Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каждый ли может стать ученым.

Поиск

Нельзя сказать человеку: «Ты можешь тво­рить.

Так давай, твори». Гораздо вернее подо­ждать,

пока он сам не скажет: «Я могу тво­рить, и я

буду творить, хотите вы этого или нет».

Айзек Азимов

Во все времена отдельные лица двигали нау­ку,

а не эпоха. Эпоха казнила Сократа,

за­ставила его выпить яд; эпоха сожгла Гуса...

И. Гете

 

Если исходить из точки зрения, согласно которой каждая ку­харка может управлять государством, то можно утверждать, что да, каждый может быть ученым. Хотя очевидно, что для управления го­сударством, как и для любого профессионального вида деятельности, помимо желания, необходимы должного уровня квалификация, не­дюжинные способности, если угодно - призвание и еще многое дру­гое. Утверждение: незаменимых у нас нет - сегодня подлежит радикальному переосмыслению; точнее было бы сказать: у нас все (почти все) незаменимы, все (почти все) - индивидуумы, личности, а подчас и уникумы.

Поэтому ответ на поставленный в заголовке раздела вопрос скорее отрицательный, чем положительный. Как это ни горько, но придется все-таки признать, что далеко не все способны к научной работе, не все имеющие диплом о высшем профессиональном юри­дическом образовании могут найти свое призвание в научно-иссле­довательской деятельности в области права. И ничего оскорбитель­ного или унижающего их человеческое и/или профессиональное дос­тоинство в этом нет - они не годны по своим психофизиологическим и иным специфическим параметрам (ну нет у человека ни аналитиче­ских способностей, ни склонности к абстрактному мышлению, ни многовекторного воображения и т.п.) именно к эффективной научно» исследовательской работе, но, наоборот, годны, прямо-таки предна­значены к иной, не менее важной и ответственной работе (роду деятельности). Никого же не удивляет, что не все могут быть профес­сиональными музыкантами (хотя научиться играть па пианино могут многие), поэтами (хотя рифмоплетов, сопрягающих «любовь» и «кровь», - ботинки» и - полуботинки», немало), актерами и т.д. Далеко не все прошедшие консерваторию - музыканты, а литинститут - поэты. Божий дар - он или есть, или его нет; с ним нужно родиться, но приобрести его в обучении даже у самых талантливых педагогов невозможно, в ходе правильно организованной и кропотливой учебы его лишь можно усилить, главное - чтобы он был.

Индивидуальная предрасположенность к тому или иному ро­ду деятельности, сфере занятий не всегда заметна, хотя широко рас­пространена: в самом начале 90-х годов многие в нашей стране по­считали себя способными к бизнесу и с головой окунулись в пред­принимательство, но редко у кого это дело оказывалось успешным и обычно оканчивалось финансовым крахом. Вскоре выяснилось: лишь около 8% взрослых дееспособных россиян по своим индивидуальным способностям (целеустремленность с нацеленностью на успех в биз­несе, активность, энергичность, прагматичность, способность ставить перед собой все более сложные задачи и испытывать радость от их решения, особенно если при этом приходится преодолевать трудно­сти, соревнуясь с соперниками-конкурентами) предрасположены к ведению собственной предпринимательской деятельности. Выясни­лась также и еще более удивительная вещь: во всем мире этот пока­затель такой же.

Представляется, что способных к самостоятельной эффектив­ной научно-исследовательской работе в целом в России (и в мире) больше, чем 8%, но значительно меньше, чем желающих быть уче­ным. Просто соответствующей методики подсчета пока не вырабо­тано. Правда, Капица - старший в свое время говорил: в СССР в науке 5% - качество, а 957с - количество. Впрочем, это как в термометре: при температуре плюс 36,6 градусов Цельсия - условно - человек стопроцентно предрасположен к ведению научной деятельности, а при температуре плюс 42 градуса это дело ему абсолютно противо­показано (а для науки тем более). Люди с такими крайними показате­лями - редкость, основная масса занимает промежуточное положе­ние, «примыкая» в большей или меньшей мере к тому или иному «краю».

Немалую лепту вносят и объективные предпосылки, и субъ­ективные факторы, не влияющие на предрасположенность к занятиям наукой. Поэтому если дипломированный юрист, не годный (а заранее определить это никто не возьмется) по своим психофизиологическим особенностям к научно-исследовательской работе в сфере юриспру­денции, возьмется писать кандидатскую диссертацию, да еще на не­удачно выбранную тему, достаточно скоро наступит: объективно - фиаско, а субъективно - разочарование. Практика свидетельствует о том, что при таком исходе неудачник винит кого угодно - научного руководителя, вуз, тему, специальность, науку, в целом государство и общество, но не себя, не понимая, что он попросту сел не в свои сани, точнее, не сел в свои. У каждого человека есть свое собственное предназначение, которое нужно искать и постараться не ошибиться в этом поиске.

Далеко не у каждого обладателя диплома о высшем профес­сиональном образовании хватает элементарного упорства стать по-настоящему «продвинутым» ученым. «Согласно средним оценкам, сложилась следующая временная цепочка для квалификационной составляющей карьеры ученого: начинающему ученому требуется около 10,5 лет для подготовки и защиты кандидатской диссертации, 16 лет, чтобы стать доктором наук, и еще восемь лет для достижения ученого звания профессора»[11]. По наблюдениям автора данной бро­шюры, такая временная растянутость квалификационного роста уче­ного не характерна для гуманитариев вообще и юристов в частности. У юристов она, по-видимому, в целом короче вдвое.

