Лекция 9. Международный туризм на современном этапе и перспективы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 9. Международный туризм на современном этапе и перспективы



Развития туризма в Беларуси

1. Система международного сотрудничества в туризме. Международ-

ные туристские организации.

2. Организационно-правовое обеспечение международного туризма.

3. Международный туризм в XXI веке. Проблемы и возможности раз-

вития туризма в Республике Беларусь.

1. Международный туризм берет свое начало в середине XIX в. (вместе

с упрочением капитализма), а подлинного расцвета достигает во второй по-

ловине XIX в. – «феномен ХХ в.». Становление международного туристского

обмена как активного средства культурного сотрудничества – закономерный

результат развития общей тенденции на укрепление взаимных контактов и

взаимосвязей наций и народностей. Международный туризм – крупное об-

щественное явление в системе современных отношений мирового сообщест-

ва. Развитие международных туристских связей определило создание более

70 организаций, среди которых можно выделить три основные группы.

I Межправительственные организации сферы ООН, в т.ч.

а) Занимающиеся вопросами туризма эпизодически, к которым отно-

сятся:

1) Конференция ООН по туризму и путешествиям.

2) Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

3) ЮНЕСКО.

4) Международная организация труда (МОТ).

5) Международная ассоциация авиаперевозчиков (IATA).

6) Всемирный банк.

7) Международный валютный банк.

8) Генеральное соглашение по тарифам и торговли.

б) Специализированная (с 2003 г.) организация в системе ООН – Все-

мирная туристская организация (ВТО) – правопреемница Международного

союза официальных туристских организаций (МСОТО) с 1968. Устав ВТО

был принят 27 сентября 1975 г. В обязанности ВТО входит исследователь-

ская работа в области туризма; оказание помощи странам – членам этой ор-

ганизации при максимизации положительного воздействия туризма на их

экономику; спонсирование образования и повышение квалификации персо-

нала туристской отрасли; обеспечение статистической информацией, гармо-

низация политик, проводимых странами в области туризма.

Имеет четыре уровня членства: обычные члены (более 140 действи-

тельных членов, которые согласились или ратифицировали Устав); ассоции-

рованные (кроме Макао, Аруба, Пуэрто-Рико, Антильские острова); постоян-

ный наблюдатель (Ватикан); присоединившиеся (свыше 330 международных

неправительственных государственных и частных учреждений, которые ак-

тивно участвуют в туризме). В качестве официальных языков приняты анг-

лийский, французский, испанский и русский. Штаб-квартира ВТО периоди-

чески меняет город своего пребывания (сейчас Мадрид).

Каждые 4 года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между

которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО.

II Региональные межправительственные организации, в т.ч.

а) в Европе: Европейская комиссия путешествий (создана в 1948 г.,

включает 21 страну и поддерживается Европейским Союзом); Европейская

организация рекреации и отдыха (1972 г.); европейская ассоциация пешеход-

ного туризма (1969 г.); Международная федерация неправительственных ас-

социаций по охране культурного наследия и природных памятников Европы

(1963 г.); федеральная ассоциация скандинавских туристских агенств (1939

г.)

б) в Азии: азиатско-австралийская гостиничная и ресторанная ассоциа-

ция; Ассоциация по туризму стран–членов АСЕАН

в) в Америке: международная федерация путешествий и авиаклубов;

Конфедерация туристских организаций Латинской Америки; Карибская ас-

социация по туризму

г) в Африке: Африканская туристская ассоциация; Организация по раз-

витию туризма в Африке

д) Арабские страны объединены в Арабский туристский союз; Араб-

ская федерация ассоциаций туристских агенств.

III Специализированные неправительственные организации:

1) Профессиональные: организации универсального характера; Все-

мирная федерация ассоциаций туристских агенств (ФУААВ) – 1966

г.; Международный туристский альянс; Международная гостинич-

ная ассоциация; Международная ассоциация конгрессов и конфе-

ренций; Международная федерация кемпинга и караванинга; Меж-

дународная ассоциация конно-спортивного туризма и др.

2) Обеспечивающие сотрудничество в организации туристского обме-

на: Всемирная ассоциация туристских агенств – (ВАТА) – коммер-

ческое объединение турфирм, работающих на кооперативных нача-

лах; Международная федерация туроператоров; Международная ас-

социация гидов по сопровождению (турэскорта); Международная

ассоциация организаторов экскурсионных и туристских программ;

3) Обеспечивающие социальный туризм, организацию досуга и отды-

ха.

4) Обеспечивающие развитие молодежного и студенческого туризма.

5) Обеспечивающие транспортное обслуживание туризма и междуна-

родных путешествий.

