Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аспирантура или соискательство.

Поиск

Приблизительность овладела

Торопящимися людьми.

Что-то учат, о чем-то знают,

В общем - сеют, в среднем - стригут,

Приблизительно объясняют,

Относительно берегут.

Р.И. Рождественский

Гораздо труднее увидеть проблему, чем най­ти ее решение. Для первого требуется во­ображение, а для второго - только умение.

К. Бернар

 

Бытует мнение, что кандидатские диссертации пишут исклю­чительно аспиранты. Однако это не так. Во-первых, аспирантура бы­вает очной и заочной. Во-вторых, существует и такая организацион­ная форма выполнения диссертационного исследования, как соиска­тельство, но при этом следует иметь в виду, что соискатель в про­цессе обретения ученой степени может прикрепляться к кафедре вуза (подразделению НИИ) для сдачи кандидатских экзаменов и (или) для выполнения диссертационного исследования, т.е. выступать как бы в роли аспиранта (докторанта), а может представить уже выполненную диссертацию к защите и таким образом стать соискателем. Причем - официально, и на титульном листе автореферата диссертации указы­вается: на соискание ученой степени...

Иными словами, несмотря на различия аспирантуры и соис­кательства, на финише диссертационного марафона эти различия ис­чезают. Как аспирант, так и не аспирант, выполнивший диссертаци­онное исследование в режиме соискательства, представляя диссерта­цию, становятся соискателями ученой степени кандидата юридиче­ских наук, и из официально закрепленного Перечня документов, представляемых соискателем ученой степени в диссертационный совет, подчас невозможно определить, кто представляет диссертацию и документы по Перечню - бывший аспирант либо бывший соиска­тель - не аспирант.

Различие же между двумя организационными формами вы­полнения диссертационного исследования - аспирантурой и соиска­тельством - заключается в организации и процессе выполнения этого исследования, контроле за ним и форме отчетности. Жаль, что Государственный образовательский стандарт послевузовского профес­сионального образования по отрасли 12.00.00 «Юридические науки» пока не утвержден, хотя проект его широко обсуждался 17-18 ноября 2000 г. на ежегодном собрании Ассоциации юридических вузов России и даже был опубликован[12], а «россыпью» рассылается дорабо­танный документ под названием «Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального об­разования по отрасли 12.00.00 «Юридические науки», который имеет регистрационный номер, но не имеет даты утверждения Мини­стерством образования РФ и даты регистрации в Министерстве юс­тиции РФ, т.е. нормативным актом не является (во всяком случае, автор данной работы пришел именно к такому выводу). А утвер­жденный приказом Министерства образования РФ от 11 января 2000 г. № 1062 Макет государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук здесь мало чем поможет, хотя даже общее количество запрограмми­рованного в нем времени на выполнение аспирантом-очником науч­но-исследовательской работы, выполнение и защиту диссертации (6480 часов, 100 недель, т.е. при пятидневной рабочей неделе аспи­ранту науке следует отдавать 10,8 часа в день) не может не вызвать ничего, кроме удивления и восхищения столь высоким мнением раз­работчиков данного документа об усидчивости и работоспособности наших аспирантов. Притом, что средняя продолжительность жизни наших женщин - 639 тыс. часов, а мужчин и того меньше - 517 тыс. часов.

В самом первом приближении в аспирантуре более жесткий контроль, в очной - еще и обязательность сдачи зачетов по информа­тике, педагогике и т.п.. но ежегодная аттестация предполагается в обеих формах, а внешний контроль - со стороны кафедры, к которой прикреплен аспирант либо соискатель - ничто по сравнению с кон­тролем внутренним - самого молодого ученого, выполняющего дис­сертационное исследование.

Нельзя обойти молчанием и такую важную разницу, как ю. что учеба в очной аспирантуре дает отсрочку от призыва в армию, что для немалого числа молодых людей мужского пола служит серь­езным основанием для поступления в аспирантуру. Может быть, по этой причине, как отмечает главный ученый секретарь ВАК В. Нево-:иш. число обучающихся в аспирантуре увеличилось с 52 тыс. в 1997 г. до 90 гыс. сегодня (в 2003 г. - М.К.), но в среднем в стране защищается лишь около 30 процентов аспирантов, и недавно колле­гия Минобразования России приняла решение: если в течение трех лет в данной аспирантуре будет защищаться менее четверти аспиран­тов, она будет закрыта[13].

