательные и взаимосвязанные стадии производства и эксплуатации: от добычи сырья до утилизации АТС после окончания срока службы. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и окружающей среды. Экосистема – это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды (например: участок леса, река, аквариум и др.). Транспортнаяэкология – наука о системе «человек–транспорт–окружающая среда». Транспортная экология прикладная экологическая наука, изучающая природно-технические системы и взаимодействия объектов промышленности и транспорта с окружающей средой (ОС). Задачи транспортной экологии: - определение характера и масштабов воздействий транспорта на ОС; - разработка стратегии охраны ОС при функционировании транспорта; - выделение перспективных направлений развития транспорта с учетом его экологизации; - исследование вопросов управления экологической деятельностью на транспорте.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.89 (0.01 с.) |