Тема 4. Маркетинг туристических услуг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Маркетинг туристических услуг.



1. Сущность и содержание маркетинговой деятельности в туристическом бизнесе.

Содержание туристического маркетинга

3.Ценообразование туристического продукта

Сбыт туристического продукта

4.1. Сущность и содержание маркетинговой деятельности в туристическом бизнесе.

Цели:

Ознакомившись с этим разделом, студент должен:

- уметь охарактеризовать место туристического бизнеса в экономике страны;

- знать основные категории туристического рынка;

- раскрыть содержание "маркетинг-микс" в туризме.

4.1.1. Туристический бизнес и его роль в современном мире.

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. За последние десятилетия развитие туризма привело к увеличению примерно в 2 раза количества персонала, занятого в сфере мирового туризма, в 1,5 раза расходов населения на туристические поездки.

В настоящее время появляется интерес к туризму в Казахстане и других странах СНГ, ранее функционировавших как страны "закрытого" типа.

Подготовка материала по туристическому маркетингу применительно к нашей стране была сопряжена с определенными трудностями, связанными со слабым развитием туристического бизнеса в стране и отсутствием, в связи с этим, систематизированных учебников по туризму, обобщений научных исследований по туризму и т.д. Поэтому предлагаемый материал не претендует на всестороннее и полное рассмотрение проблем туристического маркетинга, тем не менее, мы сделали попытку рассмотреть основные положения туристического маркетинга.

Современный туризм представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая является продуктом длительного исторического развития.

Первые виды туристической деятельности появились еще в далекой древности. Так, развитие Олимпийского движения способствовало тому, что в Древнюю Грецию пребывало большое число любителей спорта. Римские туристы интересовались историей и религией, некоторые из них посещали Египет, чтобы увидеть пирамиды так же, как это делают современные туристы.

С средние века отмечались преимущественно религиозные путешествия в частности к святыням: мусульман – в Мекку; христиан – в Иерусалим и Рим. В Европе передвижение людей приняло массовый характер; крестовые походы, путешествия с познавательными, развлекательными или медицинскими целями. В результате десяти тысяч европейцев породнились со Средним Востоком и его культурой. Все это стимулировало развитие гостиничного дела и путешествий.

В конце XVIII века людей, путешествовавших с различными целями, стали называть туристами от французского слова «тур» - путешествие.

Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо, совершающий путешествия для удовольствия или из интереса». Другой словарь XIX века содержит более интересные определения: «люди, которые путешествуют из любопытства и от того, что им нечего делать и даже для удовольствия хвастаться этим потом».

Путешествия, турист – это комплекс родственных сфер бизнеса, которые служат путешествующим тем или иным образом. Среди них можно назвать распределение туров, привлечение авиакомпаний, компанией по контракту машин, автобусные маршруты, гостиницы и рестораны.

Весь перечень видов деятельности представляет собой инфраструктуру туризма. К соседствующим видам бизнеса можно отнести, например, финансовые структуры.

По определению ООН принятому в 1954 году «туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства».

В 1980 году Манильская декларация по мировому туризму провозгласила «Туризм понимается как деятельность имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни государства, и их международные отношения».

В 1993 году статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма: «туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха деловыми и прочими целями». Российский экономист В.И. Азар дает следующие понятия туризма: «туризм следует рассматривать как большую экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом».

Все эти определения отражают различные стороны этой сложной системы. Если сформулировать кратко, то туризм – это взаимодействие явлений, возникающей в процессе путешествий, это производство и реализация туристических услуг и товаров различными организациями, располагающими туристическими ресурсами.

Виды туризма.

В зависимости от уровня экономического развития страны применяются различные методы планирования и регулирования развития рынка туристических услуг. В этой связи представляет определенный интерес классификации рынка туристических услуг.

В туризме термин «рынок» обычно рассматривается под географическим углом зрения.

Различают:

1 Национальный (внутренний) рынок представленный жителями данной страны. Здесь необходимо учесть также иностранных подданных, временно находящихся в этой стране – дипломатов, студентов и т.д.

2. Международный рынок представленный жителями соседних стран, ближайших или стран, расположенных в другом географическом регионе.

Национальный туризм делится на внутренний и выездной туризм.

Международный туризм состоит из выездного и въездного туризма. Въездной туризм – это путешествия по какой – либо стране лиц, не являющихся ее жителями. Выездной туризм – путешествия жителей какой – либо страны в другую страну.

Типы туризма могут быть представлены в следующей схеме (рис. 18).

Согласно материалам международных туристических организаций эти же типы туризма могут быть описаны путем замены слова «страна» словом регион. В этом случае эти типы туризма будут относиться не к какой-либо стране, а к какому-либо региону.

Для понимания процессов, происходящих в сферу туризма важно четко определить кто такой «турист».

В настоящее время категории «туризм», «турист» еще нуждаются в определенных уточнениях. Первое международное определение понятия «турист» было принято в 1937 году и гласило: «считать туристом всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет».

Рис.18 Типы туризма

В 1969 Римская конференция ООН по туризму также пыталась дать определение понятия «турист». Но это не удалось. Для статистических целей было разработано понятие «временный посетитель». С тех пор термин «посетитель» представляет собой основу концепции всей системы статистики туризма.

Путешественники

 
 


Посетители прочие путешествующие

 
 


Туристы однодневные посетители

(ночующие посетители)

Рис.19 Статистика туризма

В соответствии с основными типами туризма «посетители» классифицируются следующим образом:

- международный посетитель – любое лицо, которое путешествует в какую-либо страну, не являющуюся страной его обычного местожительства на срок не превышающий 12 месяцев;

- внутренний посетитель – любое лицо, которое путешествует в какое-либо место в стране проживания на срок не превышающий 12 месяцев.

Внутренние посетители включают в себя категории туристов (ночующие посетители) и однодневных посетителей.

Международные посетители делятся на:

- туристов – посетителей ночующих не меньше одного раза в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемой стране;

- однодневных посетителей – лиц не существующих ни одной ночевки, например: пассажиры круизов, которые вечером на ночевку возвращаются на свое судно.

Следует отметить, что многие страны взяли за основу определений рекомендации Статистической комиссии ООН, но допускают определенные отклонения, что в целом говорит о несовершенстве существующих определений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.123 (0.021 с.)