Шимпанзе и водопады: чудеса и трепет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шимпанзе и водопады: чудеса и трепет



Если животные могут, играя, выражать такой юмористический восторг по отношению к другим существам, вполне можно допустить, что они способны время от времени восхищаться окрестностями и испытывать чувство благоговения перед миром. Испытывают ли они радость просто от того, что живут? И если так, то как это может проявляться? Животные в дикой природе проводят около 90 процентов своего времени, отдыхая: о чем они думают и что они чувствуют, когда оглядываются по сторонам? Было бы здорово узнать это. И опять мы сталкиваемся с тем, что науке, возможно, никогда точно не подсчитать и не измерить подобные эмоции, но забавные ситуации и внимательное наблюдение показывают нам, что чувства, похожие на восхищение, могут существовать и среди других живых существ, разделяющих с нами этот мир.

Временами животные «сходят с ума», как прокомментировал один из студентов. Так, когда в июле 2005 года я был на озере Накуру в Кении, я видел молодого черного носорога, «сходящего с ума» — он носился туда-сюда, как будто в припадке, пока его мать в это время внимательно за ним наблюдала. Что заставляло его вести себя так импульсивно? Мы не знаем. Не было никакой другой причины, которую мы могли бы увидеть, кроме той, что ему было просто хорошо. Вокруг не было никаких потенциальных товарищей по играм или, если уж на то пошло, никаких других носорогов, кроме его матери.

Помимо этого существуют танцы шимпанзе перед водопадом, восхитительное зрелище для тех, кто их наблюдает. Время от времени шимпанзе, как правило, взрослые самцы, танцуют перед водопадом в полной одержимости. Почему? Действия их были намеренными, но малопонятными. Могло ли быть так, что это был радостный ответ на сам факт своего существования или даже своеобразное проявление восхищения, которое испытывают шимпанзе от природы? Откуда же, в конце концов, произошли духовные импульсы человека? Джейн Гудолл задается вопросом, не являются ли эти танцы признаком религиозного поведения, предшественниками религиозного ритуала. Она описывает шимпанзе, который подошел к водопаду, его шерсть слегка ощетинилась, что говорило о растущем возбуждении: «Когда он подошел ближе и рев водопада стал громче, он ускорил шаг, его шерсть встала дыбом, и на подходе к потоку воды он уже мог показать восхитительное представление у самого подножия водопада. Стоя прямо, он ритмично раскачивался с ноги на ногу, топчась на мыководье, брызгаясь водой и швыряя огромные камни. Иногда он забирсыся на тонкую лиану, которая свисала с деревьев высоко над ним, и прыгал прямо в брызги падающей воды. Такой „танец у водопада 'мог продолжаться от 10 до 15 минут». Шимпанзе также танцуют во время сильных ливней и во время жестоких порывов ветра. Гудолл спрашивает: «Может ли что-то иное стимулировать подобные представления, кроме чувств, близких к восторгу и восхищению? После выступления в водопаде артист может сидеть на скале, наблюдая за падающей водой. Что она такое, эта вода, для него?»

Гудолл задается вопросом: «Если шимпанзе могут разделять свои чувства и вопросы с другими, могли ли эти элементарные проявления ри- туализироваться в некое подобие анимистической религии? Моыи ли они поклоняться водопадам, ливням, льющимся с неба, грому и молниям — богам стихий? Таким всемогущим, таким непостижимым?»

Гудолл признается, что мечтала бы хоть на несколько мгновений проникнуть в разум животного. Но потребуются годы исследований, чтобы обнаружить, что видят и чувствуют животные, когда смотрят на звезды. В июне 2006 года Джейн и я посетили заповедник шимпанзе Фонда Моны в Испании, недалеко от Жироны. Нам сказали, что один из спасенных шимпанзе, по имени Марко, совершает танцы во время грозовых бурь, во время которых он как будто бы впадает в транс. Возможно, многие другие животные тоже совершают подобные ритуалы, но нам пока не посчастливилось увидеть их.

Так же как и Джейн, мне бы очень хотелось проникнуть в сознание и сердце дикого волка или собаки, даже если я потом не смогу никому об этом рассказать, какой замечательный опыт я мог бы пережить.

ГОРЕ И ГРУСТЬ

Трагедия произошла в 1997 года. Партнер Четырнадцатой, Тринадцатый, был намного старше ее... В марте от его ошейника стали поступать учащенные телеметрические сигналы, свидетельствующие о том, что волк умер. Четырнадцатая была убита горем. Она ушла на запад, в негостеприимные неосвоенные территории, где до этого она никогда не бывала... В результате что-то

заставило ее вернуться в семью. Никто, включая меня, не хоты признавать то, что она ушла одна так далеко потому, что тосковала об ушедшем партнере. Но после этого она больше не заводила потомства, даже несмотря на то, что имела сексуальные отношения с другими взрослыми самцами.

