Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как увидеть чувства: краткое практическое руководство по наблюдению за эмоциями

Поиск

Удивительно, но часто легче увидеть и понять эмоции у животных, чем у людей, так как животные не пропускают их через фильтр опасений и предрассудков. Все, что они чувствуют, ясно отражается в их глазах и выражениях морд, становится известным публике благодаря хвосту, ушам и запахам и с помощью совершаемых действий. Эмоции животных не обработаны, они лежат на поверхности, их можно увидеть, услышать, понюхать и почувствовать. Это подтвердит любой, а для таких людей, как мой курьер из UPS, — это вообще профессиональная необходимость.

Главное предупреждение, которое необходимо сделать, — что распознавание эмоций это не то же самое, что понимание социального поведения животных. Когда собаки играют, нам легко заметить их радость, но потребуется много практики и опыта, чтобы научиться правильно интерпретировать сложные взаимодействия и поведение, лежащие в основе выражения этой радости, например, «игрового поклона», который я описывал в главе 2. Обложка этой книги демонстрирует другой пример социального действия: Могомо, черный волк среднего ранга, лижет морду Камоцу — альфа-самцу, то есть самому высокоранговому самцу в стае. Это действие — проявление подчинения, и такое поведение служит укреплению социальных связей в коллективе и помогает поддерживать единство стаи. Мы отчетливо можем наблюдать чувство привязанности (в противовес агрессии), выраженное в этом жесте, но, не зная, какие именно взаимоотношения существуют между этими двумя волками или процессами, происходящими в их стае, нам будет сложно определить, является ли действие выражением дружеских, романтических или материнских чувств; была ли его целью чистка (груминг), желание успокоить или подбодрить.

На самом деле, у таких социальных видов, как волки, когда стая должна функционировать подобно хорошо смазанному механизму, мы обычно находим более тонкие эмоции — особи необходимо понимать не только то, что делают или собираются делать остальные, но и то, что они чувствуют. Если сравнивать высокосоциальных волков с менее социализированными койотами и собаками, мы обнаруживаем, что для волков характерно большее разнообразие выражений лица, и что они используют эти выражения, чтобы передать другим свое эмоциональное состояние. Даже хвосты у волков более выразительны и волки используют больше разных положений хвостов по сравнению с койотами и собаками, чтобы выразить то, что чувствуют.

Тем не менее, удивительно легко распознать базовые, или первичные, эмоции животных. Все, что нужно сделать, — это смотреть, слушать и принюхиваться. Их гримасы, глаза и способы, которыми они преподносят себя, позволяют делать уверенные заключения о том, что они чувствуют. Изменения в мышечном тонусе, походке, выражении морды, размере глаз и во взгляде, вокализации, запахах (феромоны) как в совокупности, так и по отдельности, — все это выражает эмоциональный отклик на определенные ситуации. Человеку необязательно намеренно осознавать все эти аспекты, так как простого взгляда на животное, как правило, достаточно, чтобы человек (часто интуитивно) верно определил эмоцию.

Обширное исследование, проведенное Франсуазой Вемельсфельдер и ее коллегами, подтвердило это; они провели различные эксперименты, показавшие, что даже обычные люди (в противовес опытным ученым) в состоянии проделывать точную и последовательную работу по определению эмоций животных. Мы склонны думать, что наши личные впечатления слишком субъективны, а потому не могут быть верными, но в том, что касается эмоций, Вемельсфельдер и ее единомышленники обнаружим!, что на самом деле мы очень часто оказываемся правы.