И в самом деле, если человек, пусть и молодой, внутренне на­целен на результативную самостоятельную научно-исследователь­скую работу в форме диссертации, то он будет ее делать вне зависи­мости от эффективности внешнего контроля, на прохождении кото­рого он, кстати, может часто спотыкаться. Ибо среди многих фор­мальных требований здесь есть и, как нередко это бывает при форма­лизации каких-либо отношений, немало устаревших, а подчас и про­сто бессмысленных. Если он внутренне нацелен лишь на «прохожде­ние» внешнего контроля, он его пройдет, но конечного результата - в форме завершенной диссертации - часто может не быть. Автор на­стоящей брошюры с такими случаями сталкивался неоднократно и уверен - не в контроле дело. Дело в божьей искре, в том, «зажегся» или нет исследователь.

Итак, с чего начинать молодому человеку, желающему зани­маться правовой наукой, если он утвердился в том, что это его дело? С определения собственной, если можно так выразиться, организа­ционной формы в этом деле. Прискорбно, когда такой молодой че­ловек, придя к своему будущему научному руководителю, изъявляет желание заняться научной работой, но на вопрос, в каком качестве, соискателя либо аспиранта, а если аспиранта, то очного или заочного, отвечает вопросом: а в чем разница? - и просит ему разъяснить это, или, что еще прискорбнее, предлагает своему будущему научному руководителю самому за него решить этот вопрос. Выбор организа­ционной формы выполнения диссертационного исследования для конкретного молодого человека обусловлен различными факторами: наличием в собственном вузе (НИМ) аспирантуры именно по его на­учной специальности, наличием выделенных именно в этом году мест в аспирантуре по его специальности, особенно в очной, дающей право на отсрочку от призыва в армию, что для отдельных молодых людей определяюще важно, наличием в вузе диссертационного сове­та, принимающего к защите кандидатские диссертации именно по его научной специальности, и т.д. Уяснить преимущество той или иной организационной формы и выбрать наиболее приемлемую будущему

ученому поможет специальный документ - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвер­жденное Министерством общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. В целом это довольно объемный документ, содержащий 95 пунктов, и в нем имеются специальные разделы, оп­ределяющие, что есть докторантура, что такое перевод сотрудников учреждений высшего профессионального образования на должность научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций, что есть аспирантура, что такое подготовка кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства, что такое кандидатские экзаме­ны, и т.д. Кстати, есть и подобные, значимые для юридической науки, акты ведомств, например: Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел РФ (утверждено приказом МВД РФ от 7 августа 2003 г. № 160, зарегист­рировано в Минюсте РФ 26 августа 2003 г., рег. № 5000); Инструкция об организации подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования Погра­ничной службы Российской Федерации (утверждена Приказом ФПС РФ от 26 апреля 2002 г. № 282, зарегистрирована в Минюсте РФ 21 июня 2002 г.. рег. № 3520 (с изменениями от 17 ноября 2002 г.); было - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Академии налоговой полиции ФСНП России (утверждалось приказом ФСНП РФ от 2 августа 2002 г. № 365, зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2002 г., рег. № 4144).

Следует обратить внимание и на то, что соискатель ученой степени кандидата наук может прикрепляться как для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов (на срок не более двух лет и в этом случае научный руководитель ему не утверждается), так и для под­готовки кандидатской диссертации (в этом случае он прикрепляется на срок не более трех лет). Вообще в Положении подробно излага­ются процедура прикрепления соискателя к кафедре (подразделению НИИ), права и обязанности соискателя, дается перечень предъявляе­мых и рассматриваемых при этом документов и т.д.

Изучение начинающим ученым-юристом данного документа поможет определиться во многих организационных вопросах и по­зволит избрать оптимальную организационную форму выполнения диссертационного исследования.

Что касается кандидатских экзаменов, которые ему пред­стоит сдавать, то здесь картина определенной стала лишь недавно: решением ВАК России от 26 марта 2003 г. в соответствии с п. 13 По­ложения о порядке присуждения ученых степеней установлен пере­чень дисциплин, по которым должны сдаваться экзамены соискате­лями ученой степени кандидата наук: 1) история и философия науки; 2) иностранный язык; 3) специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации. В сравнении - до этого нововведения вместо эк­замена по истории и философии науки сдавался экзамен «филосо­фия» (а одно время его вообще собирались отменить), а вместо экза­мена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссерта­ции сдавался экзамен по специальности - в широком 'понимании этого термина. Таким образом, нововведение со сдачей экзамена по специальности служит дополнительным и весьма серьезным дово­дом к сдаче его «за два месяца до защиты диссертации», а не в самом начале работы над диссертацией. Видимо, следует проинформиро­вать читателя о некоторых возникших в последнее время тенденциях к вытеснению из преподавания юристам иных, общественных наук, а также иностранных языков. Вот что по этому поводу заметил Н.М. Азаркин: «Смена парадигмы юриста, наше самопознание, наше преображение, наше воскрешение - в очищении юриспруденции от связей с иными общественными науками, в полном их вытеснении из подготовки юристов». И далее: «... так важно при смене юспара-ДИГМЫ вытеснение из учебного процесса иностранных языков, кото­рые пышным цветом проросли в период «бешеного» строительства «общеевропейского дома»[14].

