![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Становление национального туризма
Республики Беларусь 1. Состояние туристического комплекса Республики Беларусь в первой половине 1990-х гг. Основные проблемы и задачи. 2. Развитие сферы туризма и системы его управления в 1995-2005 гг. 3. Национальная Программа развития туризма Республики Беларусь на 2006-2010 годы. 1. В 1992 г. после распада Советского Союза на карте мира появилась суверенная Беларусь. Начались кардинальные перемены в сфере экономики, которые оказали серьезное влияние на развитие индустрии туризма. Начиная с 1990-1992 гг. в этой сфере развернулись процессы демонополизации, разго- сударствления, приватизации. Вместе с ликвидацией монополии государства началась дезинтеграция в области управления, внешнеэкономической и ком- мерческой деятельности. Как итог – разрушение тщательно отработанных технологий приема и обследования туристов, отсутствие статистического учета и анализа. За годы экономического кризиса (первая половина 1990-х годов) в рес- публике значительно снизились темпы нового рекреационного строительст- ва, материальная база физически и морально устарела. Некоторые ведомст- венные учреждения отдыха из-за финансовых трудностей были закрыты или перепрофилированы, вместимость ряда других рекреационных объектов зна- чительно уменьшилась. В результате количество населения, отдыхающего и проходившего курс санаторного лечения в рекреационно-курортных учреж- дениях республики уменьшилась с 1,5 млн. человек в 1990 г. до 1,1 млн. че- ловек в 1994 г. В целом же развитие туристского комплекса в 1990-е гг. характеризо- валось рядом специальных особенностей: – весь предшествующий период до 1990 г. республика не имела само- стоятельного выхода на международный туристский рынок, отсут- ствовал и конкурентоспособный национальный туристский про- дукт; – деловые контакты с международными и национальными зарубеж- ными туристскими организациями были минимальными; – практически отсутствовали учебные заведения по подготовке тури- стских кадров, не было туристских представительств, занимавшихся продвижением национального туристского продукта; – продолжительное время (вплоть до 1995 г.) на государственном уровне отсутствовал единый координирующий туристский орган;
– фактически отсутствовала нормативно-правовая база туризма, а также национальные и региональные программы его развития. Государственным органом, отвечающим за развитие иностранного ту- ризма в Беларуси, являлось Управление международного туризма Министер- ства внешнеэкономических связей РБ. Однако из-за малочисленности (весь штат 10 человек) и отсутствия своих отделений в областях оно не справля- лось с поставленными перед ними задачами. 10 ноября 1995 г. Президент Республики Беларусь издал указ № 456 о реорганизации Комитета по спорту Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. На этот орган и была возложена задача организации всей туристической деятельности в республи- ке. С учетом накопившихся проблем и перспектив дальнейшего развития перед ними стояли задачи: – подготовка и внедрение в республике адаптированной к междуна- родным стандартам нормативно-правовой базы функционирования и управления туристским комплексом; – оперативное реформирование туристского комплекса, создание конкурентоспособного национального туристического продукта и обеспечение его выхода на международный туристский рынок, при- влечение иностранных инвестиций и увеличение валютных поступ- лений в республику; – создание в республике здоровой внутренней конкурентной среды на рынке туруслуг, формирование государственного сектора туризма, создание современной туристской инфраструктуры; – формирование широкого спектра информационно-рекламного обес- печения по продвижению национального туристского продукта на приоритетных международных туристских рынках. 2. В условиях прекращения существования советской туристско- экскурсионной системы и становления национального туризма формировался туристический бизнес РБ. Толчком к его объединению стала прошедшая с 7 по 10 декабря в Мин- ске ярмарка «Турбизнес-94». В процессе ее работы образовалась инициатив- ная группа профессионалов, принявшая решение о создании в республике Белорусской ассоциации туристских агенств. Для ее учреждения 28-29 янва- ря 1995 г. в Минске прошел съезд Белорусской ассоциации туристских