Профессор Вемельсфельдер, по ее терминологии, использует метод «свободного профилирования»:

«Вопрос заключается в том, соыасны ли люди с теми оценками (суждениями), которые они делают, и могут ли они использовать эти суждения в качестве инструмента научного анализа. Итак, мы собрали несколько групп неподготовленных наблюдателей и попросили их понаблюдать за несколькими животными, которые общались с человеком. Животными, которых мы выбрали для эксперимента, были преимущественно свиньи; это очень живые, любознательные, высокосоциальные существа, которые охотно взаимодействуют с окружающей средой, когда для этого представляется возможность. Мы попросили наблюдателей в письменной форме резюмировать свои впечатления по поводу эмоционального состояния животных. Ключевой момент заыючался в полной свободе терминологии, поскольку это требовало от наблюдателей включения лишь собственного взгляда и не могло создать предубежденность, ограничивая итог наблюдения перечнем заранее определентнх терминов».

Вемельсфельдер опробовала свободное профилирование на протяжении многих лет и обнаружила, что его можно использовать в качестве рабочего инструмента исследователей. Вемельсфельдер говорит: «Не важно, кем является наблюдатель — студентом, ученым, фермером, который держит свиней, ветеринаром или борцом за права животных, мы постоянно находим единодушие (как внутри группы, так и между группами) в том, что касается их оценок эмоционального состояния свиней. Используя каждый свою собственную терминологию, наблюдатели создали последовательное и выразительное описание, которое они могли применить для характеристики состояний каждой свинки с высокой степенью точности и повторяемости».

Другие исследователи приходили к подобным же выводам: когда люди наблюдают за волками, собаками или кошками, они различают эмоции почти так же хорошо, как опытные исследователи. А это говорит о том, что либо эмоции животных не так глубоко спрятаны, либо человек обладает врожденной способностью различать эмоции других видов. Мне хочется думать, что на самом деле верно и то, и другое. И в самом деле, попробуйте проделать нечто подобное, когда в следующий раз пойдете в парк. Как вы думаете, что чувствуют собаки, которых вы там видите? И вот на что стоит обратить внимание.

Любовь витает в воздухе

Еще один из способов коммуникации, который используют животные, — это запахи. Возможно, ученым не слишком привычно использовать собственный нос, но этого совсем нельзя сказать о других животных. Запах может быть очень мощным способом коммуникации, как это становится понятным на примере красочного описания слона- самца, переживающего так называемый период «муста»:

«Он — горячий 30-летний самец на пике физической активности. На его щеках выдыяется слизь> а между ног течет струйка зыеной мочи. Его пенис имеет зыеный блеск и распространяет вокруг себя запах, который можно уловить даже в полумиле отсюда. Он колышет ушами туда-сюда и издает приглушенный рокот. Он выглядит очень уверенным в себе, и многие женщины находят его неотразимым». Звучит знакомо? Надеюсь, что нет. Это самец с\она в период муста, или сексуального гона. Половозрелые самцы слонов проходят через период муста, который длится месяц или два каждый год. Они никак не скрывают этого, издавая целый коктейль запахов своими луковичными железами, расположенными на щеках, которые могут раздуваться до размеров баскетбольного мяча; во время гона слон производит более 300 литров мочи в день (что равноценно объему 24 ведер), и — что неудивительно — пахнет он так, как целое стадо коз. Более того, во время столь волнующего сексуального представления самец также претерпевает определенные личностные изменения — не случайно с персидского слово «муст» переводится как «пьяный». Самцы становятся очень агрессивными и одержимыми сексом, возможно, из-за того, что уровень тестостерона в их крови сильно повышается — иногда превышая норму в 60 раз.

Взрослый самец слона в период муста — это не то животное, с которым вы захотели бы встретиться. Интересны здесь не только стремительные и очевидные изменения в данный период, но также и то, что в период муста слоны ясно и открыто сообщают свои намерения самкам, к которым проявляют интерес, и дают предупредительные сигналы другим самцам. «Муст в интерпретации слона — это эффект дорогостоящего лосьона после бритья или шикарной машины. Все это делается для того, чтобы сообщить самцам и самкам о его возрасте, статусе и репродуктивном здоровье, и также повышает шансы самца на репро- дукти вн ы й успех».

