Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Теории поведения человека в организации. Факторы внутренней и внешней среды организации, их влияние на организационное поведение↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Теории поведения человека в организации. Факторы внутренней и внешней среды организации, их влияние на организационное поведение Учебная дисциплина «Организационное поведение» и ее роль. Уровни изучения поведения в организации. Цель, задачи, предмет дисциплины. Взаимосвязь с другими учебными дисциплинами. Методология исследования организационного поведения. Темы курсовых работ. Требования, предъявляемые к их содержанию, порядок выполнения, рецензирования и защиты. Понятие и направления развития организационного поведения. История становления организационного поведения. Этапы развития. Теории поведения человека в организации:Ф.Тейлор. Теория рациональности. Э. Мэйо. Школа человеческих отношений. Д. Мак Грегор. Биполярная теория. Э. Шейн. Теория психологического контракта. Дж. Уотсон, Э. Толмен. Бихевиоризм. Б. Скиннер. Концепция оперантного поведения. П. Лоуренс. Дж. Лорш. Закон ожидаемого результата. Дж. Хоманс. Теория социального обмена. Ч. Барнард. Концепция организационного баланса между вкладом и вознаграждением. Психологические методологии объяснения организационного поведения. А. Анастази, Р. Мейли. Методология индивидуальных различий. З.Фрейд. Э. Фромм. Психоаналитический подход. М. Дейч. Г. Келли. Когнитивная методология. В. Келлер, К. Левин. Гештальтпсихология. К. Левин. Концепция групповой динамики. Социологические методологии в объяснении организационного поведения. Э. Мэйо, Д. Мак Грегор. Социально-типический подход. М. Вебер, Т. Парсонс. Теория социального действия. М. Вебер. Т. Парсонс, Дж. Мид. нормативно-институциональный подход. Т. Парсонс, Р. Мертон. Функционалистский подход. Д. Сильверман, А. Щюц. Феноменологический подход. Р. Парк, П. Лоуренс, Дж. Лорш. Инвайронментальный подход. Эволюция моделей организационного поведения (авторитарная, опекающая, поддерживающая, коллегиальная, развивающая, гармонизирующая). Характеристика современных направлений в исследованиях проблематики организационного поведения: изучение индивидуальных особенностей работников и типов личности как носителей особых типов организационного поведения; исследование элементов работы, технологии, профессии как фактора, предопределяющего способы организационного поведения; изучение феномена и стилей лидерства, власти, авторитета, форм лидерского контроля; исследование влияния формальных норм на особенности индивидуального поведения; изучение групповых процессов как факторов, влияющих на организационное поведение; исследование социологических и психологических концепций конфликтов в организации: проблемы принятия групповых решений; ролевая регуляция поведения; исследование трудовой мотивации; исследование особенностей деловой национальной и организационной культуры как фактора, предопределяющего организационное поведение; исследование организационного поведения в процессе организационных коммуникаций. Современные тенденции организационного поведения. Организация. Понятие и виды организации. Источники повышения эффективности деятельности организации. Модели организации (механическая, органическая). Цели и миссия организации. Пирамида организационного программирования. Модель идеального производственного поведения. Реализация стратегии управления персоналом через формирование кадрового потенциала и мотивацию персонала. Подход «пяти почему» (Дж. Коллинз, Дж. Поррас). Понятие внешней среды организации. Характеристика факторов внешней среды организации, их влияние на организационное поведение. Факторы, влияющие на организационное поведение макро- и микроэкономические факторы, факторы социально-культурной среды, факторы правовой среды). Понятие внутренней среды организации. Характеристика факторов внутренней среды организации на организационное поведение: целеполагание в организации как базис и первая фаза целенаправленного организационного поведения; организационная структура как способ достижения предсказуемости поведения людей; руководство как главное средство регуляции поведения людей; социальные нормы взаимодействия как система социальных стандартов и правил, задающих способы поведения и деятельности; организационная культура как инстанция, программирующая организационное поведение; технология организации как технико-технологическое обоснование организационного поведения.
