Основные элементы эколого-правового режима использования и охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы эколого-правового режима использования и охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды.



Зависимость эколого-правового режима использования и охраны компонентов окружающей среды от естественно-природных свойств, характеристик и состояний природных ресурсов, природных объектов и экологических систем.

36. Характеристика земель сельскохозяйственного назначения как основы жизни и деятельности человека, важнейшего компонента окружающей среды, природного ресурса и приоритетного объекта особой охраны.

37. Правовые меры сохранения плодородия земель (почв) сельскохозяйственного назначения и обеспечения биологического разнообразия.

38. Мелиорация земель, применение минеральных удобрений, пестицидов, стимуляторов роста растений, генно-инженерных модификаций кормов и организмов как наилучшие технологии, применяемые в сельском хозяйстве, и меры борьбы с отрицательными последствиями их применения для человека и окружающей среды.

39. Планирование мероприятий по охране окружающей среды городов и других поселений.

40. Эколого-правовое значение зонирования территорий в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

41. Законодательство г. Москвы об обеспечении экологической безопасности и охране окружающей среды.

42. Основные направления охраны окружающей среды в промышленности и на транспорте.

43. Обеспечение экологической безопасности посредством технического регулирования.

44. Система обеспечения экологической безопасности функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

45. Эколого-правовое регулирование санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

46. Понятие леса как экологической системы, природного ресурса и объекта эколого-правовой охраны.

47. Основные виды прав лесопользования и основания их возникновения.

48. Понятие и основные элементы эколого-правового режима лесопользования.

49. Защитные и особо защитные участки лесов.

50. Правовая охрана и защита лесов.

51. Воспроизводство лесов и лесоразведение.

52. Управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

53. Государственный лесной контроль и надзор.

54. Характеристика водного объекта как составной части окружающей среды, места обитания объектов животного и растительного мира и природного ресурса, являющегося объектом водных отношений и эколого-правовой охраны.

55.Эколого-правовые начала основных принципов водного законодательства.

56. Эколого-правовые аспекты нормирования использования и охраны водных объектов.

57. Виды и правовые основания осуществления водопользования.

58. Основные требования по охране окружающей среды при осуществлении водопользования.

59. Животный мир как составная часть окружающей среды, компонент биосферы, природный объект и ресурс, используемый человеком, и объект эколого-правовой охраны.

60. Основные виды использования объектов животного мира и правовые основы его осуществления.

61. Эколого-правовая охрана объектов животного мира и среды их обитания.

62. Эколого-правовой режим пользования объектами животного мира при осуществлении охоты.

63. Эколого-правовой режим использования водных биологических ресурсов (рыболовство).

64. Обеспечение биологического разнообразия: охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.

65. Характеристика недр как составная часть природной среды, природный ресурс, объект горных отношений и эколого-правовой охраны.

66. Виды пользования недрами и правовой режим его осуществления.

67. Требования по охране окружающей среды при осуществлении пользования недрами.

68. Государственный контроль за изучением, рациональным использованием и охраной недр.

69. Атмосферный воздух как важнейший компонент окружающей среды, составная часть среды обитания и объект эколого-правовой охраны.

70. Нормативное регулирование качества атмосферного воздуха.

71. Государственный учет и регистрация вредных воздействий на атмосферный воздух.

72. Правовая охрана озонового слоя и климатической системы Земли.

73. Понятие и цели создания особо охраняемых природных территорий и их виды.

74. Природно-заповедный фонд Российской Федерации и его характеристика.

75. Эколого-правовые требования режима особо охраняемых природных территорий.

76. Эколого-правовой режим отдельных видов особо охраняемых территорий и объектов природы.

77. Эколого-правовой режим охраны озера Байкал.

78. Понятие и виды экологически неблагоприятных территорий.

79. Порядок восстановления нарушенного состояния окружающей среды на экологически неблагоприятных территориях.

80. Основы правового регулирования экологических проблем, вызываемых образованием отходов производства и потребления.

81. Требования по охране окружающей среды при организации деятельности объектов размещения отходов.

82. Правила трансграничного перемещения отходов.

