Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Во имя Аллаха Всеблагого, Всемилостивого

Поиск

Предисловие

 

Бисмиллахир Рахманнир Рахим

Во имя Аллаха Всеблагого, Всемилостивого

 

Я родился в традиционно исламской стране Азербайджан, И поскольку все мои предки были правоверными мусульмана­ми, я познакомился с "Кораном" и "Хадисом"' еще в детские годы. Всеми своими знаниями я обязан своему деду Расулу, который был очень образованным человеком. Мы часто беседо­вали с ним о "Священном Коране'' и Всемогущем Аллахе. На основании этих бесед я начал задаваться вопросами о качествах Аллаха, его личностной и безличностной природе. Если Аллах безличен, то что является основой этого безличия? Мы неоднок­ратно говорили с ним на эту тему, однако, не смогли прийти к какому-либо определённому выводу.

Эти философские вопросы продолжали волновать меня и дальше. Повзрослев, я начал свой поиск истины. Мне очень повезло, что я узнал об одном случае, происшедшем 480 лет назад. Об одной беседе, состоявшейся между высокообразованным учёным и чистым преданным. Эта беседа проливает свет на истинный смысл "Священного Корана", написанного Святым пророком Мухаммедом (Салла-лаху алаихе ва Салам).

Описывая эту беседу, я сделал скромную попытку описать качества Аллаха. И если эта книга поможет хоть одному чело­веку понять Всевышнего, я буду считать, что мои старания не пропали даром.

15 января 1995г. Амман, Иордания

Доктор Акиф Манаф Джабир

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Представляя эту книгу, я надеюсь, что она поможет кому-то прекратить ненужные раздоры, кого-то спасет от горького разочарования, а кому-то сэкономит время в поисках истины. Большую часть своей жизни я потратил на поиск ответа на такие вопросы, как, кто и что есть Аллах и мне хорошо известно, как много различных преград и разочарований подстерегает искреннего искателя на этом пути.

Потратив годы на поиски ответов на эти вопросы, которыми должен задаваться, в принципе каждый разумный человек я, как мне кажется, нашёл удовлетворяющие меня ответы. Мое сердце побуждает меня к тому, чтобы делиться этим знанием с другими, проливать свет на скрытое значение "Священного Корана", которое всегда волновало меня и заставило путеше­ствовать по всему миру, прежде чем я смог обрести ясное понимание Истинной Природы Аллаха.

Думая прежде, что Аллах не имеет ни формы, ни личности и является чем-то вроде абстрактной энергии или света, я был очень тронут и взволнован, когда мои духовные поиски навели меня на беседу, состоявшуюся меж двух великих душ, Шри Чаитанйей Махапрабху и святым Абдуллах Патаном. Они обсуждали достояние Аллаха, Его личность, цвет Его тела, Его духовную форму и то, как он осуществляет творение, поддержание и уничто­жение Вселенной и, что обрадовало меня больше всего, так это то, что все эти идеи находят свое подтверждение в "Коране".

Учитывая все трудности, с которыми могут встретиться сегодня любознательные люди, пытаясь понять высокую философию писаний и многочисленных комментариев, я постарался пользоваться для написания этой книги простым языком по­нятным для рядового читателю. Кроме того, сама концепция или идея "Священного Корана" заключается в том, чтобы понять, значение служения Аллаху и практически следовать этому процессу в повседневной жизни. В высокой философии просто нет смысла, если человек не понимает её или, что ещё хуже, если она становится причиной разочарований и сомнений, ведущих к атеизму. Она хороша далеко не для всех.

Ради единства, мира и возвышения всего человечества я попытался представить Вашему вниманию суть всех священных писаний, ясные факты, понимание которых приведёт людей к божественной гармонии.

А факты эти таковы:

1) Существует только один Бог;

2) Все являются слугами Бога;

3) Цель жизни состоит в том, чтобы с любовью служить Ему.

Всевышний посылает людям много пророков и священных писаний, таких, например, как "Бхагавад-Гита", "Ветхий Завет", "Новый завет", "Коран", чтобы повысить уровень людского сознания. Адам, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед - это лишь несколько имён тех, кто дал нам божественные книги, сопроводив их практическими наставлениями, которым они сами были живым примером. Однако это духовное знание терялось или же искажалось, как невольно, так и намеренно в результате ошибочных интерпретаций и недопонимания, а также в угоду циничным и бесцеремонным политическим лидерам, которые таким образом, получали своего рода санкцию на ведение аморальной жизни. И только лишь по милости великих преданных Господа, боровшихся за то, чтобы сохранить и сделать доступным истинное значение богооткровенных писаний, мы имеем теперь возможность прийти к Аллаху. Те, кто искренен, поймут его. Целостное понимание Всевышнего предполагает осознание как Его личностного, так и безличного аспектов. Естественно, что те, кто ищет любви к Богу и служения Ему, предпочтут первый аспект.