Тема 2. Личность как объект управления в организационном поведении Основные понятия различных теорий и подходов к личности. Поведение личности. Личность и индивидуальные различия. Источники различий в характеристиках личности. Основные группы психологических явлений: познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание), эмоциональные состояния (по влиянию на работоспособность и производительность труда: стенические, астенические; по силе и деятельности проявления: аффект, страсть, настроение, стресс, фрустрация), индивидуально-психологические свойства личности (способности, потребности, характер, темперамент). Влияние индивидуальных различий на поведение человека в организации: темперамент, характер, особенности социального опыта человека, эффективность профессиональной деятельности. Взаимосвязь демографических характеристик (возраста, семейного статуса, трудового стажа) с эффективностью и производительностью труда, текучестью кадров, удовлетворенностью работой и организационной приверженностью. Роль личности в организационном поведении. Свойства личности: темперамент: Типология темперамента. Гиппократ. И. П. Павлов. Характер: типология характера. Модели личности: формально-динамическая модель личности, модель «Большая пятерка» (открытость опыту, сознательность, экстраверсия, доброжелательность, нейротизм), модель К. Арджириса «От незрелости – к зрелости». Дополнительные аспекты личности, значимые для организации: локус контроля, самооценка, потребность в достижениях, стрессоустойчивость. Интеллектуальные и физические способности. Основные положения методики диагностики профессиональной пригодности персонала. Понятие о тестировании. Требования к содержанию тестирования: надежность, валидность, стандартизация, практичность, прогностическая ценность. Восприятие. Характеристика процесса восприятия. Результат процесса восприятия. Характеристика атрибутивного процесса. Мотивационные ошибки атрибуции. Компоненты установки: когнитивный, аффективный, поведенческий компонент. Свойства установок: приобретенность, относительная устойчивость, вариативность, направленность. Функции установок: эгозащитная, самореализации, приспособления, систематизации и организации знания. Характеристика установок человека на работе: удовлетворенность трудом, преданность организации, установка на совместную деятельность. Взаимовлияние личности и социальной роли. Состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям как показатель освоения профессионально-функциональной роли. Профессиональная деформация личности как следствие минимизации ролевой дистанции между личностью и её профессиональной ролью. Образование межличностных отношений в группе на основе восприятия и понимания людьми друг друга. Три типа установок на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. Типичные искажения представления о другом: эффект «первичности»; эффект «новизны»; эффект «ореола» (галоэффект); эффект «снисхождения»; эффект «стереотипизации»; эффект «последовательности»; эффект «авансирования»; эффект «проецирования на других людей собственных свойств».
Темы семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр
Темы проектов 1. Модель идеального производственного поведения. 2. Модель изменения управленческих ориентаций руководителя отдела. 3. Модель оптимальной системы мотивации. 4. Модель организации будущего. 5. Модель организационного конфликта. 6. Модель организационного лидерства в организации. 7. Модель организационного поведения работников в группе. 8. Модель организационного поведения работников личности. 9. Модель организационного поведения работников объекта исследования. 10. Модель совершенствования организационного поведения сотрудников организации. 11. Модель трудового поведения работника. 12. Модель управления конфликтом. 13. Модель управленческих ориентаций руководителя. 14. Модель эффективного совмещения руководства и лидерства. 15. Проект адаптации организаций в межкультурной среде. 16. Проект внедрения инноваций в организации. 17. Проект контроля организационного поведения и проектирования систем обратной связи. 18. Проект культурной адаптации персонала в системе международного бизнеса: проблемы и возможные решения. 19. Проект мотивации трудового поведения. 20. Проект организационной культуры организации. 21. Проект реализации стратегии управления персоналом через формирование кадрового потенциала и мотивацию персонала. 22. Проект социализации личности в организации. 23. Проект управления конфликтами. 24. Проект управления организационным поведением в стрессовой деятельности. 25. Проект управления персоналом. 26. Проект управления человеком и группой. 27. Проект формирования организационной культуры российских компаний. 28. Проект формирования репутации организации. 29. Проект эффективного общения и рационального поведения в конфликте. 30. Проект эффективности коммуникаций в организации. Указания о правилах оформления эссе