Следует обратить внимание на то. что установленные упомя­нутым выше Положением о подготовке научно-педагогических кад­ров сроки выполнения диссертационных работ различны для разных организационных форм (три-четыре года) и весьма условны. Окон­чив аспирантуру без зашиты диссертации в установленный Положе­нием срок, молодой человек приобретает кое-какие преимущества по сравнению со специалистом, имеющим высшее профессиональное юридическое образование, каким он был до окончания аспирантуры, но ведь он не только к этому стремился, хотя преподавать в юриди­ческом вузе он сможет - неостепененных преподавателей вузов в России становится все больше, да и средний возраст остепененных все время растет. По данным Министерства образования РФ, за по­следние десять лет средний возраст работающих в научно-образова­тельной сфере кандидатов наук увеличился с 44 до 51 года, а докто­ров наук - с 54 до 62 лет. Но для начинающего молодого человека это слабое утешение.

Вообще же, по мнению автора, вся работа над кандидатской диссертацией по любой научной юридической специальности, если она грамотно методологически организована и ведется не лишенным способностей к науке человеком, занимает около 1тыс. человекочасов. Если повезет - 950, не повезет - 1200 и больше; и этот совокуп­ный объем энергии-времени может занять и два года, и четыре года, и десять лет. Иногда отдельные мэтры от науки говорят молодым, как бы хвастаясь: я кандидатскую диссертацию написал за два ме­сяца. Это возможно лишь в том случае, если два месяца занял сам процесс написания текста диссертации, но за пределами этого срока остается огромный объем подготовительной, аналитической и иной работы. Подготовить за такой короткий срок диссертацию невоз­можно, как невозможно за месяц или два родить ребенка. Поэтому сколько времени названным Положением отведено для выполнения диссертационного исследования в той или иной организационной форме - вопрос второстепенный. Главное - готов ли сам молодой человек именно в данный момент тысячу часов своей личной жизни отдать науке. Ведь это время можно потратить на другое - на диско­теки, тусовки, застолье.

С организационной формой выполнения диссертационного исследования связан выбор научной специальности, по которой будет выполняться конкретное диссертационное исследование. Дело в том, что аспирантура, как очная, так и заочная, открывается в вузах и НИИ не по всей номенклатуре научных специальностей. Можно, на­пример, выбрать нужную и важную научную специальность, скажем, арбитражный процесс, а именно по этой научной специальности в данном вузе (ИМИ) аспирантура не открыта. Можно поступить в аспирантуру того вуза (НИИ), где открыта аспирантура по данной спе­циальности (а >то в другом городе), но можно также прикрепиться и в качестве соискателя ученой степени (не аспиранта) именно по нуж­ной специальности в данном (родном) вузе (НИИ). Во втором случае возможности у вуза (НИИ) существенно шире, и обычно они опреде­ляются наличием потенциального научного руководителя у данного соискателя незначительно меньшей мере - открытыми в аспиранту­ре специальностями.

В России существуют лишь несколько - в разрезе каждой науки - мощных НИИ (вузов), где открыты аспирантура и диссерта­ционные советы по всем (или почти всем) научным специальностям профильной для данного НИИ (вуза) науки. Отрадно отметить, что в их числе и Институт государства и права РАН, где есть и аспиран­тура, и диссертационные советы по всем без исключения юридиче­ским научным специальностям.

В настоящее время номенклатура научных специальностей по праву определена приказом Министерства промышленности, науки и технологий РФ от 31 января 2001 г. № 47 «О номенклатуре специаль­ностей научных работников», где под шифром 12.00.00 указана наша отрасль - «Юридические науки», в рамках которой и названы сле­дующие группы специальностей и специальности (под соответст­вующим шифром): 12.00.01 - Теория и история права и государства; история правовых учений; 12.00.02 - Конституционное право; муни­ципальное право; 12.00.03 - Гражданское право; предприниматель­ское право; семейное право; международное частное право; 12.00.05 - Трудовое право; право социального обеспечения; 12.00.06 - Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право; 12.00.08 -Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; 12.00.09 - Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспер­тиза; оперативно-розыскная деятельность: 12.00.10- Международное право, европейское право; 12.00.11 - Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура; 12.00.14 - Административное право, финансовое право, информаци­онное право; 12.00.15 - Гражданский процесс: арбитражный процесс. И по всем этим научным специальностям присуждается ученая сте­пень. Кроме того, ученая степень по юридическим наукам присужда­ется и по другим научным, но не юридическим специальностям: по специальности 05.13.19 - Методы и системы защиты информации, информационная безопасность; по специальности 05.25.05 - Инфор­мационные системы и процессы, правовые аспекты информатики; 05.26.01 - Охрана труда (по отраслям): 05.26.02 Безопасность в Чрезвычайных ситуациях (по отраслям): 05.26.03 Пожарная и про­мышленная безопасность (по отраслям): 19.00.06 Юридическая психология; 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и техно­логии: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития; 25.00.26 - Землеустройство, кадастр и мониторинг земли.

