Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автотранспортными средствамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
в) Токсические характеристики автомобильных двигателей. Реакции горения углеводородных топлив. г) Продукты сгорания топлив в ДВС. Механизмы образования токсичных веществ. Вредные или токсичные вещества – вещества, оказывающие отрицательное воздействие на организм человека и ОС. Токсичные вещества выбрасываются в атмосферу с отработавшими газами, картерными газами, а также в результате испарения топлива. Выхлопные газы (отработавшие газы) – это газы, выбрасываемые из ДВС в процессе работы. В отработавших газах автомобилей содержится около 280 различных веществ и соединений, из которых около 200 соединений и веществ являются токсичными. Среди них: СО, NOx, SO2, ПАУ и др. Современные автомобильные двигатели имеют замкнутую систему вентиляции картера, которая практически исключает выбросы ВВ в атмосферу с картерными газами. Уравнение сгорания любого органического топлива в общем виде можно записать следующим образом: CnHmOp + O2 → CO2 + H2O + теплота - при условиях: - полного сгорания топлива; - топливо состоит только из элементов С, Н, О. На самом деле даже наиболее экологически чистое топливо (водород, спирты, газ) при сгорании может соединяться с азотом, содержащимся в воздухе, и образовать высокотоксичные оксиды азота. При сжигании более тяжелых топлив (мазута, сырой нефти, каменного угля, бурого угля, сланцев) в реакции сгорания принимают участие и все примеси, содержащиеся в топливе: сера, сложные кислородные и азотистые соединения и другие элементы, в небольших количествах входящие в состав топлива. Негорючие твердые компоненты (балластная часть угля и нефти) выделяется в виде шлака и золы. Частицы несгоревшего топлива выделяются в виде пылинок, копоти, сажи, аэрозоли. В случае неполного сгорания топлива (при нехватке кислорода) его элементы и составные части могут недоокисляться, образовывать промежуточные и новые продукты окисления, которые в основной массе являются вредными, токсичными или высокотоксичными. В самом общем виде уравнение сгорания топлива имеет вид: Присутствие в продуктах сгорания оксидов азота и серы, а также воды приводит к образованию кислот: SO2+H2O=H2SO3; SO3+H2O=H2SO4; N2O5+H2O=2HNO3, которые являются причиной выпадения «кислых» дождей. По химическому составу и свойствам, характеру воздействия на организм человека компоненты отработавших газов объединяют в группы: I группа – в неё входят нетоксичные вещества: N2, O2, H2, H2O-пар, CO2 и другие естественные компоненты атмосферного воздуха. II группа – к ней относится только угарный газ СО (4 класс опасности, ПДК=5,0 мг/м3). Образуется: 1) во время сгорания при недостатке О2; 2) в ходе холоднопламенных реакций в дизелях; 3) при диссоциации CO2 (при температурах более 2000°С) (главным образом в ДВС с искровым зажиганием) В бензиновых ДВС: механизм горения (окисления) углеводородов: RH→R→RO2→RCHO→RCO→ CO (горение в условиях недостатка кислорода) В дизельных ДВС, работающих при a˃1, вероятность реакции во фронте пламени мала, но в цилиндрах существуют дополнительные источники появления СО: - низкотемпературные участки пламени стадии воспламенения топлива; - капли топлива, поступающие в камеру на поздних стадиях впрыска и сгорающие в диффузном пламени при недостатке кислорода; - частицы сажи – могут осуществляться реакции: 2С + О2 → 2СО Основная до,ля образующегося СО в камере сгорания превращается в СО2, не выходя за пределы камеры: СО + ОН → СО2 + Н. Окисление СО в СО2 происходит в выпускной трубе, а также в нейтрализаторах (дожигателях) отработавших газов. III группа – оксиды азота (NO, NO2, N2O, N2O3, N2O5). Основное количество NO и NO2. NO (3 класс опасности, ПДК=0,4 мг/м3); NO2 (2 класс опасности, ПДК=0,25 мг/м3). В дизелях содержание NO в отработанных газах составляет около 90 % (в карбюраторных – 99 %). Дальнейшее окисление – в атмосфере. Нормативный коэффициент составляет 0,8. В камере сгорания NO может образовываться: 1) при высокотемпературном окислении N2 воздуха (термический NO); 2) в результате низкотемпературного окисления азотсодержащих соединений топлива (топливный NO); 3) из-за столкновения углеводородных радикалов с молекулами азота в зоне реакций горения при наличии пульсаций температуры (быстрый NO); В большинстве камер сгорания ДВС доминирует термический NO (во время горения бедной топливо-воздушной смеси). O + N2 → NO +N; (1) N + O2→ NO +O. (2) Реакция (1) превалирующая, обратимая. При увеличении температуры от 2300 Поэтому при резком охлаждении газов в такте расширения происходит фиксация содержания NO.