Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каждый ли может стать ученым.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нельзя сказать человеку: «Ты можешь творить. Так давай, твори». Гораздо вернее подождать, пока он сам не скажет: «Я могу творить, и я буду творить, хотите вы этого или нет». Айзек Азимов Во все времена отдельные лица двигали науку, а не эпоха. Эпоха казнила Сократа, заставила его выпить яд; эпоха сожгла Гуса... И. Гете
Если исходить из точки зрения, согласно которой каждая кухарка может управлять государством, то можно утверждать, что да, каждый может быть ученым. Хотя очевидно, что для управления государством, как и для любого профессионального вида деятельности, помимо желания, необходимы должного уровня квалификация, недюжинные способности, если угодно - призвание и еще многое другое. Утверждение: незаменимых у нас нет - сегодня подлежит радикальному переосмыслению; точнее было бы сказать: у нас все (почти все) незаменимы, все (почти все) - индивидуумы, личности, а подчас и уникумы. Поэтому ответ на поставленный в заголовке раздела вопрос скорее отрицательный, чем положительный. Как это ни горько, но придется все-таки признать, что далеко не все способны к научной работе, не все имеющие диплом о высшем профессиональном юридическом образовании могут найти свое призвание в научно-исследовательской деятельности в области права. И ничего оскорбительного или унижающего их человеческое и/или профессиональное достоинство в этом нет - они не годны по своим психофизиологическим и иным специфическим параметрам (ну нет у человека ни аналитических способностей, ни склонности к абстрактному мышлению, ни многовекторного воображения и т.п.) именно к эффективной научно» исследовательской работе, но, наоборот, годны, прямо-таки предназначены к иной, не менее важной и ответственной работе (роду деятельности). Никого же не удивляет, что не все могут быть профессиональными музыкантами (хотя научиться играть па пианино могут многие), поэтами (хотя рифмоплетов, сопрягающих «любовь» и «кровь», - ботинки» и - полуботинки», немало), актерами и т.д. Далеко не все прошедшие консерваторию - музыканты, а литинститут - поэты. Божий дар - он или есть, или его нет; с ним нужно родиться, но приобрести его в обучении даже у самых талантливых педагогов невозможно, в ходе правильно организованной и кропотливой учебы его лишь можно усилить, главное - чтобы он был. Индивидуальная предрасположенность к тому или иному роду деятельности, сфере занятий не всегда заметна, хотя широко распространена: в самом начале 90-х годов многие в нашей стране посчитали себя способными к бизнесу и с головой окунулись в предпринимательство, но редко у кого это дело оказывалось успешным и обычно оканчивалось финансовым крахом. Вскоре выяснилось: лишь около 8% взрослых дееспособных россиян по своим индивидуальным способностям (целеустремленность с нацеленностью на успех в бизнесе, активность, энергичность, прагматичность, способность ставить перед собой все более сложные задачи и испытывать радость от их решения, особенно если при этом приходится преодолевать трудности, соревнуясь с соперниками-конкурентами) предрасположены к ведению собственной предпринимательской деятельности. Выяснилась также и еще более удивительная вещь: во всем мире этот показатель такой же. Представляется, что способных к самостоятельной эффективной научно-исследовательской работе в целом в России (и в мире) больше, чем 8%, но значительно меньше, чем желающих быть ученым. Просто соответствующей методики подсчета пока не выработано. Правда, Капица - старший в свое время говорил: в СССР в науке 5% - качество, а 957с - количество. Впрочем, это как в термометре: при температуре плюс 36,6 градусов Цельсия - условно - человек стопроцентно предрасположен к ведению научной деятельности, а при температуре плюс 42 градуса это дело ему абсолютно противопоказано (а для науки тем более). Люди с такими крайними показателями - редкость, основная масса занимает промежуточное положение, «примыкая» в большей или меньшей мере к тому или иному «краю». Немалую лепту вносят и объективные предпосылки, и субъективные факторы, не влияющие на предрасположенность к занятиям наукой. Поэтому если дипломированный юрист, не годный (а заранее определить это никто не возьмется) по своим психофизиологическим особенностям к научно-исследовательской работе в сфере юриспруденции, возьмется писать кандидатскую диссертацию, да еще на неудачно выбранную тему, достаточно скоро наступит: объективно - фиаско, а субъективно - разочарование. Практика свидетельствует о том, что при таком исходе неудачник винит кого угодно - научного руководителя, вуз, тему, специальность, науку, в целом государство и общество, но не себя, не понимая, что он попросту сел не в свои сани, точнее, не сел в свои. У каждого человека есть свое собственное предназначение, которое нужно искать и постараться не ошибиться в этом поиске. Далеко не у каждого обладателя диплома о высшем профессиональном образовании хватает элементарного упорства стать по-настоящему «продвинутым» ученым. «Согласно средним оценкам, сложилась следующая временная цепочка для квалификационной составляющей карьеры ученого: начинающему ученому требуется около 10,5 лет для подготовки и защиты кандидатской диссертации, 16 лет, чтобы стать доктором наук, и еще восемь лет для достижения ученого звания профессора»[11]. По наблюдениям автора данной брошюры, такая временная растянутость квалификационного роста ученого не характерна для гуманитариев вообще и юристов в частности. У юристов она, по-видимому, в целом короче вдвое. Впрочем, ситуация с предрасположенностью к занятиям наукой (либо с отсутствием оной) у юристов более сложна. Здесь огромную роль играют возрастной фактор, а также практический опыт аспиранта (соискателя). Ведь работа следователя, судьи, адвоката, юрисконсульта - во многом работа именно исследовательская. Она также связана с большим объемом информации, с отбором необходимых фактов, формированием доказательственной базы, обобщением и анализом, выдвижением гипотез и их сопоставлением с добытыми и проанализированными доказательствами, формулированием выводов, и т.