Строительство и строительный комплекс в системе национальной экономики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строительство и строительный комплекс в системе национальной экономики



Строительство и строительный комплекс в системе национальной экономики

Строительство как отраслевой вид деятельности подразумевает осуществление нового строительства, расширения, реконструкции и ремонта зданий, сооружений и объектов производственного и непроизводственного назначения, а также техническое перевооружение и поддержку производственных мощностей действующих предприятий.

Строительство охватывает также деятельность организаций, осуществляющих эксплуатационное бурение; проектных, проектно-изыскательских и изыскательских организаций; хозяйственное управление строительством.

Основная роль строительной отрасли – создание условий для поступательного развития всей экономики страны, что является главной целью экономической политики любого современного государства. Условием экономического роста является расширенное воспроизводство, которое невозможно без дополнительных инвестиций.

В строительной отрасли функционирует большое количество различных организаций, участвующих в процессе освоения реальных (капиталообразующих) инвестиций, и образующих строительный комплекс. Строительный комплекс – это организованная система предприятий и производств, объединенных устойчивыми производственно-технологическими и хозяйственными связями в создании строительной продукции.

Строительный комплекс России представляет собой совокупность подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, механизации, транспорта, проектных и научно-исследовательских институтов, лизинговых фирм, учебных заведений и других предприятий и организаций.

В составе строительного комплекса можно выделить семь групп предприятий и организаций:

1) строительно-монтажные (подрядные) организации, выполняющие различные виды строительных и монтажных работ, которые классифицируют по видам работ как общестроительные, специализированные и ремонтно-строительные;

2) предприятия и организации, поставляющие для строительства предметы труда (предприятия промышленности строительных материалов, конструкций, деревообрабатывающей и других отраслей);

3) предприятия и организации, поставляющие средства труда (строительное и дорожное машиностроение, производство оборудования для промышленности строительных материалов);

4) предприятия по эксплуатации и техническому обслуживанию строительных машин, оборудования и автотранспорта;

5) научно-исследовательские организации, разрабатывающие новые инженерно-технические решения, новые материалы и конструкции, новые технологии производства строительных материалов, конструкций и строительно-монтажных работ, новые строительные машины и механизмы (большинство функционирует в структуре ВУЗов архитектурно-строительного образования);

6) архитектурно-проектные и проектно-изыскательские организации, выполняющие инженерные изыскания и разрабатывающие проектно-сметную документацию для строительства;

7) организации, осуществляющие управление строительством (министерства, комитеты, департаменты, объединения, ассоциации). Главным федеральным исполнительным органом, осуществляющим руководство отраслью, до 2004 г. являлся Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, а в настоящее время Министерство регионального развития РФ. На уровне руководства строительным комплексом Красноярского края – министерство строительства и архитектуры при Правительстве края.

Функционирование строительного комплекса характеризуется системой технико-экономических показателей, которые можно разделить на группы:

1) количественные показатели, характеризующие объемы строительства и инвестиций, количество строящихся и вводимых в эксплуатацию объектов, количество функционирующих организаций, численность работающих и т.д.;

2) структурные показатели, характеризующие структуру инвестиций, строительно-монтажных работ, структуру организаций и т.д.;

3) качественные показатели, характеризующие развитие форм собственности в строительном комплексе, изменение источников инвестиций, роль строительного комплекса в национальной экономике (доля в ВВП, доля трудоспособного населения, занятого в отрасли и т.д.).

Анализ этих показателей в динамике позволит судить о состоянии и тенденциях развития строительного комплекса, поможет выявить ключевые проблемы отрасли и пути повышения эффективности строительной деятельности.

Специфика развития отрасли строительства и условия ее функционирования предопределяются направленностью экономической политики государства, масштабами и размещением инвестиционных программ на территории страны, отраслевыми пропорциями в распределении инвестиций, характером подлежащих сооружению объектов, характером подлежащих сооружению объектов (из размерами, степенью сложности и техническим уровнем), а также рядом качественных требований, предъявляемых к строительству. Важнейшими из них являются продолжительность инвестиционного цикла и качество строительной продукции.

