Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кому выбирать тему диссертации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ученым следует помнить, что самые важные и интересные научные открытия - это те, которые нельзя было предвидеть. П. Капица У студентов старших курсов, да и среди практических работников-юристов бытует мнение, что темы диссертационных исследований планируют где-то в «центре» и оттуда, «сверху» (ныне говорят - из Президиума РАН, из ВАК, из Министерства образования и т.д.), спускают в вузы и НИИ. Это не так. В принципе диссертационное исследование - по любой научной специальности - разновидность научного исследования. Начинающему диссертанту, в том числе юристу, может быть задан вопрос: как в идеале должны планироваться научные исследования - «снизу», по инициативе исследователя, когда планы научно-исследовательских работ (НИР) составляются исходя из его личных научных интересов и на основе его собственных предложений, либо «сверху», исходя из примата общегосударственных, ведомственных, регионально-властных и других интересов? Ответ на этот вопрос, подразумевающий ответ в форме: либо-либо, далеко не так прост, и адепты обеих точек зрения способны привести множество верных по существу и «убойных» по силе аргументов. Например, первая позиция будет обосновываться как эмоционально - уверением, что «божью искру», необходимую исследователю, по приказу «сверху» (извне) не зажжешь, так и рационально - утверждением, что необоснованно много времени у исследователя, начинающего новую для него тему, уйдет на овладевание знаниями, позволяющими подступиться к ней, тогда как по «своей» теме он ими уже владеет. Вторую позицию будут наверняка обосновывать: и исторически - когда в 40-х годах XX столетия необходимо было создать ядерный щит Родины, начинали по приказу «сверху» чуть ли не с нуля и быстро достигали огромных успехов - значит, когда надо государству и оно создаст необходимые условия. - успех гарантирован; и меркантильно: кто финансирует исследования, тот и «заказывает музыку», определяет тематику исследований, ожидая за плату (финансированием) получить товар (результаты исследования). Однако если в целом к планированию НИР эти рассуждения имеют прямое отношение, то этого нельзя утверждать применительно к такой разновидности НИР, как диссертационные исследования, - выбор темы диссертации в подавляющем большинстве случаев происходит «снизу». Тему своего диссертационного исследования, как правило, всегда выбирает и представляет для утверждения сам диссертант (аспирант, докторант, соискатель), но при этом на его выбор влияет ряд объективных (наличие именно по этой специальности в вузе, НИИ диссертационного совета и(или) аспирантуры, наличие научной школы, наличие потенциального научного руководителя и многое иное) и субъективных (он может «любить» криминальный цикл дисциплин и «не любить» цивилистический, и наоборот) причин. Но выбор все-таки - в окончательном виде - за самим диссертантом. Правда, 25-30 лет назад действительно существовали рекомендательные перечни тем диссертационных исследований, в том числе по юридическим наукам. Их разрабатывали ведущие ученые Института государства и права АН СССР (видимо, по указанию ГПКТ СССР), но именно в форме рекомендаций, и эти списки никем не утверждались, а ссылки в диссертации на то, что тема ее соответствует рекомендательному перечню, не приветствовались и не практиковались. Сейчас о таких перечнях никто и не помнит, хотя в принципе потребность как в ориентире в них есть. Автор данной брошюры уверен: правильный выбор темы будущего диссертационного исследования, особенно в настоящее время, - крайне важное и чрезвычайно ответственное дело. От этого зависит не только конечный результат работы над диссертацией, но и то, будет ли диссертант получать удовольствие от работы над диссертацией либо будет мучиться, проклиная и тему, и своего научного руководителя, и правовую науку в целом, а на выходе получится вымученное и, по существу, никому не нужное произведение. Или же не получится ничего. Но как именно выбрать нужную тему? Прежде всего, выбор должен быть осознанным, и произведен он должен быть именно и исключительно самим соискателем. Чем отличается талантливый человек от гениального? Талантливый попадает в ту цель, в которую до нею никто не попадал, а гениальный - в ту цель, которую до него никто и не видел. И соискатель должен быть гениальным, чувствовать себя