Аграрная программа какой партии явилась основой «декрета о земле». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аграрная программа какой партии явилась основой «декрета о земле».



101. Партии кадетов. 102. Партии эсеров. 103. Партии большевиков.

Какие аграрные политики использовались в период «военного коммунизма»?

201. Политика продналога. 202. Государственная хлебная монополия. 203. Политика продразверстки.

Какая хозяйственная система была характерна для нэповского периода советской экономики?

301. Рыночная система. 302. Планово-рыночная система. 303. Плановая система.

Какой сектор народного хозяйства является ведущим в системе нэповской экономики?

401. Государственный сектор. 402. Концессионный сектор. 403. Частный сектор.

В период какой денежной реформы использовалась система золотого червонца?

501. Реформа 1947 года. 502. Реформа 1961 года. 503. Реформа 1922-1924 годов.

 

Тема 6. Экономическое развитие Советской России в период формирования административно-командной хозяйственной системы

 

В данной теме рассматривается процесс формирования в Советской России 30-х годов через механизмы форсированной индустриализации и принудительной коллективизации административно-командной хозяйственной модели.

 

Советская индустриализация: необходимость, анализ основных индустриальных программ

Развитие советской экономики в нэповский период происходило на основе морально и физически устаревшего основного капитала, сложившегося в результате еще дореволюционного промышленного переворота, поэтому для большевиков в конце 20-х годов необходимость индустриальной технологической перестройки приобретает макроэкономический или стратегический характер. Объективная необходимость проведения советской индустриализации объясняется следующими обстоятельствами:

1. Логическая незавершенность процесса дооктябрьского промышленного переворота, поэтому в России не сложилась индустриальная модель экономики и общества.

2. Необходимость изменения отраслевой структуры промышленности – приоритетное формирование комплекса обрабатывающих отраслей тяжелой индустрии.

3. Необходимость перестройки территориальной структуры экономики – индустриальное освоение восточных ресурсных регионов, чтобы преодолеть характерную для России территориальную диспропорцию: концентрация экономического потенциала страны в основном в европейской части, а природных ресурсов – в восточной макрозоне.

4. Необходимость индустриализации аграрного сектора, которой традиционно находился на домашинной стадии развития; интересно отметить, что группа экономистов предлагала для проведения индустриализации сельского хозяйства вариант агропромышленного комплекса (создание агропромышленных комбинатов), но большевики отвергли данную идею.

5. Традиционно приоритетной для советской экономической стратегии оборонный фактор – формирование отраслей военно-промышленного комплекса, учитывая сложное геополитическое положение Советской России.

В конце 20-х годов были разработаны две основные программы (варианты) проведения советской индустриализации. Первая получила название «госплановская программа», т.к. она разрабатывалась первым составом Госплана страны 20-х годов, который работал над моделью первой пятилетки. Рассмотрим основные положения госплановской индустриальной программы.

1. Трактовка индустриализации как комплексного и структурного социально-экономического процесса – использование машинных технологий не только в отраслях тяжелой промышленности, но и во всех сферах народнохозяйственного комплекса (аграрный, транспортный, строительный, социальный сектор экономики).

2. Необходимость соблюдения макроэкономического структурного равновесия – сбалансированное и пропорциональное развитие всех отраслей и регионов национальной экономики.

3. Достижение умеренного высоких, но длительно устойчивых темпов индустриального развития без экономических «скачков»и нарушения структурного равновесия.

4. Источники финансирования индустриализации. Поскольку Советская Россия не могла рассчитывать на внешние ресурсы, то предлагались внутренние источники капиталонакопления: хозрасчетные ресурсы промышленного самофинансирования; валютные поступления от внешнеэкономической деятельности; налоговая система и особенно повышенное налогообложение частного сектора экономики; система государственных займов (например, за 1922-1926 гг. были выпущены облигации 15 внутренних займов); использование возможностей крестьянского накопления, но оговаривались методы и пределы такого использования.

5. Дальнейшее развитие и перестройка нэповской хозяйственной системы. Анализ предлагаемых источников финансирования индустриализации говорит о том, что авторы программы являлись сторонниками продолжения нэповского эксперимента и повышения его экономической эффективности, поэтому данная программа носила больше теоретический или гипотетический характер, т.к. к концу 20-х годов большевики уже практически отошли от нэповских принципов хозяйствования.

