Транснациональные корпорации (ТНК)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транснациональные корпорации (ТНК)



В научной экономической литературе единого понятия или четкого определения транснациональной корпорации не существует. Корпорации называют многонациональными, транснациональными, планетарными, глобальными, мировыми, межнациональными, интернациональными, супернациональными, наднациональными, международными и т. д. Такая пестрота терминов отчасти объясняется тем, что при анализе деятельности корпораций для их характеристики используются различные критерии как количественного, так и качественного порядка. Каждый автор выделяет отдельный признак или признаки, которые он считает наиболее характерными и важными. Для определения ТНК предлагаются классификации, учитывающие количество стран, в которых корпорации имеют свои филиалы, величину оборота филиалов в общем объеме продаж корпорации в целом, национальную принадлежность капитала и др.

Концерн (нем. der Konzern) – финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецкоговорящих стран Европы и в странах Прибалтики. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учетом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов. Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определенного вида продукции (например, концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажей книг и другой продукции). Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например, объединение пивоварен с различными сортами пива.

Конгломерáт (от лат. conglomerates – скопившийся, собранный) – юридическое лицо, в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам (Индия, Китай, Россия, Латинская Америка), а также многопрофильным компаниям. Конгломераты являются публичными компаниями, акции которых торгуются на фондовых биржах (LSE, NYSE). Акции конгломерата, как правило, торгуются с дисконтом к чистой стоимости их активов (NAV, net asset value). Одними из самых известных компаний-конгломератов являются General Electric, Siemens AG.

Картель – одна из старейших форм монополии в виде письменного или негласного соглашения между предприятиями – (обычно одной и той же отрасли) о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмене патентами и т.п. Предприятия, вступившие в картель, сохраняют при этом свою юридическую и экономическую самостоятельность. В странах Западной Ев­ропы приняты законы об обязательной регистрации картелей, а в США они запрещены законом.

Холдинг (от английского holding – владеющий (акциями). В Западной Европе получили распространение так называемые холдинговые компании-близнецы (twin holding). При такой структуре ТНК возглавляется несколькими холдинговыми компаниями (как правило, двумя), которые и выступают в качестве материнских компаний по отношению к учреждаемым в различных странах дочерним компаниям. Единый контроль обычно обеспечивается путем совместного участия основных холдинговых компаний в капитале дочерних компаний и формирования единого состава органов управления компаниями. Такая специфическая структура многих европейских ТНК объясняется тем, что они создавались в результате экономического объединения нескольких крупных компаний, находящихся на территориях разных европейских государств. Классическим примером является англо-датская нефтяная ТНК «Royal Dutch Shell». Ее участниками являются датская материнская холдинговая компания «Royal Dutch Petroleum Co.» и английская материнская холдинговая компания «Shell Transport and Trading Co.», которые контролируют датские и английские холдинговые компании в соотношении 60 : 40. Создаваемые национальные холдинговые компании имеют единый состав органов управления. В свою очередь эти компании контролируют дочерние компании, создаваемые в той или иной стране. В итоге структура ТНК выглядит как сеть подгрупп компаний, контролируемых региональными холдинговыми компаниями, подчиненными двум основным национальным компаниям (компаниям-близнецам).

Лекция 3. ОБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОРГОВОГО ПРАВА

1. Общие положения об объектах международного торгового права.

2. Товар как объект международного торгового права.

3. Деньги как объект международного торгового права.

4. Ценные бумаги как объект международного торгового права.

5. Результаты интеллектуальной деятельности в качестве объекта международного торгового права.

6. Работы и услуги как объект международного торгового права.

7. Информация как объект международного торгового права.

 

Общие положения об объектах международного

Торгового права

Под объектом международного торгового права понимаются те блага, на получение которых направлены действия участвующих в международном торговом обороте лиц. Объектом международного торгового права могут являться не изъятые из международного и национального оборота объекты гражданских прав, в числе которых:

а) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

б) работы и услуги;
в) охраняемая информация;

г) объекты интеллектуальной собственности.

Каждая вещь (явление) есть единство качества и количества, т. е. имеет свою меру. Поэтому согласование условия об объекте означает установление к нему конкретных требований, описание его качественных и количественных характеристик. При этом контрагентам следует учесть то обстоятельство, что без установления количества (объема) или порядка его определения условие об объекте считается несогласованным.

В подавляющем числе международных коммерческих контрактов в качестве объектов выступают вещи внешнего материального мира, находящиеся в каком-либо физическом состоянии. Некоторые из этих вещей наделены внешними признаками, по которым их можно отличить от других вещей (индивидуально-определенные вещи). Это уникальные (единственные в своем экземпляре) предметы или вещи, искусственно выделенные из подобного им рода вещей. Есть основания полагать, что, помимо вещей, к индивидуально-опреде-ленным объектам контракта относятся также охраняемая информация и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность). Индивидуально-определенный объект является незаменимым, его гибель влечет прекращение договорного обязательства.

Если вещь является единственной в своем роде (к примеру, единичный экземпляр новой модели автомобиля), то в контракте нет необходимости подробно описывать объект и каким-либо особым образом обозначать его в натуре. Когда же объект выделяется из рода подобных ему вещей, возникает необходимость не только детального описания объекта, но и его идентификации для целей контракта путем обособления, нанесения специальных обозначений, посредством отгрузочных документов или регистрации. К примеру, вагон с продаваемым зерном (родовой вещью) можно отделить от подвижного состава, опломбировать и указать на вагоне номер контракта купли-продажи.

При отсутствии идентификации вещь считается родовой, т. е. обладающей признаками, присущими всем вещам такого же рода (зерно, уголь, картофель и т. п.). Родовая вещь характеризуется физическими свойствами: весом, мерой, числом, иными единицами измерения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.039 с.)