гениальным, а для этого он должен найти и определить неизвестную до него и никому кроме него невидимую цель. Если же тему соискателю навяжет (или выражусь мягче - предложит) его научный руководитель, гениальным окажется именно научный руководитель, а соискатель, работающий над не им избранной темой, по существу - над чужой темой, по - настоящему счастливым как ученый не станет, более того, у него может возникнуть комплекс неполноценности со всеми вытекающими из этого последствиями. И все же, как выбирать тему? В какой момент, точнее, с какого момента? Некоторые руководители кафедр, секторов, отделов (включая научно-организационные) вузов и НИИ настоятельно требуют от аспирантов и соискателей «определиться» с темой диссертации чуть ли не при подаче ими заявления о прикреплении к кафедре в качестве соискателя ученой степени либо при подаче заявления о приеме в аспирантуру. Это в корне неправильно. Точнее, такое возможно лишь в том случае, если аспирант (соискатель) к официальному оформлению в таковом качестве шел долго и целеустремленно и формулирование темы для него - закономерный финал проделанной им длительной, объемной и кропотливой работы. Но так бывает крайне редко. Обычно же аспирант (соискатель) по наивности полагает, что выбор темы предстоящего диссертационного исследования - дело мимолетное и одномоментное, решаемое без какой-либо предварительной работы, «из головы». Отсюда и требования к будущему (или уже официально утвержденному) научному руководителю: дайте мне тему. Однако научный руководитель в лучшем случае знает, какие проблемы мало исследованы в научном плане либо представляют собой лакуну в правовой науке; он может определить актуальность той или иной темы (это нелегко сделать, поскольку речь идет об актуальности не сиюмоментной, а в перспективе, года через три-четыре, когда дело подойдет к защите диссертации); он может оценить степень научной проработки той или иной проблемы, в рамках которой находится та или иная предполагаемая тема; наконец, он может охарактеризовать степень «диссертабельности» конкретной темы (понятие многоаспектное и неформализованное, но опытный научный руководитель знает, о чем идет речь), и т.д. Но научный руководитель не может определить, является ли данная тема той единственной для конкретного аспиранта (соискателя), которая тому «по сердцу». В определенном смысле выбор темы диссертационного исследования сродни выбору имени ребенка - последствия выбора в обоих случаях решающе важны, только в первом случае - для выбирающего, а во втором - для ребенка (общеизвестно, что имя влияет на судьбу человека), хотя и для родителя, выбравшего имя, - тоже (в той мере, в которой для него значима судьба его ребенка). Поэтому выбор темы диссертации нельзя доверять никому. Сможет ли наш дипломированный юрист сразу по (при) подаче заявления (о прикреплении или о приеме в аспирантуру) «определиться» с темой? Достаточно ли ему для этого информации? Безусловно, нет. В лучшем случае он знает - такая-то научная юридическая специальность - его, именно ей он готов «посвятить жизнь». Происходит это обычно еще на третьем-четвертом курсах обучения в вузе, и чаще всего студент испытывает как бы толчок в сердце: «О! Трудовое право - это мое!» (либо - правовая информатика, муниципальное право, арбитражный процесс...). К сожалению, нередко выбор научной специальности обусловлен не субъективной к ней предрасположенностью нашего дипломированного юриста, а объективными предпосылками: наличием аспирантуры именно по этой юридической специальности; наличием места в аспирантуре, особенно в очной; хорошими отношениями с заведующим кафедры (отдела), профильной данной специальности; относительно близким знакомством с темой в результате выполнения по ней курсовой и (или) дипломной работы, а следовательно, общим знакомством с законодательством и литературой по этой теме, и др. В Институте государства и права РАН, например, в настоящее время сам факт наличия места в аспирантуре (возможности прикрепления в качестве соискателя научной степени к конкретному подразделению института) определен статусом этого подразделения, что само по себе предполагает необходимость выбора темы будущего диссертационного исследования в рамках научного направления, которое ведется этим подразделением, а значит, определяет в значительной мере и номенклатуру научных специальностей, и вектор диссертационной тематики. Процесс выбора темы диссертации не одномоментный шаг. Разумно этому посвятить до полугода, конечно, не тратя это время на разглядывание потолка. Нее это время нужно усиленно работать именно над выбором темы диссертации, попутно посещая лекции и семинары с последующей сдачей кандидатских экзаменов по иностранному языку и по профилю философии, но именно попутно. И сдача кандидатских экзаменов по философии и языку - не этап на пути диссертационного исследования, а нечто сродни налогам: заплатил - и спи спокойно. Польза от занятий в группах, где готовят к сдаче этих экзаменов, опосредованная - расширяется кругозор и т.