Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

x. обследование активного словаря

Поиск
Содержание задания Используемый речевой и наглядный материал Ответы ребенка Примечание (указать характер выполнения)
1. Обследование слов, обозначающих предметы: а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник, … в) называние предмета по его описанию. Ребенку предлагаются вопросы, характеризующие предмет: «Как называется помещение, где читают и получают книги?», «Кто косой, слабый, трусливый?» (по признакам), «Что светит, сияет, греет) (по действиям) г) название детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя Специально подобранные картинки с изображением предметов основных групп (одежда, обувь, фрукты, овощи, цветы, грибы, деревья, транспорт, дикие и домашние животные, птицы, мебель и т.д.)    
д) нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка… (что?), сапоги – обувь, а шуба… (что?), земляника – ягода, а боровик… (что?), комар – насекомое, а щука… (кто?)      
е) название обобщенных слов по группе однородных предметов      
2. Название признаков предмета: Можно использовать картинки    
а) морковь сладкая, а редька… (какая?), трава низкая, а дерево… (какое?) и т.д.      
б)подобрать признаки к предметам: ёлка какая? (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо какое?, туча какая?, лимон какой?, часы какие? и т.д.      
3. Названия действий людей и животных Соответствующие картинки    
а) повар (почтальон, сапожник, художник, учитель) что делает?      
б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка… (кузнечик, щука, змея, воробей, ёж)      
в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона… (воробей, голубь, сорока)      
г) обиходные действия (например, входит, выходит, переходит, подходит, отходит)      
4. Название времен года, их последовательности, признаков Специально подобранные картинки    
5. Подбор слов с противоположным значением к словам Большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший    
6. Подбор синонимов к словам Боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный    
7. Подбор однокоренных слов к словам Бачок, бочок, лиса, леса, коза, коса, земля, красить    

вЫВОДЫ: АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ; ОГРАНИЧЕН.

 

XI. Обследование грамматического строя

 

Содержание задания Используемый речевой и наглядный материал Ответы ребенка Примечание (указать характер выполнения)
1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями (почему?, зачем? И т.д.) Сюжетная картинка и серия картинок    
2. Составление предложений по опорным словам Карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая    
3. Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке Карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша    
4. Подстановка недостающего предлога в предложении Карточка с записью предложения: «Лампа висит… столом»    
5. Пересказ текста после прослушивания: а) знакомый текст б) незнакомый текст Тексты сказок, рассказов Толстого, Ушинского    
6. рассказ из собственного опыта (о любимых игрушках, книге, животном, празднике и т.д.)      
7. Словоизменение: а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам: «Чем покрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка На кого смотрят дети? За чем дети идут в лес? Сюжетные картинки    
б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных. Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев), «Чего много в саду?», «Чего много в этой комнате?»      
в) преобразование единственного числа имен существительных во множественное по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука – руки) Существительные: коза, глаз, стул, отряд, лоб, ухо, дерево, рот, билет, перо, окно, рукав, воробей, доктор, болото, лев, рог, хлеб, сторож, завод    
г) употребление предлогов. Предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (в коробке), «А теперь?» (вынуть из коробки и положить на стол), «Откуда я взял карандаш?» (из коробки), «Откуда упал карандаш?» (со стола), «Откуда ты достал карандаш?» (из-под стола), «Где лежит карандаш?» (за коробкой), «Откуда ты достал карандаш?» (из-за коробки, из-под коробки)      
8. Словообразование: а) образование уменьшительной формы существительного. Задание может быть таким: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие» (стол – столик) Слова: ковер, гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево    
б) образование прилагательных от существительных. Предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф)?» Существительные: снег, бумага, стекло, пластмасса, мех, шерсть, пух    
в) образование сложных слов (из 2 слов образовать одно) Камень дробить (каменодробилка), землю черпать (землечерпалка), сено косить (сенокосилка)    

 

ВЫВОДЫ: ИМЕЮТСЯ НАРУШЕНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (АГРАММАТИЗМ).