Вещество, которое отвечает за все эти преобразования, называется фронталином, который производится потовыми железами и также содержится в дыхании и моче слона. Самец заявляет о своих намерениях и достоинствах, и самки получают возможность убедиться в его репродуктивной форме, а самцы-соперники оценивают его силу, прежде чем решиться на схватку с ним. Определенность подобных сигналов, судя по всему, уникальна для приматов, но животные других видов, вероятно, также используют собственные запахи для выражения своих намерений.

Лицо

Лицо — чрезвычайно важный объект анализа в том, что касается распознавания человеческих эмоций. Дарвин и другие исследователи после него акцентировали значимость выражения лица для понимания эмоций других индивидов. Недавно было показано, что Мона Лиза Леонардо да Винчи переживает состояние счастья. В Университете Амстердама компьютерная программа, обладающая возможностями распознавания эмоций, определила это по изгибу губ и морщинкам вокруг них. Мона Лиза могла быть беременна или только что родила ребенка. Хотя я не могу сказать, что согласен с такими выводами, однако выражение лица имеет важное значение для распознавания того, что чувствуют другие, и предположения о том, что они намерены делать в будущем. Исследования показали, что у млекопитающих есть большое число общих выражений лица (морды), из чего можно заключить, что мы можем определить, что чувствует обезьянка, так же легко, как и чувства актрисы из немого кино. Мы легко можем считывать выражение морд у собак и их сородичей из дикой природы — гримасы подчинения, рычание с демонстрацией зубов, шумное дыхание с открытой па- стыо во время игры — в самом разнообразном социальном контексте.

У некоторых животных, таких как рептилии, рыбы и птицы, выражения лиц (морд) менее выразительны. Это усложняет для нас процесс интерпретации их чувств, но вовсе не говорит о том, что они ничего не чувствуют. Собранные данные, предоставленные исследованиями в области нейробиологии и поведения, показывают, что рыбы являются сознающими, умными и чувствующими существами, имеющими определенные предпочтения, а не просто «источниками диетического белка». И, как мы сейчас увидим, птицам не нужны губы или брови, чтобы выражать свои эмоции.

Посмотри мне в глаза

Слоны приходят в течение всего года... Иногда они поворачивают свои огромные задницы к нашим тростниковым крышам и трут свою толстую шкуру о жесткую траву, закрыв глаза, что говорит о состоянии полнейшего блаженства.

Делия Оунс, «Секреты слвлнны»

Но что беспокоило больше всего — это новый взыяд огромных коричневых глаз Блю, в нем было больше боли, чем во взгляде отчаявшегося, — это было отвращение к человеческим существам, к жизни; в этом взыяде читалась ненависть.

Элис Уокер, «Грустно ли мне?»

Конечно, когда мы говорим о лице, то реальным объектом нашего разговора чаще всего бывают именно глаза. Глаза — это удивительно сложный орган, который позволяет заглянуть в эмоциональный мир индивида, будь то широко распахнутые от восторга глаза или запавшие от отчаяния. Выражение глаз — это загадочный, взывающий к неведомым глубинам генетической памяти и немедленно передающий информацию механизм.

Дуг Смит, руководитель проекта по адаптации волков в дикой при-

w

роде в Йеллоустоуне, пишет о том, как однажды он заглянул в глаза волчицы по имени Файв: «Последний раз, когда я смотрел в глаза Файв... Она отходила от лося, которого убила ее стая, когда мы пролетарки над ней, она посмотрела на нас снизу вверх, как делала это обычно. Но в том взгляде, которым она одарила меня, произошла перемена. Смотреть в глаза дикого волка — это святая святых для всех влюбленных в природу; некоторые говорят, что видят в них неукрощенную, неиспорченную дикость. В тот январский день что-то исчезло из глаз Файв; она выглядела обеспокоенной, а всегда до этих пор ее взгляд выражал непокорность».

