Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Становление национального туризма

Поиск

Республики Беларусь

1. Состояние туристического комплекса Республики Беларусь в первой

половине 1990-х гг. Основные проблемы и задачи.

2. Развитие сферы туризма и системы его управления в 1995-2005 гг.

3. Национальная Программа развития туризма Республики Беларусь на

2006-2010 годы.

1. В 1992 г. после распада Советского Союза на карте мира появилась

суверенная Беларусь. Начались кардинальные перемены в сфере экономики,

которые оказали серьезное влияние на развитие индустрии туризма. Начиная

с 1990-1992 гг. в этой сфере развернулись процессы демонополизации, разго-

сударствления, приватизации. Вместе с ликвидацией монополии государства

началась дезинтеграция в области управления, внешнеэкономической и ком-

мерческой деятельности. Как итог – разрушение тщательно отработанных

технологий приема и обследования туристов, отсутствие статистического

учета и анализа.

За годы экономического кризиса (первая половина 1990-х годов) в рес-

публике значительно снизились темпы нового рекреационного строительст-

ва, материальная база физически и морально устарела. Некоторые ведомст-

венные учреждения отдыха из-за финансовых трудностей были закрыты или

перепрофилированы, вместимость ряда других рекреационных объектов зна-

чительно уменьшилась. В результате количество населения, отдыхающего и

проходившего курс санаторного лечения в рекреационно-курортных учреж-

дениях республики уменьшилась с 1,5 млн. человек в 1990 г. до 1,1 млн. че-

ловек в 1994 г.

В целом же развитие туристского комплекса в 1990-е гг. характеризо-

валось рядом специальных особенностей:

– весь предшествующий период до 1990 г. республика не имела само-

стоятельного выхода на международный туристский рынок, отсут-

ствовал и конкурентоспособный национальный туристский про-

дукт;

– деловые контакты с международными и национальными зарубеж-

ными туристскими организациями были минимальными;

– практически отсутствовали учебные заведения по подготовке тури-

стских кадров, не было туристских представительств, занимавшихся

продвижением национального туристского продукта;

– продолжительное время (вплоть до 1995 г.) на государственном

уровне отсутствовал единый координирующий туристский орган;

– фактически отсутствовала нормативно-правовая база туризма, а

также национальные и региональные программы его развития.

Государственным органом, отвечающим за развитие иностранного ту-

ризма в Беларуси, являлось Управление международного туризма Министер-

ства внешнеэкономических связей РБ. Однако из-за малочисленности (весь

штат 10 человек) и отсутствия своих отделений в областях оно не справля-

лось с поставленными перед ними задачами. 10 ноября 1995 г. Президент

Республики Беларусь издал указ № 456 о реорганизации Комитета по спорту

Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. На этот орган и была

возложена задача организации всей туристической деятельности в республи-

ке.

С учетом накопившихся проблем и перспектив дальнейшего развития

перед ними стояли задачи:

– подготовка и внедрение в республике адаптированной к междуна-

родным стандартам нормативно-правовой базы функционирования

и управления туристским комплексом;

– оперативное реформирование туристского комплекса, создание

конкурентоспособного национального туристического продукта и

обеспечение его выхода на международный туристский рынок, при-

влечение иностранных инвестиций и увеличение валютных поступ-

лений в республику;

– создание в республике здоровой внутренней конкурентной среды на

рынке туруслуг, формирование государственного сектора туризма,

создание современной туристской инфраструктуры;

– формирование широкого спектра информационно-рекламного обес-

печения по продвижению национального туристского продукта на

приоритетных международных туристских рынках.

2. В условиях прекращения существования советской туристско-

экскурсионной системы и становления национального туризма формировался

туристический бизнес РБ.

Толчком к его объединению стала прошедшая с 7 по 10 декабря в Мин-

ске ярмарка «Турбизнес-94». В процессе ее работы образовалась инициатив-

ная группа профессионалов, принявшая решение о создании в республике

Белорусской ассоциации туристских агенств. Для ее учреждения 28-29 янва-

ря 1995 г. в Минске прошел съезд Белорусской ассоциации туристских

агенств, в котором приняли участие более 100 представителей турбизнеса из

80 туристских фирм. Были избраны руководящие органы ассоциации и при-

нят устав. Таким образом, прошло организационное укрепление негосударст-

венного сектора экономики в туристском комплексе республики.

В то же время Министерство спорта и туризма проводит комплекс мер

с целью восстановления управляемости туристским рынком и повышения

эффективности работы этой сферы. Была создана специальная группа из

компетентных специалистов по разработке Государственной программы раз-

вития туризма в Беларуси. В ее основу положены три темы из международ-

ной программы: «Европейские культурные пути», «Дорогами викингов»,

«Барокко», «Монастыри», которые впоследствии были представлены на об-

суждение европейской туристской общественности.