 

Экономика строительства как наука и как производственная система

В настоящее время понятие «экономика» трактуется двумя определениями:

1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования с применением труда, т.е. экономика как производственно-хозяйственная система;

2) экономика как наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Оценка эффективности инвестиционных проектов методами, учитывающими стоимость денег во времени.

Чистая текущая стоимость

Основой принципа метода чистой текущей стоимости (net present value – NPV) заключается в том, чтобы найти соотношение между инвестициями и будущими доходами, выраженное в скорректированной во времени, как правило, приведенной к началу реализации проекта денежной величине. При заданной норме дисконта можно определить текущую стоимость всех оттоков и притоков денежных средств в течение жизненного цикла проекта, а также сопоставить их друг с другом. Результатом сопоставления будет положительная или отрицательная величина – чистый приток или чисты отток денежных средств, который показывает экономический результат реализации проекта.

Если CI – сумма первоначальных инвестиций (summer initial investment), т.е. сумма инвестиций на начало проекта; PV – текущая стоимость денежного потока на протяжении жизненного цикла проекта, то чистая текущая стоимость проекта определяется формулой:

Здесь величина CI –имеет отрицательный знак.

С учетом приведения стоимости к началу реализации проекта чистая текущая стоимость равна:

, где - коэффициент дисконтирования;

- норма дисконта;

- срок проекта в годах;

-денежный поток в i-ом году;

- значок суммирования по годам проекта до n –го.

Величина PV – текущая стоимость денежного потока на протяжении жизненного цикла проекта определяется формулой:

Величина коэффициента дисконтирования определяется формулой:

.

Если чистая текущая стоимость проекта в денежном выражении положительна, то это означает, что в течение своей жизни проект возместит первоначальные затраты CI, обеспечит получение прибыли согласно заданной норме, равной ставке дисконтирования , а также получение некоторой дополнительной прибыли, равной NPV. Отрицательная величина NPV показывает, что заданная норма прибыли, равная ставке дисконтирования, не обеспечивается и проект является убыточным. При NPV=0 проект только окупает произведенные затраты, но не приносит дополнительного дохода.

Налог на прибыль

Налог на прибыль строительной организации – прямой налог, его сущность заключается в обязательном изъятии части дохода строительного предприятия в пользу государства (федеральный бюжет).

Объектом налогообложения является прибыль строительного предприятия до налогообложения, В целях определения налогооблагаемой прибыли строительное предприятие (налогоплательщик) уменьшает полученные доходы от реализации строительных работ, услуг и доходов от прочих видов деятельности на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 %, при этом:

· сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 %, зачисляется в федеральный бюджет;

· сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (может быть понижена до 13,5 %).

Налог на прибыль начисляется нарастающим итогом (за 3 месяца, полугодие, 9 месяцев, год) и ежеквартально пересчитывается, по итогам года - исчисляется на основании годового отчета.

Налог на имущество

Налог на имущество является региональным налогом. Объект налогообложения – основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества предприятия.

Налог исчисляется и уплачивается бюджет ежеквартально.

Конкретные ставки налога на имущество строительных предприятий (но не более 2 % налогооблагаемой базы) устанавливают органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

Земельный налог

Земельный налог уплачивают строительные организации за землю, находящуюся в их собственности, владении или пользовании. Ставки налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований в виде стабильных платежей на единицу земельной площади в расчете на год. Земельный налог относится на себестоимость строительной продукции.

Единый социальный налог

Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для аккумуляции средств в целях реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Специфика ЕСН заключается в том, что он формируется как сумма взносов, получателями которых являются федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, фонды медицинского страхования.

ЕСН уплачивается по так называемой регрессивной шкале ставок. Это значит, что чем больше налоговая база (т.е. сумма налоговых выплат), тем меньше ставка налога.

Для строительных предприятий объектом налогообложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работникам организаций по трудовым и гражданско-правовым договорам за выполнение СМР (оказание услуг, изготовление продукции). Налоговая база определяется строительным предприятием отдельно по каждому работнику нарастающим итогом с 1 января отчетного года или с момента принятия его на работу.

