Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Становление национального туризмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Республики Беларусь 1. Состояние туристического комплекса Республики Беларусь в первой половине 1990-х гг. Основные проблемы и задачи. 2. Развитие сферы туризма и системы его управления в 1995-2005 гг. 3. Национальная Программа развития туризма Республики Беларусь на 2006-2010 годы. 1. В 1992 г. после распада Советского Союза на карте мира появилась суверенная Беларусь. Начались кардинальные перемены в сфере экономики, которые оказали серьезное влияние на развитие индустрии туризма. Начиная с 1990-1992 гг. в этой сфере развернулись процессы демонополизации, разго- сударствления, приватизации. Вместе с ликвидацией монополии государства началась дезинтеграция в области управления, внешнеэкономической и ком- мерческой деятельности. Как итог – разрушение тщательно отработанных технологий приема и обследования туристов, отсутствие статистического учета и анализа. За годы экономического кризиса (первая половина 1990-х годов) в рес- публике значительно снизились темпы нового рекреационного строительст- ва, материальная база физически и морально устарела. Некоторые ведомст- венные учреждения отдыха из-за финансовых трудностей были закрыты или перепрофилированы, вместимость ряда других рекреационных объектов зна- чительно уменьшилась. В результате количество населения, отдыхающего и проходившего курс санаторного лечения в рекреационно-курортных учреж- дениях республики уменьшилась с 1,5 млн. человек в 1990 г. до 1,1 млн. че- ловек в 1994 г. В целом же развитие туристского комплекса в 1990-е гг. характеризо- валось рядом специальных особенностей: – весь предшествующий период до 1990 г. республика не имела само- стоятельного выхода на международный туристский рынок, отсут- ствовал и конкурентоспособный национальный туристский про- дукт; – деловые контакты с международными и национальными зарубеж- ными туристскими организациями были минимальными; – практически отсутствовали учебные заведения по подготовке тури- стских кадров, не было туристских представительств, занимавшихся продвижением национального туристского продукта; – продолжительное время (вплоть до 1995 г.) на государственном уровне отсутствовал единый координирующий туристский орган; – фактически отсутствовала нормативно-правовая база туризма, а также национальные и региональные программы его развития. Государственным органом, отвечающим за развитие иностранного ту- ризма в Беларуси, являлось Управление международного туризма Министер- ства внешнеэкономических связей РБ. Однако из-за малочисленности (весь штат 10 человек) и отсутствия своих отделений в областях оно не справля- лось с поставленными перед ними задачами. 10 ноября 1995 г. Президент Республики Беларусь издал указ № 456 о реорганизации Комитета по спорту Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. На этот орган и была возложена задача организации всей туристической деятельности в республи- ке. С учетом накопившихся проблем и перспектив дальнейшего развития перед ними стояли задачи: – подготовка и внедрение в республике адаптированной к междуна- родным стандартам нормативно-правовой базы функционирования и управления туристским комплексом; – оперативное реформирование туристского комплекса, создание конкурентоспособного национального туристического продукта и обеспечение его выхода на международный туристский рынок, при- влечение иностранных инвестиций и увеличение валютных поступ- лений в республику; – создание в республике здоровой внутренней конкурентной среды на рынке туруслуг, формирование государственного сектора туризма, создание современной туристской инфраструктуры; – формирование широкого спектра информационно-рекламного обес- печения по продвижению национального туристского продукта на приоритетных международных туристских рынках. 2. В условиях прекращения существования советской туристско- экскурсионной системы и становления национального туризма формировался туристический бизнес РБ. Толчком к его объединению стала прошедшая с 7 по 10 декабря в Мин- ске ярмарка «Турбизнес-94». В процессе ее работы образовалась инициатив- ная группа профессионалов, принявшая решение о создании в республике Белорусской ассоциации туристских агенств. Для ее учреждения 28-29 янва- ря 1995 г. в Минске прошел съезд Белорусской ассоциации туристских агенств, в котором приняли участие более 100 представителей турбизнеса из 80 туристских фирм. Были избраны руководящие органы ассоциации и при- нят устав. Таким образом, прошло организационное укрепление негосударст- венного сектора экономики в туристском комплексе республики. В то же время Министерство спорта и туризма проводит комплекс мер с целью восстановления управляемости туристским рынком и повышения эффективности работы этой сферы. Была создана специальная группа из компетентных специалистов по разработке Государственной программы раз- вития туризма в Беларуси. В ее основу положены три