Тема 10 электромагнитное излучение: источники электромагнитного поля, способы защиты от электромагнитных излучений. Действие на человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10 электромагнитное излучение: источники электромагнитного поля, способы защиты от электромагнитных излучений. Действие на человека.



- Электромагнитное излучение, источники электромагнитного поля;

- способы защита от электромагнитных излучений;

- действие электромагнитного поля на человека.

Устройства, генерирующие, передающие и использующие электрическую энергию в транспортном комплексе, создают в окружающей среде электромагнитные поля (ЭМП).

ЭМП распространяется в ОС со скоростью, приближающейся к скорости света, и характеризуется напряженностью электрического и магнитного составляющих поля.

Электромагнитное загрязнение – активный экологический фактор прямого воздействия, появляется в результате электромагнитного излучения промышленной частоты (50 и 400 Гц), излучения в радиочастотном диапазоне (от 0,06 МГц до 300 ГГц).

Источниками ЭМП являются:

1) промышленные частоты: воздушные линии электропередач, системы транспортных средств (электрооборудования, зажигания, управления, охранной сигнализации, навигационная); тяговые электромоторы и энергетические установки;

2) источники ЭМП в диапазоне радиочастот – антенны радиовещательных и теплопередающих станций, излучатели специальных средств связи и радиолокационных станций, промышленные установки, лабораторные и бытовые приборы, оргтехника.

Электротранспорт является источником значительных электромагнитных колебаний низкой и высокой частоты. Электромагнитную УВУ- и СВЧ-энергию применяют в радиовещании, телевидении, связи, системах управления дорожным движением и других областях.

 

Воздействие ЭМП на человека.

Организм человека, находящегося в ЭМП, поглощает энергию. В тканях возникают высокочастотные токи с образованием теплового эффекта, а также других негативных эффектов (приводящих к раковым заболеваниям, гормональным нарушениям).

На биологическую реакцию влияют следующие параметры ЭМП:

- интенсивность ЭМП (величина);

- частота излучения;

- продолжительность облучения;

- модуляция сигнала;

- сочетание частот ЭМП;

- периодичность действия.

Физиологический эффект воздействия ЭМП заключается в том, что в ЭМП через ткани человека начинают протекать индуцированные токи. Безопасный предел индуцированного тока составляет 0,005 А.

Наиболее чувствительные системы организма человека: нервная, эндокринная и половая. Эти системы организма являются критическими. Биологический эффект ЭМП в условиях длительного многолетнего воздействия накапливается, в результате возможно развитие отдаленных последствий, включая дегенеративные процессы ЦНС, рак крови, опухоли мозга, гормональные заболевания.

 

Способы защиты от ЭМИ:

1) Лучшая защиты – расстоянием. (Электрическое поле спадает обратно пропорционально квадрату расстояния от источника). Безопасное расстояние от ЛЭП составляет 100-150 м, от подземных кабелей – 50м, телебашни и радиотрансляционные станции, станции сотовой связи –
1,5-2 км.

2) Организационные способы защиты:

а) информирование населения о потенциальной опасности ЭМП, наличие сертификатов у приобретаемых приборов по допустимым параметрам ЭМП.

Устанавливается предельный уровень ЭМИ АТС: АТС в обязательном порядке проходят: испытания ТС целиком; испытания всех входящих в комплектацию АТС электронных/электрических сборочных устройств и соблюдение требований по их установке.

б) возможное сокращение времени контакта с источниками ЭМП.

3) Технические средства снижают напряжение ЭМП – применение различных экранов и средств компенсации ЭМП в заданном пространстве. Конструкция экранов зависит от частоты

Создание экранов для снижения напряженности магнитного поля низкой частоты затруднительно, для этого применяют пассивные и активные контуры.

Принцип действия контуров: в контурах наводятся токи, создающие противополе, т.е. поле, вектор напряженности которого направлен противоположно вектору напряженности исходного поля. Вследствие этого в определенном объеме результирующее поле уменьшается. Этот способ используется в лечебных целях при компенсации ЭМП во время магнитных бурь, в инженерно-технических системах.