В своей беседе эти две великие души представили ради всеобщего блага скрытые сокровища "Священного Корана". Благодаря своей любви и преданности Единому Верховному Господу, Шри Чаитанйа Махапрабху убрал все сектантские барьеры, стоявшие между людьми. В этой беседе Махапрабху указал на то, что наряду с фундаментальным учением "Кора­на" о Едином Господе, в нём сокрыты также знания о личности Аллаха и Его духовной форме. Махапрабху объяснил, что в действительности "Священный Коран" призывает нас развить в себе любовь и преданность к Аллаху.

Историки подтверждают, что Шри Чаитанйа Махапрабху обладал совершенным знанием "Корана", но до нас дошли лишь очень скудные сведения, поэтому, сохраняя критичность подхода и философскую достоверность, я подкреплял все идеи, высказанные в ходе этой беседы, подходящими стихами из "Священного Корана". В этой беседе обсуждалась природа Аллаха. При этом были приведены как научные, так и чисто логические доводы, утверждающие, что наряду со своим безличным аспектом Аллах обладает также и личностью, имеет бесчисленное количество имен, каждое из которых раскрывает какой-либо аспект Его личности, описанный в священных книгах, явленных разным народам и в разные эпохи в зависимости от времени, места и обстоятельств.

Шри Чаитанйа Махапрабху объясняет доступным для всех языком, что цель "Священного Корана" установить в обществе следующие идеи: Аллах - это Абсолютная Истина, вечное Верховное Существо, начало всего и Причина всех причин. В своей беседе со святым Абдуллах Патаном. Махапрабху утверждал, что понимание этих истин приведет нас под единое знамя любви и преданности Аллаху.

Обсуждали они также мистические силы, деятельность, направленную на достижение материальных результатов, индуктивный путь обретения знаний, преданное служение Господу, единение с Аллахом, возможности обрести спасение, дружбу с Аллахом, личные чувства Аллаха, Его Лицо, различные формы и т.п.

В заключение этого введения мне хотелось бы сказать, что та информация, которую я предлагаю в этой книге, совсем не нова. Это тайное сокровище "Корана" и мы обладаем правом на это сокровище от рождения. Необходимо стремиться к тому, чтобы обрести его, поскольку только благодаря ему, мы можем приблизиться к тому, чтобы по настоящему полюбить Верховную Личность Бога и воспользоваться различными процессами практической преданности, описанными в "Священном Коране", которые способны дать людям - постоянство отношений, которых нам так не хватает в этом изменчивом мире.


Часть вторая. ВСТРЕЧА

 

480 лет назад Шри Чаитанйа Махапрабху путешествовал из Вриндавана в Прайаг, двигаясь по берегу Ганги. С ним было ещё четверо спутников.

Шри Чаитанйа Махапрабху родился в Майапуре, в Надии, вечером 18 февраля 1486 г. В те дни Навадвипа считалась боль­шим центром учения, не уступавшим Бенаресу. Махапрабху был чудесным младенцем с кожей золотистого оттенка. Многие жен­щины со всего города приходили посмотреть на новорождён­ного и приносили различные подарки. Его дед, пандит Ниламбара Чакраварти, признанный астролог, предсказал, что с течением времени этот ребёнок станет величайшей личностью. И действительно уже к десяти годам Чаитанйа почитался всеми как выдающийся специалист в областях логики, грамматики, риторики и священных писаний. За это его и стали называть Нимай Пандит. Слово "пандит" указывает на высокую образо­ванность человека. Все великие учёные Надии признавали его учёность, и он окончательно утвердил своё превосходство, по­бедив в дебатах Кешава Мишру из Кашмира, бывшего вели­чайшим учёным своего времени. Шри Чаитанйа отличался од­ной очень важной особенностью: он всегда повторял имя Бога. Люди Надии говорили: "Шри Чаитанйа Махапрабху это не только великий гений, он без сомнения, ниспослан нам самим Господом с какой-то миссией". И это оказалось воистину так.