Следует отметить, что __________подлинными хозяевами в сфере туризма разви-

тых стран выступают не общенациональные организации и не муниципаль-

ные и общественные ассоциации, а большие, средние и малые частные фир-

мы. Из агенств, начавших деятельность в середине и конце XIX в., выросли

крупнейшие объединения, имеющие свои отделения внутри страны и за ру-

бежом. К их числу относятся такие монополистические объединения, как

«Америкен Экспересс» (США), «Томас Кук и сын» (Великобритания), «Ту-

ринг клуб де Франс» (Франция), «Туропа», «Никкерман туристик», «ДЕР»

(ФРГ), «ЧИТ» (Италия). Среди крупнейших концернов по организации ино-

странного туризма следует отметить «Маужин ТУР» (США), «Транстур»

(Франция), «Райзебюро» и «ЕУН» (ФРГ). Из оптовых фирм по производству

и распродаже туров, объединений и национальных ассоциаций возникают

объединения–гиганты: Союз туристских агенств Франции, Итальянская Фе-

дерация агенств по туризму и путешествиям, Союз бюро путешествий (ФРГ),

Ассоциация британских туристских агенств, Японская национальная турист-

ская организация и другие.

2. В современных условиях международный туризм оказывает сущест-

венное влияние на политические, экономические и культурные связи между

государствами. Признавая это влияние, государства устраняют барьеры, ме-

шающие развитию туризма. Таким образом, в международных отношениях

создана целостная система правового регулирования туризма, т.е. действует

комплекс принципов и норм, регулирующих деятельность государств в об-

ласти международных путешествий и туризма. Основу правового регулиро-

вания в области международного туризма составляют резолюции междуна-

родных организаций, специализированных учреждений системы ООН, меж-

дународных туристских организаций.

К ним относятся:

1) Общая резолюция Римской конференции ООН по международному

туризму и путешествиям (1963 г.).

2) Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству

в Европе (1975 г.).

3) Манильская декларация ВТО по мировому туризму (1980 г.) –

принцип развития мирового туризма.

4) Документ Акапулько Всемирного совещания по туризму (1982 г.) –

обращает внимание на национальные приоритеты.

5) Кодекс туриста и Хартия туризма (1985 г., София).

6) Гаагская декларация по туризму (1989 г.) – инструмент междуна-

родного сотрудничества и партнерства в области туризма.

7) Итоговый документ Венской встречи представителей государств–

участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

(1989 г.).

8) Документы Стамбульского семинара (1992 г.) и Варшавской конфе-

ренции (1993 г.), проведенных под эгидой ВТО.

9) Декларация Мирового туристского форума Всемирной конференции

министерств по туризму (г.Осака, Япония, 1994 г.).

10) Самаркандская декларация по туризму на «Шелковом пути» (1994

г.) – развитие туристской отрасли в регионе Центральной Азии.

11) Глобальный этический кодекс туризма (1999 г., г.Саньяго, Чили) –

установление новых ориентирова для устойчивого развития мирово-

го туризма.

12) Сеульская декларация «Мир и туризм» (2001 г.).

13) Осакская декларация тысячелетия (2001 г.).

14) Квебекская декларация по экотуризму (2002 г.).

Из 14 деклараций, соглашений – 9 ВТО.

В числе региональных международных правовых актов для РБ сущест-

венное значение имеет Соглашение по основным принципам сотрудничества

государств–участников СНГ в области туризма (1994 г.), которое имеет ста-

тус законодательного акта и формулирует основы правового механизма и

нормы взаимодействия в области туризма.

Правовое регулирование в области международного туризма обеспечи-

вают и двусторонние договоры, соглашения, программы сотрудничества и

партнерства, заключаемые государствами. Как правило, в этих актах опреде-

ляются условия содействия развитию туризма. Подобные соглашения РБ

имеет с Российской Федерацией, Польшей, Турцией, Кипром, Индией, Ру-

мынией и др.

В ряде европейских стран приняты специальные законы в области ту-

ризма и международных путешествий. В Германии, например, в соответст-

вии с Законом о туристских контрактах туристские компании отвечают перед

потребителем в судебном порядке (и возмещение причиненного ущерба мо-

жет составить от 10 до 20% стоимости тура – изменение места проживания

без согласия клиента, загрязнение пляжа и т.д.).

В ряде стран СНГ, в т.ч. в Беларуси приняты правовые акты в области

туризма, регулирующие правоотношения в сфере туристского обслуживания

внутри страны и определяющие формы международного сотрудничества в

области туризма. В США, Японии, Австралии, ряде стран Европы созданы

гарантийные туристские фонды, возмещающие туристам ущерб, нанесенный

в результате несостоятельности фирмы или ее ликвидации.