83. Эколого-правовой режим континентального шельфа Российской Федерации.

84. Эколого-правовой режим исключительной зоны Российской Федерации.

85. Правовая охрана морских водных биологических ресурсов.

86. Общая характеристика международного экологического права.

87.Источники международного экологического пава.

88.Международные договоры с участием Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

89. Международные экологические организации и основные направления их деятельности.

90. Экологическое право Европейского союза.

91. Правовое регулирование экологических отношений в странах СНГ.

92. Экологическое законодательство США.

 

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

Варианты контрольных работ

Для распределения между студентами предлагаются варианты контрольных работ. Каждый вариант состоит из двух теоретических вопросов в соответствии с программой курса «Экологическое право» и одной практической задачи на применение норм экологического и другого законодательства к конкретно возникающим отношениям по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. После каждого варианта приведен список рекомендуемой учебной литературы, состоящий из новейших учебников по курсу «Экологическое право». В случае отсутствия этих учебников можно воспользоваться любым из учебников издания не позже 2006 года.

Изучение данного учебного материала, а также предложенной настоящим учебно-методическим комплексом (раздел 9) иной правовой литературы позволит дать обоснованные ответы на теоретические вопросы варианта контрольной работы. Это также даст возможность выяснить теоретические основы для решения практической задачи. При этом важно в первую очередь вникнуть в существо сложившейся по условиям задачи ситуации и предельно точно определить характер возникших отношений, их предметную (видовую) принадлежность. На этой базе затем избираются подлежащие применению к данным отношениям конкретные нормативные правовые акты и содержащиеся в них нормы права, обеспечивающие юридическую обоснованность решения задачи. В списке нормативных правовых актов даны федеральные законы и иные нормативные правовые акты, которые необходимы для решения практической задачи. Вполне возможно применение судебной практики. Найденные таким образом логичные, верные и последовательные доводы приведут к правильному решению контрольной задачи, которое должно быть сформулировано кратко, точно, четко со ссылками на конкретные положения законов и других актов действующего законодательства.

Вариант 1.

1. Теоретические вопросы:

а) Понятие, предмет, система и методы правового регулирования экологического права.

б) Общая характеристика Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

2. Практическая задача. Н-ский горно-металлургический комбинат в результате добычи и переработки руды и выплавки стали получал в виде отходов значительное количество серы. Большая часть отходов серы перерабатывалась на комбинате в серную кислоту или хранилась на его территории. Некоторое количество отходов серы передавалось горно-металлургическим комбинатом по договору на ОАО «Химкалий» для последующей переработки на давальческих началах, в результате которой производились химикаты и минеральные удобрения. Указанные отходы серы временно по мере поступления и переработки складировались на территории ОАО «Химкалий» В результате небрежного хранения отходов под воздействием ветра, дождей были загрязнены атмосферный воздух, прилегающая к заводу территория, река, оказано иное негативное воздействие на окружающую среду, нанесен ей ущерб. Областное управление по экологическому, технологическому и атомному надзору предъявило ОАО «Химкалий» в арбитражном суде иск о взыскании платы за размещение отходов и негативное воздействие на окружающую среду за 2007 г. в размере 73824160 руб. 35 коп. В ходе судебного разбирательства представители ответчика иска не признали и заявили, что отходы серы не принадлежат ОАО «Химкалий», поскольку акционерное общество не предпринимало никаких действий по их приобретению или распоряжению ими. Отходы серы горно-металлургического комбината лишь перерабатываются на предприятии. По изложенным причинам представители ОАО «Химкалий» считают, что иск предъявлен ненадлежащему ответчику.

Рассмотрите данный спор и предложите обоснованное законом решение арбитражного суда.

Рекомендуемая литература: [1-4, 6, 10, 18, 19, 28, 29, 30]

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 4).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 226).

4.Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загряз­няющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

7. Приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

 

Вариант 2.

1.Теоретические вопросы:

а) История возникновения и тенденции развития экологического права на современном этапе.

б) Общая характеристика Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

2. Практическая задача. В результате аварии судна в ночных условиях произошла утечка в реку Дон 2,5 тонны топлива. Поступление топлива в водный объект было прекращено в 5 часов утра. Мероприятия по ликвидации загрязнения начали осуществляться в 13 часов.

