Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные системы отношений в школьных классах↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И личные отношения учеников, и отношения «ответственной зависимости» зарождаются одновременно уже в первые дни пребывания в школе, поэтому их еще трудно отдифференцировать друг от друга. В первые дни пребывания в школе дети бывают настолько ошеломлены обилием новых впечатлений, что почти совсем не замечают своих одноклассников. Часто они даже не могут ответить на вопрос: «С кем сидел за одной партой?». Задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы познакомить ребят друг с другом, помочь запомнить имена и т.д. Этот процесс длится весь первый месяц, а то и больше. Характерно, что первоклассники вначале даже как будто избегают непосредственных контактов с товарищами (если, конечно, среди них нет соседей по дому или воспитанников одного детского сада). Этот контакт осуществляется через педагога. Если, например, кто-нибудь забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учительнице, которая и передает ее ученику. Этот пример, о котором рассказывал профессор Н.Ф.Добрынин, свидетельствует о том, что первое время каждый ученик в классе как бы «сам по себе». Позицию ученика, которую он, может быть, и не осознает, можно выразить так: «Я и моя учительница». Постепенно учительница приучает детей помогать товарищам, учит их вступать в непосредственные контакты друг с другом. В следующий раз она уже не берет сама нужный школьнику предмет, а предлагает ребятам самим поделиться друг с другом. Постепенно ребята начинают все больше осознавать себя частью какого-то целого, не учениками вообще, а учениками I «А» класса, где учительница Галина Григорьевна. Теперь позиция школьника может быть охарактеризована словами: «Мы и наша учительница». Появляется гордость за свой класс, стремление украсить его как можно лучше, добиться для своего класса почетного места в школьных соревнованиях. «Нам дали вымпел на линейке!» -- радостно заявляет девочка в конце первой четверти своим родителям. Эти первые ростки коллективизма необходимо укреплять и развивать. Очень большое значение уже на первых этапах формирования коллектива имеет создание жизнеспособной его структуры: нужно разбить коллектив на более мелкие единицы и правильно распределить общественные поручения. Как показывают наблюдения и специальные исследования, ученики не могут находиться в реально близких и деловых отношениях с тремя, а то и четырьмя десятками своих сверстников, которые составляют школьный класс. Наилучшая величина жизнеспособного первичного коллектива — это 5—7 одноклассников, сплоченных вокруг интересующего всех их дела. В таком маленьком коллективе есть возможность дать общественное поручение всем его членам. Это очень важно для выработки у детей умения самостоятельно решать возникшие перед коллективом задачи. Опыт показывает, что уже первоклассники способны выполнять многие общественные поручения. Перечислим некоторые из них: дежурство по классу, работа санитаров, проверка состояния учебников, уход за цветами, ответственность за ведение календаря природы, работа в редколлегии и т.д. В начальных классах дети овладевают и такими сложными формами отношений, как совместное выполнение группой одного задания. В этом случае школьники приобретают опыт распределения обязанностей между собой, учатся действовать с учетом того, что и как делают их товарищи. Сначала действия членов такой груп пы согласовывает учитель. Потом, когда ученики овладевают навыками совместной организационной работы, выделяется ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно у детей вырабатывается умение руководить и подчиняться, привычка уважать других членов коллектива. В связи с этим коллективные отношения детей усложняются: возникает группа детей, которая выступает как своеобразное ядро коллектива — появляется актив Выделение актива очень сложный и противоречивый процесс. Учителю надо постоянно помнить, что далеко не всегда активный ученик выполняет общественные поручения из коллективистских Побуждений, из желания действительно принести пользу другим детям. Нередко мотивом бурной деятельности отдельных школьников служит стремление показать себя, занять привилегированное положение среди других детей. Когда таким ученикам приходится подчиняться другим членам коллектива, они обижаются, иногда отказываются от работы, упрямятся, капризничают. Опасно, когда в классе выделяется группа, так сказать, профессиональных руководителей других учеников. Вот у этих маленьких «профессионалов» и возникают нередко черты себялюбия, тщеславия, презрения к рядовым членам коллектива. Дети, выдвинутые на различные должности в классе — старосты, санитара и т.