Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туристическое районирование мира

Поиск

1. Роль туризма в культурно-цивилизационном развитии человечества.

Периодизация истории мирового туризма и туризма в Беларуси.

2.Типы туристического пространства. Туристские потоки и центры.

2. Туристское районирование мира. Макрорегиональная классификация

туризма. Типология мезорегионов Европы..

1. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья исто-

рия начинается задолго до возникновения цивилизационного общества. В

каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, кото-

рые так или иначе попадают под категорию туризма.

Туризм сыграл огромную роль в становлении и развитии как локаль-

ных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.

Выдающийся немецкий философ Карл Ясперс, говоря о периоде фор-

мирования современной ментальности (в середине I тыс. до н.э.), показал, что

это явление произошло синхронно на пространстве, включающем Китай, Ин-

дию, Персию, Палестину и Грецию. Такой универсальный качественный ска-

чок не мог произойти «одномоментно» в абсолютно изолированных общест-

вах. Именно путешественники того времени способствовали созданию не-

коего единого ментального фона путем распространения передовых идей и

выступая в качестве прообраза системы коммуникаций.

Путешествия мыслителей Древней Греции привели к интенсивному

обмену научными знаниями и возникновению европейской философии. Были

написаны труды, создавшие основу истории, географии, этнографии, антро-

пологии.

Особую роль сыграл туризм в развитии экономики. Например, дипло-

матические «туры» китайского путешественника Чжан Ценя способствовали

созданию Великого шелкового пути (с II в. до н.э.), что повлияло на развитие

межконтинентальной торговли, создав евразийское экономическое простран-

ство.

Морские путешествия с целью открытия новых земель привели к тому,

что были созданы мировое экономическое пространство и в целом единая

мировая цивилизация. Много странствовали основоположники мировых и

субрегиональных религий (Будда, Заратустра, Моисей, Конфуций, Махавира,

Мани), закладывая духовно-этические начала жизни подавляющего числа

жителей современности. Еще в глубокой древности стал развиваться палом-

нический туризм, способствовавший интенсификации торговли, развитию

инфраструктуры паломнических центров (Дельфы, Фивы), а также экономи-

ки не только этих городов, но и близлежащих регионов. Таким образом, пу-

тешествия, странствия как элементы туризма тесно переплетены с общеци-

вилизационном развитием человечества. Путешествия – форма межкультур-

ных коммуникаций.

Соответственно, в современной литературе можно найти различные

подходы к периодизации истории туризма. Связав эту историю с развитием

средств транспорта, американский ученый Дж. Уокер выделил пять периодов

или эпох.

1. Прединдустриальный (использование крайне примитивных средств

передвижения).

2. Период железных дорог.

3. Век автомобилей.

3. Век реактивных лайнеров.

4. Век круизов на морских лайнерах.

В соответствии с технико-экономическими и социальными изменения-

ми в обществе, а также целевыми функциями туризма предлагается следую-

щая периодизация европейского туризма:

I этап. До начала XIX в. – предыстория туризма.

II этап. XIX век – становление и развитие элитарного туризма. Зарож-

дение специализированных предприятий по производству тури-

стических и гостиничных услуг.

III этап. Первая половина ХХ века – становление социального туризма.

IV этап. С конца Второй мировой войны и по настоящее время – пери-

од развития массового туризма, формирования туристической

индустрии как межотраслевого комплекса по производству то-

варов и услуг для туризма.

История развития туризма в Беларуси до 1991 г. неразрывно связана с

историей туризма России и Советского Союза, и, по мнению ряда ученых,

насчитывает свыше 100 лет. Ее делят на пять этапов:

1 – просветительский – длился до 1890 г.

2 – предпринимательский – связан с развитием капитализма в России.

Время активного формирования туристических фирм и контор, за-

нимающихся частной предпринимательской деятельностью в сфере

туризма.

3 – организационно-централизованный – (1920-е – 1960-е гг.) – форми-

рование советского туризма и появление характерных для него го-

сударственных и общественных организаций.

4 – административно-нормативный (1980–1990 гг.).

5 – переходный – совпадает с началом процессов перестройки и ре-

формирования экономики в стране, когда возрождаются традиции

предпринимательства, в том числе и в сфере туризма.