Комиссия Европейских сообществ Евросоюза приняла «Зеленую кни-

гу» в области туризма – программный документ основных направлений реа-

лизации политики стран Евросоюза в данной сфере. Важное значение для

развития международного турихма в Европейском макрорегионе сыграло

принятое в рамках Евросоюза Шенгенское соглашение (1993 г.). Распростра-

нение этого правового документа на страны Центральной и Восточной Евро-

пы активно способствует созданию единого европейского туристского про-

странства.

Однако основным инструментом сотрудничества и партнерства в сфере

туризма является Гаагская декларация Межпарламентской конференции по

туризму 1989 г. Выводы и рекомендации конференции касаются как упроще-

ния туристских формальностей (паспортно-визовых, валютного контроля,

таможенных правил, медицинских формальностей), так и повышение роли

государства по созданию условий развития туризма и реализации прав лич-

ности на отдых и путешествия. Именно государство, как правило, не прини-

мающее непосредственного участия в организации турпоездок, все же ответ-

ственно за разработку таких правовых, финансовых, таможенных и других

норм, которые способствовали бы организации туристских путешествий.

В практике международного сотрудничества стран в области туризма

нередки случаи невыполнения контрактов по объективным причинам и фор-

мальным обстоятельствам. Ответственность сторон, участвующих в контрак-

те на путешествие, определена Конвенцией по контракту на путешествия

(1970 г.). Однако вопросы конкретного возмещения ущерба (морального и

материального) решаются в большинстве стран, как правило, на основе на-

ционального законодательства по месту происхождения ущерба в порядке

претензионного процесса в судебном разбирательстве.

3. Международный туризм развивается в соответствии с определенны-

ми законами и учетом влияния ряда факторов. Среди них:

а) природно-климатические и социально-экономические, включающие

уровень развития и структуру производственной и непроизводственной сфе-

ры определенного региона, уровень жизни, политическую стабильность;

б) демографические;

д) инфраструктурные;

г) геополитические.

Туристический рынок очень чувствителен к экономическим изменени-

ям, происходящим как в отдельных регионах, так и в мире в целом. Начиная

с великой депрессии 30-х г. до современных энергетических кризисов коле-

бания показателей туристической деятельности и развития гостиничного хо-

зяйства практически совпадают с ростом цен на энергоносители, падением

курсов национальных валют, ростом безработицы и другими негативными

факторами в экономике. Вторая половина ХХ в. была периодом, когда цены

на туристический продукт поднимались медленнее, чем вырастала инфляция.

Росту путешественников также способствовало производство более вмести-

тельных и комфортабельных самолетов, а также меры, направленные на раз-

витие рынка туризма.

На рынок туристических услуг оказывают существенное влияние такие

социальные и демографические факторы, как поздние браки, всплески и па-

дения рождаемости, увеличение продолжительности жизни, рост числа без-

детных семейных пар, более ранний уход на пенсию, сокращение иммигра-

ционных ограничений, увеличение или уменьшение продолжительности оп-

лачиваемых отпусков.

К концу ХХ в. было отмечено повышение в развитых странах культур-

ного и образовательного уровня, что повлекло тенденцию к межкультурным

коммуникациям, расширению научных, спортивных, научно-технических,

деловых связей. Это существенно влияет на туристический бизнес.

К XXI веку международный туризм предстал как массовое явление, в

него вовлечены миллионы людей и сотни тысяч хозяйственных предприятий,

из которых состоят туристские организаций, охватывающие миллионы чело-

век, существующих за счет доходов от туризма.

На Генеральной ассамблее ВТО в докладе «Туризм – панорама 2020

года», были отмечены основные тенденции развития мирового туризма, сре-

ди которых усиление конкурентной борьбы между туристическими региона-

ми, продолжающаяся концентрация производства услуг и товаров; активное

продвижение капиталов ряда туристических компаний на зарубежные рынки;

модернизация технологии производства туристических услуг; внедрение но-

вых коммуникационных систем и компьютерных технологий в индустрию

туризма и гостеприимства.

По мнению экспертов ВТО, на состояние туристического рынка, влия-

ют особенности туристического спроса, появившиеся в последние время.

Так, отчетливо проявляется тенденция к сокращению пребывания в отпусках,

при этом отпуск делится на несколько частей. Увеличивается число туристов

пожилого возраста. Отмечается увеличивающаяся роль миграционных пото-

ков на туристический спрос.

Сегментация спроса меняется в зависимости от повышения требова-

ний, выходящих за пределы традиционных целей путешествия. Растет спрос

на индивидуализированные отпуска, на альтернативные гостиницам средства

размещения, на отдых, активный, насыщенный впечатлениями и связанный с

интерактивным участием в различных мероприятиях. Исследование этих

тенденций привело к провозглашению перспективных направлений туризма

в XXI веке:

– приключенческий;

– круизный;

– экотуризм;

– культурно-познавательный;

– тематический.

