Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом



Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом

 

1. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

2. Институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в настоящем Кодексе, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено настоящим Кодексом.

 

Статья 2. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

 

 

Пункт 1 статьи 2 вступил в силу со дня введения в действие Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь (статья 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 184-З (ред. 01.01.2004)).

 

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

(п. 1 статьи 2 в ред. Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 N 225-З)

 

Пункт 2 статьи 2 вступил в силу со дня введения в действие Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь (статья 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 184-З (ред. 01.01.2004)).

 

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

(п. 2 статьи 2 в ред. Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 N 225-З)

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление особых видов пошлин согласно актам, составляющим право Евразийского экономического союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З, от 30.12.2014 N 224-З, от 30.12.2015 N 343-З)

6. (Пункт 6 не приводится как не вступивший в силу.) <*>

-------------------------------

<*> Пункт 6 статьи 2 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь не вступил в силу в соответствии с частью восьмой статьи 100 Конституции Республики Беларусь.

 

Статья 3-1. Порядок исчисления сроков, установленных налоговым законодательством

(введена Законом Республики Беларусь от 31.12.2005 N 80-З)

 

Установленный налоговым законодательством срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний рабочий день последней недели срока. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

В случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.

Течение срока, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

 

Статья 4. Участники отношений, регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства

 

Участниками отношений, регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства, являются:

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом плательщиками;

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - налоговые органы);

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (далее - таможенные органы);

республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);

Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы (далее - органы государственного контроля), Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы (далее - финансовые органы), иные уполномоченные органы и организации - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другим законодательством.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 26.10.2012 N 431-З)

 

Статья 9. Местные налоги и сборы

(в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

 

К местным налогам и сборам относятся:

абзац исключен с 1 января 2011 года. - Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З;

налог за владение собаками;

абзац исключен с 1 января 2011 года. - Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З;

курортный сбор;

сбор с заготовителей.

 

 

Статья 10 вступила в силу со дня введения в действие Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь (статья 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 184-З (ред. 01.01.2004)).

 

Статья 23. Налоговые агенты

 

1. Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, простое товарищество, доверительный управляющий, иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительство иностранной организации, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которые в силу настоящего Кодекса и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2006 N 190-З, от 15.10.2010 N 174-З, от 26.10.2012 N 431-З, от 31.12.2013 N 96-З, от 30.12.2015 N 343-З)

2. Налоговый агент имеет те же права, что и плательщик, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. Налоговый агент обязан:

3.1. исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном настоящим Кодексом;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 31.12.2013 N 96-З)

3.2. по каждому плательщику вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и выдавать плательщикам по их обращениям справки о доходах, исчисленных и удержанных налогах по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;

(в ред. Законов Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З, от 30.12.2015 N 343-З)

3.3. представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);

3.3-1. обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов и сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);

(пп. 3.3-1 статьи 23 введен Законом Республики Беларусь от 18.11.2004 N 338-З)

3.4. выполнять другие обязанности, установленные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства.

4. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами.

 

Статья 29. Товары

(в ред. Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

 

1. Товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 N 224-З)

2. Идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки, если иное не установлено для определения таможенной стоимости товаров таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь". При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество, товарный знак, функциональное назначение и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При этом незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З, от 30.12.2014 N 224-З, от 30.12.2015 N 343-З)

3. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми, если иное не установлено для определения таможенной стоимости товаров таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь". При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, товарный знак, репутация на рынке, страна происхождения.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З, от 30.12.2014 N 224-З, от 30.12.2015 N 343-З)

 

Статья 30. Работы и услуги

 

1. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

2. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

3. Идентичными работами (услугами) признаются работы (услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики.