Махапрабху повсеместно проповедовал идею поклонения и совместного воспевания святых имён Бога, настаивая, что есть только один Господь, а все остальные являются Его слуга­ми. Он побуждал каждого к повторению святых имён Бога и служению ему, утверждая, что выполнение такой духовной дея­тельности, несомненно, принесёт человеку высшую форму осво­бождения. Некоторые индусы, привязанные к поклонению мно­гим богам, почувствовали себя задетыми его проповедью. Собравшись вместе, они пошли и донесли о деятельности Чаитанйи Махапрабху Главе Мирского Суда Навадвипы. Они об­виняли его в разрушении вековых традиций поклонения множеству богов своей проповедью единого Бога. В то время вер­ховным судьёй был истинный правоверный, которого звали Чханд Кази. И как верховный судья он должен был что-то не­медленно предпринять. Поэтому он попытался остановить дви­жение Махапрабху. Узнав о действиях Кази, Шри Чаитанйа сам пришёл к нему домой, и между ними состоялась долгая беседа, темой которого было установить правильное понимание "Свя­щенного Корана" и Ведических писаний. Эта беседа уже сама обладает огромной важностью, заслуживая к себе особенного внимания. Поэтому, её рассмотрение уместно будет оставить для отдельной книги. К окончанию их беседы Чханд Кази осознал, что Чаитанйа Махапрабху прав, что существует лишь один Вер­ховный Господь. Проповедуя, Шри Чаитанйа Махапрабху в какой-то момент беседы дотронулся до тела Чханд Кази, благо­даря чему тот немедленно очистился до уровня чистой и искрен­ней преданности Верховному Господу. Он зарыдал и объявил всем собравшимся, что только что испытал глубочайшее духов­ное переживание, рассеявшее все его сомнения. Он испытал настоящий духовный экстаз. С этот дня Чханд Кази стал оказы­вать движению Махапрабху всяческую поддержку. Все были удивлены духовной силе Чаитанйи Махапрабху, поскольку до того Чханд Кази был убеждённым противником публичного вос­певания святых имён, и изменить его умонастроение было со­всем не просто. После этого случая к движению Шри Чаитанйи присоединились сотни новых последователей.

Когда мусульманский царь Бенгалии, Наваб Хуссейн Шах Бадахшана услышал о влиянии Шри Чаитанйа Махапрабху и о том, что он привлекает к себе тысячи людей, не выплачивая им никаких денег, он подумал, что этот Шри Чаитанйа - должно быть, великий святой. Он отдал приказ Верховному судье: "Не мешать деятельности этого святого и не идти на поводу у зави­сти. Пусть он делает то, что захочет и посчитает нужным". Ос­тавшись как-то наедине со своим министром Дабиром Кхасом, Царь спросил у него о Чаитанйе Махапрабху. Дабир Кхас ска­зал: "Почему ты спрашиваешь меня об этом? Спроси лучше са­мого себя. Ты - царь среди людей, представитель Аллаха. По­этому тебе это должно быть более понятно, чем мне". Навой Хусейн Шах ясно видел то, как сила Аллаха действует через Шри Чаитанйу Махапрабху. И это убедило царя в его божествен­ной природе.

В возрасте 24 лет Шри Чаитанйа Махапрабху полностью посвятил свою жизнь служению Верховному Господу. Он оста­вил свой родной город и отправился в паломничество по Индии, продлившееся шесть лет. В Южной Индии, в месте Курмакшетра, он совершил чудо, исцелив прокажённого, которого звали Васудевой. Куда бы он ни отправился, везде он убеждал людей посвятить свои жизни воспеванию святых имён Бога. Даже са­мые образованные учёные не могли долго противостоять ему в споре. В нём было что-то такое, что затрагивало самые сердца его оппонентов, заставляя их с плачем молить о духовном совер­шенстве. Во время своего перехода в Пури, проходя через джунг­ли Ориссы со своим спутником Балабхадрой, Махапрабху совер­шил ещё одно чудо, заставив диких животных: слонов, тигров, оленей танцевать в экстазе, пока он воспевал святые имена Гос­пода. Услышав пение Махапрабху, все эти животные преиспол­нились такого экстаза, такого блаженства, что забыли на время о своей пугливости и отведённых им природой ролях. Махапрабху всегда спал очень мало. День и ночь его духов­ные чувства носили его по миру духовности. Он постоянно по­вторял святые имена Бога, совершенно не заботясь о себе, и ча­сто терялся в духовном экстазе. Шри Чаитанйа Махапрабху всегда называл себя смиренным слугой Господа. Однако бли­жайшие из его спутников, видя многочисленные духовные зна­ки на его теле и те чудеса, которые он творил, понимали, что это - не обычная личность. Он был очень мягким по своей природе, самим олицетворением смирения. Он очаровывал каж­дого, кто бы ни встречался с ним.

Путешествуя по Северной Индии вдоль реки Ганга, Чаи­танйа Махапрабху как-то заметил, что четверо его спутников устали, и решил отдохнуть под деревом. Неподалёку от того места паслось много коров, и Чаитанйе Махапрабху это очень понравилось. Неожиданно пастушок заиграл на флейте. Мело­дичные звуки флейты напомнили Махапрабху о Боге и он, почувствовав сильнейший экстаз любви к Богу, потерял сознание. На его устах выступила пена, а дыхание полностью останови­лось. Пока Шри Чаитанйа Махапрабху пребывал без сознания, к этому месту подъехало десять всадников из конного отряда мусульманина Патханы. Сойдя с лошадей и увидев Махапраб­ху, лежавшего без сознания, солдаты подумали: "Должно быть у этого саннйаси (дервиша) было много золота, и эти четверо негодяев отравили его дхутурой, а затем ограбили его".