д., но ни одной страницы диссертации при этом не прибавляется. Сдача кандидатского экзамена по специальности - шаг несравненно более значимый, это важный этап диссертационного «марафона», но его целесообразно преодолеть за месяц-два до представления диссертации к защите. Во-первых, потому, что сам процесс диссертационного исследования может (хотя это бывает редко) «вьгрести» на другую научную специальность, нежели планировалось изначально, а это значит, что если спецэкзамен был сдан «на старте», то «на финише» он не зачтется. Во-вторых, саму свою научную специальность к «финишу» аспирант (соискатель) будет знать, волей-неволей, во много раз лучше, чем на «старте». В-третьих, «на старте» не всегда ясно, где будет проходить защита, это становится точно известно именно на «финише», и лучше сдавать спецэкзамен той экзаменационной комиссии, которая является ядром того диссертационного совета, в котором будет проходить защита. И если экзамен сдан успешно, то те члены диссертационного совета, которым аспирант (соискатель) сдавал экзамен (а это обычно «ключевые» ученые диссертационного совета), на защите встретят его как родного. Но если диссертант предоставит совету справку (удостоверение установленной формы) о сдаче спецэкзамена где-то в другом месте, то в процессе защиты ему могут устроить элементарную переэкзаменовку. Автор данной брошюры неоднократно сталкивался со случаями, когда аспирант, наслушавшись советов «доброжелателей», сдавал кандидатский экзамен по специальности на «старте», вкупе с кандидатскими экзаменами по философии и иностранному языку. Когда же оказывалось, что защищаться предстоит в другом месте, «запал» кончался и никакой диссертации не получалось. Не факт, что это закономерно, но факт, что ничего подобного у аспиранта (соискателя), сдавшего спецэкзамен на «финише», не произойдет. Что нужно для правильного выбора темы диссертации? Как минимум - проработать, усвоить и проанализировать определенный объем информации о своей научной специальности. «Усвоить» не в смысле проработать в деталях, а пока контурно, в рамках своей научной специальности, по мере освоения «оснований», сужая освоение до темы диссертации и одновременно углубляя усвоение до деталей. И все время необходимо помни помнить о том, что тема должна быть актуальной, и не столько сегодня, сколько через три-четыре года, когда придет время защищать диссертацию. И другая мысль должна определить вектор поиска темы - ожидаемая результативность будущего диссертационного исследования. Никому не хочется, чтобы плод его долговременного и упорного труда остался никем не востребован. Весьма серьезную помощь в этом вопросе могут оказать Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (юридические науки), утвержденные первым заместителем Министра промышленности, науки и технологий РФ (протокол от 16 февраля 2001 г. № МК-1-пр.). В этом документе по каждой из специальностей шифров № 12.00.01-12.00.15 даны: формула специальностей и области исследований, причем внутри раздела области исследований дается еще более дробная расшифровка. Например, по специальности 12.00.01 «Теория и история права и государства. История правовых учений» в разделе «Области исследований» даны такие подразделы, как «Теория права и государства» (с еще с более узкими подразделами: вводный раздел, теория права, теория государства), «История права и государства» (с еще более узкими подразделами: история отечественного права и государства, история зарубежного права и государства, история правовых учений). Некоторые же подразделы специальностей в паспортах сформированы и сформулированы неудачно - это, в первую очередь, относится к подразделу «Предпринимательское право» специальности 12.00.03: «Гражданское право; предпринимательское право, семейное право; международное частное право», но это - отдельный разговор, связанный с