(п. 3 статьи 30 введен Законом Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

 

Статья 30-1. Принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения

 

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 N 343-З)

 

1. Налоговые органы вправе контролировать соответствие налоговой базы, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) на основании примененных им цен, налоговой базе, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, по:

1.1. сделкам по:

реализации или приобретению:

недвижимого имущества (его части), а также сделкам, в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций - жилого и (или) нежилого помещения, когда цена сделки отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на идентичное (однородное) недвижимое имущество (его части) соответственно на дату отражения выручки от реализации или отражения затрат на приобретение в собственность, дату передачи застройщиком дольщику объекта долевого строительства, дату передачи владельцу жилищных облигаций жилого и (или) нежилого помещения;

жилищных облигаций в процессе их обращения (за исключением операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенным после государственной регистрации создания объекта строительства, когда цена сделки отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на жилые и (или) нежилые помещения, идентичные (однородные) помещениям, в отношении которых реализованные (приобретенные) жилищные облигации удостоверяют внесение денежных средств, на дату признания дохода (затрат) от операций с ценными бумагами;

1.2. сделкам (если в течение налогового периода сумма цены сделок соответственно по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 1 миллиард белорусских рублей без учета косвенных налогов):

совершенным по внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом или лицом, место нахождения (место жительства) которого находится в государстве (на территории), включенном в перечень оффшорных зон, который определяется Президентом Республики Беларусь для целей применения оффшорного сбора (далее - резидент оффшорной зоны);

совершенным по внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом или с резидентом оффшорной зоны при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), не являющегося (не являющихся) по отношению к ним взаимозависимым лицом через совокупность сделок. Указанная в настоящем абзаце совокупность сделок приравнивается к сделке с взаимозависимым лицом, не принимая во внимание наличие третьего лица (лиц), при участии (посредничестве) которого (которых) совершается такая совокупность сделок, при условии, что такое третье лицо (лица), не признаваемое взаимозависимым (не признаваемые взаимозависимыми) и принимающее (принимающие) участие в указанной совокупности сделок:

не выполняет в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не использует никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

совершенным с взаимозависимым лицом - налоговым резидентом Республики Беларусь (в том числе через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), как это указано в абзацах третьем - пятом настоящего подпункта), которое имеет право не исчислять и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, ввиду того, что такое лицо относится к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяет особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях.

Сумма цены сделок определяется путем суммирования соответственно значения цены каждой сделки по реализации товаров (работ, услуг), определяемой на дату отражения выручки, дохода от операций с ценными бумагами, внереализационного дохода, или значения цены каждой сделки по приобретению товаров (работ, услуг), определяемой на дату отражения затрат (внереализационных расходов);

1.3. сделкам иным, чем указанные в подпунктах 1.1 и 1.2 настоящего пункта, если в течение налогового периода сумма цены сделок по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) по внешнеторговой деятельности организации, реализовавшей (приобретшей) стратегические товары по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь, а также организации, включенной в перечень крупных плательщиков, с одним лицом превышает 10 миллиардов белорусских рублей (без учета косвенных налогов).

Сумма цены сделок определяется путем суммирования значения цены каждой сделки по реализации товаров (работ, услуг), определяемой на дату отражения выручки, дохода от операций с ценными бумагами, внереализационного дохода, и значения цены каждой сделки по приобретению, определяемой на дату отражения затрат (внереализационных расходов) (в том числе через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), которое (которые) выполняет (выполняют) функции, указанные в абзацах четвертом - пятом подпункта 1.2 настоящего пункта) (далее - крупные сделки).

2. Независимо от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным подпунктами 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящей статьи, ее положения не распространяются на:

сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), если цена (стоимость) сделки определена в международном договоре Республики Беларусь;

банковские операции по перечню, определенному Банковским кодексом Республики Беларусь;

операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

3. Для целей настоящей статьи:

под товаром (работой, услугой) понимается товар, иное имущество, имущественные права, работа, услуга;

под реализацией товара (работы, услуги) понимается реализация товара, иного имущества, в том числе имущественных прав (выполнение работы, оказание услуги), предоставление в пользование имущества;

под приобретением товара (работы, услуги) понимается приобретение товара, иного имущества, в том числе имущественных прав, работы, услуги, получение в пользование имущества;

под сделкой по реализации товаров (работ, услуг) понимается сделка, совершенная по ценам ниже рыночных более чем на 20 процентов на дату отражения выручки от реализации (дохода);

под сделкой по приобретению товаров (работ, услуг) понимается сделка, совершенная по ценам выше рыночных более чем на 20 процентов на дату отражения затрат (расходов) на их приобретение;

под внешнеторговой деятельностью понимается:

сделка по реализации товаров (работ, услуг) (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров), совершенная с иностранным юридическим и (или) физическим лицом;

сделка по приобретению товаров (работ, услуг) (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров), совершенная с иностранным юридическим и (или) физическим лицом.