д., первоначально рассматривают это как некую меру поощрения за старательность и хорошую учебу. При этом иногда они свое общественное поручение даже не связывают с необходимостью что-то делать для коллектива. Однако скоро наступает разочарование. Так, одна девочка, назначенная на пост старосты, в беседе с нами заявила: «Ну и что, что я староста. Все равно ничего не делаю. Подумаешь, два раза помогла учительнице тетради собрать...». А в первое время эта же ученица была очень горда своим новым званием. Приведем данные интересного опыта, который имел своей целью выявить отношение младших школьников к коллективным заданиям. Учительница однажды предложила детям — ученикам II «А» класса — приготовить дома флажки и сложить их в школе в специально приготовленный ящик. Во II «Б» классе школьники получили такое же задание, но сдать флажки они должны были уполномоченному коллектива ребят. Наконец, во II «В» классе дети приготовленные флажки сдавали учительнице. После выполнения этого задания ребята изготовляли из бумаги квадратики для гирлянд, причем те, кто сдавал флажки учи-ельнице, теперь сдавали квадратики уполномоченному коллектива и наоборот. И наконец, второклассники делали из бумаги треугольники 1 гирлянд. Ученики II «В» класса сами складывали их в ящик, а «А» и II «Б» соответственно сдавали их учительнице и уполно-м°ченному коллектива. В результате этих опытов выяснилось, что когда дети действуют без контроля со стороны (сами складывают сделанное в ящик) то они не чувствуют должной ответственности перед коллективом и задание выполняется на 50—60%; когда же они сдают свою работу уполномоченному коллектива, то процент выполнения значительно возрастает и достигает 70—80%. И наконец, когда дети сдают свои изделия учителю, то задание выполняется на 90—98%. Следует сказать, что приведенные данные характерны не только для второклассников. При отсутствии соответствующей воспитательной работы ответственность перед коллективом не возрастает и у более старших детей. Чтобы повысить чувство ответственности, необходимо общественную работу детей оценивать не только и не столько взрослым, сколько самим детям. Часто классы на первый взгляд деятельные и жизнеспособные становятся совершенно беспомощными, очутившись без руководства учителя. Оставшись наедине друг с другом, дети настолько меняются, а сформировавшиеся уже, казалось бы, коллективные отношения оказываются настолько слабыми, что класс трудно узнать. Педагоги учитывают эту опасность и специально вырабатывают у учеников умение самостоятельно действовать, самостоятельно решать неожиданные вопросы. Достигается это и всей системой воспитательной работы и специальными тренировочными заданиями. Сначала учитель подчеркивает: «Это дело вы будете выполнять сами, без меня. Посмотрим, как вы справитесь». Потом надобность в таких напоминаниях отпадает. Воспитание самостоятельности требует наблюдательности и такта. Иногда случается, что самостоятельная на первый взгляд деятельность класса по своей внутренней сущности совсем не такова. Мне пришлось наблюдать класс с такой мнимой самостоятельностью. Учительница действительно могла оставлять детей без присмотра, они не разбегались, не шумели, сами ходили строем по школе. Все это держалось на энергии и требовательности старосты класса Лоры Н. Девочка властно покрикивала на одноклассников, «взрослым» тоном делала им замечания и время от времени многозначительно доставала какую-то бумажку и записывала туда имена нарушителей дисциплины. Характерно, что повадки и интонации девочки были удивительно похожи по манере на поведение отсутствующей учительницы. Со стороны это выглядело довольно комично. Но детям было не смешно: они прекрасно знали по опыту, что, когда вернется учительница, Лора совершенно точно расскажет ей обо всех их провинностях, а учительница будет потом отчитывать провинившихся. Для них одноклассница выступала уже как внешняя по отношению к классу сила, олицетворяющая учительницу и ничем от нее в сущности не отличающаяся. Конечно, такого рода самостоятельность (а она может выступать в разных вариантах) никакого положительного воспитательного эффекта не дает. Наоборот, ода оказывается вредной и для развития личности такого особо уполномоченного ученика, и для всего класса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.008 с.) |