С учетом основных мировых тенденций должна развиваться индустрия

туризма РБ, задействуя свой потенциал и возможности.

В 1990-х годах в большинстве стран Центральной и Восточной Европы

прошла системная трансформация. Это было время качественных изменений

всех аспектов жизнедеятельности общества: его экономической, политиче-

ской, цивилизационной составляющих. Правовое оформление суверенных

государств на постсоветском пространстве (страны СНГ и Балтии), переход

их к рыночной модели хозяйствования, интеграционная политика Европей-

ского Союза, демократизация внутриполитической жизни в странах Цен-

тральной и Восточной Европы и государствах СНГ – стали важнейшими

предпосылками развития международного туризма.

В первые годы после образования СНГ в условиях общего экономиче-

ского кризиса спрос на туристские услуги существенно снизился, приостано-

вили свою деятельность многие объекты социального туризма, для больших

масс населения он стал недоступен. Одновременно менялась структура тури-

стского спроса.

В 1990-е гг. в Беларуси многократно сократились объемы внутреннего

туристско-экскурсионного обслуживания, а в развитии международного ту-

ризма произошли существенные структурные сдвиги: туристская привлека-

тельность республики, принявшей на себя 70% радиоактивных выбросов и

испытывающей социально-экономический кризис, существенно снизилась, в

то время как либерализация процедуры выезда за границу способствовала

росту числа зарубежных поездок. В результате в 2002 г. соотношение орга-

низованных выездных (1,409 млн. чел.) и въездных (63,5 тыс. чел.) турист-

ских потоков составило 22:1 в пользу поездок за рубеж (в основном так на-

зываемые «шоп-туры»). Объем выездных потоков с рекреационными и по-

знавательными целями был ограничен низким уровнем доходов населения.

Для сбалансированного туристского рынка в соответствии с рекомендациями

ВТО необходимо следующие оптимальные соотношения: 1 въездной – 1 вы-

ездной – 4 внутренних туриста. Несмотря на расширение географии турист-

ского обмена, уровень международной активности (14%) заметно уступал

аналогичному показателю конца 1980-х гг., когда за пределы республики в

различные регионы СССР выезжало на отдых около 30% населения. Бела-

русь была единственным в центрально-восточном __________Европейском регионе го-

сударством, где в течение 1990-х гг. происходило снижение поступлений от

международного туризма. В результате экономическая роль туризма в стране

все еще остается незначительной.

В период 1995-2005 гг. расходы на международный туризм увеличива-

лись (при отрицательном сальдо туристского баланса). Обнаружила себя тен-

денция установления широких туристических связей со всеми регионами ми-

ра. По данным Государственного комитета пограничных войск в 2006 г. Бе-

ларусь посетили 5,3 млн. иностранных граждан, в т.ч. с целью туризма –

361,4 тыс. чел. (7%), со служебными целями – 524,8 тыс. чел., частными –

2568,5 тыс., транзит составил 1 594 тыс. чел. Общий объем выездного потока

составил 6,8 млн. граждан Беларуси, в т.ч. с целью туризма – 2 500 тыс. чело-

век (37%), со служебными целями – 226 тыс., частными – 3 789,5 тыс. чело-

век. Организованный въездной поток, обслуженный организациями, осуще-

ствляющими туристскую деятельность, в 2006 г. составил 90,8 тыс. человек,

выездной – 572,4 тыс. человек.

Экологический, сельский, охотничий, познавательный, этнический и

другие направления въездного туризма Беларуси находятся в стадии актив-

ного формирования.

По данным платежного баланса Нацбанка, экспорт туруслуг в Беларуси

в 2006 г. составил 272 млн. долларов, импорт – 734,7. Отрицательное сальдо

тур. баланса – 462,7 млн. долларов, что не учитывает всего объема турпосту-

плений от транзитных посетителей, а также частных и деловых поездок ино-

странных граждан. В силу сказанного важнейшим приоритетом туристской

политики становится конкурентоспособность туристского комплекса.

В условиях глобализации Беларусь приобретает новые возможности,

связанные с либерализацией торговли туристскими услугами, доступом к со-

временным информационным технологиям (Интернет, глобальные системы

разервирования0. Залы успешного развития туристского комплекса Беларуси

в эффективном взаимодействии с транснациональными компаниями, привле-

чения и использования их капитала, производственных и управленческих

технологий, маркетинговых возможностей.

Развитию туризма способствует регионально-экономическая и полити-

ческая интеграция, характер отношений с сопредельными государствами ЕС

и коньюктурой туристского рынка стран ЕС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.117 с.)