Подумав так, солдаты Патханы арестовали спутников Махапрабху и решили убить их. Поняв их намерения, двое бенгаль­цев в страхе задрожали, однако, Кришна дас, принадлежавший к воинскому сословию, оставался спокоен. Четвёртый из спутников, брахман Санодийа, также не почувствовал страха. Он заговорил с солдатами: "Все вы, солдаты Патханы, должны под­чиняться царскому закону. Отведите нас к своему начальнику, и пусть он сам решит, что делать. Этот саннйаси - мой духовный учитель, а сам я брахман из Матхуры и знаю многих людей из царского окружения. Иногда этот саннйаси теряет сознание из-за своей болезни. Пожалуйста, подождите немного и вы увиди­те, что сознание вернётся к нему. Держите нас под арестом, пока мой духовный учитель не придёт в чувство. Тогда вы сможете расспросить его и затем, если решите, что это необходимо, мо­жете убить нас".

Солдаты Патханы ответили: "Все вы - разбойники. Двое из вас родом из окрестностей Матхуры, а те двое, что трясутся - бен­гальцы".

Услышав это, Кришна дас произнёс: "Здесь неподалёку на­ходится мой дом, и у меня в подчинении две сотни турецких солдат и около сотни пушек. Если я закричу, они явятся сюда, убьют вас и заберут себе ваших лошадей и амуницию. Эти бенгальские пилигримы не разбойники. Это вы разбойники, по­скольку хотите убить пилигримов и ограбить их".

Услышав такой вызов, солдаты заколебались. Внезапно, к Шри Чаитанйе вернулось сознание. Придя в чувство, он начал громко воспевать имена Бога. Он воздел руки к небу и принял­ся танцевать в экстазе Любви к Богу. Когда он громко закричал, солдатам показалось, что по их сердцам ударила молния. Охваченные ужасом они немедленно освободили четырёх плен­ников. Поэтому Шри Чаитанйа Махапрабху не заметил, что его спутники были арестованы. Балабхадра Бхаттачарья подбежал к Махапрабху и осторожно усадил его на землю. Увидев вокруг себя мусульманских воинов, он окончательно пришёл в себя.

Солдаты приблизились к Шри Чаитанйе Махапрабху и ска­зали: "Эти четыре разбойника подсыпали в твою кашу дхутуры и, пока ты был без сознания, пытались ограбить тебя". Шри Чаитанйа Махапрабху ответил: "Они не разбойники, а мои сопровождающие. И потом, поскольку я - нищенствующий саннйаси, то у меня нет никакой собственности. Из-за своей эпи­лепсии я теряю порой сознание и эти четверо, по своей милости, помогают мне и присматривают за мной". В числе этих мусуль­ман был один человек, имевший благородную внешность и но­сивший чёрные одежды. Все почитали его как святого. Когда он увидел признаки экстаза, проявленные Махапрабху, его сер­дце растаяло. Ему захотелось поговорить о Боге, опираясь на "Священный Коран". Этот учёный сделал несколько высказы­ваний, направленных на утверждение безличной природы Аб­солютной Истины, а Шри Чаитанйа Махапрабху последователь­но их опроверг, доказав, что природа Бога - личностна. И какой бы аргумент ни выдвинул тот мусульманский святой, Шри Чаитанйа Махапрабху выдвигал контраргумент, опираясь на "Свя­щенный Коран". Святой пытался утверждать, на основе "Кора­на", что Аллах не обладает никакими личностными характеристиками, однако, Шри Чаитанйа Махапрабху, цити­руя всё тот же "Коран", опроверг его утверждения, доказав, что Аллах всё же обладает личностными чертами. В конце концов, сражённый абсолютной ясностью и глубиной понимания свя­щенных писаний Шри Чаитанйа Махапрабху, мусульманский святой признал своё поражение и выразил своё почтение тако­му великому учёному и возвышенному святому. Шри Чаитанйа Махапрабху сказал в заключение беседы: "Безусловно, может показаться, что в "Коране" утверждается безличность природы Господа, но если внимательно его изучить, станет ясно, что это не так" (Ч.ч., Мадхйа-лила, 18. 189).

Во время дискуссии Махапрабху постоянно цитировал "Ко­ран" в подтверждение своих тезисов, но до нас дошли лишь его высказывания общего характера. Поэтому, чтобы лучше понять доводы Шри Чаитанйи, я посвятил анализу каждого его утверждения отдельную главу. Таким образом, каждая глава будет начинаться с высказывания Махапрабху, а затем мы проанализируем его, приводя соответствующие стихи из "Священного Корана" и высказывания признанных мусульманских учёных.