Для развития иностранного туризма указом Президента РБ от 1 октября

был создан национальный туристский концерн «Белинтурист», который на-

ходится в введении Министерства спорта и туризма. Введена практика ли-

цензирования деятельности туристских фирм.

Однако в сложившихся экономических условиях проблемы развития

туризма и экскурсий невозможно решать только с помощью государственных

органов. Поэтому в декабре 1996 г. состоялась учредительная конференция

по созданию Белорусской федерации туризма (БФТ), которая и приняла со-

ответствующее решение. Были избраны руководящие органы БФТ – правле-

ние, включающее в себя представителей регионов республики и все виды ту-

ристской деятельности, президиум правления из 13 человек его членов и пре-

зидента. Основными задачами федерации являются: создание национальных

парков как вида туризма, подготовка специалистов для будущей инфраструк-

туры, обслуживающей новые виды туризма, музеи и т.д.

Формируются условия и для развития экскурсий. Так, в сентябре 1996

г. на географическом факультете БГУ была создана Ассоциация экскурсово-

дов и гидов-переводчиков; принят устав, избрано правление. Создано Нацио-

нальное агенство по туризму. В 1999 г. принят Закон «О туризме». В этом же

году на геофаке БГУ был проведен первый набор в Высшую школу экскур-

соводов, которая, готовит методистов, экскурсоводов, руководителей турист-

ских групп, а в перспективе – гидов-переводчиков.

Таким образом, в период с 1996 по 2001 год фактически была ликви-

дирована образовавшаяся в первой половине 1990-х гг. монополия негосу-

дарственного сектора в туристском комплексе республики. Сформировалась

смешанная государственно-частная система управления туризмом, деятель-

ность туристских фирм начала осуществляться в правовом поле. К середине

2005 г. право на ведение туристской деятельности имели 512 субъектов хо-

зяйствования. Среди них 4% составляли совместные предприятия, 2% – ино-

странные, 24% – частные, 5% – государственные, 65% – предприятия коллек-

тивной формы собственности. Географически туристские предприятия рас-

пределялись крайне неравномерно: 62% концентрировалось в городе Мин-

ске; 13% – в Брестской области, по 6% – в Витебской и Гродненской облас-

тях, 5% – в Гомельской области и 3% – в Минской. Всего в туристском сек-

торе республики было занято свыше 4000 человек.

Основными видами туризма в Республике Беларусь стали международ-

ный, спортивный и самодеятельный. Существует также детский и юноше-

ский туризм, которым руководит Республиканский центр детского и юноше-

ского туризма и экскурсий.

Начиная с 2001 г. доля туризма в экспорте товаров и услуг начало по-

вышаться. Однако, несмотря на положительную динамику прибытий тури-

стов в Беларусь, доля страны в региональном обмене стран Центральной и

Восточной Европы, куда входит Республика Беларусь, не превышала 0,1% от

уровня ЦВЕ. Экономическая роль туризма оставалась незначительной.

В географической структуре прибытий в Беларусь преобладали и пре-

обладают потоки из государств ЦВЕ. В структуре выезда также наблюдается

преобладание стран ЦВЕ и СНГ. На долю последнего в 1998-2000 г. прихо-

дилось более 90% от общего выездного потока. При этом приоритетными

выступали Россия, Украина и страны Балтии.

Открытость границ и обеспечение свободы перемещения граждан ста-

ли мощными факторами, стимулирующими выездной туризм, который стал

развиваться более высокими темпами, чем въездной. Увеличение в общем

объеме выездов доли России и Украины свидетельствует об усиливающейся

деловой активности между Россией и Беларусью, а также спросом на отдых

на курортах Украины. Среди стран Центрально-Восточной Европы популяр-

ностью у белорусских туристов пользуются Польша, Чешская Республика,

Болгария.

Постоянно растет число выездов белорусов в страны дальнего зарубе-

жья с расширением географии выездов. Популярными являются туристские

направления в Германию, Турцию, Испанию, Италию, Кипр, Францию. Из

регионов дальних связей белорусами стали осваиваться Австралия (с 1997 г.),

страны Ближнего Востока (Израиль, Сирия, ОАЭ), Азиатско-Тихоокеанский

регион (Китай, Тайланд), Северная Африка (Египет, Тунис). Таким образом,

туризм как социально-экономическое явление в силу геополитических и эко-

номических перемен претерпел существенные изменения как в динамике, так

и в географии туристских потоков.

3. Быстро меняющиеся социально-экономические условия и рост тури-

стического потенциала республики обусловили разработку Национальной

программы развития туризма Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Ее

цель – формирование и развитие высокоэффективного и конкурентоспособ-

ного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие

возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных

граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой – значительный

вклад в развитие экономики страны.