Номенклатура научных специальностей меняется довольно часто, при этом в основе новой классификации нередко лежат субъ­ективные основания. Не может считаться идеальной и нынешняя но­менклатура научных юридических специальностей. Например, нет и не было в ней таких жизненно важных и буквально «стучащихся» в двери научных специальностей, как: образовательное право (а ведь вплотную стоит вопрос о кодификации законодательства об образо­вании); миграционное право (страна «неожиданно» столкнулась с необходимостью законодательного регулирования миграционных - причем, в огромных масштабах - процессов, и как же мы оказались неготовыми к ним; а теперь уже нужно и это законодательство ко­дифицировать ибо сегодня у нас уже действуют 12 базовых миграци­онных законов с огромным количеством подзаконных и ведомствен­ных актов); медицинского права (ведь явно это не подотрасль граж­данского права), спортивного права (проблемы, «вдруг» возникшие вокруг наших спортсменов на международных соревнованиях в по­следнее время наглядно показали, сколь сильно мы отстаем в право­вом регулировании отношений, связанных со спортом, от многих за­рубежных правовых систем - даже толком защитить их в междуна­родных спортивных судах не можем). Нет в ней теперь специально­сти, связанной с правовым обеспечением управления в сложных эко­номических и социальных системах, а между тем нужда в научных, в том числе диссертационных, исследованиях по этой проблематике велика. В юридической литературе справедливо критикуют объеди­нение в одну специальность 12.00.03 гражданского права и предпри­нимательского права, и наоборот, «разведение» по разным специаль­ностям гражданского права и гражданского процесса, предпринима­тельского права и арбитражного процесса с их объединением в спе­циальности 12.00.15.

А если говорить по большому счету, то к классификатору на­учных. «ВАКовских» специальностей, как и к общепринятому члене­нию науки на отрасли, могут быть предъявлены и более серьезные претензии. Факт, что вопрос: а какая отрасль науки у нас "отвечает» за будущее? - останется без ответа. То есть каждая в отдельности от­расль науки «заглядывает» в будущее, прогнозирует его - в своем секторе, даже организует - по мере возможностей. Но не более. Вся медицина, например, нацелена на лечение людей для того, чтобы в будущем, после лечения, больной человек стал здоровым, а в профи­лактическом плане - чтобы здоровый сегодня человек в будущем не заболел. Вся агрономическая наука нацелена, в той или иной мере, на селекцию, на улучшение будущих: урожая, поголовья... Ну, а юри­дическая наука, соответственно, на то, чтобы разрабатываемые на основе ее достижений законы, как и формирующаяся на основе ее достижений правоприменительная практика в будущем - как бли­жайшем, так и более отдаленном - были более эффективны и резуль­тативны, чем законы и практика вчерашнего и сегодняшнего дней.

И все же какая отрасль науки нацелена на изучение и органи­зацию будущего нашего общества в целом? Изучением прошлого за­нимается историческая наука. Хронологический вектор от настояще­го в прошлое - это история, которая послойно занимается исследова­ниями своего хронослоя: от истории древнейших времен (древнего мира) до новейшей истории. А кто отвечает (изучает, пусть только исследует, не организует) тот же общий хронологический вектор, но в направлении из настоящего в будущее? Футурология? Фантастика? Прогностика? Таких отраслей науки нет. во всяком случае - в офици­альных классификациях.

Значит, нет и общеупотребительного понятийного аппарата, общепринятых категорий и терминов; нет, соответственно, устояв­шейся методологии научного поиска в этом векторе, общего для всех отраслей наук и сходного - в этом плане - с общеисторической мето­дологией. Естественно, отсюда и устойчивый скепсис в обществе от­носительно всяких программ развития (всей ли экономики или ее от­дельных отраслей, либо иных сфер общественной жизни) с более-менее четко определенными временными рамками. При этом: факт, что любому нормальному человеку, и ученые здесь не исключение, совсем небезразлично, каким будет его и его детей и внуков будущее: в каком обществе ею потомки будут жить; какой там, в будущем, будет экономическая база жизнедеятельности общества; какие законы там будут действовать...