 

Аллах обладает излучением

 

В упоминавшемся ранее айате из "Корана" (24.35) утверж­дается, что Аллах - это свет, однако, сразу же, в следующей стро­ке говорится о том, что Аллах обладает сиянием. Таким обра­зом, Аллах - это не только Свет. Он обладает этим светом, он принадлежит Ему. Затем, в третьей строке приводится замеча­тельное сравнение с лампой, чтобы углубить наше понимание того, что Аллах - не просто Свет, но и обладает Светом. В этой строке говорится о том, что подобно обычному свету, излучае­мому лампой, духовный свет исходит из Аллаха. Давайте те­перь более тщательно разберём этот айат из суры "Ан-Нур" или "Свет":

"Масалу нурихи ка-Мишкатин-фиха Мисбах" (24.35).

Слова "Нурихи", или "Его Свет" обладают очень важным значением.

Устаз Абдулла Юсиф Али говорит об этом: "Физический свет всегда имеет за собой какой-то источник, соответствующий его природе. Он зависит от чего-то, что явля­ется по отношению к нему чем-то внешним. Кроме того, этот свет феномен преходящего порядка. Если мы примем его за форму движущейся энергии, то увидим, что он нестабилен, как тобой другой феномен этого материального мира. Он ограничен пространством и временем: его скорость - 186000 миль в секунду, и существуют звёзды, свету которых необходимы мно­гие тысячи лет, чтобы он мог, наконец, достичь земли. Однако, совершенный духовный свет Аллаха свободен от всех этих де­фектов" (9, стр.1016)

Отсюда следует, что Аллах обладает Светом. Другими сло­вами, этот Свет исходит из Аллаха. Пример аль-мисбах, или лампа, очень уместен в данном случае. Свет исходит из лампы, поэтому лампа - источник этого света, Подобным же образом, Аллах - это источник Света, из которого рождается весь осталь­ной свет. Подобно тому, как стенная ниша служила подставкой для лампы в дни, предшествовавшие появлению электричества, Аллах - это основа духовного сияния.

 

Аллах имеет личные желания

 

Ещё одним доказательством, что Аллах это личность, явля­ется тот факт, что у Него есть желания. Аллах желает добра всем живым существам. Он - наш вечный доброжелатель. Он желает, чтобы мы жили вечной жизнью, обладали совершенным знанием и наслаждались бесконечным блаженством. Если у Алла­ха есть желания, то это означает, что Он личность. Конечно, Его желания отличаются от наших, они абсолютно духовны и трансцендентны. Ему нет необходимости также трудиться ради осу­ществления своих желаний, в отличие от нас. Он просто желает и Его желание исполняется.

Например, в суре "Йунус", или "Иона", есть такое утверж­дение:

"Ва ‘инйам-сас-каллаху би-зурин-фала кашифа лаху 'алла ху/ва 'инйу-ридка би-кхай-рин-фала радда лифазлих / йусииби бихии манйа-шааа-'у мин; ибаа-дих ва Хувал-Гафур-ур-Рахим." - "Если Аллах бе­дой тебя коснётся, то от неё, кроме Него, нет избавителя тебе, а если Он добро тебе назначит, то нет того, кто Его милость сможет удержать. И Он низводит (то или другое) на тех служителей Своих, кого сочтёт Своей угодой. Прощающ Он и милосерд" (10.107).

Из этого стиха следует, что Аллах проявляет свою милость и благосклонность к тем, кто выбирает. Если Аллах желает кого-то наградить, никто не сможет помешать этому. Это указывает на то, что Аллах руководствуется своими личными желаниями.

В суре "Аль-Бакарах", или "Корова", Аллах заявляет:

"Йаа-Баниии- 'Исрааа- 'иилазкуруу ни'- матийалаатиии 'ан- 'амту 'алайусум ва 'авфуу би- 'Ахдиии 'ууфи би- 'Ахдикум ва 'иййаа-йа фархабуун."

"Ва 'ааминуу бимааа 'анзалту мусадикал-лимаа ма- 'акум ва лай такуунууу 'ав-вала каафирим-бин/ ва лаа таш-таруу би-' Аайаатим саманан калиилаа ва 'ййаайа фаттакуунн." - "Сыны Израиля! Вы вспомните ту милость, которой вас Я одарил, и соблюдайте вашу сторону Завета, тогда Я буду блюсти Мою. Страшитесь лишь меня. Н верьте в то, что Я послал (сейчас), чтоб истинность того (Писания), что с вами, утвердить; не будьте первыми, отвергшими его, и за ничтожнейшую плату знаменьями Моими не торгуйте, и лишь передо Мной испытывайте страх" (2.40-41).