Впрочем, ситуация с предрасположенностью к занятиям нау­кой (либо с отсутствием оной) у юристов более сложна. Здесь огром­ную роль играют возрастной фактор, а также практический опыт ас­пиранта (соискателя). Ведь работа следователя, судьи, адвоката, юрисконсульта - во многом работа именно исследовательская. Она также связана с большим объемом информации, с отбором необхо­димых фактов, формированием доказательственной базы, обобще­нием и анализом, выдвижением гипотез и их сопоставлением с добы­тыми и проанализированными доказательствами, формулированием выводов, и т.д.

Профессиональный юрист, обладающий большим опытом практической работы, подсознательно систематизирует многие про­блемные вопросы. Они у него проанализированы и разложены «по полочкам», по существу с уже готовыми ответами. Осталось их об­лечь в слова, лучше - в письменной форме, и успех на поприще нау­ки обеспечен.

Ничего этого пока нет у вчерашнего студента, и именно в этом большое преимущество опытного практика. Автору данной брошюры известны случаи, когда за написание кандидатской дис­сертации брались люди в возрасте 45-50 лет, сам процесс ее вопло­щения в машинописную форму занимал два месяца, а еще через 15 лет один такой ученый стал мировой величиной на научном небо­склоне.

Существует еще одна категория людей, которые вряд ли ста­нут учеными. Организация высшего профессионального образования еще далека от совершенства, в силу чего иногда сквозь «сито» семе­стровых и государственных экзаменов способна пропустить элемен­тарно неграмотных людей. Речь идет не только о пишущих с орфо­графическими ошибками, не знающих правил пунктуации, путающих падежи и читающих чуть ли не по слогам. Речь идет, прежде всего, о людях, не способных сформулировать собственную мысль и изло­жить ее в письменной форме. Это - элементарная функциональная безграмотность, а есть еще безграмотность сугубо юридическая, ко­гда обладатель диплома о высшем профессиональном юридическом образовании, что называется, «не чувствует» правовую норму (ино­гда говорят - не понимает права). Это как музыкант, не слышащий разницу в звуке в четверть октавы. Такой юрист может стать непло­хим практиком, но настоящим ученым, имеющим дело с оттенками правовой нормы, станет вряд ли.

Итак, молодой (в подавляющем большинстве случаев) чело­век, специалист с высшим юридическим образованием, решил стать ученым, написать и защитить кандидатскую (для начала) диссерта­цию. С чего ему начать?

На всем пути - от старта до финиша, от принятия решения писать и защищать кандидатскую диссертацию до фактического по­лучения диплома кандидата юридических наук - наш молодой чело­век должен пройти следующие этапы диссертационного марафона: 1) определиться в принципе - т.е. избирает ли он сей тяжкий крест - «грызть» гранит науки, и если «да», то оформиться организационно, т.е. поступить в аспирантуру или прикрепиться в качестве соискателя к кафедре, отделу и/или иному подразделению НИИ ВУЗа; 2) вы­брать тему диссертационного исследования и оформить закрепление ее за ним: 3) поставить цели и конкретные задачи исследования, оп­ределить его предмет и объект и выбрать методы организации и про­ведения исследования; 4) провести само исследование с описанием процесса и. одновременно, с опубликованием (в нескольких статьях, тезисах докладов и сообщений) промежуточных результатов иссле­дований и с выступлениями о них на научных конференциях с докладами и научными сообщениями; 5) сдать положенные кандидатские экзамены и зачеты; 6) обсудить результаты исследования с оконча­тельной доработкой по замечаниям в ходе обсуждения формулировок-выводов исследования, положений, выносимых на защиту, и т.п.; 6) защитить диссертацию - с обеспечением всех необходимых для этого публичных процедур; 7) оформить результаты успешной защиты, контролировать - по мере возможностей - продвижение документов на пути от диссертационного совета в Экспертный совет ВАК, а на завершающей марафон фазе - получить диплом.

И представив мысленно себе весь этот долгий путь, этому молодому человеку именно здесь стоит самое время еще раз поду­мать и взвесить: а его ли это призвание - наука? Может ли человек, не имеющий к тому призвания, стать кандидатом наук, профессором и т.д.? Скорее всего, видимо, может, но будет ли он при этом удов­летворен своей жизнью? Возможно, его призвание - административ­ная деятельность, квантовая физика, звездная астрономия и т.д.? Дай Бог ему сделать верный выбор. А выбрав - уверенно действовать, твердо и последовательно идти по намеченному пути, успешно пре­одолевая препятствия (их будет немало), не пасуя перед трудностями (и они встретятся), не зазнаваясь от достижений (автор встречал не­скольких таких - на 2-м и 3-м году обучения, после двух-трех публи­каций и нескольких похвал они с окружающими начинали разговари­вать свысока и пренебрежительно... Ничем хорошим это никогда не оканчивалось), не останавливаясь на полпути (если это не вынужден­ная - объективно - остановка) и не лишая себя радостей личной жиз­ни... Весьма важен на этом пути соответствующий психологический настрой, главное, чтобы он не иссяк преждевременно.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.124 (0.011 с.)