д. Профессиональный юрист, обладающий большим опытом практической работы, подсознательно систематизирует многие проблемные вопросы. Они у него проанализированы и разложены «по полочкам», по существу с уже готовыми ответами. Осталось их облечь в слова, лучше - в письменной форме, и успех на поприще науки обеспечен. Ничего этого пока нет у вчерашнего студента, и именно в этом большое преимущество опытного практика. Автору данной брошюры известны случаи, когда за написание кандидатской диссертации брались люди в возрасте 45-50 лет, сам процесс ее воплощения в машинописную форму занимал два месяца, а еще через 15 лет один такой ученый стал мировой величиной на научном небосклоне. Существует еще одна категория людей, которые вряд ли станут учеными. Организация высшего профессионального образования еще далека от совершенства, в силу чего иногда сквозь «сито» семестровых и государственных экзаменов способна пропустить элементарно неграмотных людей. Речь идет не только о пишущих с орфографическими ошибками, не знающих правил пунктуации, путающих падежи и читающих чуть ли не по слогам. Речь идет, прежде всего, о людях, не способных сформулировать собственную мысль и изложить ее в письменной форме. Это - элементарная функциональная безграмотность, а есть еще безграмотность сугубо юридическая, когда обладатель диплома о высшем профессиональном юридическом образовании, что называется, «не чувствует» правовую норму (иногда говорят - не понимает права). Это как музыкант, не слышащий разницу в звуке в четверть октавы. Такой юрист может стать неплохим практиком, но настоящим ученым, имеющим дело с оттенками правовой нормы, станет вряд ли. Итак, молодой (в подавляющем большинстве случаев) человек, специалист с высшим юридическим образованием, решил стать ученым, написать и защитить кандидатскую (для начала) диссертацию. С чего ему начать? На всем пути - от старта до финиша, от принятия решения писать и защищать кандидатскую диссертацию до фактического получения диплома кандидата юридических наук - наш молодой человек должен пройти следующие этапы диссертационного марафона: 1) определиться в принципе - т.е. избирает ли он сей тяжкий крест - «грызть» гранит науки, и если «да», то оформиться организационно, т.е. поступить в аспирантуру или прикрепиться в качестве соискателя к кафедре, отделу и/или иному подразделению НИИ ВУЗа; 2) выбрать тему диссертационного исследования и оформить закрепление ее за ним: 3) поставить цели и конкретные задачи исследования, определить его предмет и объект и выбрать методы организации и проведения исследования; 4) провести само исследование с описанием процесса и. одновременно, с опубликованием (в нескольких статьях, тезисах докладов и сообщений) промежуточных результатов исследований и с выступлениями о них на научных конференциях с докладами и научными сообщениями; 5) сдать положенные кандидатские экзамены и зачеты; 6) обсудить результаты исследования с окончательной доработкой по замечаниям в ходе обсуждения формулировок-выводов исследования, положений, выносимых на защиту, и т.п.; 6) защитить диссертацию - с обеспечением всех необходимых для этого публичных процедур; 7) оформить результаты успешной защиты, контролировать - по мере возможностей - продвижение документов на пути от диссертационного совета в Экспертный совет ВАК, а на завершающей марафон фазе - получить диплом. И представив мысленно себе весь этот долгий путь, этому молодому человеку именно здесь стоит самое время еще раз подумать и взвесить: а его ли это призвание - наука? Может ли человек, не имеющий к тому призвания, стать кандидатом наук, профессором и т.д.? Скорее всего, видимо, может, но будет ли он при этом удовлетворен своей жизнью? Возможно, его призвание - административная деятельность, квантовая физика, звездная астрономия и т.д.? Дай Бог ему сделать верный выбор. А выбрав - уверенно действовать, твердо и последовательно идти по намеченному пути, успешно преодолевая препятствия (их будет немало), не пасуя перед трудностями (и они встретятся), не зазнаваясь от достижений (автор встречал нескольких таких - на 2-м и 3-м году обучения, после двух-трех публикаций и нескольких похвал они с окружающими начинали разговаривать свысока и пренебрежительно... Ничем хорошим это никогда не оканчивалось), не останавливаясь на полпути (если это не вынужденная - объективно - остановка) и не лишая себя радостей личной жизни... Весьма важен на этом пути соответствующий психологический настрой, главное, чтобы он не иссяк преждевременно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.01 с.) |