принципиально разными подходами к отличиям публичного и частного права. Разумеется, при этом в поле зрения аспиранта (соискателя) должны находиться такие базовые документы, как Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу; Основные направления фундаментальных исследований (утвержденные постановлением Президиума РАН от 1 июля 2003 г. № 233), где под № 7.1.7 значится «Укрепление российской государственности, включая федеративные отношения», а под № 7.1.8 - «Правовая и судебная реформы в России и международный правопорядок XXI века»; Рекомендации Общероссийского конгресса по правовой реформе и др. Для того чтобы выбор темы был осознанным в максимально большей мере, целесообразно, более того, необходимо аспиранту (соискателю) неделю - полторы плодотворно поработать в библиотеках Москвы, в первую очередь в Российской государственной библиотеке (бывшей Библиотеке им. В.И. Ленина), в ее зале каталогов, зале № 212, в зале периодики и в диссертационном зале № 5 в Химках; в библиотеке ИНИОН, где есть каталог по ключевым словам; в недавно открытой Юридической научной библиотеке. За это время следует: 1) ознакомиться с «живыми» диссертационными работами по специальности. Достаточно отобрать и внимательно прочитать, образно говоря, «понюхать» 20-25 кандидатских диссертаций, обращая внимание на то, в каком стиле они написаны, как оформлены, какова композиция построения структуры, каковы источники (их следует выписать на карточки), и, главное, осознать: да, я тоже так смогу; 2) ознакомиться с альманахами ВАК (в зале № 212 РГБ) за последние 5-10 лет и уяснить, какие диссертации по проблеме (и по своей научной юридической специальности) были за это время защищены; 3) определить, какие вообще есть юридические журналы (а их сейчас очень много), где могут быть опубликованы статьи и иной материал по проблеме, и, по возможности, просмотреть эти журналы за последние пять - шесть лет; 4) по авторефератам диссертаций, монографиям и сборникам научных трудов (в зале каталогов РГБ и других библиотек) отобрать несколько десятков работ по проблеме и ознакомиться с ними. В совокупности все проделанное позволит аспиранту (соискателю) понять: а) его ли это дело - занятие наукой; б) его ли избранная им научная специальность; в) имеются ли в намеченной им научной проблеме пробельности, которыми (одной из которых) стоило бы заняться, и т.д. ТРИ ИСТОЧНИКА, ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ... Знает не тот, кто знает, а знает тот, кто знает, где узнать. Клементий Тимирязев Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием. В. Ключевский
По убеждению автора данной брошюры (им эта позиция долго «вынашивалась» и является эксклюзивной), диссертация по юридическим наукам базируется на трех основаниях. В этом специфика именно правовой диссертации, неважно - кандидатской или докторской. У диссертационных исследований по другим, пусть и близким к научным, специальностям, например философии, социологии, истории, совсем другая основа. У юристов же платформа диссертационного исследования обязательно должна состоять из трех оснований, не больше (если их не дробить) и не меньше (объединить их невозможно). Итак, о чем речь? О том, что начинающему диссертанту нужно будет свое исследование строить на трех основаниях, работать по трем направлениям. Одновременно либо по очереди - дело второе, главное для юриста-исследователя - построить фундамент диссертации, базирующийся на трех составляющих. Первая составляющая - законодательно-нормативная. Предварительно необходимо определить, какая законодательно-нормативная база регулирует отношения по избранной научной специальности. В основном - из вузовского опыта - будущий диссертант знает источники права по той или иной отраслевой учебной дисциплине, знает, где их найти, как они применяются, и др. Поэтому следует освежить этот блок в памяти и па наиболее интересные, по его мнению, моменты обратить более серьезное внимание. Это означает, что аспирант (соискатель), определившись в самых общих чертах -с темой своего диссертационного исследования, должен подобрать (собрать), систематизировать, изучить и проанализировать все нормативные правовые акты по теме диссертации: федеральные конституционные, федеральные и субъекта Российской Федерации законы, подзаконные акты, акты органов государственной власти и управления, как федеральные, так и субъекта Федерации, при необходимости - акты органов местного самоуправления, ведомственные акты, акты локального характера, и т.