Тема 2. Личность как объект управления в организационном поведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Личность как объект управления в организационном поведении



Основные понятия различных теорий и подходов к личности.

Поведение личности.

Личность и индивидуальные различия. Источники различий в характеристиках личности. Основные группы психологических явлений: познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание), эмоциональные состояния (по влиянию на работоспособность и производительность труда: стенические, астенические; по силе и деятельности проявления: аффект, страсть, настроение, стресс, фрустрация), индивидуально-психологические свойства личности (способности, потребности, характер, темперамент). Влияние индивидуальных различий на поведение человека в организации: темперамент, характер, особенности социального опыта человека, эффективность профессиональной деятельности. Взаимосвязь демографических характеристик (возраста, семейного статуса, трудового стажа) с эффективностью и производительностью труда, текучестью кадров, удовлетворенностью работой и организационной приверженностью.

Роль личности в организационном поведении. Свойства личности: темперамент: Типология темперамента. Гиппократ. И. П. Павлов. Характер: типология характера.

Модели личности: формально-динамическая модель личности, модель «Большая пятерка» (открытость опыту, сознательность, экстраверсия, доброжелательность, нейротизм), модель К. Арджириса «От незрелости – к зрелости». Дополнительные аспекты личности, значимые для организации: локус контроля, самооценка, потребность в достижениях, стрессоустойчивость. Интеллектуальные и физические способности.

Основные положения методики диагностики профессиональной пригодности персонала. Понятие о тестировании. Требования к содержанию тестирования: надежность, валидность, стандартизация, практичность, прогностическая ценность. Восприятие. Характеристика процесса восприятия. Результат процесса восприятия. Характеристика атрибутивного процесса. Мотивационные ошибки атрибуции. Компоненты установки: когнитивный, аффективный, поведенческий компонент. Свойства установок: приобретенность, относительная устойчивость, вариативность, направленность. Функции установок: эгозащитная, самореализации, приспособления, систематизации и организации знания. Характеристика установок человека на работе: удовлетворенность трудом, преданность организации, установка на совместную деятельность.

Взаимовлияние личности и социальной роли. Состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям как показатель освоения профессионально-функциональной роли. Профессиональная деформация личности как следствие минимизации ролевой дистанции между личностью и её профессиональной ролью.

Образование межличностных отношений в группе на основе восприятия и понимания людьми друг друга. Три типа установок на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. Типичные искажения представления о другом: эффект «первичности»; эффект «новизны»; эффект «ореола» (галоэффект); эффект «снисхождения»; эффект «стереотипизации»; эффект «последовательности»; эффект «авансирования»; эффект «проецирования на других людей собственных свойств».

 

Тема 3. Коммуникативное поведение человека организации

Дефиниция понятия «коммуникации». Теории коммуникаций. К. Левин. Линейно-психологическая модель коммуникаций. А. Файоль. Принципы деловых формальных коммуникаций. Э. Берн. Трансактный анализ (ТА). Т. Харрис. Двухсторонний коммуникационный процесс. Коммуникативные барьеры. Факторы эффективных коммуникаций. Проблемы нисходящих и восходящих коммуникаций. Характеристика коммуникативных режимов. Влияние электронных средств коммуникации на организационное поведение персонала.

Этапы (отправление сообщения, его передача и получение) и элементы процесса коммуникации.

Виды коммуникаций в организации. Классификация коммуникаций. Особенности вербального и невербального кодирования. Основные типы данных, используемые для формирования сообщения: факты, идеи, мнения и др. Влияние образов, статистических данных и эмоций на убедительность сообщения.

Классификация коммуникационных каналов и их пропускная способность. Правила выбора и использования каналов.

Значение восприятия в процессе декодирования. Внешние и внутренние факторы восприятия. Ошибки восприятия. Фундаментальная ошибка атрибуции.

Разработка и осуществление обратной связи, ее влияние на эффективность процесса общения. Основные коммуникационные барьеры и пути их преодоления.

Эффективность межличностных коммуникаций: стиль общения и умение слушать. Методические основы умения задавать вопросы и воспринимать информацию.

Барьеры на пути эффективных коммуникаций.

Коммуникационные сети.

Значение организационных коммуникаций: цели, функции и стратегии. Проблемы формальных коммуникаций: нисходящие, восходящие и горизонтальные коммуникации. Неформальное общение: организационные слухи и толки, умение их создавать и использовать в целях организации.

Влияние внутрикорпоративного PR на эффективность коммуникаций в организации.

 

Тема 4. Мотивация трудового поведения как основа функционирования и развития организации

Понятие о мотивации трудового поведения персонала.

Дефиниция понятия «мотивация». Сущность и содержание мотивации. Самоорганизация индивида. Мотивация и стимулирование. Механизм мотивации. Элементы мотивации работы. Оценка побудительных мотивов к труду личности на предприятиях различных форм собственности. Результативность мотивации.

Связь мотивации с целенаправленным поведением человека. Соотношение понятий «мотивация» и «стимулирование трудовой деятельности». Экономическая и социальная мотивация персонала.

Инструментальная теория мотивации. Ф. Тейлор. Теория содержания. А. Маслоу. Ф. Герцберг. Теория процессов: теория ожидания. В. Врум. Л. Портер. Э. Лоулер. Теория цели. Латам. Р. Локке. Теория справедливости. Д. Адамс. Социальная модель мотивации. Э. Мэйо. Психологические мотивационные концепции. Д. Хебб. Нейрофункциональный подход. И. П. Павлов. Рефлекс цели. З. Фрейд. инстинкт как основа мотивации. Б. Скиннер. Теория подкреплений. Личностный подход к мотивации. Мак Клелланд. Б. Теплов. В. Мерлин. Мотивация как стремление к определенному эмоциональному состоянию. С. Рубинштейн. Л. Божович. В. Ковалев. Мотивация как потребность в определенном виде деятельности.

Понятийный аппарат теории мотивации: потребности первичные и вторичные, побуждения, цель, деятельность, закон результата, мотивы трудовой деятельностии их классификация, стимулы, вознаграждения, сила действия мотива.

Содержательные теории мотивации

Иерархическая теория мотивации А. Маслоу. Классификация потребностей Г. Мюррея и ее использование в иерархической теории мотивации. Мотивация и иерархия потребностей. Пирамида А. Маслоу. Особенности иерархии потребностей при работе в многонациональной внешней среде. Использование теории А.Маслоу в управлении. Слабые стороны иерархической теории мотивации.

Теория мотивации Д. Мак-Клелланда. Понятие о потребностях во власти, успехе и причастности. Характеристика лиц, имеющих повышенную эластичность поведения по отношению к этим группам потребностей. Использование теории Д. Мак-Клелланда в управлении иее слабые стороны.

Двухфакторная теория мотиваций Ф. Герцберга. Гигиенические факторы и мотиваторы. Их содержание и структура. Применимость двухфакторной теории мотивации в управлении. Основные недостатки теории Ф. Герцберга.

Теория ERG К. Алдерфера. Понятие о потребностях существования, связи и роста. Их содержание и влияние на трудовую деятельность персонала. Регресс потребностей. Применимость теории в практике управления персоналом организации. Основные слабые стороны теории ERG/.

Общие стороны и принципиальные различия содержательных теорий мотивации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.006 с.)