В соответствии с поставленной целью первоочередными задачами

Программы явились:

– обеспечение системы новых подходов государственного регулиро-

вания в туризме;

– совершенствование нормативно-правовой базы;

– принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно-

информационному обеспечению туристской отрасли;

– модернизация материальной базы туризма, активизация строитель-

ства новых объектов;

– развитие инфраструктуры туризма;

– продвижение белорусского продукта на мировой рынок туристских

услуг;

– обеспечение развития малого предпринимательства;

– создание условий для инвестирования и других форм финансирова-

ния, кредитования субъектов отрасли.

Соответственно задачам были сформулированы основные направления

и механизм реализации Программы. В числе направлений:

– транзитный и трансграничный туризм. Программой определено: а)

развитие придорожной сети туристской инфраструктуры; б) органи-

зация трансграничных туристских маршрутов, включающих посе-

щение туристских объектов пограничных государств; в) создание

туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в

первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным

историко-культурным наследием;

– познавательный туризм, для развития которого предусматривается

использование богатого культурно-исторического наследия РБ и

общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями;

– агроэкотуризм. Программа выделяет следующие направления его

развития: а) создание туристских деревень с традиционной народ-

ной архитектурой на основе существующих поселений в живопис-

ных местностях; б) организация сельских туров; в) создание агроту-

ристских комплексов на базе сельскохозяйственных производствен-

ных кооперативов; г) создание условий для ознакомления с природ-

ным потенциалом Республики Беларусь через организацию турист-

ских походов, эколого-образовательных и эколого-просветительных

туров для разных возрастных и социальных групп населения, фото-

охоту и водный туризм;

– спортивный туризм, в развитии которого предопределены два ос-

новных направления – а) организация туристских походов и других

туристско-спортивных мероприятий, б) развитие активных форм

туризма, связанных со значительными физическими нагрузками;

– рекреационный и оздоровительный туризм. В этом виде програм-

мируется – а) более широкое использование имеющейся санаторно-

курортной базы в туристских целях, б) расширение спектра турист-

ских услуг, предлагаемых в оздоровительных и санаторно-

курортных учреждениях, в) создание летних туристско-

оздоровительных лагерей кемпингов, оборудованных стоянок для

отдыха, г) расширение географии предлагаемых иностранным тури-

стам санаторно-курортных учреждений, д) рациональное использо-

вание обладающих лечебными свойствами природных ресурсов:

минеральных вод, торфогрязей, сапропелей, типов торфов и т.д.

– деловой туризм. Основное внимание в Программе уделено разви-

тию туристско-экскурсионных услуг для участников международ-

ных конференций, конгрессов, симпозиумов, а также при организа-

ции международных торговых выставок и ярмарок;

– религиозный туризм, связанный с развитием туров для поклонения

главным религиозным святыням за пределами Республики Беларусь

и организацией посещения жителями страны и иностранцами свя-

тынь на территории Республики. Развитие этого вида туризма пре-

дусматривает оk координацию деятельности туристских организаций,

религиозных конфессий и местных органов власти.

Национальная Программа включает в себя и региональную туристскую

политику, направленную на повышение значимости регионов в развитии ту-

ристской отрасли. Эта политика тесно связана с экономической концепцией

развития территорий. Она предусматривает повышение эффективности ис-

пользования имеющихся туристских ресурсов и материальной базы через

создание 27 туристских зон и реализацию ряда мероприятий по областям

республики и в г. Минск.

Программными направлениями развития туризма в Республики Бела-

русь в 2006-2010 гг. стали также обеспечение безопасности туризма, научно-

методическое обеспечение, подготовка кадров.

Реализация Программы предусматривалась в два этапа:

I – (2006-2007 гг.) – разработка и реализация мероприятий, направлен-

ных на совершенствование системы управления и государственного регули-

рования сферы туризма, развитие туристских зон, создание положительного

имиджа национального туристского продукта, а также реконструкция и об-

новление инфраструктуры, укрепление материально-технической базы, фор-

мирование в стране рыночного механизма функционирования и стимулиро-

вания туризма, информационных и рекламных технологий, в т.ч. широкого

использования Интернет-технологий, систем кадрового и научного обеспе-

чения.

II – (2008-2010 гг.) – реализация мероприятий по строительству новых

крупных туристских объектов, формированию новых маршрутов, обустрой-

ству и оснащению важнейших туристских баз, объектов социального туриз-

ма, вовлечение в сферу туризма новых категорий и групп населения, введе-

ние новых форм и методов туристского обслуживания – формирование цен-

тров туризма международного значения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.014 с.)