Практическую реализацию получила вторая индустриальная программа, разработанная в системе ВСНХ, – программа ускоренной или форсированной индустриализации. Интересно отметить, что авторы данной программы многое взяли из предлагаемой еще в 1923 году группой Л.Д. Троцкого программы «сверхиндустриализации». Для программы форсированной индустриализации характерны следующие положения:

1. Понимание индустриализации как процесса приоритетного формирования комплекса отраслей тяжелой и оборонной промышленности, но подобная гипертрофия приоритетности тяжелой промышленности неизбежно приводила к нарушению структурного баланса в экономике.

2. Ориентация на максимально высокие, форсированные темпы развития комплекса отраслей тяжелой промышленности, что требовало концентрации всех ресурсов на ключевых отраслях тяжелой индустрии.

3. Использование насильственных методов финансирования формированной индустриализации: во-первых, максимальная «перекачка» ресурсов из крестьянского сельского хозяйства: сначала налоги и «ножницы цен» на промышленную и аграрную продукцию, а затем наиболее радикальный вариант – принудительная коллективизация сельского хозяйства. Отметим, что в истории российского реформаторства крестьянское хозяйство всегда играло роль своеобразного «экономического донора». Во-вторых, «перекачка» средств из сектора легкой промышленности через налоги и финансово-кредитный механизм. В-третьих, нарушение баланса между фондом накопления и фондом потребителя в структуре национального дохода в пользу первого фонда. В-четвертых, система принудительных государственных займов; кроме того, активно использовались денежная и кредитная эмиссия и доходы от производства и реализации водочной продукции.

4. Стратегический выбор большевиками варианта ускоренного проведения индустриализации потребовал полного отказа от нэповского хозяйственного механизма и формирования модели административно-командной организации экономики и общества, адекватной стратегии форсированной индустриализации.

 

Плановая модель и фактические хозяйственные результаты первой пятилетки

Первоначальную апробацию концепция форсированной индустриализации получила в период первого пятилетнего плана – 1928/1929 – 1932/1933 хозяйственные годы (до 1932 года плановые показатели рассчитывались и устанавливались по хозяйственным годам, начинавшимся с 1 октября). В плановую модель первой пятилетки были заложены две основные стратегические задачи: во-первых, формирование посредством нового капитального строительства первичного индустриального комплекса экономики – базовые отрасли тяжелой промышленности, причем приоритет отдавался новым отраслям, определяющим технический прогресс: сталелитейная, химическая, нефтедобыча и нефтепереработка, электротехническая, автомобильная. Во-вторых, подготовка социально-экономических и технологических предпосылок для проведения коллективизации сельского хозяйства: коллективизация рассматривалась с точки зрения стратегической перспективы, а в плановой модели предусматривалось прежде всего развитие совхозного, крестьянского и кооперативного секторов аграрной экономики и создание необходимых условий для будущего коллективистского процесса.

Первая пятилетка была разработана в двух вариантах – отправной (минимальный) и оптимальный варианты плановых заданий, чтобы при изменении внутренней и внешней конъюнктуры экономика имела возможность хозяйственного выбора и маневрирования. Поскольку большинство экономистов первого состава Госплана, который разрабатывал стратегию первой пятилетки, были сторонниками нэповской хозяйственной системы, то в плановой модели пятилетки проявлялось стремление к оптимальному сочетанию плановых и рыночных принципов хозяйствования, а также отраслевая, региональная и финансовая сбалансированность плановых показателей.

Для оценки реальных хозяйственных результатов первой пятилетки необходимо рассмотреть данные экономической статистики, разработанные автором на основе анализа материальных балансов пятилетки. Сначала используем стоимостный показатель динамики среднегодовых темпов прироста промышленной и сельскохозяйственной продукции (в процентах, по отношению к предыдущему году).

 

Года Промышленная продукция Аграрная продукция
  + 20 - 3
  + 22 - 4

 

Исключая показатель сельского хозяйства (в аграрном секторе начался процесс коллективизации), по развитию других макроэкономических показателей пятилетка в период 1929-1930 годов вышла на уровень оптимального варианта. Но летом 1930 года состоялся XVI съезд партии, который принял решение о форсировании индустриального процесса: отказ от оптимального варианта, серьезный пересмотр плановых заданий по отраслям тяжелой промышленности и реализация сверхоптимального варианта, пятилетки.

 

1931 + 22 (по новому варианту - 5

прирост должен был

составить + 45 %)

1932 + 15 - 7

1933 + 5 - 6

 

Таким образом, к концу первой пятилетки проявляется ситуация «экономического скачка»: форсирование тяжелой промышленности за счет увеличения доли накопления в национальном доходе способствовало первоначальному индустриальному ускорению, но затем начинают действовать факторы торможения развития и снижение темпов экономического роста. Причем необходимо отметить, что если мировая статистика исчисляла основные экономические показатели в неизменных постоянных ценах (индексы цен), то в советской статистике индексы физического объема производства исчислялись в текущих оптовых ценах (учитывалась инфляционная доминанта), что приводило к серьезному искажению объективной реальности.