д., а также международные акты, постановления суда Совета Европы и др. Иногда законодательная база состоит чуть ли не целиком из международных соглашений. Вообще же международные акты являются важнейшим, а с 1993 г. - приоритетным источником права. Как показывает практика, «просеяв» несколько тысяч актов, диссертант в качестве источников оставит в диссертации не более сотни из них, хотя по ходу выполнения работы придется пользоваться примерно вдвое большим их количеством. При этом следует учитывать, что далеко не всегда предполагаемая диссертантом сфера общественных отношений подпадает под прямое правовое регулирование. Нередко - именно для «прорывных» диссертационных исследований - дело обстоит как раз наоборот. Ведь чем слабее правовое регулирование чего-то, тем интереснее ученому-юристу это «что-то» исследовать, предлагая и обосновывая свой вариант нормотворчества по всему спектру исследованной им проблемы. Однако отсутствие прямого правового регулирования вовсе не означает, что в отношении этого «чего-то» имеется полный правовой вакуум. Обычно и здесь действуют правовые нормы, но проявляются они опосредованно. К примеру, начинающий диссертант решил исследовать правовое положение еще не родившегося ребенка - человеческого эмбриона. При этом перед ним обязательно встанет вопрос о временных (возрастных) границах предмета исследования. Верхний предел ясен - хоть за день, хоть за час до момента рождения. С нижним пределом дело обстоит сложнее, и без применения медико-биологического понятийного аппарата здесь не обойтись, хотя определение человеческого «мориона придется давать в юридических терминах. Может быть - как ядро диссертационного исследования - человеческий эмбрион становится им с момента, когда у него начало биться сердце? Пли когда ОН начал слышать внешние звуки и реагировать на них? Или когда у него появилась собственная душа (но как это определить)? Определение этого важного момента станет одним из ключевых положений диссертации, выносимых на защиту. Все эти сложности с определением нижней «возрастной» границы человеческого эмбриона можно попробовать преодолеть посредством анализа тех норм, которые прямо (совсем редко), косвенно (редко, но чаше) либо опосредованно (еще чаще) регулируют эти «эмбриональные» отношения Прямо о неродившемся ребенке, человеческом эмбрионе, «говорят», пожалуй, лишь в очень небольшом объеме нормы медицинского права; косвенно - нормы семейного права, для которого, в частности, небезразлично - разводящаяся женщина беременна или нет. Фиксируют в той или иной мере права человеческого эмбриона нормы уголовного права (беременную женщину нельзя приговорить к высшей мере наказания даже за самые тяжкие, самые чудовищные преступления, и суд принимает во внимание именно беременность у подсудимой), трудового права (в отношении беременной женщины-работницы закон предусматривает ограничения по командировкам, сверхурочным работам, работам, связанным с подъемом тяжестей, и др.), гражданского права, прежде всего наследственного права (законодатель, еще со времен Древнего Рима, позволяет наследодателю завещать свое имущество еще не родившемуся ребенку) и т.д. Для диссертанта главным здесь является выделить по предмету правового регулирования той или иной отрасли законодательства разницу между беременной и не беременной женщиной. Прямое регулирование отношений с беременной женщиной - это опосредованное регулирование отношений относительно плода, который носит данная женщина. Широкий по всем мыслимым отраслям и институтам права (некоторые отрасли можно отбросить - никакого упоминания о человеческом эмбрионе их нормы не содержат, например арбитражное процессуальное право) срез по «эмбриональности» и системный анализ этого среза позволит цель сбора нормативного правового материала по теме диссертации считать достигнутой. Вторая составляющая - практическая. Диссертант должен осознавать, что если при выборе темы у него не будет широкого доступа к практике по теме диссертации, он ее написать не сможет. Исключение составляют сугубо теоретические исследования, хотя любая теория без проверки практикой мертва. Естественно, практика должна соответствовать теме диссертации (договорная, следственная, судебная, надзорная и т.