2. Изучение географии туристского движения ведется на основе выде-

ления «туристических потоков» и «туристических центров». Потоки, с точки

зрения социологии, являются совокупностью групп туристов, которые на-

правляются в специальные центры, с целью проведения свободного времени,

досуга, совершения путешествий. Пути пересечения этих потоков в кон-

трольном географическом месте или их протяженность в конкретном про-

странстве определяются статистическим путем. Слияние туристических по-

токов в определенных географических ареалах в связи с их аттрактивностью

формирует туристические центры, которые экономически и социально влия-

ют на эти потоки. Туристический центр – это территория, располагающая

помимо туристических ресурсов соответствующей инфраструктурой (транс-

портные пути, гостиницы, ресторан, развлечения, урбанизация) для обслужи-

вания значительных туристических контингентов. Эту территорию можно

разделить на несколько типов:

1) Пространство с преобладанием «тропического» влияния, на котором

солнце и пляжи – решающий фактор для привлечения туристов.

2) Малоизмененное естественное пространство, включая горы, в кото-

ром привлекающим для туристов мотивом является природа.

3) Культурное пространство, дающее возможность посещать музеи,

театры, архитектурные ансамбли.

4) Антропологическое пространство, предоставляющее туристам воз-

можность для занятий, связанных с декоративным искусством, ку-

линарией, фольклором.

5) Городское пространство, связанное с большими и малыми центрами

цивилизации (Париж, Лондон, Рим), а также центры, связанные с

паломничеством.

При этом в туризме важно различать два типа географического места,

которые по-разному генерируют туристическую деятельность: отправляю-

щий центр и принимающий центр.

Отправляющий центр имеет следующие характеристики: развитое ин-

дустриальное или постиндустриальное общество с высоким уровнем жизни.

Экономика выпускает много потребительских товаров. Население имеет воз-

можность и интерес для удовлетворения потребностей в свободное время.

Принимающий центр: индустриально-развитое общество с богатыми

природными ресурсами и развитой инфраструктурой (США, Англия, Фран-

ция) или развивающиеся страны, имеющие туристические ресурсы и в кото-

рых туризм является источником экономического развития.

По функциональной структуре принимающие центры классифициру-

ются на:

а) климатические;

б) центры с минеральными источниками, бальнеологические;

в) природные, основанные на национальных парках;

г) спортивные;

д) исторические;

е) религиозные центры (Иерусалим, Мекка, Лурх);

ж) фольклорные, основанные на национальном искусстве, праздниках,

ярмарках (Бразильский карнавал);

з) культурные, основанные на сезонах оперы, театра, кино, выставках;

и) деловые и торговые;

к) центры научно-политические;

л) центры развлечений: зоологические парки, казино в Лас-Внгасе и

Монако, парки аттракционов и т.д. (Диснейленды).

Различают следующие туристические потоки, которые сложились в 80–

90-е гг. ХХ века:

1) Меридиональный поток Север–Юг: из Северной или Центральной

Европы к Средиземному Морю и Африке.

2) Восточный поток: из Западной Европы на Средний Восток и в

Азию.

3) Атлантический поток: а) из Западной Европы в Северную Америку;

б) из Северной Америки в Америку Центральную, Южную и Евро-

пу.

4) Азиатские и Тихоокеанские потоки: из Японии в страны бассейна

Тихого океана, в Европу и Америку. Из других стран Южной Азии в

соседние страны. Из Австралии и Новой Зеландии в Европу и Се-

верную Америку.

3. Совместное действие таких групп факторов как социально-

экономический уровень развития, особенности рекреационно-ресурсного по-

тенциала, уровень развитости общеэкологической и социальной инфраструк-

туры, особенности транспортно-географического положения обусловливает

формирование относительно стабильных рекреационных потоков, что, в

свою очередь, ведет к возникновению и существованию международных ту-

ристских регионов, характеризующихся определенной интенсивностью рек-

реационного движения.

Наиболее распространенной классификацией является туристское рай-

онирование мира, разработанное Всемирной туристской организацией (ВТО).

Согласно этой классификации в мире выделяется шесть крупных макроре-

гионов: Европа, Америка, Восточная Азия и Океания, Южная Азия, Африка,

Ближний Восток. Схема ВТО рассматривает туристские потоки как времен-

ные миграции населения, что предопределило выделение регионов по интен-

сивности туристских связей – мезорегионов. Указанное деление позволяет

дифференцировать общемировую картину туристских потоков.

Макрорегион Европа состоит из 4-х мезорегионов:

1 – Центрально-Восточная Европа (в т.ч. страны СНГ, государства Бал-

тии);

2 – Северная Европа;

3 – Южная Европа (включая страны бывшей Югославии);

4 – Западная Европа и Восточное Средиземноморье (Турция, Кипр, Из-

раиль).