Работа выполняется на стандартном листе А4 в текстовом редакторе MS Word. Расширение файла doc. Название файла – фамилия автора и тема. Шрифт Times New Roman, 12. Выравнивание текста по ширине. Межстрочный интервал – 1,15–1,5. Объем работы с пробелами 4000 знаков, включая пробелы. В правом верхнем углу ФИО автора, номер группы. Тема работы по центру листа. Тема эссе для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. Требования к эссе: 1) должно восприниматься как единое целое; 2) не должно содержать ничего лишнего, включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия идеи; 3) должно быть логичным и четким по структуре; 4) должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме; 5) каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль; 6) качество текста определяется следующими компонентами: ясностью мысли, внятностью изложения, грамотностью и корректностью построения тезисов: · читаемость – способность автора донести сформулированные идеи и доводы до окружающих так, чтобы их содержание было легко читаемо; · внятность – доступность текста для понимания аудиторией, а именно логичность, тщательность в подбирании фраз, взаимоувязанность абзацев текста; · грамотность определяется степенью соблюдения норм грамматики и правописания, общепризнанной стилистики; · корректность написания, как правило, сводят к стилю написанного, который определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается. 7) качество любого эссе зависит от следующих взаимосвязанных составляющих, таких как: · степень понимания темы работы; · качество подготовки исходного материала, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, статей, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме); · продуманность работы; · качество обработки имеющегося исходного материала (его оценка, структурирование, осмысление); · владение навыками аргументации (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами). Структура эссе (с учетом всех особенностей и специфики вопроса), как правило, должна включать в себя следующие смысловые элементы (которые не обязательно должны выделяться как отдельные разделы текста): 1. Вступление (один абзац) · объясните актуальность темы, · используйте ловушки для привлечения внимания, такие как: цитата, стихотворение, вопрос, размышления, необычные факты, идеи или смешные истории; · нет необходимости высказывать в первом предложении основную мысль; но оно должно подводить к ней или как-то относиться к главной идее или тезису, а также содержать основные положения эссе; · избегайте таких фраз, как «Это эссе про...» или «Я собираюсь поговорить про...». 2. Основная часть – 2–3 абзаца · выражайтесь понятно; · подкрепляйте основные идеи фактами (три аргументированных доказательства), размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией и материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя; · используйте справочные материалы, чтобы устранить тавтологию. 3. Заключение – один абзац · продемонстрируйте Ваше мнение и позицию в данной области; · какие действия Вы планируете в Вашем будущем предпринимать в отношении данного вопроса; · Ваша главная мысль в модифицированном варианте. Написание домашнего эссе (заранее) можно разбить на несколько стадий: обдумывание – планирование – написание – проверка – правка – оформление: · изучите заданный на дом материал; · уясните особенности заявленной темы эссе; · продумайте актуальность темы; определите цель, основные идеи (мысли, чувства, взгляды и представления, выраженные в форме аналогий, ассоциаций, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д., могут быть конкретными и абстрактными, то есть обобщенными), источники информации, сроки окончания и представления работы; · выделите ключевой тезис и определите свое отношение к нему; · определите, какие научные теории, термины, понятия помогут вам раскрыть сою позицию; · составьте тезисный план; · перейдите к аргументации идей, анализу источников; · составьте черновик эссе; · проанализируйте содержание написанного; · проверьте стиль и грамотность, композицию построения эссе, последовательность изложения; · внесите необходимые коррективы и напишите окончательный вариант. Особенности эссе: · свобода творчества; · главная установка эссе – личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру; · обязательность оригинальной идеи (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему; · образность, парадоксальность; · использование многочисленных средств художественной выразительности (метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения).