В этом стихе Аллах обращается к людям Израиля, говоря, помните мою благосклонность, которую я всегда проявлял, и верьте в мои наставления и не забывайте о своём долге пе­редо Мной. Это означает, что Аллах хотел, чтобы народ Изра­иля помнил о Его милости, боялся Его, верил в Его наставле­ния и помнил о своём долге перед ним. Этот и многие другие айаты "Священного Корана", в которых Аллах говорит о Сво­их желаниях или отдаёт какие-то приказания, ясно указывает на наличие у Аллаха желаний. Это значит, что Аллах действи­тельно Личность, однако, не следует считать Его обычной лич­ностью. Аллах - это Верховная Изначальная личность. Только личность может желать. Он - это безбрежный океан безгранич­ных, чистых духовных желаний. И только лишь потому, что Аллах имеет желания, они присутствуют также и в нас. Аллах - это начало и источник всего. Однако невозможно отрицать, что наши желания несовершенны и осквернены из-за соприкосно­вения с материей. Но если мы предаёмся Аллаху без всяких эгоистических мотивов, наши желания будут очищены и одухот­ворены. Наличие у Аллаха желаний говорит о том, что Он личность. Никакой абстрактный свет или сила не могут иметь желаний. Желания могут возникать только в индивидууме. Ал­лах безграничен, и в то же время, Он - личность. Такова непос­тижимая природа Аллаха.

У Аллаха есть память

 

Читая "Священный Коран" можно понять, что Аллах постоянно помнит о нас. Он помнит все наши благочестивые и гре­ховные действия. Аллах помнит нашу преданность и, соответ­ственно, награждает или наказывает нас. Он помнит также обо всех наших обещаниях и желаниях. Это доказывает, что Аллах обладает памятью, а это - характеристика, присущая личности. Конечно, память Аллаха отличается от нашей. Его память бес­конечна, вне пределов времени и пространства. В отличие от нас, Он никогда и ничего не забывает. Поэтому Он - Верховная Трансцендентальная Личность, не ограниченная материей.

В суре "Аль-Бакарах", или "Корова", "Священного Кора­на", Аллах призывает: "Физкуруни 'аз-куркум вашкуру ли ва ла такфурун" - "Так помните Меня, и Я вас буду помнить. И будьте благодарны мне признанием своим, не отвергая Моей веры!" (2.752).

Слово "помни" и этом стихе очень важно. Аллах уверяет нас в том, что если мы будем помнить о нем, то и Он не забудет о нас. В действительности, Аллах всегда помнит о нас. Мы забываем, но он помнит всё. Его память совершенна и не имеет границ.

В суре "Аль-Муджадила" пли "Взывающая"' утверждается: "Алам тара 'анналлааха йа'-ламу маа фис-самаа-ваати ва ма фил- 'арз? Маа бакууну мин-наджвасалаасатин 'иллаа Хуварааби- 'ихум ва лаа Хува саадисухум ва лааа 'аднаа мин-заалика ва лааа 'аксара 'иллаа Хува ма-'ахум 'айнатааа каануу сумма йунабби-'ухум-бимаа 'амилиа Йавмал-Кийаамах / 'инналлааха бикулли шай - 'ин 'Алиам" - "Ужель не видишь ты, что Богу всё на небесах и на земле известно. И меж тремя не может быть секретных разговоров, чтобы четвёртым не был Бог. Или пятью, чтоб не был Он шестым; Иль меньше или больше (этого числа), - где б ни были они - средь них всегда Он. Потом же в День суда, Он им откроет всё, что делали они, ведь Бог о всякой вещи знающ!" (58,7).

Таким образом, секретность относительна. Ничего невозможно спрятать или утаить от Аллаха. Всё открыто перед Его взором. Он запоминает всё, а позже "напомнит им об этих деяниях".

В суре "Та-Ха" можно найти такой стих:

"Каала 'имухаа 'инда Раббии фай Китааб/лаа йазиллу Раббии ва лаа йансаа" - "Про это знает мой Господь, - ответил Муса, - (И значатся об этом) в Его Книге. Не ошибается Господь мой (никогда) И (ничего) не забывает" (20.52).

Таким образом, в "Священном Коране" говорится о том, что Аллах помнит всё. В 152-ом айате 2-ой суры Аллах говорит:

"Фаз - куруни 'аз - куркум вашкуру ли ва ла такфурун" - "Так помните Меня и Я вас буду помнить. И будьте благодарны Мне признанием своим, не отвергая моей веры!"

Это значит, что Аллах обладает индивидуальной памятью, Аллах помнит всё, что происходило в прошлом. В "Священном Коране" (587) объясняется, что Аллах помнит обо всех действиях когда-либо совершённых всеми живыми существами. Таким образом, в День Суда Он напомнит им об их поступках. Ясно, поэтому, что Аллах может помнить. Также Моисеи говорил: (20.52), что Аллах помнит всё и никогда не совершает ошибок. Человек может ошибиться или забыть что-нибудь, но Аллах никогда не оши­бается. Это значит, что он обладает личной памятью, что ещё раз подтверждает, что Аллах это индивидуальность, а не ка­кая-то абстракция.