Определите размер вреда, причиненного водному объекту.

Рекомендуемая литература: [1-4, 10, 29]

Нормативные правовые акты:

1. Водный кодекс Российской Федерации (статья 69 и др.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательств».

4. Приказ МПР России от 30 марта 2007 г. № 71 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (Приложение 4 к Методике, пример 5).

 

Вариант 3.

1. Теоретические вопросы:

а) Понятие и виды источников экологического права.

б) Характеристика Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» как основного источника экологического права.

2. Практическая задача. Группа туристов расположилась лагерем у реки Белой на участке леса Каменномостского лесничества (Республика Адыгея). Как было впоследствии определено службой лесной охраны и зафиксировано в соответствующем протоколе, за время нахождения в лесу для оборудования лагеря, установки палаток, приготовления пищи туристами было вырублено 26 деревьев (5 куб. метров древесины), повреждено 12 деревьев (2 куб. метра древесины) до степени, не влекущей прекращения роста, уничтожено 30 кустарников, загрязнена бытовыми отходами территория, затраты на очистку которой и приведение ее в состояние, пригодное для использования по назначению, были оценены в 14 тыс. рублей, и уничтожены 2 лесоустроительных знака, затраты на изготовление и установку которых оценены в 3 тыс. рублей. Срубленная и поврежденная древесно-кустарниковая растительность находилась на особо защитном участке леса и относилась к видам (породам) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.

Произведите расчет нанесенного лесам ущерба по каждому из нарушений и определите общий размер ущерба, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства.

Рекомендуемая литература: [1-4, 6, 9, 12, 18, 19, 28, 29]

Нормативные правовые акты:

1. Лесной кодекс Российской Федерации (статьи 1, 10, 11, 29, 30, 41, 96, 100, 102-107 и др.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. № 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (приложение № 2; приложение № 3- пункты 9 и 12; приложение № 4-пункты 7 и 8).

 

 

Вариант 4.

1. Теоретические вопросы:

а) Понятие, виды и содержание экологических правоотношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения;

б) Эколого-правовая характеристика Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».

2. Практическая задача. Государственный природный заповедник «Лесные просторы» расположен на территории Н-ской области. В феврале 2007 г. по ходатайству Министерства природных ресурсов Российской Федерации, согласованному с администрацией области и заинтересованными органами, субъектами хозяйственной и иной деятельности и общественными экологическими организациями, в целях сохранения биологического разнообразия и обеспечения заповедного режима официально опубликованным распоряжением Правительства Российской Федерации была расширена охранная зона государственного заповедника «Лесные просторы» за счет включения в нее земель Федоровского лесничества, а также земель, принадлежащих ряду садоводческих товариществ и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В сентябре 2007 г. в областной суд обратились граждане Б. Н., и Я., садовое товарищество «Белое озеро» и крестьянское фермерское хозяйство «Заречное» с исковым заявлением о признании указанного распоряжения Правительства Российской Федерации противоречащим Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а потому не действующим. В качестве обоснования заявления указывалось на нарушения:

- конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- экологических прав граждан;

- права граждан на свободное пребывание в лесах и природопользование, поскольку их не допускают на территорию заповедника без специального разрешения дирекции заповедника;

- прав граждан на свободу экологической информации;

- прав граждан и юридических лиц на участие в осуществлении мероприятий по охране и функционированию особо охраняемых природных территорий;

- экономических прав членов садовых товариществ и крестьянских (фермерских) хозяйств, поскольку на вошедших в состав охранной зоны заповедника территориях садовых товариществ и фермерских хозяйств установлен ограничительный режим использования земель и других природных ресурсов, что снижает хозяйственную ценность земель и наносит материальный ущерб садоводам и фермерам;

- законодательства об экологической экспертизе, поскольку правительственное решение не подвергалось государственной экологической экспертизе;

- формы правительственного акта, поскольку вопрос о расширении охранной зоны государственного заповедника должен быть оформлен постановлением, а не распоряжением Правительства Российской Федерации.