Дата отражения выручки от реализации, дохода от операций с ценными бумагами, внереализационного дохода, иных видов доходов, дата отражения затрат, внереализационных расходов определяются с учетом правил, предусмотренных главой 14 настоящего Кодекса.

4. Если в сделках, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицом применяются цены и (или) устанавливаются коммерческие и (или) финансовые условия (далее для целей настоящей статьи - цены), отличные от тех, которые имели бы место в сделках, осуществляемых в сопоставимых экономических условиях, и признаваемые в соответствии с настоящей статьей рыночными, то налоговая база, которая могла быть определена, но вследствие указанного отличия не была определена, учитывается для целей налогообложения у этого лица.

Для целей исчисления налоговой базы, если иное не предусмотрено настоящей статьей, принимается цена на товар (работу, услугу), указанная сторонами сделки.

Если цена на товар (работу, услугу), примененная плательщиком для определения налоговой базы, отклоняется от рыночных цен на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) более чем на 20 процентов, в целях определения необходимости корректировки налоговой базы налоговый орган производит сопоставление цены и условий анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых сделках, которой он располагает и которая соответствует требованиям настоящей статьи. При отсутствии такой информации налоговым органом при определении налоговой базы используются методы, установленные настоящей статьей. Если после сопоставления цен, примененных плательщиком по сделкам, с рыночными ценами, определенными с использованием методов, установленных настоящей статьей, будут выявлены отклонения налоговой базы, рассчитанной налоговым органом, по сравнению с налоговой базой, отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете), в результате чего в бюджет был недоплачен налог, налоговый орган вправе вынести решение о корректировке налоговой базы и перерасчете налога таким образом, как если бы результаты этой сделки (сделок) были отражены плательщиком исходя из рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

Корректировка, указанная в части третьей настоящего пункта, означает изменение налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, без изменения стоимостных показателей в платежных инструкциях и первичных учетных документах, подтверждающих отгрузку (приобретение) товаров (выполнение (приобретение) работ, оказание (приобретение) услуг). Результаты корректировки налоговой базы и сумма налога за проверяемый отчетный период, подлежащая доплате плательщиком в результате такой корректировки, должны быть отражены налоговым органом соответственно в акте проверки и решении по акту проверки.

Для целей корректировки налоговой базы рыночная цена на товар (работу, услугу) определяется с учетом надбавок (скидок), применяемых при заключении сделок. При этом учитываются в том числе скидки, вызванные:

сезонными колебаниями спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой при продвижении на рынки новых товаров (работ, услуг), а также при их продвижении на новые рынки.

Рыночной ценой на товар (работу, услугу) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.

Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (приобрести (выполнить) работу, приобрести (оказать) услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории в пределах Республики Беларусь или за ее пределами.

В случае применения цен на товары (работы, услуги), не соответствующих рыночным ценам, плательщик вправе самостоятельно до проведения налоговыми органами проверки, за исключением камеральной проверки, произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль и доплатить налог на прибыль.

Определение налоговой базы производится путем применения:

метода сопоставимых рыночных цен;

метода цены последующей реализации;

затратного метода;

метода сопоставимой рентабельности;

метода распределения прибыли.

Методом сопоставимых рыночных цен предусматривается сопоставление цены, применяемой в анализируемой сделке, с ценами на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых экономических условиях, находящимися в пределах диапазона рыночных цен.

Диапазон рыночных цен - две и более рыночные цены, определенные на основе имеющейся информации о ценах в период, за который проводится исследование, или информации на ближайшую дату до совершения анализируемой сделки.