 

 

Тема 11 ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО

КОМПЛЕКСА НА ЛАНДШАФТ, ЖИВОТНЫЙ

И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

- Ландшафтные нарушения в результате негативного воздействия транспортного сооружения;

- Воздействие на животный и растительный мир;

- методы снижения ландшафтного загрязнения.

Ландшафтное загрязнение приводит к разрушению местообитания организмов и нарушению регенерационный способности природных ландшафтов. В результате экосистемы деградируют, разрушаются.

Основная причина ландшафтных нарушений – воздействие на окружающую среду дороги как инженерного сооружения, которое появляется в виде рассечения природной среды дорожной трассой (фрагментация ландшафта); снижения продуктивности почв; развития геодинамических процессов (эрозия, оползни, суффозия и т.п.), что приводит к потоплению, осушению, изменению уровня грунтовых вод.

Воздействия на растительный и животный мир могут быть:

- прямыми (механические, повреждения, уничтожение, отравление производственными отходами, отработавшими газами транспортных средств или строительных машин, влияние шума и т.п.);

- косвенными, которые обусловлены изменением среды обитания.

Обоснованием проектных решений должны служить выполненные по данным экологических обследований оценки возможного количественного или качественного ущерба лесам, охотничьим и редким животным и птицам, промысловым и ценным видам рыбы, а также сельскохозяйственному производству.

Не допускается прокладка автомобильных дорог с транзитным движением по территории заповедников и заказников, санитарно-защитным (кроме подходов к мостам) и санитарно-курортным зонам, охраняемым урочищам и зонам, отнесенным к памятникам природы и культуры.

Назначать места перехода через водотоки и проектировать подходы к мостам необходимо с учетом максимального сохранения водоохранных зон и лесных полос по берегам.

В местах возможного повышения уровня грунтовых вод необходимо устраивать водоотвод или дренирование, а в местах понижения - предупреждать изменение направления и расхода подпочвенного стока водопропускными и дренажными устройствами.

При расчистке полосы для дорожных работ не допускается складирование лесоматериалов, порубочных отходов, выкорчеванных пней в пределах отведенных земель и на территории леса за границами отвода. Проектом подготовительных работ должны быть предусмотрены специальные места для временного складирования отходов с указанием способов и путей их вывоза к месту захоронения, переработки или сбыта. Вывоз древесины и отходов от расчистки должен выполняться в течение сезона порубочных и корчевальных работ (предпочтительно в зимнее время).

При проложении автомобильной дороги через лес загрязнение придорожной территории отработавшими газами за пределами полосы отвода (по окиси углерода) не должно превышать (по расчету): разовая концентрация - 3 мг/м3; среднесуточная - 1 мг/м3.

При проложении трассы через хвойные леса следует учитывать повышение опасности возгорания сухих материалов вследствие выброса с отработавшими газами раскаленных частиц твердых материалов, а также небрежного обращения с огнем водителей и пассажиров.

Правилами противопожарной безопасности предусмотрено:

- устройство минерализированных полос по границам полосы отвода и вокруг деревянных мостов, расположенных в хвойных лесах на сухих почвах.

 

Таблица 9.1 – Ширина минерализированных полос по границам полосы отвода автомобильных дорог

Характер растительного покрова Ширина полосы, метров
Лишайник, мох зеленый 1,0-1,5
Ягодники, вереск 1,5-2,5
Травяной покров 2,5-4,0

 

- специальные противопожарные разрывы.

Места, предлагаемые для рекреационного использования, включая площадки отдыха, стоянки для остановки автомобилей и т.п., должны быть отделены от территорий иного назначения естественными (водотоки, болота, труднопроходимые заросли и т.п.) или искусственными (проволочные изгороди, валы, канавы) преградами.

При расчете потребной площади для рекреации следует учитывать экологически допустимую нагрузку на естественный ландшафт в соответствии с таблицей 9.2.