Проведите юридический анализ обоснований искового заявления и предложите основанное на законе решение суда.

Рекомендуемая литература: [1-4, 9, 12, 16, 17, 23, 30]

Нормативные правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (статьи 9, 36, 42 и др.).

2. Федеральный конституционный закон» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (статья 23).

3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (статья 3).

4.Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

5. Земельный кодекс Российской Федерации (статьи 56, 61, 62, 95 и др.).

6. Лесной кодекс Российской Федерации (статья 11).

7. Водный кодекс Российской Федерации (статья 6).

8. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (статьи 2, 5, 6, 8, 9 и др.).

9. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (статьи 11, 12 и др.).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы».

 

Вариант 5.

1. Теоретические вопросы:

а) Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации и экологических общественных объединений.

б) Конституция Российской Федерации как источник земельного права.

2. Практическая задача. Решением Правительства Российской Федерации в целях рационализации структуры особо охраняемых территорий, обеспечения экологического разнообразия в 2007 г. было осуществлено перераспределение земель и уточнение границ некоторых особо охраняемых территорий. В результате этого мероприятия у Б-ского национального парка было изъято 34637 га земель с передачей их в постоянное (бессрочное) пользование П-скому государственному заказнику.

Общественная экологическая организация «Зеленый мир», а также гр-не М., Т. и Ц. обратились в Верховный суд Российской Федерации с исковым заявлением о признании указанного решения Правительства Российской Федерации недействующим и не подлежащим применению. По мнению заявителей, решение принято с нарушением требований земельного, природоохранного и экологического законодательства, не подвергалось экологической экспертизе и значительно снижает режим особой охраны природных комплексов и экологических систем на изъятой территории.

Определите правовую доказательность указанного искового заявления и предложите обоснованное решение суда.

Рекомендуемая литература: [1-4, 9, 16, 18, 21, 30]

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (статья 115).

2. Земельный кодекс Российской Федерации (статьи 27, 95 и др.).

3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статьи 11, 12, 15, 24, 58 и др.)

4. Федеральный конституционный закон» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (статья 22).

5. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (статьи 11, 12 и др.).

6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 769 «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации» (пункт 28 и др.).

 

Вариант 6.

1.Теоретические вопросы:

а) Государственная система управления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности: структура органов, выполняемые функции и компетенция.

б) Эколого-правовая характеристика Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Практическая задача. Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики К., утвержденным Правительством этой Республики, закреплено правомочие этого Министерства по утверждению нормативов образования и лимитов на размещение отходов производства и потребления, допустимых уровней воздействия на окружающую среду. Прокурор Республики К. обратился в Верховный суд Республики К. с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству указанной нормы законодательства субъекта Российской Федерации.

Ознакомьтесь с рекомендуемыми актами законодательства, проведите анализ возникшей ситуации и предложите основанное на законе решение суда.

Рекомендуемая литература: [1-4, 21, 22, 23, 30]

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (статьи 72 часть 1 подпункты «д» и «к», 76).

2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 1 пункт 1 подпункт «в»).

3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статьи 5, 6, 24 и др.).

4. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статьи 5, 18 и др.).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

7. Приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

 

Вариант 7.

1.Теоретические вопросы:

а) Акты федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности как источники экологического права.

б) Нормирование в области экологопользования и охраны окружающей среды.

2. Практическая задача. ЗАО «Лотос» в апреле 2002 г. приобрело в собственность земельный участок для строительства торгово-развлекательного центра. Разработка и утверждение проектно-сметной документации на строительство объекта затянулось и в 2002-2007 г. земельный участок использовался акционерным обществом в качестве платной стоянки для хранения транспортных средств граждан. В результате этой деятельности произошло значительное ухудшение состояния земельного участка, загрязнение почвы горюче-смазочными материалами и попадание их в поверхностные и подземные водные объекты, постоянно осуществлялись выбросы выхлопных газов автомобилей в атмосферный воздух, что в совокупности оказывало вредное воздействие на окружающую среду и экологическую обстановку в районе функционирования автостоянки.

