Критерии социометрического выбора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии социометрического выбора



Выбор критериев социометрии диктуется задачами, которые перед собой ставит психолог. Они должны быть представлены с учетом следующих требований:

* вопросы сформулированы как можно конкретнее, на основе реальной ситуации;

* не должно быть слишком большого количества критериев;

* предлагаемые выборы должны быть логически связаны между собой;

* вопросы должны вызывать активный интерес у большинства испытуемых;

* необходимо подбирать такие вопросы, смысл которых был бы понятен всем членам изучаемой группы;

* при формулировании вопросов целесообразно учитывать социально-демографические, профессиональные, психологические, возрастные и другие признаки;

* вопросы должны быть связаны с деятельностью, которой занимаются участники группы

Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. При непараметрической форме предлагается ответить на вопросы без ограничения числа выборов, при параметрической — с ограничением числа выборов.

. Пример процедуры проведения социометрического исследования

Проиллюстрируем примером процедуру проведения социометрического исследования и схему обработки полученных результатов.

1) Подготовка к проведению социометрического исследования

· Готовится список группы, в котором каждый член группы имеет порядковый номер в списке - это шифр.

· Составляется социометрическая карточка или опросный лист. В социометрической карточке содержится инструкция, критерий для выбора, сформулированный виде вопроса испытуемому, а также графа «Выбор», куда испытуемый должен поставить порядковый номер члена группы, соответствующего заданному критерию (количество выборов может быть ограниченно или неограниченно).

Социометрическая карточка может выглядеть следующим образом (см. таблицу 2):

 

Таблица 2

Опросный лист
Инструкция: Уважаемый школьник! С целью улучшения психологического климата в классе и учета Ваших предпочтений в процессе обучения просим Вас принять участие в опросе. Перед Вами список класса в алфавитном порядке. Слева стоит порядковый номер каждого ученика – это его шифр. Выберите из списка 3-х человек в порядке предпочтения и отвержения и укажите порядковый номер напротив вопроса в графах «Выбор». Неразглашение ответов гарантируем.
Критерий Выборы
1 С кем из группы Вы хотите общаться в свободное от занятий время?      
2 С кем из группы Вы не хотели бы общаться в свободное от занятий время?      
Благодарим за участие!
Класс Дата заполнения Фамилия Имя Отчество

 

Примечание: количество граф напротив вопроса должно соответствовать количеству предлагаемых респонденту выборов. Если количество выборов неограниченно, то места напротив вопроса должно быть достаточно, чтобы респонденты могли дать полные ответы. Максимальное количество граф в таком случае N-1, где N – количество членов группы.

2) Проведение социометрического теста

· Устанавливается контакт с испытуемыми, объясняется смысл опроса, зачитывается инструкция, даются необходимые пояснения.

· Каждый член группы заполняет карточку индивидуально, самостоятельно, одновременно с остальными членами группы. После того как карточка заполнена, она сдается организатору исследования (психологу).

Примечание: при проведении социометрического исследования все члены группы должны участвовать в опросе, в противном случае надежность результатов значительно снижается. Не допускается передача заполненных карточек кому бы то ни было, кроме психолога.

 

6. Процедура обработки результатов социометрического исследования

(социометрическая матрица, социограмма, социометрические индексы )

1) Создание социометрической матрицы.

По данным социометрических карточек составляется социометрическая матрица. Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которой в горизонтальных строках указывается, кого выбирают, в вертикальных - кто выбирает. Такая матрица является основой для дальнейшей обработки результатов, т.е. построения социограмм и расчета социометрических индексов.

Основное достоинство социометрической матрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что позволяет проранжировать членов группы по числу полеченных выборов. На основе социоматрицы возможно построение социограмм и расчет социометрических индексов.

  • количество положительных «+» выборов для каждого члена группы.
  • количество отрицательных «-» выборов для каждого члена группы

2) Построение социограммы

Социограмма – это графическое изображение динамических эмоциональных и/или деловых связей между членами группы. На схеме символически изображаются члены группы (с порядковым номером в центре) и их выборы, и направление этих выборов (стрелками). Социограмма позволяет произвести анализ структуры взаимоотношений в группе. Она является своеобразной картой группы, на которой наглядно, с помощью определенных графических символов обозначаются позитивные и негативные выборы, сделанные каждым членом группы. Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри группы — лидера, психологические ядра группы (подгруппы) и типы их коммуникативных связей, изолированных и исключенных (отвергнутых) индивидов. Основные недостатки социограммы заключаются в произвольности построения схемы отношений и «трудночитаемости» (если в группе больше 15 членов).

Различают несколько типов социограмм.

Социограммы произвольного вида показывают комбинацию связей с наиболее удобным расположением членов группы по результатам выборов.

Социограммы локограммного вида (от слова «локус») заранее располагают на плоскости членов группы так, чтобы это расположение моделировало их действительное местоположение в том помещении, где про­исходит основная деятельность группы, например в классе.