до 2500К реакция возрастает в 2 и более раз (во время вспышки при подаче искры свечой). На такте расширения происходит снижение температуры и реакция затормаживается и: 2NО + O2→ 2NO2 В отработавших газах содержатся УВ различного строения: парафиновые (алканы), нафтены (цикланы), ароматические (бензольные). Суммарно около 1600 компонентов. Они образуются в результате неполного сгорания топлива в двигателе. Несгоревшие УВ токсичны, вместе с оксидами азота участвуют в фотохимических реакциях, являясь фотооксидантами. Наибольшей токсичностью обладают: этилен, пропилен, бутилен, вызывающие раздражения слизистых облочек, многочисленные хронические заболевания сосудистой и нервной систем, поражения внутренних органов. Менее токсичны парафины: метан, этан, пропан, бутан. Ароматические УВ (бензол, толуол и др.) являются канцерогенами, вызывающими лейкемию др. раковые заболевания. УВ образуются в результате: - Реакций цепочно-теплового взрыва (пиролиза, синтеза). Образуются ПАУ, альдегиды, фенолы. - неполноты сгорания (несгоревшие компоненты топлива и масла). Источники УВ: - замороженные слои у стенок цилиндра из-за негомогенности топливовоздушной смеси; - зазоры между поршнем и стенкой цилиндра; негерметичность выпускного клапана или системы вентиляции картера; - гашение пламени или пропуск зажигания при работе двигателя на переобедненных смесях; - в дизелях УВ образуются в переобогащенных зонах, где происходит пиролиз молекул топлива. Если в процессе расширения в эти зоны не поступит достаточное количество кислорода, то УВ появляются в отработавших газов. - испарение низкокипящих олефиновых УВ топлива в топливном баке и карбюраторе. Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) – канцерогенные УВ. Бенз(а)пирен – наиболее токсичный компонент, обладающий канцерогенными свойствами (С20Н12). Образуется в результате пиролиза тяжелых фракций моторных топлив и смазочного масла при сравнительно умеренных температурах (400–700оС) в условиях сильного недостатка кислорода. При температурах св. 1000оС БП разлагается на водород и сажу. Образование и сохранение происходит в относительно холодных пристеночных слоях, на поверхности гильз цилиндров, покрытых масляной пленкой. Указанная теория влияния смазочного масла подтверждается увеличением содержания БП в отработанных газах в 10–100 раз при увеличении износа цилиндро-поршневой группы в ДВС. БП хорошо адсорбируется и прочно удерживается в сажевых частицах. Концентрация БП может колебаться в широких пределах в зависимости от типа двигателя и режима работы. Сажа бензиновых ДВС содержит значительно больше БП (в 18,5 раз), однако от дизельных двигателей количество сажи выбрасывается больше (в 25 раз). V группа – альдегиды RCHO: - формальдегид НСНО (2 класс опасности) - акролеин (СН2=СНО) – альдегид акриловой кислоты (2 класс опасности) VI группа – твердые частицы: Сажа (3 класс опасности) – частицы твердого углерода черного цвета, образуется при неполном сгорании и термическом разложении углеводородного топлива. Образование происходит в результате пиролиза или окислительного крекинга углеводородных молекул в зонах сильно обогащенной смеси и достаточно высокой температуре. Такие условия создаются в дизелях при горении капелек жидкого топлива. Обильное образование сажи происходит в фазе замедленного диффузного горения. Большая часть сажи успевает сгореть в такте расширения, догорание происходит в выпускном тракте. Основная опасность связана со свойством сажи накапливать на поверхности канцерогенные вещества и служить их переносчиком. Адсорбируясь на частичках сажи (98% БП), бенз(а)пирен оказывает гораздо большее воздействие на живые клетки, чем в чистом виде. VII группа – сернистые соединения: SO2, SO3, H2S – из сернистых топлив (больше в дизельных топливах). Образуются за счет окисления серы, содержащейся в топливе. S + O2 → SO2 SO2 + 1/2O2 → SO3 VIII группа – свинец (1 класс опасности) и его соединения – при использовании этилированного бензина (тетраэтилсвинец Pb(C2H5)4).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.007 с.) |