При определении диапазона рыночных цен не учитывается цена, примененная в анализируемой сделке.

Если цена, примененная в анализируемой сделке:

находится в пределах диапазона рыночных цен, не отклоняется соответственно ниже (выше) рыночной цены более чем на 20 процентов, для целей налогообложения признается, что такая цена соответствует рыночной цене;

по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), меньше минимального значения диапазона рыночных цен более чем на 20 процентов, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует минимальному значению диапазона рыночных цен;

по приобретению товаров (работ, услуг), превышает максимальное значение диапазона рыночных цен более чем на 20 процентов, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует максимальному значению диапазона рыночных цен.

В случае, если налоговые органы не располагают информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) (метод сопоставимых рыночных цен является основным методом определения рыночной цены) в связи с отсутствием на рынке товаров (работ, услуг) сделок с идентичным (однородным) товаром (работой, услугой) или из-за невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников, для определения рыночной цены последовательно применяются:

метод цены последующей реализации;

затратный метод;

метод сопоставимой рентабельности.

При этом каждый последующий метод используется, если рыночная цена на товар (работу, услугу) не может быть определена путем применения предыдущего метода.

Рыночная цена на товары, реализуемые плательщиком при использовании метода цены последующей реализации, определяется как разность цены, по которой товары перепроданы покупателем, и затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой товар был приобретен указанным покупателем у плательщика) и продвижении товаров на рынок, а также обычной прибыли покупателя товара при его дальнейшей перепродаже. Если прибыль организации или доход физического лица, осуществляющих перепродажу товара, реализованного им ранее плательщиком, меньше минимального значения прибыли, определенной на основании имеющейся у налоговых органов информации по сопоставимой сделке (сделкам), для целей налогообложения принимается цена, определяемая исходя из прибыли, которая соответствует минимальному значению прибыли, определенной на основании информации, используемой налоговыми органами при сопоставлении цен по сделке (сделкам).

При использовании затратного метода рыночная цена на товары (работы, услуги), реализуемые (выполняемые, оказываемые) плательщиком, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной деятельности прибыли (рентабельности). При этом учитываются обычные для подобной деятельности затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товара (выполнение работы, оказание услуги), транспортировку, страхование, хранение и иные подобные затраты. Если прибыль (рентабельность) реализуемого плательщиком товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) меньше минимального значения прибыли (рентабельности), определенной на основании имеющейся у налоговых органов информации по сопоставимой сделке (сделкам), то для целей налогообложения принимается цена, определяемая исходя из фактических затрат на производство (приобретение) и реализацию товара (выполнение работы, оказание услуги) в анализируемой сделке и прибыли (рентабельности), которая соответствует минимальному значению прибыли (рентабельности), определенной на основании информации, используемой налоговыми органами при сопоставлении цен по сделке (сделкам).

Методом сопоставимой рентабельности, используемым в случае отсутствия или недостаточности информации, необходимой для использования предыдущих методов, предусматривается сопоставление значений показателей рентабельности по анализируемой сделке плательщика с рыночным диапазоном значений показателей рентабельности, сложившихся при осуществлении сопоставимых сделок или сопоставимой деятельности лица.

Для определения рыночного диапазона значений показателей рентабельности используются показатели рентабельности, определяемые по результатам не менее двух сопоставимых сделок (деятельности не менее двух лиц) в аналогичном отчетном периоде.

При подборе лиц, на основании показателей рентабельности которых составляется рыночный диапазон значений показателей рентабельности, учитывается соответствие отраслевой специфики и (или) деятельности, осуществляемой ими в сопоставимых экономических условиях относительно анализируемой сделки. При этом в расчет принимаются показатели рентабельности лица, не являющегося взаимозависимым лицом с анализируемым плательщиком, осуществляющего сопоставимые сделки (деятельность) по отношению к анализируемой сделке, с положительной величиной чистых активов, не имеющего убытков по результатам отчетного периода, показатели рентабельности по которому принимаются для составления рыночного диапазона значений показателей рентабельности.