 

Аллах обладает личной волей

 

В "Священном Коране" объясняется, что Аллах обладает Ирадих, или Волей. И это очень важно. Это значит, что Аллах обладает Собственной силой воли. Воля - это одно из консти­туционных качеств личности. Безусловно, воля Аллаха отлична от нашей. Наша сила воли слаба и ограниченна. Чтобы осуще­ствить своё желание, человеку необходимо тяжело трудиться и преодолеть множество препятствий. Но воля Аллаха абсолют­на и трансцендентальна, никто не в состоянии воспрепятствовать её осуществлению. Его воля определяет всё. Когда Аллах желает: "Пусть будет так", - Его желание немедленно исполняется. Подобная воля является признаком Верховной Духовной Личности.

Так, в "Священном Коране" сказано:

"Валиллаахи мулкус-самавати вал 'арзи ва маа байнахумаа / Йакх-луку маа аашаа / валлааху 'алаа кулли шай - 'ин Кадир." - "Во власти Господа земля и небо, а также всё, что между ними творит Он то, что пожелает, - Ему подвластна всякая вещь" (5.17).

'Изаа казаа 'амран фа- 'иннамаа йакуулу кун-Фа-йакуун." - "Хвала Ему! Когда задумано творенье Им, Он молвит; "Будь!" - и есть оно" (19.35).

В суре "Аль-Бурудж", или "Знаки Зодиака" есть ещё одно важное высказывание:

"Аллах ас Фа- 'алул лила йурид" - "Вершитель всех своих жела­нии!" (85.16).

Устаз Абдуллах Йусуф Али комментирует:" Сама Воля Аллаха - это Слово и Действие. И между ними нет никакой раз­ницы. Он не меняет своих решений. Никакие обстоятельства не способны встать между Его Волей и её исполнением. Таковы Его Сила и Слава" (9.1931).

Таким образом, из этих айатов "Священного Корана" яв­ствует, что Аллах обладает Собственной Волей. Метафизичес­кая философия определяет личность как "того, кто мыслит, чув­ствует и желает". Присутствие воли указывает на личность. Никакой абстрактный свет или энергия не обладают волей. Если есть воля, то должен быть и кто-то, кто обладает ею, то есть какая-то личность. Аллах - это обладатель Верховной Воли, поскольку Он способен делать всё, просто желая этого. Это зна­чит, что Аллах - Верховная Личность, обладающая Высшей си­лой Воли.

 

Аллах - это живое существо

 

Другой важный момент, который можно обнаружить в "Священном Коране", это то, Аллах живой. Это ясно указыва­ет на то, что Аллах живёт своей личной жизнью, что характери­зует Его как индивидуума. Индивидуальное существование Аллаха не оставляет никаких сомнений в том, что Он – Личность. В отличие от наших жизней, жизнь Аллаха - вечна, самодоста­точна и совершенна. Она не имеет ничего общего с той жалкой жизнью, которую ведёт обычное живое существо. Жизнь Алла­ха это источник всей жизни во Вселенной. Материальная жизнь это тусклое, искажённое отражение духовной жизни. Создав самую первую форму человеческих существ, Аллах вдохнул в неё Собственный дух. Таким образом, жизнь происходит из жизни. Все мы обладаем жизнью только потому, что жизнь есть у Аллаха. Но совершенная жизнь Аллаха, как и Его духовная личность недоступна для нашего понимания и восприятия.

В суре "Аль-Бакарах", или "Корова" утверждается: "Ал­лаху ла илаха илла ху / алхаййу лкуййум" - "Аллах - нет боже­ства, кроме Него, живущего и самосущего извечно" (2.255).

Устаз Абдуллах Йусуф Али так объясняет этот стих "Каче­ства Аллаха отличны от всего, что нам известно в этом мире; Он живёт, но Его жизнь самодостаточна и вечна, она не зави­сит от других живых существ и не ограничена временем и пространством" (9, стр. 114).

Кроме того, в суре "Аль-Му-мин", или "Верующий" говорится: "Хуве Ихай" - "Он живосущ" (40.65).

"Истинная самодостаточная жизнь существует только в Аллахе" (9, стр. 114). Из этих айатов становится ясно, что Аллах - это Лхай, или Живое Существо, а не мёртвая или инертная и абстрактная реальность. Жизнь указывает на существование личности. Когда мы говорим, что Аллах - это Живое Существо, то подразумеваем, что Он - Личность, т.к. жизнь - это "симп­том" индивидуального существования. Жизнь Аллаха бесконеч­на, она не имеет ни начала ни конца. Именно поэтому в "Священном Коране" утверждается, что Аллах - алхаййу лкуййум, Живой и Вечный. Аллах - это живое Существо, Живая Личность, чья жизнь вечна. Он высшее живое существо из всех живых су­ществ, и Он изначальная Вечная Душа среди бесчисленного количества вечных душ. Невозможно обнаружить начало жиз­ни Аллаха. Он никогда не был рождён и никогда не умрёт. Ал­лах - это Вечная Живая Верховная Личность.

