Организация разработки прогнозов использования зем ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация разработки прогнозов использования зем ресурсов



установлен порядок разработки концепций, прогнозов и программ по использованию зем ресурсов на очередной год. Среди них функциональные министерства и ведомства, федеральные и региональные органы исполнительной власти, научные учреждения.

Разрабатываются:

• прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год;

• проект федерального бюджета на очередной год;

• прогноз (отдельные параметры) социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу;

• прогноз основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Организатором разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации является Минэкономразвития России; проекта федерального бюджета на очередной год и прогноза основных характеристик доходов и расходов федерального бюджета. Минэкономразвития России представляет $ Правительство РФ комплексные прогнозы социально-экономического развития, федеральные целевые программы, предложения по обоснованию государственной социально-экономической политики, развитию эко-номической реформы и другим вопросам.

В организации прогнозирования и планирования оказывают содействие советы по координации деятельности в различных сферах по использованию зем ресурсов. Их состав утверждает Правительство РФ. Совет координирует действия федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций, представители которых входят в совет, по вопросам, имеющим общеотраслевое значение. Он готовит предложения по мобилизации финансовых ресурсов для реализации программ, приоритетным направлениям развития, совершенствованию экономического механизма, рыночных отношений.

Порядок разработки прогнозов и планов заключается в следующем.Минэкономразвития России при участии других федеральных органов исполнительной власти с учетом ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ разрабатывает сценарные условия функционирования экономики страны. Они содержат целевые параметры, основные решения и меры по стабилизации положения поинаправлениям государственной политики, оценку основных показате-лей. Минфин совместно с Минэкономразвития и Банком Россиитпредставляют предложения по направлениям бюджетной политики. После одобрения сценарных условий и направлений бюджетной политики Правительством РФ Минэкономразвития России доводит их органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Федеральные министерства и ведомства подготавливают свои предложения с учетом отраслевых особенностей, которые использует Минэкономразвития при разработке прогнозных и плановых документов. Минфин России обеспечивает составление заявок органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ на финансирование из федерального бюджета, заявок на финансирование федеральных целевых программ, поставок продукции для федеральных государственных нужд, а также расчетов предельных объемов бюджетного финансирования отраслей экономики.и регионов с учетом прогнозируемых макроэкономических показателей.

12 задачи, содержание, принципы разработки долгосрочных прогнозов использования земель

Долгосрочный прогноз – рассчитан не только на количественные, но и преимущественно на качественные изменения. Содержит качественно-количественные оценки. В обществоведческом прогнозировании долгосрочный прогноз варьируется от 10 до 30 лет, но иногда охватывает весь жизненный цикл объекта. В естествоведческом прогнозировании может варьироваться от минут и часов до тысяч и миллионов лет;

Долгосрочным (дальнесрочным, сверхдолгосрочным) прогнозированием на десятки и сотни лет из ученых мало кто занимается, так как такие прогнозы не вызывают интереса у большинства людей. Да и предсказывать далекое будущее – дело сложное и почти безнадежное.

В последнее время получает распространение еще одно деление долгосрочных прогнозов в зависимости от временного горизонта. Здесь они разделены на три группы (эшелона):

1) прогноз первого эшелона (на 15 -20 лет) содержит количественные и неколичественные высказывания, базируется на существующих тенденциях развития науки и техники и является достаточно точным;

2) прогноз второго эшелона (на 40 -45 лет) состоит из неколичественных прогнозов, предсказывает основные принципы и закономерности развития;

3) прогноз третьего эшелона (от 50 до 100 и более лет) содержит интуитивные концептуальные гипотезы. Здесь количественных данных почти нет, а неколичественные предсказания ограничены рамками современных научных познаний и общими законами философии и естественных наук.

В общем и целом, здесь действует следующее правило: чем временной горизонт (период упреждения) прогноза более отдаленнее, тем сложнее и менее достоверно можно предсказывать будущее. Однако на отдаленное будущее оказать целенаправленное влияние вероятнее, чем на ближний период.

как пример:

При формировании долгосрочного прогноза экономического развития Российской Федерации Минэкономразвития России исходило из следующего:

- прогноз должен иметь целевой характер, предполагающий установление темпов развития экономики для сокращения имеющегося разрыва с ведущими странами;

- общие тенденции изменения структуры производства ВВП и промышленного производства необходимо разрабатывать с учетом опыта развитых стран;

- отрасли «новой экономики», находящиеся в зачаточном состоянии, в соответствии с общемировыми тенденциями должны получить ускоренное развитие.