Мишеневые социограммы имеют вид щита, состоящего из трех или четырех концентрически расположенных окружностей, вписанных друг в друга. Чем выше положительный статус, тем ближе к центру круга располагается член группы, и наоборот.

3) Анализ социограммы

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Группировки выполняют роль эмоционально-психологических ядер систем общения. Их наличие или отсутствие характеризует «психологический климат» группы. В хорошо организованных, сплоченных группах лидеры группировок положительно взаимосвязаны. Наиболее часто встречаются группировки из двух-трех членов, реже из четырех и более.

  • выявление наиболее влиятельных членов;
  • выявление взаимных пар и группировок;
  • выявление членов группы не получивших ни одного положительного выбора. выявление членов группы с отрицательным статусом (т.е. получивших максимально количество отрицательных выборов);
  • анализ конфликтующих пар и группировок.

4) Подсчет социометрических индексов

Различают персональные (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.).

  • Основными персональными индексами являются: индекс социометрического статуса и индекс эмоциональной экспансивности

Индекс социометрического статуса – отражает место личности во внутригрупповом пространстве, в системе групповых отношений. Поскольку личность может занимать разные позиции и по-разному влиять на других членов группы, принято говорить о положительном и отрицательном социометрическом статусе. Основной индивидуальный показатель — индекс социометрического статуса. Он зависит от количества полученных индивидом вы­боров.

Воспользовавшись данными социоматрицы, можно высчитать социометрический статус индивида, отнеся его к тому или иному разряду («звезды», «принятого», «предпочитаемого», «пренебрегаемого», «изолированного», «отвергаемого»), и оценить его характер (положитель­ный или отрицательный).

Индекс эмоциональной экспансивности – характеризует потребность личности в общении и степень активности ее общения в данной группы. Помимо социометрического статуса можно оценить каждого инди­вида (при неограниченном числе выборов) в отношении его психологи­ческой экспансивности. Данный индекс выражает желание индивида сотрудничать с остальными членами группы и также может иметь положительный или отрицательных характер.

 

Характеристика группы как целостной системы выражается рядом групповых индексов, среди которых наибольшее значение имеет индекс групповой сплоченности. Он отражает степень взаимосвязанности индивидов, тесноту их эмоциональных связей и потому характеризует внутреннюю социально-психологическую атмосферу группы, от которой зависят ее потенциальные возможности. В ряде исследований было обнаружено, что индекс групповой сплоченности прямо коррелирует с эффективностью совместной деятельности.

  • Главными групповыми социометрическими индексами являются индекс «сплоченности группы» и индекс групповой экспансивности.

Индекс эмоциональной экспансивности группы – показывает усредненную активность группы в процессе опроса и общения внутри группы.

 

Возможности, ограничения и степень надежности социометрического метода

Он не пригоден для решения практических задач типа «подбор», так как эффективен лишь в группах, где все члены знают друг друга. Социометрия используется для изучения неофициального структурного аспекта малой социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Следует помнить об ограниченных возможностях социометрии, которая позволяет сделать моментальный снимок динамики групповых взаимоотношений, но не может привести к проникновению в сущность групповых процессов, потому что сами по себе социометрические показатели еще ни о чем не говорят. Остаются в тени мотивация, причины тех или иных отношений индивидов. Нельзя точно предсказать эволюцию групповых взаимоотношений.

Достоинство социометрии заключается в том, что это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в группе.

1) практическая ценность социометрического метода состоит в возможности проникнуть в невидимые на официальном уровне, но реально существующие групповые структуры межличностных взаимоотношений;

2) ограниченность же данного метода заключается в субъективном подходе к природе получаемой информации о взаимоотношениях людей, в невозможности дать оценку надежности данных на малых выборках без привлечения других методов исследования;

3) ценность социометрии повышается при ее комплексировании с другими методами исследования личности и группы. Я. Л. Коломинский одним из первых в нашей стране стал применять социометрический метод и внес весомый вклад в адаптацию и развитие этой методики, предложил целый ряд ее модификаций, расширил возраст применения, включив дошкольников и школьников.

1. Понятие, психологическая сущность и адекватность ГОЛ.

Появление групповой оценки личности среди методов социальной психологии связано с прикладными исследованиями личности в педагогической и промышленной психологии в целях эмпирической констатации наличия и степени выраженности (развития) социально-психологических качеств ребенка, ученика, студента, рабочего, бригадира, инженера ит.д. и т.п. ГОЛ как социально-психологический феномен – это концентрированное выражение общественного мнения о человеке – члене социальной общности, образ-представление о личности, фиксируемый в форме суждения. ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений о человеке. Общепсихологическая сущность ГОЛ в том, что это воспроизведенный (вторичный) образ объекта (человека в данном случае), полученный в прошлом опыте в процессе восприятия этого объекта (человека). Групповая оценка личности имеет своей целью получить характеристику человека в конкретном производственном или другом коллективе путем взаимного опроса его членов друг о друге по определенной программе. Широкое распространение ГОЛ получила в промышленной психологии, где на ее основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров.