д.). Представляется, что из трех составляющих диссертационного исследования по юридическим наукам практическая - основная, она, по существу, опора (и венец) любой диссертации. И вопрос этот не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Если благодаря Интернету проблем с нахождением законодательно - нормативных актов, регулирующих определенную сферу общественных отношений, как и с составлением систематизированного перечня научных источников, в общем - то нет, то о доступе к практике этого не скажешь. Еще Гексли говорил примерно следующее: «Мерзкий факт может разрушить хрустальную конструкцию теории». Было бы безумно интересно подвергнуть диссертационному исследованию (да не одному, а сотням, и не только диссертационному), например, проблему правового обеспечения развития экономики сегодняшнего Китая. Общеизвестно, что это феномен, причем устойчивый, многолетний. Что в нем доминирует государственное, а не частноправовое начало, также известно. Но как это осуществляется в конкретных секторах правового регулирования, какими методами, способами, в каких формах, применительно к каким отраслям экономики? Есть поговорка: «Дьявол скрыт в деталях». Выявить бы эти правовые детали и «вмонтировать» бы их в нашу правовую материю... Но если чисто теоретически проблему с другими основаниями диссертации можно решить путем овладения китайским языком и использования Интернета (либо - что менее эффективно, но все же возможно - опираясь на соответствующие переводы с китайского на английский), то без тщательного ознакомления с «живой» практикой работы хозяйствующих субъектов Китая под воздействием соответствующих властных предписаний и без анализа причин и условий их эффективности и результативности ничего не получится. Поэтому при выборе темы диссертационного исследования аспирант (соискатель) обязательно должен учитывать, какой у него есть (будет) доступ к практике. И недооценивать этот вопрос не следует. Если, например, наш дипломированный юрист решит исследовать проблему эффективности правовою регулирования банковских инвестиций в какие-либо «короткие рубли» и придет в коммерческий банк с соответствующим письменным отношением от вуза (НИИ) для ознакомления с практикой работы банка в этой сфере, его дальше порога не пустят. Но если соискатель, к примеру, работает в должности начальника юридического отдела крупной коммерческой структуры, занимающейся транспортировкой нефти, ему сам Бог велел выбрать 1см\ диссертации типа «Правовое регулирование отношений по транспортировке нефти» - практического материала на диссертацию у нею наберется с лихвой. Проблема сбора практическою материала для кандидатской диссертации одна из самых сложных и мало предсказуемых и смысле конечною результата. Исключительно важно, чтобы эта практик.I пыла, как уже говорилось, «живой», а не перекочевывала в диссертацию из чужих публикаций. Это значит, что собираемый практический материал в идеале должен быть диссертантом прочувствован. Не всегда это возможно. Одно дело, когда диссертацию по теме «Особенности расследования уголовных дел по дорожно-транспортным происшествиям» собирается писать многоопытный следователь, лет десять эти ДТП расследующий и все мельчайшие нюансы расследования этой категории уголовных дел знающий отнюдь не понаслышке. То же самое можно сказать о диссертационном исследовании, например, по теме «Правовое обеспечение обустройства нефтеносного месторождения», руководителя юридического департамента крупной вертикально - интегрированной нефтедобывающей компании, знающего все нюансы правового обеспечения нефтеносных месторождений на всех этапах - от поисково-разведывательных изысканий, фиксации разведанных запасов нефти, обустройства, организации работ по добыче, транспортировке до реализации углеводородного сырья, и т.п. У таких людей проблем со сбором материала для диссертации не будет, хотя и в этом случае им все равно придется собирать его «всерьез», причем методологически грамотно организуя этот сбор, не говоря уже о его системном анализе. И совсем другое дело, когда начинающий ученый решил осуществить диссертационное исследование по теме, например. «Правовое регулирование проституции». Здесь, чтобы иметь информацию из первоисточников в самом идеальном виде, диссертант должен перевоплотиться и на манер известного В. Шарапова «вживую» внедриться в исследуемую им среду. Для «вживания в образ» достаточно ряда конфиденциальных и методологически грамотно организованных и проведенных бесед с проститутками, их клиентами, сутенерами, руководителями (владельцами) и менеджерами разного рода секс-салонов и иных фирм, предлагающих интимные услуги, работниками служб охраны гостиниц и т.