В прогнозируемом периоде можно выделить этапы развития экономики России на перспективу.

Первый этап – до 2010 г. В этот период будет продолжена реструктуризация хозяйства, его приспособление к рыночной открытой экономике. Учитывая утяжеленную структуру производства и большую капиталоемкость его перестройки, а также слабую собственную инвестиционную базу и весьма настороженное отношение к России иностранных инвесторов в эти годы, трудно ожидать существенного ускорения. Предполагается, что в период до 2010 г. среднегодовые темпы прироста ВВП составят не более 5,2-5,7 %.

Второй этап – 2011-2020гг. Этот период будет характеризоваться условиями, благоприятными для ускоренного экономического роста, так как к этому времени более четко определятся производства и корпорации, обладающие достаточной конкурентоспособностью, исчезнут или перепрофилируются неэффективные предприятия традиционных отраслей экономики. Ожидается, что на базе имеющихся научно-технических центров сформируются эффективные наукоемкие и высокотехнологические производства, а огромный рынок России будет подготовлен к активному восприятию транснациональных корпораций, что приведет к притоку инвестиций и новейших технологий. В этих условиях научный и кадровый потенциал станет активно работать на развитие «новой экономики» и формирование сферы услуг. А ожидаемый рост среднегодовых темпов ВВП может составить 8-11 %.

 

 

13.Развитие государственной системы наблюдений и контроля за использованием и охраны земельных ресурсов.

В соответствии с ЗК РФ система контроля использования и охраны земель включает в себя государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль. Наиболее значимым является государственный земельный контроль. Он осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Он является всеобщим, т.е. охватывает все категории земель на территории страны и касается всех собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов и иных носителей земельных прав. Что касается других видов земельного контроля (муниципального, общественного, производственного), то они носят промежуточный характер, дополняя государственный контроль. Муниципальный контроль осуществляется на территории муниципального образования самими органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в рамках действующего законодательства Российской Федерации, но с учетом специфики рационального землепользования. производственный контроль, осуществляется каждым собственником земли, землепользователем, землевладельцем, арендатором в ходе хозяйственной деятельности на своем земельном участке. Законодательством (ст. 72 ЗК РФ) предусмотрен особый вид земельного контроля - общественный контроль, осуществляемый органами территориального общественного самоуправления, иными общественными организациями и отдельными гражданами. Особенность этого вида земельного контроля заключается в том, что он осуществляется не только за деятельностью земельных правообладателей, но и за деятельностью государственных и муниципальных органов в сфере регулирования земельных отношений. Таким образом, роль общественного земельного контроля имеет двоякий характер: с одной стороны, это помощь официальным органам контроля, с другой - деятельность, связанная с защитой земельных прав конкретных субъектов. Основные задачи контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении исполнения земельного законодательства, соблюдении уставных требований (норм, правил, нормативов), выполнении мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.

 

 

15 содержание мероприятий по рациональному использованию и охране земельных ресурсов в системе гос планов развития народного хозяйства страны, республики,района

Первичное звено всей системы нар.-хоз. планирования - план производств. предприятия (объединения). Его разработка "снизу", т. е. на предприятии, ведётся на базе той информации и указаний, к-рые поступают от вышестоящих органов (главков, мин-в, ведомств) и с учётом предложений самого предприяти. Планы центр. хоз. органов (мин-в, ведомств) исходят из общегосударств. задач и представляют собой комплексные планы развития данной отрасли. В комплексных планах союзных республик предусматривается развитие нар. х-ва всех отраслей республики, в т. ч. пром-сти союзно-респ. и респ. подчинения, включаются также планы производства продукции на предприятиях общесоюзных министерств, составляемые с учётом предложений республик.

В нар.-хоз. плане содержится целостная система показателей, к-рая отражает политич. и экономич. задачи плана, осн. направления развития х-ва и его составных частей, взаимозависимость процессов произ-ва, распределения и потребления продукции. Показатели используются для установления необходимых темпов роста экономики и культуры, повышения эффективности обществ. произ-ва, сбалансированного, пропорционального развития нар. х-ва. Система показателей нар.- хоз. плана - единая и обязательная для всех органов и звеньев х-ва.

Планы развития нар. х-ва носят адресный, директивный характер. Они утверждаются на сессии Верховного Совета и после этого становятся законом, обязательным к исполнению не только предприятиями, но и вышестоящими органами. Утверждённые для предприятия плановые задания могут быть изменены лишь в исключит. случаях Сов. Мин. Нар.-хоз. план - мощный рычаг ускорения технич. прогресса произ-ва, органич. соединения достижений научно-технич. революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Подготовка плана ведётся на основе заранее разработанной комплексной программы развития техники и технологии.