Читать эмоции по глазам — не такое простое и очевидное дело, как чтение позы, например игрового поклона. Интуиция и личная интерпретация играют не последнюю роль, и пока не существует более непосредственного контакта между животными, чем пристальный взгляд в глаза друг другу. Даже если мы не можем оценить значение взгляда, именно глаза наиболее остро передают чувство. Чарльз Сьеберт в своем эссе, опубликованном в «Нью-Йорк Таймс» в 2006 году, описывает тревожные черные глаза Ахиллеса, огромного тихоокеанского осьминога. «Именно ради этих ыаз, а не ради чего-то другого, я упросил Роланда Андерсона дать мне специальное разрешение на то, чтобы вернуться туда снова и посмотреть ему в глаза наедине — только я и Ахиллес».

Взгляд животного может быть очень решительным, и, если ему требуется что-то, его глаза иногда говорят все, что нам нужно знать. Например, глаза играют центральную роль в хорошо известной истории о Рике Свопе и Йойо. Стоя рядом с вольерой шимпанзе в зоопарке Детройта, Рик смотрел на Иойо, старого самца шимпанзе весом в 60 килограммов, который вбежал в ров с водой, спасаясь от агрессивного молодого самца. Когда Йойо стал тонуть, Рик прыгнул в воду, чтобы спасти его. Тогда трое других взрослых самцов стали угрожать Рику, и ему пришлось вылезти оттуда, но мгновение спустя он вернулся и успешно освободил Иойо. Рик сделал это, несмотря на то, что его жизнь подвергалась серьезной опасности. Когда его спросили, почему он это сделал, Рик ответил: «Я посмотрсх ему в глаза — я как будто смотрел в глаза человеку, и они говорили — неужели никто мне не поможет?» Недавно три человека возле моего дома в Боулдере пытались спасти молодую пуму, которую сбила машина. Они сказали журналистам, что глаза зверя умоляли их сделать это, они как будто повторяли: «Помогите мне».

Недавние исследования страхов у человека подтвердили значимость контакта «глаза в глаза» при распознавании эмоций. Оказалось, что глаза обладают первостепенной важностью, чтобы определить, испытывает ли человек страх, и что люди стремятся взглянуть в глаза, если лицо собеседника кажется им испуганным. В исследовании описывается женщина, у которой была повреждена часть мозга, отвечающая за чувство страха — амигдала, — что лишило ее способности распознавать выражение страха на лице. Они обнаружили, что причина, по которой она не могла воспринимать страх, — ее неспособность спонтанно смотреть в глаза другого человека, поэтому она оценивала испуганное выражение лица как нейтральное. Как проясняют все эти истории о животных, глаза очень важны для восприятия страха и у них тоже, и, скорее всего, глаза имеют большое значение для распознавания других эмоций.

Должен сказать, что именно глаза кота стали определяющим толчком в моем развитии как ученого. В докторском проекте, в котором я участвовал однажды, требовалось умерщвление кошек, которых мы изучали. Однако, когда я пришел за Спидо, очень умным котом, которому я в тайне ото всех дал имя (в тайне, поскольку от нас не требовалось давать имена «объектам»), — чтобы последний раз забрать его из клетки, его бесстрашие улетучилось, как будто он понимал, что это его последнее путешествие. Когда я взял его, он посмотрел на меня и спросил взглядом: «Почему я?» — на моих глазах выступили слезы, но он не отводил от меня пронзительного взгляда. Хотя я завершил то, что от меня требовалось, и убил его, это разбило мое сердце. До сих пор я помню его неподвижный взгляд — в его глазах читалась история беспредельной боли и унижения, которому он подвергся. Другие участники программы пытались заверить меня в том, что жертва была оправданна, но я так и не смог оправиться от этого случая.

В итоге я покинул проект и присоединился к другому, в котором называние животных не только разрешалось, но активно приветствовалось, и я решил для себя, что больше не стану принимать участие в исследованиях, которые предполагают намеренное причинение боли или убийство другого существа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.012 с.)