По жалобам граждан областным управлением по экологическому надзору была проведена проверка соблюдения ЗАО «Лотос» порядка и экологических условий землепользования. В результате проверки указанные факты нарушения законодательства подтвердились и органом государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха были приняты следующие решения:

а) ЗАО «Лотос» вынесено предупреждение о нарушениях земельного и экологического законодательства и о возможности принудительного лишения акционерного общества права собственности на земельный участок в случае, если эти нарушения не будут устранены в установленный срок;

б) на ЗАО «Лотос» наложен административный штраф в размере 150 тыс. рублей в соответствии с частью первой статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

ЗАО «Лотос» не согласилось с решением областного управления по экологическому надзору и обратилось с жалобой в суд. Дайте юридическую характеристику возникших правоотношений и предложите основанное на законе решение возникшего спора.

Рекомендуемая литература: [ 1-4, 6, 9, 16, 19, 21, 23, 28, 29, 30]

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,55).

2.Земельный кодекс Российской Федерации (статьи 1, 28, 29, 40, 42, 44, 54, 61, 64).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 8.21, 24.5, 30.1-30.11 и др.).

4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статьи 64, 65, 66).

5. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статьи 14, 21, 30 и др.).

6. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. № 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования...».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле».

10. Приказ Ростехнадзора от 19 февраля 2007 г. № 84 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

 

Вариант 8.

1. Теоретические вопросы:

а) Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

б) Эколого-правовая характеристика Лесного кодекса Российской Федерации.

2. Практическая задача. Сельскохозяйственный кооператив «Боровской» в марте 2007 г. принял решение о строительстве на находящихся в его собственности землях животноводческого комплекса, некоторые из объектов которого непосредственно примыкают к береговой линии реки Оки, находясь в ее водоохраной зоне. В состав комплекса входят земли сельскохозяйственного назначения для выращивания кормов, размещения регулируемого пастбища и лугов, защищенные навесы для круглогодичного содержания скота, стационарные помещения для работников, ветеринарного обслуживания животных, водозаборные сооружения для полива полей, водопоя животных и хозяйственных нужд, другие хозяйственные объекты.

Укажите основные требования экологического, водного и земельного законодательства, которые должны быть выполнены при реализации этого решения (договор или разрешение на водопользование, режим водоохранных зон, требования при строительстве и т.д.).

Рекомендуемая литература: [1-4, 9, 10, 12, 17, 18, 19, 21, 30]

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статьи 3, 4, 32, 34-39, 42, 52 и др.).

2. Водный кодекс Российской Федерации (статьи 11, 12, 21, 23, 35, 42, 63, 65 и др.).

3. Земельный кодекс Российской Федерации (статьи 12, 13, 40, 42, 56).

4. Лесной кодекс Российской Федерации (статья 104).

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 844 «Об утверждении Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

 

Вариант 9.

1. Теоретические вопросы:

а) Оценка воздействия на окружающую среду предполагаемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС) и порядок ее осуществления.

б) Эколого-правовая характеристика Водного кодекса Российской Федерации.

2. Практическая задача. На балансе ОАО «Гидроканал» находится гидротехническое сооружение - судоходный канал, на котором расположены восемь судоходных шлюзов. В сентябре 2007 г. акционерным обществом завершен капитальный ремонт с частичной реконструкцией судоходного шлюза № 4 и в государственный орган по надзору за безопасностью гидротехнических сооружений представлена для утверждения декларация о безопасности этого гидротехнического сооружения для получения разрешения на его дальнейшую эксплуатацию.

Акционерному обществу «Гидроканал» в выдаче разрешения на эксплуатацию шлюза было отказано. В обоснование отказа было разъяснено, что декларация в качестве составной части проектной документации подлежит обязательной государственной экспертизе, которая осуществляется согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

ОАО «Гидроканал» обратилось в суд с иском, в котором требовало признать решение государственного органа по надзору за безопасностью гидротехнических сооружений противоречащим закону и недействующим, а также обязать его выдать разрешение на эксплуатацию шлюза. В обоснование иска акционерное общество ссылалось на следующие обстоятельства:

- рассматриваемые отношения регулируются в первую очередь Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

- государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений является добровольной, а не обязательной, поскольку может согласно статье 11 указанного Федерального закона проводиться по инициативе собственников гидротехнических сооружений или организаций, их эксплуатирующих;

- организация и проведение государственной экспертизы определены Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303.