Темы эссе
1. «Обезжиривание» организаций: даунсайзинг и аутсорсинг. 2. «Стеклянный потолок»: проблемы женской карьеры в современных организациях. 3. Аспекты взаимодействия организационного поведения и психологии. 4. Баланс власти руководителя и власти подчиненных. 5. Виртуальный бизнес и реализация организационного поведения. 6. Влияние групповых норм на поведение индивида в организации. 7. Влияние организационной культуры на отбор персонала. 8. Влияние сферы деятельности человека на отношение к заработной плате. 9. Воспитание лидера внутри себя. 10. Гендерная дискриминационная политика в российских организациях. 11. Групповая власть: распределение власти между структурными подразделениями. 12. Деловая политика как средство достижения личных целей в организации. 13. Дистанционное присутствие: посещение работы, не покидая дома. 14. Зависимость уровня стресса и вида деятельности. 15. Иллюзия власти: пределы власти для личности. 16. Имидж и репутация – составляющие образа организации. Управление имиджем. 17. Индивидуальная власть: основа для влияния. 18. Индивидуальные и групповые способы принятия решений. 19. Индивидуальный подход как фактор эффективного управления. 20. Карьерное «плато» и способы его преодоления. 21. Личность в организации. Я как личность (статусы и роли, характер, темперамент, конформизм и т.п.). 22. Личность и группа. Я в группе. 23. Межличностная власть: законная (институциональная), поощрительная и принудительная. 24. Межличностные коммуникации. 25. Методы изучения организационного поведения. 26. Модели социально-психологических типов руководства. 27. Мотивация к достижениям: поиск совершенства. 28. Мотивация поведения и работы сотрудников организации. 29. Научающиеся организации: перспективы их развития в России. 30. Невербальное общение, основные коммуникационные жесты, позы, мимика, их значение и влияние на поведение индивида. 31. Нежелательное поведение работника и реакция на него. Влияние наказаний на поведение работников. 32. Новые модели поведенияи организационного регулирования. Роль агентов перемен в организационных изменениях. 33. Организационная культура и эффективность организации. 34. Организационная культура: ее значение и способность изменяться. 35. Организационная приверженность: чувство преданности своей организации. 36. Организационная социализация: освоение правил игры. 37. Организационные ресурсы управления стрессом. 38. Особенности бихевиористского подхода в менеджменте. 39. Особенности конфликтов между формальными и неформальными организациями. 40. Особенности развития интерактивных коммуникаций. 41. Особенности формирования коммуникативных барьеров в современном российском бизнесе. 42. Оценка эффективности труда. 43. Преимущества и недостатки института наставничества. 44. Преимущества и недостатки типовых организационных структур (линейная, функциональная, штабная, дивизиональная, проектная, матричная), области эффективного применения, влияние на индивидуальное и групповое поведение. 45. Природа конфликтов в организациях. 46. Проблемы вторжения в частную жизнь работника. 47. Процессуальные теории. Основные положения теории ожидания В. Врума. Использование теории ожидания для разработки мотивационных программ в организации. 48. Реакция сотрудников на изменение организационной культуры. 49. Роль внешней среды в динамике организационного поведения. 50. Роль внешних факторов стресса в современном российском бизнесе. 51. Роль информационных технологий в развитии организационного поведения. 52. Роль обратной связи в деловой коммуникации. 53. Роль организаций в современном обществе. 54. Роль системы вознаграждений в процессе организационных изменений. 55. Роль социологических исследований в изучении организационного поведения. 56. Роль экономического стимулирования деятельности работников в современном российском бизнесе. 57. Сильные и слабые стороны содержательных теорий мотивации. 58. Системы вознаграждений работников. 59. Современные команды: пути к успеху. 60. Современные проблемы диверсификации рабочей силы. 61. Соотносительность понятий руководства и лидерства. 62. Социально-ответственная (этическая) корпорация. 63. Стимулирующие системы заработной платы. 64. Структурная и ситуативная власть. 65. Типология мышления и ее роль для современных организаций. 66. Удовлетворенность работой и ее потенциальные последствия. 67. Управление диверсифицированной рабочей силой. 68. Управленческие решения как компонент коммуникационных процессов. 69. Феномен «человека экономического» в современном организационном поведении. 70. Формальные и неформальные организационные коммуникации. 71. Харизматическое и трансформирующее лидерство. 72. Этические аспекты власти и деловой политики в организации. 73. Этнические проблемы в организации. 74. Я лидер (…?!)