В состав макрорегиона Америка входят Северная (США, Канада, Мек-

сика), Центральная, Южная Америка и Карибский мезорегион.

В Африке выделяется 5 мезорегионов: Северная, Центральная (вклю-

чая Анголу), Западная, Восточная (включая все островные государства Ин-

дийского океана) и Южная Африка.

В состав Азии и Океании входят Центрально-Восточная, Юго-

Восточная Азия, Южная Азия (включая Афганистан), Западная Азия, Ближ-

ний Восток (включая Египет), а также Восточно-Средиземноморский мезоре-

гион, Австралазия (Австралия и Новая Зеландия), Меланзия, Микронезия,

Полинезия.

Наиболее дифференцированной структурой международного туризма

отличаются макрорегионы: Ближний Восток и Южная Азия.

Основными странами – туристскими центрами макрорегионов мира яв-

ляются:

1 – Африка – Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Кения, Ботсвана, Зимбаб-

ве, свазиленд.

2 – Америка – США, Пуэрто-Рико, Канада, Мексика, Доминиканская

Республика, Бразилия, Багамские о-ва, Аргентина.

3 – ВАТ – Китай, Малайзия, Гонконг, Япония, Таиланд, Корея, Синга-

пур, Австралия.

4 – Европа – Франция, Австрия, Испания, Италия, Великобритания,

Германия, Венгрия, Швейцария.

5 – Ближний Восток – Иордания, Египет, Сирия, Бахрейн, Саудовская

Аравия, ОАЭ.

6 – Южная Азия – Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Иран, Маль-

дивская Республика, Бангладеш.

Анализ географической структуры туристских потоков показывает, что

удельный вес стран ВАТ заметно увеличивается, что является следствием

экономического роста, происходящего в высококонкурентной среде таких

стран, как Австралия, Гонконг, Индонезия, Южная Корея, Китай, Сингапур,

Таиланд.

Основные туристские потоки концентрируются в мире внутри Европы,

Америки, ВАТ. В группу «принимающих» макрорегионов (межрегиональный

миграционный приток туристов превышает их выезд) входят Европа, Африка

и Ближний Восток. Группу «отправляющих» макрорегионов (выездные тури-

стские потоки больше интуристов) образуют Америка, Восточная Азия и

Океания, а также Южная Азия. Европа является лидирующим регионом по

степени развития международного туризма благодаря наиболее благоприят-

ным социально-экономическим, политическим, культурно-историческим и

транспортным предпосылкам. Регион доминирует по всем основным показа-

телям, выделяется большой напряженностью и преобладанием внутрирегио-

нального обмена.

В рамках европейского континента основными источниками рекреаци-

онных потоков является высокоразвитые страны Западной Европы. На них

приходится более 40% прибытий. Наиболее же мощные потоки направлены

во Францию, Испанию, Италию.

Однако существуют и факторы, ведущие к потере доминирующего по-

ложения Европы на туристском рынке. Среди них можно выделить:

– падение конкурентоспособности некоторых стран на юге Европы

(Греция, Италия) вследствие старения туристского продукта;

– трудности приспособления туристских секторов к рыночной эконо-

мике в восточноевропейских странах;

– североевропейские страны – Великобритания, Дания, Норвегия и

Швеция предлагают дорогостоящий пакет туристских услуг;

– рост популярности стран Юго-Восточной Азии, которые с середины

1990-х гг. успешно развивают туристскую индустрию.

Анализ внутрирегиональной структуры международных туристских

потоков в Европейском регионе показывает, что основные туристские потоки

концентрируются в странах Западной и Южной Европе. Северные страны

Европы, в частности, Скандинавские страны и Ирландия, специализируются

на экотуризме.

Исходя из анализа показателей туризма можно выделить 4 типа мезо-

регионов, выступающих в качестве:

1) центров развития международного туризма (Западная Европа, Се-

верная Европы, Северная Америка и Центрально-Восточная Азия);

2) зоны интенсивного развития (Южная Европа, Карибский мезореги-

он, Юго-Восточная Азия);

3) периферийной зоны экстенсивного развития: Северная Африка,

Восточное Средиземноморье, Ближний Восток, Австралазия и Мик-

ронезия;

периферийной зоны в состоянии стагнации (мезорегионы Южной и

Центральной Америки, Западной Африки, Центральной Африки, Восточной

и Южной Африки, Южной Азии, Меланезии и Полинезии. Всего 9 мезоре-

гионов, достаточно значительно различающихся как по уровню общего эко-

номического развития, так и международного туризма. Центрально-

Восточная Европа промежуточное положение между 3 и 4).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.014 с.)