 

Аллах обладает силой

 

"Священный Коран" описывает Аллаха как всемогущего, обладающего безграничной силой. Мы не можем себе даже пред­ставить, насколько велика Его сила. Благодаря своему неопису­емому могуществу, он удерживает все планеты на их орбитах. Бешеные штормы, удары молний, разрушительные циклоны, землетрясения и извержения вулканов - это лишь слабый от­блеск Его безграничной, вызывающей благоговение силы. Благодаря своему безграничному могуществу, Аллах выполняет разнообразнейшую деятельность. То, что Аллах обладает эти­ми качествами, явно указывает на то, что Он - Личность. Безусловно, Он - не обычная личность, но Верховная Могуществен­ная Личность.

Так в "Коране" говорится:

"Инналлаха 'ала кули шай - 'ин - Кадир" - "Ведь Всемогущ Аллах над всем!" (2.20).

"Инналлаха ла- Кавийун 'Азиз" - "Он силён, могуч и славен" (22.40).

Таким образом, Аллах - это Кадир, Тот для кого нет ниче­го невозможного, а также Кавийун, Сильный и Азиз, Всемогу­щий. Аллах обладает Кудрат, Силой, благодаря которой Он творит Небо и Землю, возвращает жизнь мёртвым, создаёт дви­жущихся и неподвижных живых существ. Он всемогущий. Это означает, что Аллах способен сделать всё, что бы ни пожелал. Эта сила принадлежит Ему, это Его личная сила. Таким обра­зом, Аллах - это Личность, обладающая силой.

Аллах обладает слухом

 

Факт обладания Аллахом чувства слуха имеет большое зна­чение. Обычно, приходя в мечеть, люди молят Господа: "О, Аллах, пожалуйста, прости нам все наши прегрешения". Аллах слышит и прощает, Он - всемилостивый. Если кто-то обладает слухом, то он - личность. Однако слух Аллаха отличен от на­шего. Его чувство слуха ничем не обусловлено и не имеет гра­ниц. Даже если мы молча молимся в наших сердцах, Аллах слы­шит нас. Его слуху доступен тишайший шёпот в этой вселенной. Это доказывает, что Аллах - Верховная Духовная Личность. Так, в "Священном Коране" утверждается: "Валлаху Сами - 'ун 'Алим" - "Бог слышит всё" (2.224). Это значит, что Аллах обладает способностью слышать всё. Способность слышать присуща личности. "Священный Коран" провозглашает: "Валлаху Сами - 'ун 'Алим". Это означает, что Аллах всё слышит и всё знает. Когда Аллах слышит молитвы своих слуг, Он отвечает на них. В "Священном Коране" много историй, демонстрирующих способность Аллаха к общению. Когда такие пророки как Моисей, Авраам и др. обращались к Аллаху, Он слышал их. Такая способность Аллаха как слух, является ещё одним подтверждением того, что Аллах - Личность, а не абстрактная, бесчувственная, глухая и немая реальность.

 

Аллах обладает зрением

 

В "Священном Коране" говорится также о том, что Аллах обладает также и зрением. Аллах видит всё, ничто не скрыто от Его взора. Глупцы пытаются скрыть свои преступления, но Аллах видит всё. Ничто не может послужить преградой для Его зрения. Наши глаза находятся в полной зависимости от света. В темноте мы не можем видеть даже самих себя. Однако зрение Аллаха не зависимо ни от чего. Такая сверхъестественная спо­собность может принадлежать только Верховной Духовной Личности.

В суре "Аль-Бакарах", или "Корова", говорится:

"Витакуллаха ва -‘лиму 'анналлаха бима та - 'малуна Басир" - "Страшитесь гнева Господа и знайте - Он видит всё, что вы верши­те" (2.233).

Затем Аллах вновь повторяет:

"Инни бима та - 'малуна Басир" - "Вижу Я, что делаете вы" (34.11).

Это означает, что Аллах обладает способностью басар, видеть всё. Басар, или способность видеть, присуща личности. В "Свя­щенном Коране" Аллах говорит: "бима та'- малуна Басир" - "Я - наблюдающий твоих действий". Это значит, что видение Аллаха - это видение личности. Аллах видит всё, что мы делаем, в лю­бой момент нашей жизни, и действует соответствующим обра­зом. Аллах свидетель всей нашей деятельности. По своей бес­причинной милости Он лично руководит нами. Таков Аллах: Созерцатель, Свидетель, Наблюдатель, что в конечном итоге означает, что Он - Личность. Как может нечто абстрактное на­блюдать за нами? Аллах - это созерцатель, свидетель, Наблю­датель. Его всевидящий взор является ясным свидетельством того, что Аллах это не просто личность, но Верховная трансцендентальная Личность.

 

Аллах обладает знанием

 

Слово "Алим", или "Знающий" из айата (24.35) очень <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.023 с.)