5.3.Тест для контроля знаний студентов (из: Резник С.Д., Игошина И.А., 2009)
№1 (выберите один вариант ответа) Организационное поведение – это:
1) поведение организации и её действия во внешней и внутренней среде; 2) комплекс поступков и действий человека, отражающих реакцию на все обстоятельства его существования и организации, точнее, в группе людей, социально-экономической системе; 3) поведение коллектива организации, основанное на его психологических характеристиках. №2. (выберите один вариант ответа) Какие факторы наиболее полно определяют организационное поведение:
1) личностные особенности самого человека, социально-психологическая среда, комплекс событий, характеризующих функционирование и развитие организации; 2) объем, ценность и структура информации; усвоенные социальные и организационные нормативы; уровень знания и культуры; 3) все перечисленные выше. №3. (выберите несколько вариантов ответов) Какие из перечисленных ниже блоков входят в курс «Организационное поведение»:
1) содержание деятельности и модель качеств менеджера; 2) исследование систем управления; 3) организационная культура; 4) делегирование полномочий; 5) теория мотивации персонала; 6) типы организационных структур; 7) все перечисленные выше. №4. (выберите несколько вариантов ответов) Какие подструктуры не включает внутренняя структура личности:
1) темперамент; 2) характер, эмоции, воля, мышление, память, воображение и т. д.; 3) хобби, увлечения; 4) опыт, навыки, умения. №5. (выберите один вариант ответа) Какова цель создания организации:
1) решение своих проблем и достижение общих целей организации; 2) только получение прибыли; 3) повышение благосостояния общества. №6. (выберите несколько вариантов ответов) Что включает термин «внешняя среда»? Укажите то, что считаете верным:
1) экономические условия; 2) потребители; 3) законодательство; 4) техника и технология; 5) взаимоотношения в коллективе; 6) организационная культура; 7) система ценностей в обществе; 8) конкуренты. №7. (выберите один вариант ответа) Какой из методов стимулирования является наиболее эффективным: 1) метод наказания; 2) метод поощрения; 3) совмещение этих двух методов.
№8. (выберите несколько вариантов ответов) Определите последовательность стадий развития коллектива: 1) «эффективность»; 2) «ближний бой»; 3) «притирка»; 4) «зрелость»; Экспериментирование».
№9. (выберите один вариант ответа) В силу каких причин менеджеры создают свою команду? Выберите необходимые причины:
1) количество стрессовых ситуаций уменьшается, если решать проблемы сообща; 2) для передачи своих профессиональных навыков своим последователям; 3) чтобы команда решала за менеджера его проблемы; 4) вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность; 5) команды могут рисковать в большей степени, чем каждый член команды в отдельности; 6) для увеличения прибыли; 7) коллективный подход – это признак сильного и решительного стиля управления.
№ 10. (выберите один вариант ответа) Должен ли руководитель находить индивидуальный подход к каждому работнику:
1) да; 2) нет.
Темы контрольных работ
5.5.Вопросы для подготовки к зачету
1. Организационное поведение как особое научное направление исследования образцов поведения. 2. Основные направление в развитии теории организационного поведения на современном этапе. 3. Предмет научной дисциплины «Организационное поведение». Ее связи с другими науками. 4. История изучения организации и организационного поведения. 5. Психологические механизмы в объяснении организационного поведения: концепция бихевиоризма. 6. Социологический подход в объяснении организационного поведения: нормативно-институциональный подход, социально-типический подход, феноменологический подход, модель социального обмена. 7. Школа человеческих отношений: актуальность положений теории в объяснении организационного поведения, 8. Теория психологического контракта: актуальность положений теории в объяснении организационного поведения. 9. Теория рационализации: актуальность положений теории в объяснении организационного поведения. 10. Биполярная теория: актуальность положений теории в объяснении организационного поведения. 11. Концепция баланса между вознаграждением и вкладом: актуальность положений концепции в объяснении организационного поведения. 12. Понятие организации и ее основные признаки. Внешняя и внутренняя среда организации. Их влияние на организационное поведение. 13. Целеполагание в организации как базис и первая фаза целенаправленного организационного поведения. 14. Организационная структура как способ регуляции и воспроизводства деловых отношений. Эффективная организация и ее показатели. 15. Руководство как главное средство регуляции поведения в организации. 16. Социальные нормы взаимодействия как нормативная база регуляции поведения. 17. Организационная культура как система базовых представлений, предопределяющих способы поведения. 18. Технология организации как технико-технологическая подсистема регулирования и программирования поведения. 19. Личность и организация. Адаптация личности к организационному окружению. 20. Личность как субъект организационного поведени
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.011 с.) |