Типы международного франчайзинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы международного франчайзинга



Общепринято выделять три основных типа франчайзин­га в зависимости от того, на что распространяется передавае­мое от франчайзера к франчайзи право.

1. Товарный – исторически первый тип франчайзинга, ко­торый предполагает передачу права продажи товаров франчайзера под его торговой маркой. Наиболее часто используется в автомобильной индустрии. (например, компания General Motors). Данный вид франчайзинга представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции выпускаемой франчайзером и под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Также присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта.

2. Производственный, при котором фирма-производитель (франчайзер) передает право франчайзи на производство и реализацию товара под своей торговой маркой продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции на определенной территории. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков (Coca Cola, Pepsi).

3. Деловой – наиболее быстроразвивающийся тип франчайзинга, кото­рый связан с передачей права на использование имени франчайзера, его производственной или маркетинговой технологии в сфере услуг (например, компания МсDonald's). Данный вид подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологию ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой франчайзером. Применение делового франчайзинга характерно для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению. В данном случае франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организацией управления, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информацией, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности фирмы франчайзи.

Содержание договора международного франчайзинга

Как любой из договоров, который так или иначе нуждается в регулировании рядом отраслей законодательства, договор франчайзинга требует особого внимания при согласовании его условий.

В договоре сторонами, как правило, согласуются основные принципы развития франчайзинга на определенной территории и указываются:

- наименование сторон;

- основные термины договора, что важно для единообразного понимания сторонами как экономических, так и юридических понятий, используемых при регулировании франчайзинга;

- описание франшизы (предмета договора) и условий ее передачи;

- срок договора;

- сборы и платежи, включающие всевозможные выплаты по договору в пользу франчайзера (сборы за предоставление лицензий, замену стороны, маркетинг и т. д.);

- обязательные к достижению отчетные величины по развитию территории (например, количество открытых торговых точек, гостиниц, точек питания, т. п.);

- права и обязанности франчайзера и франчайзи;

- взаимные заверения и гарантии, включая антиконкурентные обязательства франчайзи;

- условия страхования;

- ответственность сторон;

- условия и порядок прекращения договора. Положения договора о последствиях прекращения важны, т. к. франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзера. Франчайзинговый договор также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течение определенного времени;

- правила внесения изменений или продления действия договора;

- применимое право и арбитраж;

- порядок подписания и подписи сторон.

- По взаимной договоренности стороны могут включать в договор и другие положения, которые не противоречат законодательству.

 

 

Права и обязанности сторон по договору

Международного франчайзинга

 

Содержание договора франчайзинга составляют права и обязанности сторон, точное соблюдение которых дает возможность достичь взаимовыгодного сотрудничества.

Франчайзер, как правило, оставляет за собой право:

1) прямо или косвенно предлагать и осуществлять поставки любому по­купателю или потенциальному покупателю товаров, за исключением прямой поставки в пределах определенной территории. Франчайзер оставляет за собой безусловное право поставки това­ров и не несет ответственности за появление товаров на территории фран­чайзи;

2) в любое время изменять цены на товары и условия продажи, т. е. франчайзи ведет самостоятельную коммерческую деятельность по собственному усмотрению;

3) изменять качественные характеристики товаров, прекращать про­изводство некачественных товаров, т. е. франчайзи, заключив договор франчайзинга, не обязуется тем самым постоянно производить одинаковую номенклатуру товаров;

4) по окончании финан­сового года проводить аудит финансовой и бухгалтерской отчетности фран­чайзи (включая право на изготовление копий) за свой счет. В случае несвое­временной сдачи отчетности и задержки платежей (на срок, указанный в договоре), франчайзер имеет право на проведение аудита в любое удобное время, расхо­ды на проведение которого оплачивает франчайзи;

5) имеет право контролировать соблюдение франчайзи общепринятых для конкретного типа производства технологических, санитарных и других норм при производстве про­дукта (оказании услуг). В случае, если указанные нормы франчайзи систематически нарушаются, франчайзер (либо его уполномоченный представитель) после предупреждения вправе немедленно в одностороннем порядке отменить действие договора в части предоставления права использования товарного знака. Акт нарушения технологии оформляется инспектором франчайзера в двух экземплярах за его подписью;

6) разрешать своим лицам иметь лич­ный доступ к документам, относящимся к бизнесу, в течение всего срока действия договора;

7) контролировать содержание рекламы при проведении франчайзи рекламной кампа­нии самостоятельно.