Адекватность ГОЛ зависит от трех моментов: познавательных способностей субъектов, которые производят оценку (экспертов); от того, насколько объект оценки (аттестуемый) сумел проявить эти свойства; от позиций (ситуаций), в которых происходит взаимодействие и взаимопознание эксперта и аттестуемого.

Грамотный подбор экспертов – важное условие адекватности ГОЛ. Экспертов следует отбирать с учетом как их официальной, так и неофициальной позиции по отношению к аттестуемому. Требуется учитывать три основных массовых уровня отношения «начальник – подчиненный»: начальники подразделений; руководители среднего звена; рядовые исполнители. Эксперты должны равномерно представлять каждый уровень отношений.

2. Процедура ГОЛ.

Обработка результатов экспертной оценки в методике ГОЛ.

1) После опроса экспертов все оценки заносятся в сводную таблицу.

2) Проводится анализ экспертных оценок в целом (степень однородности, преобладающие оценки, максимальные оценки и т.п.).

3) Подсчитываются средние значения по каждой характеристике, и производится анализ средних значений. Расчет средних значений представлен в сводной таблице отдельной графой

4) Строится профиль по экспертным оценкам для испытуемого.

На основе средних оценок возможно построение профиля, отражающего экспертное мнение по степени выраженности у психолога А. профессионально важных качеств (см. диаграмму 1).

Достоинством профиля является наглядное изображение полученных групповых оценок. Так, из данного профиля (см. диаграмму 1), видно, что практически все характеристики получили достаточно высокие оценки (выше 3 баллов).

.

 

Примечание: для графического изображения профиля можно использовать различные виды диаграмм (столбчатые, графики и т.п.).

 

5) Использование корреляционного и факторного анализа для более углубленного анализа результатов.

 

1. Сущность и история метода.

Биполярные измерения широко применяются в психологических исследованиях личности, качества которой описываются парными прилагательными-антонимами. В практике биполярных измерений личности применяются опросники типа «полярных профилей» (М. Форверг), семантического дифференциала (Ч. Осугд), тесты, содержащие перечни биполярных факторов (Дж. Гилфорд, Р. Кеттелл, Г. Айзенк и др.).

Биполярная оценка служит способом установления степени подобия индивида качествам тех «значимых других», которые попадают в его перцептуальную сферу. Сравнение себя с другими с помощью биполярной оценки оказывается основным механизмом социальной перцепции. В социальной психологии первая попытка использования техники оценочной биполяризации была предпринята Ф. Фидлером (США, 60-е годы 20 века) в его исследованиях по оценке эффективности руководителей и лидеров в малых группах. Ф.Фидлер разработал опросник для измерения степени подобия или сходства самого себя («Я») со своей противоположностью («не Я»). В основу измерения подобия была положена оценка схожести - индекс предполагаемого подобия между противоположными образами (ASO – assumed similarity of opposites). Было выявлено, что, чем выше индекс ASO, тем более категоричен субъект в своих решениях, выводах и суждениях о других людях, склонен к авторитарному влиянию, непримирим к недостаткам других. Личность же с низким ASO склонна воспринимать даже плохих сотрудников лучше, чем они есть на самом деле. Результаты исследования Ф.Фидлера были использованы в практике американского менеджмента при оценке и отборе способных организаторов.

1) Проведение оценочной биполяризации.

Инструкция испытуемому: перед Вами список качеств, который разделен на две группы – личностные и деловые. Ваша задача: 1) представить самого нежелательного партнера для общения лично для Вас и оценить у него степень выраженности указанных качеств по 5-ти балльной шкале; 2) представить желательного партнера по общению для Вас и также оценить его по 5-ти балльной шкале; 3) оценить самого себя по перечисленным качествам по 5-ти балльной шкале. 1 балл означает отсутствие качества, указанного в левом столбике (или наличие противоположного), а 5 – яркую выраженность указанного в левом столбике качества.

Индекс подобия между противоположными образами (АСО) – отражает особенности оценок, суждений относительно других людей. Чем больше значение индекса, тем больше склонность к категоричности в решениях и выводах относительно других людей. Чем меньше значение индекса, и тем больше склонность мягче относиться к окружающим, склонность думать о людях лучше, чем они есть на самом деле.

Формула для расчета индекса:

АСО= ПП(Л+Д) - НП(Л+Д)

Индекс схожести по личностным качествам - степень категоричности в суждениях по отношению к личностным качествам людей.

Формула расчета:

Индекс схожести по деловым качествам - степень категоричности в выводах и суждениях по отношению к деловым качествам людей.

Формула расчета индекса:

Для интерпретации сумм самооценок деловых и личностных качеств (см. табл. 6) индексы по предпочитаемому партнеру рассматривают как меру идеализированной положительной самооценки индивида, а индекс непредпочитаемого партнера, наоборот, как образ - антипод идеалу («Каким я не хотел бы быть»). Поскольку, чем меньше разрыв между оценками предпочитаемого партнера и самооценками, тем ближе образ «я - реальное» к образу «я - идеальное». Это может свидетельствовать о положительном образе «я» и высокой самооценке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.039 с.)