Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период становления социального туризма (1918-1939) Начало становления социального (массового) туризма.

Поиск

Третий этап развития туризма. Это туризм межвоенного периода – с 1918 по 1939 г. В этот период начинает свое становление социальный (массовый) туризм.

I и II мировые войны, экономическая депрессия 1930-х гг. оказали негативное влияние на развитие туризма, но именно тогда, в период между войнами, начал зарождаться массовый туризм.

Во время экономической депрессии пришло в упадок хозяйство многих стран, в т. ч. и гостиничное хозяйство. В это время в голову швейцарца Г. Дуттвайлера приходит гениальная идея о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь страдающему от кризиса гостиничному хозяйству. В 1935 г. он создает фирму «Отель-план», которая организовывает дешевые турпоездки. Такие туры имеют успех у массового туриста. С этого момента можно говорить о начале развития т.н. «народного туризма».

В Германии массовый т. стал развиваться благодаря национал-социализму. Осуществляя идею «единства нации» руководство страны стимулировало массовый организованный т. с целью отдыха, причем эту деятельность направляла специальная организация национал-социалистов «Сила через радость». В 1933 г. был основан имперский комитет, который подчинялся министру нар. просвещения и пропаганды.

Умеренные цены на групповые поездки на отдых-круизы, ж/д туры, турпоходы – организации содействовало германское (правительство) государство, способствовали первому «туристическому буму» в Германии. Если число турпоездок в 1934 г. составляло 2,3 млн. человек, то в 1938 г. – 10,3 млн. чел.

Подобная государственная система развития туризма складывается и в СССР.

Период массового туризма. «Конвейерный» и «дифференцированный» туризм. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок. Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объем их производства. Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме. После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, – и население с низким уровнем доходов.

Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезличенный конвейерный характер производимых услуг.

Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен широкий ассортимент услуг. Турфирма, как правило, предлагает определенное количество видов турпродукта, каждый из которых имеет множество вариантов выбора. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма. Отдых рассматривался как средство восстановления физических сил с целью продолжения труда. Расширение объемов спроса на туристском рынке сопровождалось активным ростом предприятий туризма. Туристские услуги стандартизируются и предлагаются в виде комбинированных «пэкидж-туров».

На рубеже 60 – 70 гг. формируется общество потребления материальных благ, т.е. потребление ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса. Наряду с рекреационным туризмом все большее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.

Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в туристскую отрасль поступает капитал из других сфер народного хозяйства.

Особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фирмы. Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм.

Факторы развития туризма в послевоенное время. Вторая мировая война приостановила международные туристские связи. В упадке была материально-техническая база туризма и прежде всего гостиничное хозяйство. Дальнейшее развитие туризма, новый этап начался в послевоенные годы.

Довоенный уровень туризма был достигнут в конце 1940-х годов, в основном, за счет путешествий, получивших распространение в Америке: США, Канаде, Мексике, Панаме, на Кубе. – В тех странах, которые в наименьшей степени пострадали во время войны. Период восстановления разрушенного хозяйства в странах Зап. Европы закончился в начале 1950-х годов. Туристские связи начали расширяться.

В это время туризм из предметов роскоши становятся потребностью большинства населения высокоразвитых индустриальных стран.

Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

Крупнейшие предприниматели делают ставку на получение доходов от развития массовых форм туризма, который основывается на внедрении достижений технического прогресса на транспорте, в связи, средствах размещения, организации питания и в других видах обслуживания.

В 50-60-е годы в Зап. Европе массово строятся гостиницы, мотели, увеселительные заведения.

Страны З. Европы в это время ориентированы на прием американских туристов. Это позволяло увеличивать долларовые поступления принимающей страны.

В 60-70-е года наблюдается быстрый рост как въездного, так и выездного туризма, увеличивается число туристских предприятий и объем их производства.

Послевоенный туризм можно разделить на массовый конвейерный и массовый дифференцированный.

Конвейерный туризм ориентируется на среднего потребителя тур. услуг, который рассматривает отдых только как средство восстановления физических сил перед очередным этапом труда. Потребности и мотивы отдыха у таких туристов однородны. Отсюда и предоставление стандартизированного комплекса туристских услуг, предлагаемых за единую цену в виде комбинированных туров, носящих обезличенно-конвейерный характер. («Комплексный обед»).

Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотивов туристов, а отсюда и разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация тур. предложения. Т. е. фирма ориентируется не на общую массу – среднего потребителя, а на удовлетворение потребностей отдельной личности. Наряду с рекреационным туризмом (рекреация – отдых, восстановление) приобретают значение образовательный коммуникативный (установление контактов, посещение родственников, друзей) и др. виды туризма.

После II мировой войны на развитие туризма оказывали влияние следующие факторы:

1) рост общественного богатства и доходов населения (на примере ФРГ:

- увеличение валового внутреннего продукта;

- увеличение ежегодного дохода на душу населения;

- уменьшение доли расходов на питание и предметы роскоши).

2) сокращение рабочего времени и рост свободного времени:

(- в промышленности ФРГ рабочее время сократилось почти в 1,5 раза (с 1950 до 1987 г.))

- отпуск увеличился с 12 до 31 дня)

3) понижение возраста выхода на пенсию, что дает возможность развивать туризм «третьего возраста»

4) успехи в развитии автомобильного транспорта, авиастроения, средств коммуникации и информационных технологий.

Развитие транспорта и средств коммуникаций способствуют растущей мобильности общества.

(увеличивается количество воздушных сообщений, удешевляются авиабилеты. Наблюдается автомобильный бум, т. к. становятся доступными цены на автомобили).

5) урбанизация, т. е. рост городского населения, укрупнение городов. Преобладает городской стиль жизни, а это значит – стрессы и суматоха, анонимность жизни, отсутствие контактов с людьми, стерильность городских пейзажей, отрыв от природы.

6) приоритеты в системе духовных ценностей общества.

Происходит трансформация общественного сознания. Некоторые ученые называют этот процесс переходом «от общества рабочего времени к обществу свободного времени».

Под трансформацией общественного сознания подразумевают:

а) изменение в системе духовных ценностей потребителя

б) изменения в теоретической концепции свободного времени:

если в 1950-е гг. свободное время рассматривалось как средство восстановления физических и умственных сил для продолжения производительного труда;

в 1960-70-е гг. свободное время использовалось на потребление материальных благ, которые обеспечивает растущее благосостояние общества (приобретение недвижимости, предметов роскоши и т. д.), то

в 1980-е гг. материальные блага потребляются не как самоцель, а ради наслаждения жизнью.

Все эти факторы способствуют развитию туризма, причем туризма, который из привилегии избранных становится достижимой потребностью большинства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.008 с.)