темы из международ- ной программы: «Европейские культурные пути», «Дорогами викингов», «Барокко», «Монастыри», которые впоследствии были представлены на об- суждение европейской туристской общественности. Для развития иностранного туризма указом Президента РБ от 1 октября был создан национальный туристский концерн «Белинтурист», который на- ходится в введении Министерства спорта и туризма. Введена практика ли- цензирования деятельности туристских фирм. Однако в сложившихся экономических условиях проблемы развития туризма и экскурсий невозможно решать только с помощью государственных органов. Поэтому в декабре 1996 г. состоялась учредительная конференция по созданию Белорусской федерации туризма (БФТ), которая и приняла со- ответствующее решение. Были избраны руководящие органы БФТ – правле- ние, включающее в себя представителей регионов республики и все виды ту- ристской деятельности, президиум правления из 13 человек его членов и пре- зидента. Основными задачами федерации являются: создание национальных парков как вида туризма, подготовка специалистов для будущей инфраструк- туры, обслуживающей новые виды туризма, музеи и т.д. Формируются условия и для развития экскурсий. Так, в сентябре 1996 г. на географическом факультете БГУ была создана Ассоциация экскурсово- дов и гидов-переводчиков; принят устав, избрано правление. Создано Нацио- нальное агенство по туризму. В 1999 г. принят Закон «О туризме». В этом же году на геофаке БГУ был проведен первый набор в Высшую школу экскур- соводов, которая, готовит методистов, экскурсоводов, руководителей турист- ских групп, а в перспективе – гидов-переводчиков. Таким образом, в период с 1996 по 2001 год фактически была ликви- дирована образовавшаяся в первой половине 1990-х гг. монополия негосу- дарственного сектора в туристском комплексе республики. Сформировалась смешанная государственно-частная система управления туризмом, деятель- ность туристских фирм начала осуществляться в правовом поле. К середине 2005 г. право на ведение туристской деятельности имели 512 субъектов хо- зяйствования. Среди них 4% составляли совместные предприятия, 2% – ино- странные, 24% – частные, 5% – государственные, 65% – предприятия коллек- тивной формы собственности. Географически туристские предприятия рас- пределялись крайне неравномерно: 62% концентрировалось в городе Мин- ске; 13% – в Брестской области, по 6% – в Витебской и Гродненской облас- тях, 5% – в Гомельской области и 3% – в Минской. Всего в туристском сек- торе республики было занято свыше 4000 человек. Основными видами туризма в Республике Беларусь стали международ- ный, спортивный и самодеятельный. Существует также детский и юноше- ский туризм, которым руководит Республиканский центр детского и юноше- ского туризма и экскурсий. Начиная с 2001 г. доля туризма в экспорте товаров и услуг начало по- вышаться. Однако, несмотря на положительную динамику прибытий тури- стов в Беларусь, доля страны в региональном обмене стран Центральной и Восточной Европы, куда входит Республика Беларусь, не превышала 0,1% от уровня ЦВЕ. Экономическая роль туризма оставалась незначительной. В географической структуре прибытий в Беларусь преобладали и пре- обладают потоки из государств ЦВЕ. В структуре выезда также наблюдается преобладание стран ЦВЕ и СНГ. На долю последнего в 1998-2000 г. прихо- дилось более 90% от общего выездного потока. При этом приоритетными выступали Россия, Украина и страны Балтии. Открытость границ и обеспечение свободы перемещения граждан ста- ли мощными факторами, стимулирующими выездной туризм, который стал развиваться более высокими темпами, чем въездной. Увеличение в общем объеме выездов доли России и Украины свидетельствует об усиливающейся деловой активности между Россией и Беларусью, а также спросом на отдых на курортах Украины. Среди стран Центрально-Восточной Европы популяр- ностью у белорусских туристов пользуются Польша, Чешская Республика, Болгария. Постоянно растет число выездов белорусов в страны дальнего зарубе- жья с расширением географии выездов. Популярными являются туристские направления в Германию, Турцию, Испанию, Италию, Кипр, Францию. Из регионов дальних связей белорусами стали осваиваться Австралия (с 1997 г.), страны Ближнего Востока (Израиль, Сирия, ОАЭ), Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай, Тайланд), Северная Африка (Египет, Тунис). Таким образом, туризм как социально-экономическое явление в силу геополитических и эко- номических перемен претерпел существенные изменения как в динамике, так и в географии туристских потоков. 