Франчайзи обычно наделяется следующими правами:

1) самостоятельно устанавливать цены на то­вары и оказываемые услуги, но с учетом методов ценообразования франчай­зера и соображений коммерческой целесообразности Ценовая политика, как правило, отражается в Руководстве по фран­чайзингу, так как антимонопольным законодательством большинства стран запрещено заключение каких-либо соглашений между организациями по установлению цены;

2) вносить предложения по совершенствованию системы, и, если они будут положительно оценены франчайзером, то их можно распространить на систему франчайзи.

3) по прошествии установленного договором срока вносить (по согласованию с франчайзером) изменения в ассортиментный перечень товаров, услуг, разрабатывать новые методы и технологии производства товаров и оказания услуг.

Франчайзер обязан:

1) обеспечить регистрацию договора в установленном порядке;

2) не предоставлять другим лицам комплекс ис­ключительных прав, предусмотренных договором, для их исполь­зования на закрепленной за франчайзи территории, указанной в приложении к договору. Территория определяется, исходя из интересов сторон и обозначается на карте. Карта является неотъемлемой частью договора. Это очень важно, так как франчайзер не имеет права заключения аналогичных до­говоров на этой территории;

3) в минимально возможный срок уведомить фран­чайзи об утрате права на товарный знак или его изменение;

4) проводить программу маркетинга, продвиже­ния товар­ного знака с помощью методов, которые считает приемлемыми, используя средства рекламного взноса;

5) по письменной просьбе франчайзи представляет ему сме­ты всех расходов на рекламу и маркетинг за любой финансовый год в течение срока действия договора;

6) проводить консультации по установке оборудования, оформле­нию помещений и сопредельной территории;

7) консультировать франчайзи по текущим вопросам, отно­сящимся к ведению бизнеса, в течение срока действия договора. Эта услуга должна быть бесплатной;

8) осуществлять контроль качества товаров (работ, ус­луг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) франчайзи на основании договора;

9) не предоставлять другим лицам анало­гичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории.

Франчайзи обязуется:

1) незамедлительно оформить ор­ганизацию в соответствии со стандар­тами франчайзера;

2) соблюдать инструкции и указания франчайзера, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав характеру их использования франчайзером;

3) не разглашать секреты производства и другой предоставленной ему правообладателем конфиденциаль­ной коммерческой информации;

4) оказывать покупателям (заказчикам) допол­нительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у франчайзера или в систе­ме его дочерних организаций;

5) выполнять план развития, если подобный включен в договор;

6) не чинить препятствий франчайзеру или его уполномоченным представителям в любое время инспектировать товар, про­верять и брать образцы на анализ;

7) обеспечить соответствие качества реализуе­мых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям фран­чайзера;

8) предоставлять франчайзеру или его доверен­ным лицам полный, свободный и неограниченный доступ в служебные поме­щения в целях проверки соответствия ведения бизнеса предусмотренным договором нормам и внутренним стандартам;

9) не заниматься прямо или косвенно (в качестве директора, собственника, пайщика или иным образом) какой-либо деятельностью, конкурирующей с бизнесом или товарным знаком франчайзера, на оговоренной территории;

10) обеспечивать периодическое обучение своих со­трудников, необходимое для поддержания уровня квалификации;

11) вести бухгалтерские книги и документы отдельно от до­кументов, имеющих отношение к вопросам, не связанным с деятельностью в качестве франчайзи;

12) вести документацию и составлять отчетность, исполь­зуя при этом стандартные формы, рекомендуемые франчайзером, и предос­тавлять франчайзеру отчетность в сроки и способом, согласованным с фран­чайзером;

13) своевременно вносить плату по договору;

14) своевременно оплачивать все дополнительные услуги, оказываемые франчайзером;

15) укомплектовать свою организацию достаточ­ным количеством работников с целью обеспечения эффективной деятельности и нормального графика работы;

16) консолидировать рекламную и маркетинговую политику с политикой франчайзера;

17) выступать под фирменным наименованием правообладателя, ука­зывая фирму на ярлыках товаров, в документации, реклам­ных материалах, на вывесках, а также любым иным, обусловленным в договоре, образом.

 

 

Лекция 12. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.142.134 (0.026 с.)