агенств, в котором приняли участие более 100 представителей турбизнеса из 80 туристских фирм. Были избраны руководящие органы ассоциации и при- нят устав. Таким образом, прошло организационное укрепление негосударст- венного сектора экономики в туристском комплексе республики. В то же время Министерство спорта и туризма проводит комплекс мер с целью восстановления управляемости туристским рынком и повышения эффективности работы этой сферы. Была создана специальная группа из компетентных специалистов по разработке Государственной программы раз- вития туризма в Беларуси. В ее основу положены три темы из международ- ной программы: «Европейские культурные пути», «Дорогами викингов», «Барокко», «Монастыри», которые впоследствии были представлены на об- суждение европейской туристской общественности. Для развития иностранного туризма указом Президента РБ от 1 октября был создан национальный туристский концерн «Белинтурист», который на- ходится в введении Министерства спорта и туризма. Введена практика ли- цензирования деятельности туристских фирм. Однако в сложившихся экономических условиях проблемы развития туризма и экскурсий невозможно решать только с помощью государственных органов. Поэтому в декабре 1996 г. состоялась учредительная конференция по созданию Белорусской федерации туризма (БФТ), которая и приняла со- ответствующее решение. Были избраны руководящие органы БФТ – правле- ние, включающее в себя представителей регионов республики и все виды ту- ристской деятельности, президиум правления из 13 человек его членов и пре- зидента. Основными задачами федерации являются: создание национальных парков как вида туризма, подготовка специалистов для будущей инфраструк- туры, обслуживающей новые виды туризма, музеи и т.д. Формируются условия и для развития экскурсий. Так, в сентябре 1996 г. на географическом факультете БГУ была создана Ассоциация экскурсово- дов и гидов-переводчиков; принят устав, избрано правление. Создано Нацио- нальное агенство по туризму. В 1999 г. принят Закон «О туризме». В этом же году на геофаке БГУ был проведен первый набор в Высшую школу экскур- соводов, которая, готовит методистов, экскурсоводов, руководителей турист- ских групп, а в перспективе – гидов-переводчиков. Таким образом, в период с 1996 по 2001 год фактически была ликви- дирована образовавшаяся в первой половине 1990-х гг. монополия негосу- дарственного сектора в туристском комплексе республики. Сформировалась смешанная государственно-частная система управления туризмом, деятель- ность туристских фирм начала осуществляться в правовом поле. К середине 2005 г. право на ведение туристской деятельности имели 512 субъектов хо- зяйствования. Среди них 4% составляли совместные предприятия, 2% – ино- странные, 24% – частные, 5% – государственные, 65% – предприятия коллек- тивной формы собственности. Географически туристские предприятия рас- пределялись крайне неравномерно: 62% концентрировалось в городе Мин- ске; 13% – в Брестской области, по 6% – в Витебской и Гродненской облас- тях, 5% – в Гомельской области и 3% – в Минской. Всего в туристском сек- торе республики было занято свыше 4000 человек.
Основными видами туризма в Республике Беларусь стали международ- ный, спортивный и самодеятельный. Существует также детский и юноше- ский туризм, которым руководит Республиканский центр детского и юноше- ского туризма и экскурсий. Начиная с 2001 г. доля туризма в экспорте товаров и услуг начало по- вышаться. Однако, несмотря на положительную динамику прибытий тури- стов в Беларусь, доля страны в региональном обмене стран Центральной и Восточной Европы, куда входит Республика Беларусь, не превышала 0,1% от уровня ЦВЕ. Экономическая роль туризма оставалась незначительной. В географической структуре прибытий в Беларусь преобладали и пре- обладают потоки из государств ЦВЕ. В структуре выезда также наблюдается преобладание стран ЦВЕ и СНГ. На долю последнего в 1998-2000 г. прихо- дилось более 90% от общего выездного потока. При этом приоритетными выступали Россия, Украина и страны Балтии. Открытость границ и обеспечение свободы перемещения граждан ста- ли мощными факторами, стимулирующими выездной туризм, который стал развиваться более высокими темпами, чем въездной. Увеличение в общем объеме выездов доли России и Украины свидетельствует об усиливающейся деловой активности между Россией и Беларусью, а также спросом на отдых на курортах Украины. Среди стран Центрально-Восточной Европы популяр- ностью у белорусских туристов пользуются Польша, Чешская Республика, Болгария. Постоянно растет число выездов белорусов в страны дальнего зарубе- жья с расширением географии выездов. Популярными являются туристские направления в Германию, Турцию, Испанию, Италию, Кипр, Францию. Из регионов дальних связей белорусами стали осваиваться Австралия (с 1997 г.), страны Ближнего Востока (Израиль, Сирия, ОАЭ), Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай, Тайланд), Северная Африка (Египет, Тунис). Таким образом, туризм как социально-экономическое явление в силу геополитических и эко- номических перемен претерпел существенные изменения как в динамике, так и в географии туристских потоков. 3. Быстро меняющиеся социально-экономические условия и рост тури- стического потенциала республики обусловили разработку Национальной программы развития туризма Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Ее цель – формирование и развитие высокоэффективного и конкурентоспособ- ного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие
возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой – значительный вклад в развитие экономики страны. В соответствии с поставленной целью первоочередными задачами Программы явились: – обеспечение системы новых подходов государственного регулиро- вания в туризме; – совершенствование нормативно-правовой базы; – принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно- информационному обеспечению туристской отрасли; – модернизация материальной базы туризма, активизация строитель- ства новых объектов; – развитие инфраструктуры туризма; – продвижение белорусского продукта на мировой рынок туристских услуг; – обеспечение развития малого предпринимательства; – создание условий для инвестирования и других форм финансирова- ния, кредитования субъектов отрасли. Соответственно задачам были сформулированы основные направления и механизм реализации Программы. В числе направлений: – транзитный и трансграничный туризм. Программой определено: а) развитие придорожной сети туристской инфраструктуры; б) органи- зация трансграничных туристских маршрутов, включающих посе- щение туристских объектов пограничных государств; в) создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием; – познавательный туризм, для развития которого предусматривается использование богатого культурно-исторического наследия РБ и общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями; – агроэкотуризм. Программа выделяет следующие направления его развития: а) создание туристских деревень с традиционной народ- ной архитектурой на основе существующих поселений в живопис- ных местностях; б) организация сельских туров; в) создание агроту- ристских комплексов на базе сельскохозяйственных производствен- ных кооперативов; г) создание условий для ознакомления с природ- ным потенциалом Республики Беларусь через организацию турист- ских походов, эколого-образовательных и эколого-просветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения, фото- охоту и водный туризм; – спортивный туризм, в развитии которого предопределены два ос- новных направления – а) организация туристских походов и других туристско-спортивных мероприятий, б) развитие активных форм туризма, связанных со значительными физическими нагрузками; – рекреационный и оздоровительный туризм. В этом виде програм- мируется – а) более широкое использование имеющейся санаторно- курортной базы в туристских целях, б) расширение спектра турист- ских услуг, предлагаемых в оздоровительных и санаторно- курортных учреждениях, в) создание летних туристско- оздоровительных лагерей кемпингов, оборудованных стоянок для отдыха, г) расширение географии предлагаемых иностранным тури-
стам санаторно-курортных учреждений, д) рациональное использо- вание обладающих лечебными свойствами природных ресурсов: минеральных вод, торфогрязей, сапропелей, типов торфов и т.д. – деловой туризм. Основное внимание в Программе уделено разви- тию туристско-экскурсионных услуг для участников международ- ных конференций, конгрессов, симпозиумов, а также при организа- ции международных торговых выставок и ярмарок; – религиозный туризм, связанный с развитием туров для поклонения главным религиозным святыням за пределами Республики Беларусь и организацией посещения жителями страны и иностранцами свя- тынь на территории Республики. Развитие этого вида туризма пре- дусматривает оk координацию деятельности туристских организаций, религиозных конфессий и местных органов власти. Национальная Программа включает в себя и региональную туристскую политику, направленную на повышение значимости регионов в развитии ту- ристской отрасли. Эта политика тесно связана с экономической концепцией развития территорий. Она предусматривает повышение эффективности ис- пользования имеющихся туристских ресурсов и материальной базы через создание 27 туристских зон и реализацию ряда мероприятий по областям республики и в г. Минск. Программными направлениями развития туризма в Республики Бела- русь в 2006-2010 гг. стали также обеспечение безопасности туризма, научно- методическое обеспечение, подготовка кадров. Реализация Программы предусматривалась в два этапа: I – (2006-2007 гг.) – разработка и реализация мероприятий, направлен- ных на совершенствование системы управления и государственного регули- рования сферы туризма, развитие туристских зон, создание положительного имиджа национального туристского продукта, а также реконструкция и об- новление инфраструктуры, укрепление материально-технической базы, фор- мирование в стране рыночного механизма функционирования и стимулиро- вания туризма, информационных и рекламных технологий, в т.ч. широкого использования Интернет-технологий, систем кадрового и научного обеспе- чения. II – (2008-2010 гг.) – реализация мероприятий по строительству новых крупных туристских объектов, формированию новых маршрутов, обустрой- ству и оснащению важнейших туристских баз, объектов социального туриз- ма, вовлечение в сферу туризма новых категорий и групп населения, введе- ние новых форм и методов туристского обслуживания – формирование цен- тров туризма международного значения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.226.71 (0.076 с.) |