н. Беседы эти в том случае будут - для диссертанта - результативны, если он сможет выйти на социологически значимый уровень репрезентативности. Однако основной упор в поиске и сборе практического материала целесообразно дела п. на соответствующие службы системы МВД, прежде всего участковых и так называемую полицию нравов, следственные и судебные органы (в последних немало материалов о привлечении проституток к административной ответственности), медицинские учреждения, где эти - жрицы любви» лечатся от профзаболеваний, и т.д. Цель сбора практического материала по этой теме, в первом приближении, состоит в определении общественных потребностей в правовом (и каком именно, какого уровня) регулировании тех лакун отношений применительно к предмету исследования, которые этого регулирования сегодня не имеют либо его объективно недостаточно. В принципе диссертант может прийти - не исключено и такое - к выводу об отсутствии объективных потребностей в правовом регулировании проституции вообще, обосновав свой вывод тем, что данные отношения эффективно и вполне для общества достаточно регулируются нормами морали и нравственности и не нуждаются в регулировании нормами права. И с этими выводами также можно будет «выходить на защиту», такое положение, опять же в первом приближении, вполне диссертабельно. Впрочем, доказать необходимость диссертационного исследования по такой «скользкой» теме аспиранту (соискателю) перед ученым советом НИИ (вуза) будет совсем не просто. Обязательно несколько членов совета, до сих пор убежденных, что «у нас секса нет», станут морализаторствовать, доказывая, что исследования на подобные темы способствуют развращению общества. Противопоставить такому блокированию предлагаемой к утверждению в совете темы можно лишь хорошую подготовку к подобному развитию событий, с опорой на аргументы, высказанные в научной литературе". То же самое можно сказать и относительно не менее «скользкой» научной правовой проблемы о межнациональных отношениях в конкретных регионах, включая такой мегаполис, как Москва. Здесь опасность неприятия отдельными членами ученого совета НИИ (вуза) темы подобного диссертационного исследования заключается в том. что, будучи очень опытными и много в жизни (в том числе в правоприменительной, с искажениями и колебаниями, практике) повидавшими, они искренне считают, что подобные исследования провоцируют усиление межнациональной напряженности. Да и деятельность отечественных правоохранительных органов подчас дает основания для таких опасений: в обвинительном заключении по уголовному делу прошв завкафедрой социальной философии и этнологии Ставропольского госуниверситета, возбужденному по факту издания монографии «Ставрополье: этнографический портрет», сказано, что автор, используя служебное положение, включил в монографию высказывания респондентов «с целью уничижения национального достоинства... и пропаганды исключительно лиц национальности» (отточия сделаны умышленно. - М.К.)26. Вместе с тем полное отсутствие практики по какой-либо проблеме (теоретической, разумеется, точнее - абстрактно-теоретической) само по себе подчас означает нецелесообразность -изначальную - проведения диссертационного исследования по теме, какой бы привлекательной она ни казалась и какой бы увлекательной она ни была в действительности. Например, завораживающе интересна проблема контактов с инопланетными цивилизациями. Пока это абстракция, но с установлением хотя бы одного такого контакта со всей остротой встанет проблема законодательного его обеспечения, что означает необходимость разработки и принятия, причем не исключено, что в экстремальном режиме, и внутригосударственных национальных законодательных, и иных актов (и не только в государстве - прямом контактере), и межгосударственных соглашений, а главное - соглашений (договоров?) с уполномоченными той цивилизации. А если будет контакт (или что-то на него похожее) с иным Разумом (в самом широком понимании этого термина), по всем параметрам от нас стоящим далеко? Известно, что в соответствии с эмпирическим законом Гордона Мура в 2020 г. компьютеры достигнут мощности человеческого мозга с производительностью 20 квадриллионов операций в секунду. Будет ли такой компьютер считаться Разумом и нужно ли будет вступать с ним в договорные, т.е. урегулированные правом, отношения? А контакты с Разумом иных измерений, из иного - встречного, например, времени, и т.