И чтобы хоть как-то сейчас обеспечить это будущее, кое-где, в том числе и в Российской Федерации (на общероссийском уровне) и даже и некоторых се субъектах создаются фонды будущих поколе­ний, стабилизационные фонды и пр. Однако без научного обеспечения прогнозируемого будущего, включая научно-правовое, как же «беззубы» эти фонды... Ведь еще Сенека говорил: «Если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным».

Автор искренне надеется, что кто-либо из начинающих уче­ных вплотную займется данной проблемой, и ВАКовский классифи­катор научных специальностей будет расширен и дополнен. Будет ли это научная специальность «история», только со знаком плюс, либо будет совсем иная ветвь номенклатуры научных специальностей - не суть важно. Главное: мы же осознанно отвергаем жизненный прин­цип «после нас хоть потоп», коим руководствуются люди, не учиты­вающие общеизвестное положение о том, что жизнь - это миг между прошлым и будущим. Но именно жизнь - сегодняшняя - создает это будущее, и его нельзя создавать вслепую, без научного осмысления.

Возвращаясь к вопросу: аспирантура или соискательство, следует добавить - препятствием при поступлении в аспирантуру может стать ограниченность мест, причем не только бюджетных, ли­бо высокая (относительно) стоимость оплаты аспирантуры по дого­вору - во многих вузах и НИИ по этому вопросу действуют локаль­ные нормативные акты. В таком случае есть смысл избрать для себя иную организационную форму выполнения диссертационного иссле­дования - соискательство.

В принципе принятие решения по такому судьбоносному для начинающего ученого вопросу - дело самого начинающего ученого. Естественно, он должен решить этот вопрос с учетом совета своего будущего научного руководителя, у которого могут быть свои сооб­ражения на сей счет, да и кругозор его в этой сфере заведомо шире.

В то же время следует указать и на ошибочность одного уко­ренившегося мифа: кандидатскую диссертацию нельзя, мол, выпол­нять без научного руководителя. Просто во многих НИИ и вузах ру­ководители отделов аспирантуры действуют по шаблону (им так привычнее) и требуют от аспиранта, прикрепляющегося в качестве соискателя, а то и от поступающего в аспирантуру письменное согласие будущего научного руководителя, а подчас даже тему будущей диссертации. На каких либо нормативных документах такие требования не основаны, не основаны они и на здравом смысле, что будет видно из нижеследующего текста. Кандидатская диссертация может выполняться - по форме и без научного руководителя. Выше при­ведена формула кандидатской диссертации по Положению 1975 г. в соответствии с которой диссертация может быть выполнена самостоятельно или под руководством доктора наук. В формуле ныне действующего Положения, также упомянутого выше, о самостоя­тельности или «несамостоятельности» выполнения кандидатской диссертации вообще ничего не говорится. Ясно, что формула, закре­пленная в Положении 1975 г., была не вполне корректна, так как в ней не учитывалось, в частности, что кандидатская диссертация мо­жет выполняться и под научным руководством кандидата наук (это вполне допускается сейчас). Безусловно, научный руководитель дол­жен быть не «вчера защитившимся» кандидатом наук, а зрелым, мас­титым ученым. И этот вопрос решает, т.е. утверждает данного канди­дата наук в роли научного руководителя конкретного аспиранта (со­искателя) для выполнения кандидатской диссертации по конкретной теме, ученый совет НИИ (вуза).

Кроме того, у аспиранта (соискателя) могут быть два науч­ных руководителя либо научный руководитель и одновременно на­учный консультант, что, кстати, в последнее время встречается все чаще. Например, если кандидатская диссертация выполняется на стыке двух научных юридических специальностей (права и процесса) либо исследуются проблемы правового регулирования специфиче­ских (медицинских, в частности) отношений, то такой «парный» подход весьма целесообразен.

Вряд ли надо доказывать, что начинающий, молодой по воз­расту ученый-юрист (как и специалист иного профиля) без научного руководства не обойдется, и исключения из этого правила чрезвы­чайно редки. Однако если за диссертационное исследование берется практик - «зубр», да если он к тому же еще и публикации по теме имеет, и лекции читает, то научный руководитель ему требуется в гораздо меньшей степени, как правило, для решения сугубо органи­зационно-оформительских задач, а зачастую, исходя из конкретной ситуации, и вовсе не нужен.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.017 с.)