3. Быстро меняющиеся социально-экономические условия и рост тури- стического потенциала республики обусловили разработку Национальной программы развития туризма Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Ее цель – формирование и развитие высокоэффективного и конкурентоспособ- ного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой – значительный вклад в развитие экономики страны. В соответствии с поставленной целью первоочередными задачами Программы явились: – обеспечение системы новых подходов государственного регулиро- вания в туризме; – совершенствование нормативно-правовой базы; – принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно- информационному обеспечению туристской отрасли; – модернизация материальной базы туризма, активизация строитель- ства новых объектов; – развитие инфраструктуры туризма; – продвижение белорусского продукта на мировой рынок туристских услуг; – обеспечение развития малого предпринимательства; – создание условий для инвестирования и других форм финансирова- ния, кредитования субъектов отрасли. Соответственно задачам были сформулированы основные направления и механизм реализации Программы. В числе направлений: – транзитный и трансграничный туризм. Программой определено: а) развитие придорожной сети туристской инфраструктуры; б) органи- зация трансграничных туристских маршрутов, включающих посе- щение туристских объектов пограничных государств; в) создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием; – познавательный туризм, для развития которого предусматривается использование богатого культурно-исторического наследия РБ и общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями; – агроэкотуризм. Программа выделяет следующие направления его развития: а) создание туристских деревень с традиционной народ- ной архитектурой на основе существующих поселений в живопис- ных местностях; б) организация сельских туров; в) создание агроту- ристских комплексов на базе сельскохозяйственных производствен- ных кооперативов; г) создание условий для ознакомления с природ- ным потенциалом Республики Беларусь через организацию турист- ских походов, эколого-образовательных и эколого-просветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения, фото- охоту и водный туризм; – спортивный туризм, в развитии которого предопределены два ос- новных направления – а) организация туристских походов и других туристско-спортивных мероприятий, б) развитие активных форм туризма, связанных со значительными физическими нагрузками; – рекреационный и оздоровительный туризм. В этом виде програм- мируется – а) более широкое использование имеющейся санаторно- курортной базы в туристских целях, б) расширение спектра турист- ских услуг, предлагаемых в оздоровительных и санаторно- курортных учреждениях, в) создание летних туристско- оздоровительных лагерей кемпингов, оборудованных стоянок для отдыха, г) расширение географии предлагаемых иностранным тури- стам санаторно-курортных учреждений, д) рациональное использо- вание обладающих лечебными свойствами природных ресурсов: минеральных вод, торфогрязей, сапропелей, типов торфов и т.д. – деловой туризм. Основное внимание в Программе уделено разви- тию туристско-экскурсионных услуг для участников международ- ных конференций, конгрессов, симпозиумов, а также при организа- ции международных торговых выставок и ярмарок; – религиозный туризм, связанный с развитием туров для поклонения главным религиозным святыням за пределами Республики Беларусь и организацией посещения жителями страны и иностранцами свя- тынь на территории Республики. Развитие этого вида туризма пре- дусматривает оk координацию деятельности туристских организаций, религиозных конфессий и местных органов власти. Национальная Программа включает в себя и региональную туристскую политику, направленную на повышение значимости регионов в развитии ту- ристской отрасли. Эта политика тесно связана с экономической концепцией развития территорий. Она предусматривает повышение эффективности ис- пользования имеющихся туристских ресурсов и материальной базы через создание 27 туристских зон и реализацию ряда мероприятий по областям республики и в г. Минск. Программными направлениями развития туризма в Республики Бела- русь в 2006-2010 гг. стали также обеспечение безопасности туризма, научно- методическое обеспечение, подготовка кадров. Реализация Программы предусматривалась в два этапа: I – (2006-2007 гг.) – разработка и реализация мероприятий, направлен- ных на совершенствование системы управления и государственного регули- рования сферы туризма, развитие туристских зон, создание положительного имиджа национального туристского продукта, а также реконструкция и об- новление инфраструктуры, укрепление материально-технической базы, фор- мирование в стране рыночного механизма функционирования и стимулиро- вания туризма, информационных и рекламных технологий, в т.ч. широкого использования Интернет-технологий, систем кадрового и научного обеспе- чения. II – (2008-2010 гг.) – реализация мероприятий по строительству новых крупных туристских объектов, формированию новых маршрутов, обустрой- ству и оснащению важнейших туристских баз, объектов социального туриз- ма, вовлечение в сферу туризма новых категорий и групп населения, введе- ние новых форм и методов туристского обслуживания – формирование цен- тров туризма международного значения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.198 (0.015 с.) |