Xii. Обследование чтения

 

Содержание задания Речевой и наглядный материал Ответы ребенка Примечание (характер выполнения)
Обследование усвоения букв 1.Назвать указанную букву Буквы разрезной азбуки    
2.Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам) п,б, с, з, ш, ж, р, л, с, ц, к, г    
3.Назвать буквы, написанные разными шрифтами А, а, А, а, Б, б, Б, б    
4.Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным её изображением Р, З, С,Г , Ь,    
5.Назвать букву, перечеркнутую дополнительными штрихами П, Н, Р, С, Т, У, К, Ч    
6.Найти среди сходных по начертанию букв нужную ла, лм, ад, лд, гб, вр, вз, вы, гт, ге, кж, гп, пи, пш, шц, сю, со, кх, ни, ор    
Обследование чтения слогов 1.Прочитать прямые слоги са, шу, ха, ну, ос, рм, да    
2.Прочитать обратные слоги ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом    
3.Прочитать слоги со стечением согласных ста, кро, тру, гло, цви    
4.Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными та-ты, ка-кя, зу-зю, ло-ле, са-ся, ду-дю    
Обследование чтения слов 1.Прочитать слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи) рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички    
2. Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?» бровь, журавль, сточка, кастрюля, мотоциклист, здравница, белка, балка, баран, банки    
3. При обследовании понимания слов предлагаются такие задания: а) прочитать слово, найти его изображение по картинке, положить соответствующую надпись картинки с изображениями предметов, животных и т.д..; карточки с надписями к этим картинкам    
б) прочитать слово, напечатать на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку картинки и карточки с надписями к этим картинкам    
в) прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам Зуб-суп, жук-сук, папа-баба, коза-коса, уточка-удочка, шкаф-шарф, стол-ствол    
г) прочитать слова с пропущенными буквами руч…ка, …апочки, к…ыш…а, конво…    
Обследование чтения предложений Предлагаются следующие задания:      
а) прочитать предложение и выполнить соответствующее действие Карточки с заданиями: «Покажи глаз», «Подойди к стене», «Возьми ручку», «Встань со стула»    
б) прочитать предложение, найти соответствующую картинку (прелагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы Сюжетные картинки и карточки с предложениями: «Лампа стоит на круглом столе», «Мама разливает из кастрюли суп в тарелки», «Собака хозяина убежала в сад», «Хозяин собаки привязал ее к конуре», «Оля старше Кати»    
Обследование чтения текста Проводят на основе пересказа и ответов о прочитанном Рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и другие, соответствующие знаниям ребенка, доступные по объему и содержанию, отвечающие программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый    

 

Выводы: неусвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания читаемого.

 

XIII. Обследование письма

 

Прием Речевой и наглядный материал Письменная работа ребенка Примечание (характер выполнения)
Письмо по слуху: 1. Записать буквы:      
а) строчные (в случае забывания обозначить букву точкой) и, и, ш, т, ы, ш, з, ц, е, г, л, д, у, б, в, ж, ь, х    
б) прописные Г, З, Д, Р, Ы, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Е, Ж, Щ    
в) близкие по месту образования и акустическим признакам с, ш, ч, х, з, ц, л, р    
2. Записать слоги:      
а) прямые на, ба, са, ко, ку, шо, чи, мя, ня, ля    
б) обратные ан, от, ас, яр, ац    
в) закрытые рак, сом, сон, нам, там, дам, ком    
г) со течением согласных ста, дро, тру, мло, кру, мто    
д) слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог ма-мя, лу-лю, та-тя, ра-ря, са-ся, зу-зю, ка-кю, до-де    
е) оппозиционные са-за, па-ба, та-да, ку-гу, ша-жа, во-фо    
3. Диктант слов различной структуры куст, щука, грач, утки, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть    
4. Запись предложения после однократного прослушивания На лужайках зеленая трава    
5. Диктант из текста должен отвечать программным требованиям и включать слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования к акустическим признакам 1 класс У Зины щетка. Зина чистит туфли. Мама хвалит дочку 2 класс Наша школа большая. Всюду тихо. Идут уроки. Наш класс светлый. У доски Дима. Дима пишет. Мы тоже пишем в тетрадях 3 класс Вот и весна, лужи высохли. Юра и женя Чулковы в саду. Тут и собака Жучка. Она лает на птиц. Ребята сажают яблони. День большой. Можно долго работать 4 класс Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только легкий ветерок шелестит листьями деревьев. Дети сели отдыхать у ручья. Мальчики искали сучья для костра. В кустах они нашли ёжика. Он зарылся в сухие листья. Ребята положили ёжика в шапку и унесли домой.    
6. Списывание: а) слов с рукописного текста ключ, круги, убрал, аист, глазок, улица, чищу, крыльцо, молоток    
б) слов с печатного текста Бант, насмешка, уснет, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь    
в) предложный с рукописного текста наши бойцы защитили город на Волге    
г) предложений с печатного текста Вот мелькали в воздухе белые пушистые снежинки    
д) текста В Москве Москва – центр страны. Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов    
7. Самостоятельное письмо а) написать прописные гласные буквы, строчные согласные      
б) записать разные слоги (закрытые, открытые, прямые, обратные)      
в) написать одно-, двух-, трех-, четырех- сложные слова      
г) подписать предметные картинки (слова) груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, луна, куст, речка, трактор    
д) придумать предложение и записать его      
е) дать подписи к сюжетным картинкам (предложения) Сюжетные картинки: девочка поливает цветы, мальчик играет с собакой    
ё) составить предложения из данных слов и записать их под, лежит, зайка, кустом, дождя, после, лужи на, листья, береза, пожелтели    
ж) составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2-4 классов) сюжетные картинки    
з) составить и записать рассказ на определенную тему      

