Движений артикуляционного аппарата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движений артикуляционного аппарата



Содержание задания Характер выполнения
Все предъявляемые формы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений 1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот 2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу. Положить широкий язык на губу, свернуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот 4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку 5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его 6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется) «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», па-ка-та», «пла-плу-пло», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-здра»     отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность движения, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются, легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой

 

ВЫВОДЫ: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ВЯЛЫЕ, ПАССИВНЫЕ; ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ; ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ ЕСТЬ, ОТСУТСТВУЕТ; ПОСЛЕ-ДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ДВИ-ЖЕНИЯ К ДРУГОМУ ЕСТЬ, НЕТ; НАБЛЮДАЮТСЯ ГИПЕРКИНЕЗЫ, СИНКИНЕЗИИ, САЛИВАЦИЯ, ТРЕ-МОР; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ДВИ-ГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, РАСТОРМОЖЕННОСТЬ.

 

Обследование мимической мускулатуры

Прием Содержание задания Характер выполнения
1.Исследование объема и качества движения мышц лба а) нахмурить брови б) поднять брови в) наморщить лоб отметить: выполнение правильное; движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д., движение не удается
2. Исследование объема и качества движений мышц глаз а) легко сомкнуть веки б) плотно сомкнуть веки в) закрыть правый глаз, затем левый г) подмигнуть отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения
3. Исследование объема и качества движений мышц щек а) надуть левую щеку б) надуть правую щеку в) надуть обе щеки одновременно отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпученная щека
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз выразить мимикой лица: а) удивление б) радость в) испуг г) грусть д) сердитое лицо отметить: правильное выполнение мимических поз, движение не удается; мимическая картина нечеткая
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции а) свист б) поцелуй в) улыбка г) оскал д) плевок е) цоканье отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок, проявление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается

 

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции.

 

ВЫВОДЫ: ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.

 

V. Обследование фонетической стороны речи

1. Обследование произношения звуков

При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.

У детей-олигофренов с детским церебральным параличом произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в- третьих произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится не правильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.

В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолирован, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящее в многократном повторении одного звука, т.к при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторные переключения с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случая «стертой» дизартрии. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные – а, о, у, ы, и; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч; сонорные – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь; глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в в твердом и в мягком звучании (п΄-б΄, т΄-д΄, к΄-г΄, ф΄-в΄).

При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как он используется в самостоятельной связной речи. На основе поученных данных определяется характер нарушения произношения: а) отсутствие звуков (рама-ама); б) искажение звуков (с- межзубный); в) замена звуков (ж -заменяется межзубным с, звук ч заменяется ть); г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования звукопроизношения.

 

 

Протокол обследования звукопроизношения.

Звук Оптический раздражитель (картинка) Речевая реакция на оптический раздражитель Речевая реакция на акустический раздражитель (воспроизведение по слуху) Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке) произношение звука Характер нарушения произношения звука примечание
          изолированно В словах отсутствие искажение замена смешение  
                       
Гласные Ы дым мышь грибы                      
А аист мак игла                    
У утка муха кенгуру                    
О осы кот окно                    
И ива слива петухи                    
Согласные С колесо сосна нос                    
                       
С΄ сирень письмо гусь                    
З замок коза                    
З΄ земляника газета                    
Ц΄ цветок курица огурец                    
Ш шапка кошка мышь                    
Ж жук лыжи лыжник                    
Ч чулок очки ключ                    
Щ щетка ящик плащ                    
Л лодка пила стол бутылка                    
Л΄ лента будильник свирель туфли                    
Р рука корона топор трамвай                    
Р΄ редиска веревка дверь                    
                       
Б бабочка зубы арбуз                      
Б΄ белка                    
П панама платок сноп                    
П΄ петух ступеньки сноп                    
Д Дом дедушка карандаш                    
Г голова нога глаза гитара                    
К кукла рука молоток                    
К΄ кепка тапки                    
Х халат мука хлеб петух орехи                    
М мухомор лампа дом мяч                    
Н нож конфета лимон                    
Н΄ сани нитки пень коньки                    
                       
В ворона корона гвозди                    
В΄ свинья венок                    
Ф фартук кофта шкаф филин                    
Т Туфли котлеты кот                    
Т΄ телевизор утюг                    
Йотация ящик юбка яблоко юла ёжик ёлка                    
АИ, ЕЙ трамвай лейка                    
ЬЯ, ЪЕ ружье платье свинья                    

 

ВЫВОДЫ: ПРОИЗНОШЕНИЕ НОРМАЛЬНОЕ; АНТРОПОФОНИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ (ИСКАЖЕНИЕ); ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ (ОТСУТСВИЕ ЗВУКА), ЗАМЕНА, СМЕШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ); МОНОМОРФНОЕ, ПОЛИМОРФНОЕ НАРУШЕНИЕ.

 

2. Состояние просодии

  1. ГОЛОС (тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, нормальный0
  2. темп (очень быстрый, ускоренный, нормальный, замедленный)
  3. МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ (выразительная речь, маловыразительная, монотонная)
  4. ДЫХАНИЕ (нормальное, прерывистое верхнее, шумное, слабый, укороченный выдох)

 

ВЫВОДЫ: ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ НАРУШЕНА; СФОРМИРОВАНА С ОТКЛОНЕНИЯМИ; ОТКЛОНЕНИЙ НЕ ИМЕЕТ.

 

VI. Обследование слоговой

Структуры

У детей-олигофренов с детским церебральным параличом неправильное произношение слов не ограничивается недостатком звуков. Часто встречается и нарушение слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение произносить ребенком слова различной слоговой сложности. Сначала ребенку предлагается для названия предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребенку. Особо отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава. Важно отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, произношение каких слоговых структур у ребенка сформировано, а каких – нет. Составляется протокол обследования.

 

Протокол обследования слоговой структуры слова

Вид слоговой структуры слова Оптический раздражитель (картинка) Речевая реакция на оптический раздражитель Речевая реакция на акустический раздражитель Примечание
         
Односложные слова с закрытым слогом   мак дом сыр      
         
Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов рука роза лапа          
Двусложные слова с 1 закрытым слогом сахар диван забор      
Двусложные слова со стечением согласных с середины слова кукла марка утка арбуз карман      
Односложные слова со стечением согласных в начале слова стол стул шкаф        
Односложные слова со стечением согласных в конце слова волк тигр      
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова трава брови книга      
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова клумба клубника        
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова   корабль бинокль      
Трехсложные слова из 3 открытых слогов панама канава малина      
Трехсложные слова с последним закрытым слогом кошелек пулемет телефон      
Трехсложные слова со стечением согласных конфеты памятник винтовка термометр тракторист      
         
Четырехсложные слова с открытыми слогами паутина черепаха      
Многосложные слова из сходных звуков клубок колосок корзина картина      

 

Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова для повышения предлагаются следующие предложения:

«Петя пьет горькое лекарство»

«На перекрестке стоит милиционер»

«Космонавт управляет космическим кораблем» и др.

 

ВЫВОДЫ: ОТМЕЧАЕТСЯ ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ (СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ – МОЛОТОК – «МОТОК»; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ – СТУЛ– «ТУЛЬ»; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ – ТАБУРЕТКА – «ТАБУЕТКА»; ДОБВАВЛЕНИЕ ЗВУКВО, СЛОГОВ – КОМНАТА – «КОМОНАМАТА», СТОЛ – «СМТОЛ»; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ – ДЕРЕВО – «ДЕВЕРО»). ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.025 с.)