Финансовые показатели анализируемого плательщика, а также лица (лиц), используемые для целей определения рыночного диапазона значений показателей рентабельности, определяются на основании данных бухгалтерского учета и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

Выбор показателей рентабельности для целей метода сопоставимой рентабельности производится в зависимости от вида сделки и с учетом особенностей деятельности анализируемого плательщика, используемых им активов, полноты и сопоставимости финансовых показателей, используемых для расчета значений показателей рентабельности у анализируемого плательщика и лица (лиц), показатели которых приняты для расчета рыночного диапазона значений показателей рентабельности, а также экономической обоснованности таких показателей рентабельности. К показателям рентабельности для целей метода сопоставимой рентабельности в том числе относятся:

валовая рентабельность, определяемая как отношение валовой прибыли к выручке от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (без учета косвенных налогов);

валовая рентабельность затрат, определяемая как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованной продукции, товаров (работ, услуг);

рентабельность реализации, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг) к выручке от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (без учета косвенных налогов);

рентабельность затрат, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг) к сумме себестоимости реализованной продукции, товаров (работ, услуг), управленческих расходов и расходов на реализацию;

рентабельность управленческих расходов и расходов на реализацию, определяемая как отношение валовой прибыли к управленческим расходам и расходам на реализацию;

рентабельность активов, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг) к остаточной стоимости активов (долгосрочных и краткосрочных), используемых в анализируемой сделке. При отсутствии необходимой информации об остаточной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

иной показатель рентабельности, отражающий взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими рисками и уровнем вознаграждения.

Если значения показателей рентабельности плательщика по анализируемой сделке:

находятся в пределах рыночного диапазона значений показателей рентабельности, определенных в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не отклоняются соответственно ниже (выше) рыночного диапазона более чем на 20 процентов, цена, примененная плательщиком в анализируемой сделке, для целей налогообложения признается рыночной ценой;

ниже минимального значения рыночного диапазона значений показателей рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном настоящей статьей более чем на 20 процентов, для целей налогообложения учитывается такое минимальное значение, на основании которого осуществляется корректировка прибыли плательщика по анализируемой сделке в целях налогообложения.

Метод распределения прибыли может использоваться в случае невозможности использования предыдущих методов.

Метод распределения прибыли заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами анализируемой сделки (сделок), полученной ими совокупной прибыли с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок на основании положений настоящей статьи.

Метод распределения прибыли может использоваться, но не исключительно, в случаях:

наличия взаимосвязи между проверяемыми сделками и другими сделками, которые осуществляются сторонами анализируемой сделки и связанными с ними лицами;

применения сторонами проверяемых сделок имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые существенно влияют на уровень рентабельности.

Если организации, прибыль которых подлежит распределению с учетом указанного метода, ведут бухгалтерский учет на основе различных правил ведения бухгалтерского учета, для целей применения метода распределения прибыли их бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть приведена к единым правилам ведения бухгалтерского учета.

Распределение прибыли (убытка) между сторонами взаимосвязанных последовательных сделок, в которую входит прибыль от анализируемой сделки, в соответствии с методом распределения прибыли производится на основании оценки вклада каждой из сторон в совокупную прибыль с учетом выполненных каждой из сторон таких сделок функций, и (или) использованных ими активов и понесенных затрат, вложенных инвестиций, и (или) принятых экономических рисков.

Совокупной прибылью (убытком) признается сумма значений прибыли (убытка), рассчитанной с соблюдением единых правил ведения бухгалтерского учета по реализации товара (работы, услуги), каждой из сторон совокупности взаимосвязанных сделок за проверяемый отчетный (налоговый) период.

Для распределения совокупной прибыли (убытка) всех сторон сделки (сделок) учитываются следующие показатели:

размер затрат (расходов), понесенных лицом, являющимся стороной анализируемой сделки, на создание нематериальных активов, использование которых оказывает влияние на величину фактически полученной прибыли (убытка) по анализируемой сделке;



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.173.249 (0.024 с.)