 

Таблица анализа ошибок письма

Тип ошибок Вид ошибок Количество ошибок Пример ошибочного письма
1.ДИСГРАФИЧЕСКИЕ 1)Ошибки в звуковом содержании а)замены гласных б)замены согласных в)пропуски гласных д)пропуски слогов и частей слова е)перестановки ё) вставки ж)раздельное написание частей слова    
2)Лексико-грамматические а) замена слов по звуковому сходству б)замена слов по семантическому сходству в) пропуски слов г) слитное написание слов д)нарушение согласования е)нарушение управления е) неправильное обозначение границ предложения    
3)Графические а) замена букв по количеству элементов б) замена букв по пространственному расположению в) зеркальное письмо букв    
2.ГРАММАТИЧЕСКИЕ ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями того класса, в котором обучатся ребенок    

 

ВЫВОДЫ: ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ОТСУТСТВУЮТ, АРТИКУЛЯЦИОННО АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ, ОПТИЧЕСКАЯ, СОЧЕТАНИЕ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ДИСГРАФИИ С ОПТИЧЕСКО.

 

 

Заключение логопеда

Полученные результаты обследования позволяют сформулировать заключение логопеда, в котором указывается уровень речевого недоразвития (I, II, III) по классификации Р.Е. Левиной и форма речевой аномалии. Примерами логопедических заключений могут быть следующие: общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное стойким нарушением познавательной деятельности и дизартрией; общее недоразвитие речи II уровня, обусловленное стойким нарушением познавательной деятельности и алалией, и т.п. В первой части логопедического заключения отражается состояние речи, которое связано с первичным интеллектуальным дефектом, послужившим основанием для зачисления в специальную школу (специфический класс). Во второй части этого заключения указывается специфические затруднения школьника, обусловленные клинической формой речевой аномалии, которые необходимо учитывать при организации индивидуального подхода как индивидуальных, так и на фронтовых занятиях.

 

 

Библиографический список

1. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика. М., 1985. С.91-98.

2. Гудошников Ф.Ф., Коркунов В.В., Репина З.А. Методика отбора детей во вспомогательные школы: Уч. пособие / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1980. 70 с.

3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977. 117 с.

4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969. 375 с.

5. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика олигофрении у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1980. №3. С.3-10.

6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985. 189 с.

7. Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. тр. М., 1982. С.5-93.

8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968. 364 с.

9. Петрова А.В. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977. 220 с.

10. Чиркина Г.В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией // Дефектология. 1973. № 4. С. 45-50.

11. ЭЙДИНОВА М.Б., ПРАВДИНА-ВИНАРСКАЯ Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959. 275 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.011 с.)