д.? Все они рано или поздно могут потребовать соответствующего детально проработанного национального и международного правового обеспечения, и, дай Бог, не пожарно-срочного. Без научной проработки проблемы оно либо вообще не «получится», либо будет дефектным. Но научная проработка этой проблематики не может быть диссертабельной нет для нее на сегодня никакой практики... Между тем в необходимости разработки указанного многокомпонентного законодательства нет сомнений. Это «будет законодательство» на всякий случай, подобно не столь давно принятым в нашей стране законам о военном положении и о чрезвычайном положении. Так что для разработки законодательства, регулирующего отношения с иным Разумом (когда в этом возникнет нужда и не дай Бог - экстренная), все же необходимы предварительные правовые и иных наук теоретические исследования, пусть и не в форме диссертации. Третья составляющая - теория. Диссертанту предстоит - первоначально для определения темы диссертации - контурно в рамках своей специальности, а после выбора темы - более досконально изучить и проанализировать соответствующие научные источники (докторские и кандидатские диссертации и рефераты по ним, монографии, научные статьи в научных журналах, сборниках, альманахах, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях и т.п.). Изучение двух-трех десятков кандидатских диссертаций, тематика которых близка к теме нашего диссертанта, представляется настоятельно необходимым именно на этапе выбора темы. Главное здесь для диссертанта - овладение общими и частнонаучными методами исследований. Начинать отбор необходимых теоретических материалов целесообразно с учебной литературы, где в примечаниях и сносках приводятся эти источники, а также с научных юридических журналов - «Правоведение», «Государство и право», «Российский юридический журнал», «Журнал российского права» и др. Многие ИЗ отобранных на этом этапе источников войдут потом в библиографию диссертации. Обычно таких источников для кандидатской диссертации отбирается от несколько сотен до тысячи, тщательно прорабатывается вдвое меньше, а в качестве источников в диссертации указывается около двухсот. О методах диссертационного исследования по юридическим наукам стоит сказать чуть больше. Обычно под методологическими основами понимают тс или иные теории, доктрины, концепции, на которых строится исследование. Само слово «метод» происходит от греческого methodos, что означает теория, учение, путь познания (или исследования), совокупность приемов теоретического или практического освоения действительности для достижения конкретной цели, решения конкретной задачи. По существу, метол - одновременно теоретический результат прошлого исследования и условие последующих исследований. Развиваясь и дифференцируя, методы мышления приводят исследователя к учению о методологии, а методология научного поиска является составной частью учения о формах и способах научно-познавательной деятельности, методология же науки - это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Методология характеризует объект исследования, определяет задачи, проблемы и цели исследования, средства решения исследуемых проблем. Продолжая этот ряд, можно сказать, что сама наука является методологическим средством жизнедеятельности общества. При этом фундаментальные науки решают задачи познания законов управления, а прикладные науки используют результаты фундаментальных наук для решения познавательных и иных практических проблем. Следует подчеркнуть, что именно владение методологией научного поиска, научных исследований отличает ученого от ученика. Нередко при чтении соответствующего раздела диссертации (даже реферата) чувствуется, что человек сначала написал диссертацию, а потом стал искать ответ на вопрос, какими же научными методами он руководствовался, выполняя эту диссертацию. И указывает, до кучи, те, которые он никак не мог использовать; ясно же, что гуманитарий не может использовать отдельные частнонаучные методы познания, присущие исключительно техническим наукам. Если очень упростить этот вопрос, то можно, видимо, провести водораздел между «физиками» и «лириками» от науки именно по отношению субъекта (исследователя) к объекту исследования. У «лириков» это: человек - человек (или человеческое общество), у «физиков»: человек - «
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.149 (0.017 с.) |