 

Таблица 9.2 - Экологически допустимые нагрузки на естественный ландшафт

Тип местности Экологически допустимая нагрузка, чел/га
Лес хвойный 3,0
Лес лиственный 4,5-8
Лесной луг  
Лесопарк 15-25
Пляжи до 1000

 

Основным методом защиты животных при проектировании автомобильных дорог является максимальное сохранение природного ландшафта и исключение по возможности непосредственных воздействий на среду их обитания.

Для предотвращения уничтожения животных при движении транспорта, что может привести также к ДТП - выбор другой трассы (в местах обитания животных, особенно нуждающихся в охране):

- на пересечениях путей миграции животных с дорогами с интенсивностью движении более 2000 авт./сутки следует: устраивать ограждения по границе полосы отвода не менее, чем на 0,5 км в каждую сторону от установившегося пути движения животных (металлическая сетка из оцинкованной проволоки с размером ячеек 70-100мм, высотой от 1,2 до 2,8м в зависимости от вида животных).

- устройство специальных проходов (переходов) для диких животных, скотопрогонов (туннелей) для домашних животных; зеленых или ландшафтных мостов (экодуков); пропускных сооружений (туннелей) для крупных животных; пропускных сооружений для земноводных и мелких животных; проходов для выдр (при пересечении дорогами водоемов или путей миграции выдр по суше), барсуков; устройств, помогающих пересекать животным проточные воды.

- в местах вероятного пересечения дорог дикими животными следует: - устанавливать предупредительные дорожные знаки, катафоты, отражающие в темное время свет приближающейся машины и отпугивающие животных.

- для укрытия животных в придорожной зоне за пределами полосы отвода следует предусматривать устройство убежищ путем посадки плотного кустарника видов, используемых для живых изгородей, ели и др. Необходимо учитывать, что посадки плодовых деревьев и кустарников привлекают диких животных к дороге.

Защита ихтиофауны

В случаях, когда трасса дороги или мостовой переход пересекают водные объекты, имеющие рыбопромысловое значение или такие объекты попадают в зону влияния дороги, в проекте следует предусматривать специальные меры защиты водной фауны.

Если в акте выбора трассы установлена возможность ущерба рыбным запасам, заказчик обязан поручить специализированной рыбохозяйственной научной или проектной организации определить размер ущерба и выдать рекомендации по компенсационным мероприятиям.

Если в качестве компенсационных мероприятий рекомендуется строительство самостоятельного рыбоводного объекта, заказчик дорожного сооружения должен принять на себя функции заказчика по его строительству, проектирование выполняется специализированными учреждениями. Строительство компенсационных объектов осуществляется одновременно с основным сооружением за счет заказчика.

Для обеспечения сохранности рыбы и других форм водной флоры и фауны на всех водных объектах не допускается производственное загрязнение водоемов и водотоков, проектирование без согласования с природоохранными органами каких-либо земляных работ, изменяющих очертание берегов, устройство или разрушение валов, каналов, назначение в пределах защитных зон взрывных или гидротехнических работ.

Следует избегать размещения мостовых переходов и трасс автомобильных дорог в местах нерестилищ, зимовальных ям и местах нагула рыбной молоди. При пересечении пойменных проток, служащих для прохода рыбы на нерест, необходимо предусматривать пойменные отверстия, гидравлический режим которых должен обеспечивать нормальное продвижение рыбы к нерестилищам. Отверстия мостов через водотоки должны обеспечивать наименьшее изменение бытовых условий протекания потока, а скорости в русле под мостом быть приемлемыми для прохода рыбы.

Система водоотводных устройств на мостах и подходах к ним должна обеспечивать наиболее эффективное смешение стоков с водой водоема, а при недопустимости сброса - сбор в водоочистные сооружения. Для очистки сточных вод могут применяться простейшие типовые сооружения: пруды-отстойники, рассеивающие выпуски, очистные закрытые сооружения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.022 с.)