Приведем также таблицу, показывающую плановые и фактические приросты основных макроэкономических показателей пятилетки (1933 год в процентах в 1928 году):

 

  Оптимальный вариант Фактический прирост
Национальный доход 103 (82 - отправной вариант)  
Валовая продукция всей промышленности    
Группа «А» (производство средств прои-зводства)    
Группа «Б» (производство предметов пот-ребления) 106 (95 - отправной вариант)  
Валовая продукция сельского хозяйства   - 18

 

В данной таблице представленная вся логика и результаты модели форсированной индустриализации: хотя официально было объявлено о досрочном (за 4 года и 3 месяца) выполнении первой пятилетки, фактически план выполнили только приоритетные отрасли машиностроительного комплекса.

Рассмотрим причины сложной экономической ситуации в Советской России периода первой пятилетки:

1. Невыполнение плана пятилетки по новому капитальному строительству – например, объем незавершенного строительства составил 76%. Такой низкий уровень реализации инвестиционной программы объясняется прежде всего слабой индустриальной (технологической) базой советского строительного комплекса. К тому же незавершенное строительство является одним из источников инфляционного давления на экономику.

2. Преобладание экстенсивных факторов развития экономики. Невыполнение плана по созданию новых производственных фондов компенсировалось активным привлечением на рынок труда дополнительной рабочей силы (8,5 млн чел.), причем 60% новых рабочих являлись выходцами из деревни, имеющими низкий уровень экономической культуры, квалификации и адаптации к машинной технике – отсюда низкий уровень производительности и организации промышленного труда (производительность труда в промышленности за пятилетку увеличилась на 28% вместо 110% по плану).

3. Структурная несбалансированность народного хозяйства вследствие гипертрофии приоритетного развития отраслей тяжелой промышленности. В экономике страны в период первой пятилетки возникли серьезные межотраслевые, межрегиональные и воспроизводственные диспропорции, которые инерционно сохранились на протяжении всей советской экономической истории. В свою очередь, нарушение хозяйственного равновесия приводило к неравномерности развития экономики, к «скачкам» экономической динамики.

4. Невыполнение плана пятилетки по развитию социальной сферы экономики: во-первых, постоянная «перекачка» ресурсов из фонда потребления приводила к тому, что большевики всегда финансировали социальные программы по так называемому «остаточному принципу»; во-вторых, кризис отраслей сельского хозяйства и легкой промышленности привел к острому дефициту товарного рынка и, как следствие, введение карточной системы распределения продовольственных и потребительских товаров; в-третьих, для финансирования тяжелой промышленности использовались крупномасштабная денежная эмиссия (в 1933 году денежная масса в обращении составила 8,4 млрд руб.), что привело к серьезной инфляционной ситуации и росту оптовых и розничных цен (на 250-300%). Поэтому в период первой пятилетки правительство вынуждено было проводить дефляционную (снижение инфляции) политику: поскольку большевики принципиально не могли сдерживать инвестиционный спрос в экономике, они использовали метод ограничения потребительского спроса населения, воздействуя на уровень их номинальных и реальных доходов.

Таким образом, в период первой пятилетки в обществе возникла напряженная социальная ситуация и недовольство значительной части населения большевистской концепцией «социальных жертв».

5. Формирование административно-командного хозяйственного механизма. В годы первой пятилетки правительство провело четыре хозяйственные реформы: управленческая – утверждение административной системы управления, основанной на директивном плановом распределении ресурсов и продукции; тарифная – переход от нэповского рынка труда к административному регулированию тарифных отношений (тарифная сетка, ставки, разряды, нормы выработки для рабочих, оклады для инженерно-технических работников), хотя при этом большевики отказываются от уравниловки в системе оплаты труда; налоговая – вместо 63 различных налогов и платежей в бюджет в нэповский период вводятся два основных вида: налог с оборота и отчисления от прибыли предприятий; кредитная – демонтаж нэповской банковско-кредитной системы: ликвидация коммерческого кредита и вексельного обращения, акционерных банков, фондовых бирж, замена банковского кредита государственным централизованным финансированием.

Таким образом, к концу первой пятилетки полностью сформировалась сверхцентрализованная, командная экономическая модель, которая с определенными модификациями просуществовала в Советской России до конца 1980-х годов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.018 с.)