Дуг Смит, «Встреча с Пятым, Девятым и Четырнадцатым, волками-героями в Йеллоустонском парке»

Не возникает вопросов по поводу того, переживают ли животные горе, и истории в этом разделе показывают универсальность признаков горя, которые лучше всего заметны, когда животное реагирует на смерть партнера, члена семьи или друга. Как и люди, животные могут переживать высокую степень страдания из-за разлуки или потери близкого существа. Горюющие животные могут изолировать себя от группы, искать уединения и отвергать всяческие попытки сородичей вытащить их из этого состояния. Они могут неподвижно сидеть на одном месте, уставившись в никуда. Они перестают есть и теряют интерес к сексу. Иногда они становятся одержимы умершим существом. Они могут попытаться оживить его и, потерпев неудачу, продолжают долго сидеть рядом с останками умершего. Дженнет Бейкер-Карр в своей книге «Неординарность ослов» пишет, что эти удивительные вьючные животные выказывают беспокойство, если кто-то из членов группы заболевает. Автор рассказывает о смерти одной самки и о том, как другие ослики стояли на ее могиле и до наступления ночи издавали пронзительные крики, которые звучали словно печальный реквием по умершей.

У человека и животных общие нервные механизмы, включающиеся в момент переживания страдания. Некоторые ученые даже говорят о том, что для поведения cyohob, страдающих от потери близкого существа и от разрыва социальных связей, отмечается посттравматическое расстройство (PTSD). Не так давно ученые определили часть мозга, отвечающую за посттравматическое расстройство, которая называется вентромеди- альным префронтальным кортексом (или корой). Активность в этой части мозга у людей варьируется, делая одних более предрасположенными к беспокойству, страху и стрессу, чем других. У животных данная структура, судя по всему, отвечает за способность мозга к забыванию.

Горе представляет собой определенную загадку, поскольку, на первый взгляд, оно не имеет никакой адаптивной ценности в эволюционном смысле. Оно не способствует росту репродуктивного успеха индивида. Кто-то предполагает, что траур по умершему укрепляет социальные связи между живыми индивидами, которые объединяются вместе для того, чтобы отдать ему поочедние почести. Это может улучшить сплоченность в коллективе в тот момент, когда она ослабевает. Каково бы ни было его значение, горе — это цена преданности, которая зарождается как в счастье, так и в печали.

Похороны у лис

Однажды вечером, когда я ехал по дороге, то увидел большое рыжевато-коричневое животное, направлявшееся к моей машине. Я подумал, что это овчарка моего соседа Робба Германа, Лоло, поэтому я остановился и открыл дверь автомобиля, чтобы поздороваться. Только тогда, когда уже я встретился лицом к лицу с большим самцом горной пумы, я услышал, как Лоло лает позади меня. Хищник смотрел на меня в упор, чуть ли не пожимая плечами, а затем ушел восвояси, наверное, подумав про себя: «Глупые людишки!..» Я был так напуган, что немедленно захлопнул дверцу, поехал домой и побежал прямиком к дому.

На следующее утро Робб рассказал мне, что Лоло нашла тушу красной лисицы, и я пошел взглянуть на нее. Лис, прежде очень здоровый самец, очевидно, стал жертвой пумы, и его тело было частично засыпано веточками, грязью и клочками лисьей шерсти.

Два утра спустя я дождался момента, когда совсем рассветет, и собрался, чтобы прогуляться с Джефро. Выйдя к дороге, я осторожно — пожалуйста, больше никаких сюрпризов! — взглянул вперед и увидел маленькую красную лисицу, которая старалась укрыть останки своего сородича. Я был поражен, как умело она владела своим телом и подкидывала почву задними лапами так точно, что земля слоем покрывала тело умершего друга, возможно, ее партнера. Возле моего дома вот уже более 10 лет жила семья лисиц, к которой, скорее всего, она и принадлежала, или, как минимум, была близким другом умершего лиса. Она бросала землю, останавливалась, смотрела на тело и сосредоточенно продолжала забрасывать его комьями земли. Около минуты я наблюдал этот «ритуал». После этого самка стала крадучись обходить тело с низко опущенным хвостом. Несколько часов спустя я вернулся на то же место и увидел, что тело полностью погребено.

Неужели мне удалось стать свидетелем лисьих похорон? Мне показалось, что самка лисы пыталась похоронить умершего сородича. Ее действия и повадки определенно отражали состояния грусти и горя. Мне повезло, что я увидел то, что увидел. Столько интересного происходит в сложной жизни животных из того, что мы не можем увидеть а тем более никогда не сможем повторить в лаборатории, — и когда нам везет, когда мы наблюдаем животных в природе, это поистине выдающееся событие, — если нам хотя бы немного приоткрывается мир их внутренних переживаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.008 с.)