Предложите основанное на законе решение суда по данному спору.

Рекомендуемая литература: [1-4, 8,10, 13, 16, 21, 27, 30]

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации (статья 49 и др.).

3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (статьи 10, 11 и др.).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений».

 

Вариант 10.

1. Теоретические вопросы:

а) Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (акты судов высшей инстанции как источники экологического права).

б) Эколого-правовая характеристика Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Практическая задача. Возвращавшийся с охоты гр-н Т. был остановлен для поверки инспекторами территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Среди пернатых охотничьих трофеев обнаружено семь куликов. Было установлено, что гр-н Т. не имел разовой лицензии на изъятие (добычу) из среды обитания указанных объектов животного мира, не уплачены соответствующие сборы за получение разовой лицензии на право пользования объектами животного мира в целях охоты. В связи с этим на гражданина Т. наложено административное взыскание в виде штрафа с конфискацией ружья и других орудий охоты, а также указано на необходимость оформления в подобных случаях разовой лицензии с уплатой сбора в размере, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.

Изучите рекомендованные для решения задачи нормативные правовые акты, проанализируйте возникшие отношения и дайте обоснованные на нормах права ответы на следующие вопросы:

- является ли кулик видом животных, отнесенных к объектам охоты?

- обоснуйте или опровергните необходимость получения г-ном Т. разовой лицензии на осуществление охоты;

- обоснуйте или опровергните обязанность г-на Т. по уплате сбора за получение разовой лицензии на право осуществления охоты;

- имеется ли в действиях г-на Т. состав административного правонарушения?

- являются ли правомерными действия инспекторов территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору?

Рекомендуемая литература: [1-4, 6, 19, 21, 22, 28]

Нормативные правовые акты:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 7.11., 8.37. и др.).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (статьи 333.1 – 333.3 и др.).

3. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире (статьи 34, 35, 41, 52 и др.).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 1289 «О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 «О Министерстве сельского хозяй­ства Российской Федерации».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования...»

8. Приказ Минсельхоза России от 4 января 2001 г. № 3 «Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты».

9. Решение Верховного суда Российской Федерации от 30 января 2006 г. № ГКПИ05-1461.

10. Решение Верховного суда Российской Федерации от 2 августа 2007 г. № ГКПИ07-736.

 

Вариант 11.

1. Теоретические вопросы:

а) Государственная экологическая экспертиза и порядок ее проведения.

б) Эколого-правовая характеристика Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. Практическая задача. Законодательным собранием С-кой области 10 ноября 2006 г. принят закон «О целевой программе строительства объектов административного комплекса для размещения областных государственных органов», который был подписан губернатором области и вступил в силу с момента его опубликования 25 ноября 2006 г. Строительство объектов комплекса предусмотрено осуществить за счет средств областного бюджета.

Общественная экологическая организация «Зеленый мир», а также граждане Б., Ж., Л. и С., проживающие в районе предполагаемого строительства, обратились в областной суд с заявлением о признании недействующим указанного закона области с момента его принятия. В обоснование своих требований заявители сослались на то, что оспариваемый закон нарушает их права на благоприятную окружающую среду, затрагивает материальные интересы (снос жилья), принят в противоречие с нормами Конституции Российской Федерации, экологического, градостроительного, гражданского, бюджетного и иного законодательства. Не было также выполнено требование об обеспечении гласности и прозрачности в вопросах размещения государственного заказа на выполнение работ по строительству объектов, выявлению их исполнителей по результатам проведения обязательных в этом случае конкурсов и аукционов.

Изучите предложенные для решения задачи нормативные правовые акты. Выявите основные требования законодательства, которые должны быть соблюдены при подготовке, принятии и осуществлении указанного областного закона. В случае, если эти требования не соблюдены, предложите основанное на законе решение областного суда.

Рекомендуемая литература: [1-4, 9, 13, 20,21, 23]

Нормативные пра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.255 (0.164 с.)