Одним из важнейших методов обоснования и разработки нар.-хоз. планов является балансовый метод в планировании, используемый в практике составления пятилетних и годовых планов развития страны в целом, союзных республик, р-нов и отраслей. С помощью системы балансов в нар.-хоз. плане определяется наличие материальных, трудовых и финанс. ресурсов, намечаются темпы их увеличения, устанавливаются необходимы пропорции: общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые.

Основу прогнозирования составляют прогнозы природных ресурсов, научно-технич. прогресса, демографич. и социальных сдвигов. Они предопределяют осн. элементы собственно экономич. прогноза: воспроизводство рабочей силы и производств. фондов, уровень жизни населения, темпы экономич. роста, структурные изменения и межотраслевые связи в нар. х-ве, размещение производит. сил и т. п.

Начиная с 1974 г. государственные планы по рациональному использованию всех природных ресурсов и по охране природы стали составной частью годовых, пятилетних и перспективных планов развития всего народного хозяйства.

В настоящее время планирование использования земель и их охраны (как и других природных ресурсов) предусмотрено в Законе от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в Земельном кодексе РФ и в отраслевом законодательстве.

Функция планирования использования и охраны земель вытекает из потребности рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов.

Планирование использования земель имеет многоаспектный характер. Так, на 1996—2000 гг. разработана Государственная программа мониторинга всех природных объектов, в том числе и земель, а в городах разрабатываются градостроительные программы. Отдельными министерствами и ведомствами (от предприятия до министерства) разрабатываются планы по использованию и охране земель. Поэтому их планирование называется отраслевым.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 28.08.95 г. (в редакции17.03.97 г.) «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» вопросы отраслевого использования земель решаются только с согласия органов местного самоуправления (местной администрации). Им же предоставлено право непосредственно осуществлять планирование использования земель, находящихся в их ведении, совместно с местными органами по земельным ресурсам.

16.Оценка эффективности планируемых мероприятий по рациональному использованию и охране ресурсов.

Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию и охране ресурсов должны осуществляться с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды. Объем планируемых мероприятий, а также надлежащая их реализация, позволяющая достигнуть планируемого результата, не в последнюю очередь зависят от наличия финансовых средств, которые могут быть целевым назначением использованы в природоохранных целях. Рациональное использование земли способствует ее постоянному улучшению. Со своей стороны, качество сельскохозяйственных угодий и эффективность их использования в значительной степени определяют рост производства продукции. Мероприятия по охране и рациональномуиспользованиюземель должны обеспечивать их сохранение, повышение продуктивности и плодородия сельскохозяйственных угодий, предупреждение эрозии земель, их иссушения, заболачивания, засоления, загрязнения и других нежелательных процессов. По состоянию на 1 января 2011 года анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что практически во всех субъектах Российской Федерации продолжается тенденция по ухудшению состояния земель. Оценка программ и политик по защите окружающей среды — тщательное ретроспективное определение достоинства, ценности и стоимости администрирования, результатов и последствий государственного вмешательства, направленное на изменение будущей обстановки. Оценка природоохранных мероприятий может быть произведена как в качестве предварительного (прогнозного) оценивания, так и сразу после государственного вмешательства и как итоговое (суммирующее) оценивание. Ключевым аспектом при оценке программ и политик по защите окружающей среды является необходимость выявления и оценивания не только прямых эффектов, но и косвенных. При этом полезность инструментов политики (программы) может быть оценена в соответствии с одной из следующих групп критериев: Основные критерии:релевантность; - воздействие; - эффективность; - устойчивость и продолжительность;гибкость; - предсказуемость. Эффективность от реализации программных мероприятий рассматривается в социальном, экологическом и экономическом аспектах. Социальная значимость Программы определяется улучшением условий жизни и производственной деятельности человека, повышением отдачи его труда. Реализация комплекса мер, предусмотренных Программой, обеспечит создание дополнительных рабочих мест, восстановление и развитие деятельности предприятий ряда отраслей промышленности, позволит сельскому населению быстрее адаптироваться к новым экономическим условиям. Экологическая значимость - предотвращение дальнейшего снижения плодородия почв как основы жизнеобеспечения, ослабление отрицательного влияния других природных факторов на сельское хозяйство. При экономической оценке оценивается возможность быстрой окупаемости затрат на планируемые мероприятия. Расчет стоимости производимых гидротехнических, мелиоративных, культуртехнических мероприятий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.019 с.)