На 2008 г. при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года до 280000 руб. установлены следующие суммарные ставки ЕСН: Федеральный бюджет РФ – 20,0 %, Фонд социального страхования РФ- 2,9 % и Фонды обязательного медицинского страхования РФ – 3,1 % (ФФ ОМС РФ – 1,1 %, ТФ ОМС РФ – 2,0 %) .

Строительство и строительный комплекс в системе национальной экономики

Строительство как отраслевой вид деятельности подразумевает осуществление нового строительства, расширения, реконструкции и ремонта зданий, сооружений и объектов производственного и непроизводственного назначения, а также техническое перевооружение и поддержку производственных мощностей действующих предприятий.

Строительство охватывает также деятельность организаций, осуществляющих эксплуатационное бурение; проектных, проектно-изыскательских и изыскательских организаций; хозяйственное управление строительством.

Основная роль строительной отрасли – создание условий для поступательного развития всей экономики страны, что является главной целью экономической политики любого современного государства. Условием экономического роста является расширенное воспроизводство, которое невозможно без дополнительных инвестиций.

В строительной отрасли функционирует большое количество различных организаций, участвующих в процессе освоения реальных (капиталообразующих) инвестиций, и образующих строительный комплекс. Строительный комплекс – это организованная система предприятий и производств, объединенных устойчивыми производственно-технологическими и хозяйственными связями в создании строительной продукции.

Строительный комплекс России представляет собой совокупность подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, механизации, транспорта, проектных и научно-исследовательских институтов, лизинговых фирм, учебных заведений и других предприятий и организаций.

В составе строительного комплекса можно выделить семь групп предприятий и организаций:

1) строительно-монтажные (подрядные) организации, выполняющие различные виды строительных и монтажных работ, которые классифицируют по видам работ как общестроительные, специализированные и ремонтно-строительные;

2) предприятия и организации, поставляющие для строительства предметы труда (предприятия промышленности строительных материалов, конструкций, деревообрабатывающей и других отраслей);

3) предприятия и организации, поставляющие средства труда (строительное и дорожное машиностроение, производство оборудования для промышленности строительных материалов);

4) предприятия по эксплуатации и техническому обслуживанию строительных машин, оборудования и автотранспорта;

5) научно-исследовательские организации, разрабатывающие новые инженерно-технические решения, новые материалы и конструкции, новые технологии производства строительных материалов, конструкций и строительно-монтажных работ, новые строительные машины и механизмы (большинство функционирует в структуре ВУЗов архитектурно-строительного образования);

6) архитектурно-проектные и проектно-изыскательские организации, выполняющие инженерные изыскания и разрабатывающие проектно-сметную документацию для строительства;

7) организации, осуществляющие управление строительством (министерства, комитеты, департаменты, объединения, ассоциации). Главным федеральным исполнительным органом, осуществляющим руководство отраслью, до 2004 г. являлся Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, а в настоящее время Министерство регионального развития РФ. На уровне руководства строительным комплексом Красноярского края – министерство строительства и архитектуры при Правительстве края.

Функционирование строительного комплекса характеризуется системой технико-экономических показателей, которые можно разделить на группы:

1) количественные показатели, характеризующие объемы строительства и инвестиций, количество строящихся и вводимых в эксплуатацию объектов, количество функционирующих организаций, численность работающих и т.д.;

2) структурные показатели, характеризующие структуру инвестиций, строительно-монтажных работ, структуру организаций и т.д.;

3) качественные показатели, характеризующие развитие форм собственности в строительном комплексе, изменение источников инвестиций, роль строительного комплекса в национальной экономике (доля в ВВП, доля трудоспособного населения, занятого в отрасли и т.д.).

Анализ этих показателей в динамике позволит судить о состоянии и тенденциях развития строительного комплекса, поможет выявить ключевые проблемы отрасли и пути повышения эффективности строительной деятельности.

Специфика развития отрасли строительства и условия ее функционирования предопределяются направленностью экономической политики государства, масштабами и размещением инвестиционных программ на территории страны, отраслевыми пропорциями в распределении инвестиций, характером подлежащих сооружению объектов, характером подлежащих сооружению объектов (из размерами, степенью сложности и техническим уровнем), а также рядом качественных требований, предъявляемых к строительству. Важнейшими из них являются продолжительность инвестиционного цикла и качество строительной продукции.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.007 с.)