Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
x. обследование активного словаря
Похожие статьи вашей тематики
Содержание
задания
| Используемый речевой и наглядный материал
| Ответы
ребенка
| Примечание
(указать характер выполнения)
| 1. Обследование слов, обозначающих предметы:
а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках
б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник, …
в) называние предмета по его описанию. Ребенку предлагаются вопросы, характеризующие предмет: «Как называется помещение, где читают и получают книги?», «Кто косой, слабый, трусливый?» (по признакам), «Что светит, сияет, греет) (по действиям)
г) название детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя
| Специально подобранные картинки с изображением предметов основных групп (одежда, обувь, фрукты, овощи, цветы, грибы, деревья, транспорт, дикие и домашние животные, птицы, мебель и т.д.)
|
|
| д) нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка… (что?), сапоги – обувь, а шуба… (что?), земляника – ягода, а боровик… (что?), комар – насекомое, а щука… (кто?)
|
|
|
| е) название обобщенных слов по группе однородных предметов
|
|
|
| 2. Название признаков предмета:
| Можно использовать картинки
|
|
| а) морковь сладкая, а редька… (какая?), трава низкая, а дерево… (какое?) и т.д.
|
|
|
| б)подобрать признаки к предметам: ёлка какая? (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо какое?, туча какая?, лимон какой?, часы какие? и т.д.
|
|
|
| 3. Названия действий людей и животных
| Соответствующие картинки
|
|
| а) повар (почтальон, сапожник, художник, учитель) что делает?
|
|
|
| б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка… (кузнечик, щука, змея, воробей, ёж)
|
|
|
| в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона… (воробей, голубь, сорока)
|
|
|
| г) обиходные действия (например, входит, выходит, переходит, подходит, отходит)
|
|
|
| 4. Название времен года, их последовательности, признаков
| Специально подобранные картинки
|
|
| 5. Подбор слов с противоположным значением к словам
| Большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший
|
|
| 6. Подбор синонимов к словам
| Боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный
|
|
| 7. Подбор однокоренных слов к словам
| Бачок, бочок, лиса, леса, коза, коса, земля, красить
|
|
| вЫВОДЫ: АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ; ОГРАНИЧЕН.
XI. Обследование грамматического строя
Содержание
задания
| Используемый речевой и наглядный материал
| Ответы
ребенка
| Примечание
(указать характер выполнения)
| 1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями (почему?, зачем? И т.д.)
| Сюжетная картинка и серия картинок
|
|
| 2. Составление предложений по опорным словам
| Карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая
|
|
| 3. Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке
| Карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша
|
|
| 4. Подстановка недостающего предлога в предложении
| Карточка с записью предложения: «Лампа висит… столом»
|
|
| 5. Пересказ текста после прослушивания:
а) знакомый текст
б) незнакомый текст
| Тексты сказок, рассказов Толстого, Ушинского
|
|
| 6. рассказ из собственного опыта (о любимых игрушках, книге, животном, празднике и т.д.)
|
|
|
| 7. Словоизменение:
а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам:
«Чем покрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка На кого смотрят дети? За чем дети идут в лес?
| Сюжетные картинки
|
|
| б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных. Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев), «Чего много в саду?», «Чего много в этой комнате?»
|
|
|
| в) преобразование единственного числа имен существительных во множественное по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука – руки)
| Существительные: коза, глаз, стул, отряд, лоб, ухо, дерево, рот, билет, перо, окно, рукав, воробей, доктор, болото, лев, рог, хлеб, сторож, завод
|
|
| г) употребление предлогов. Предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (в коробке), «А теперь?» (вынуть из коробки и положить на стол), «Откуда я взял карандаш?» (из коробки), «Откуда упал карандаш?» (со стола), «Откуда ты достал карандаш?» (из-под стола), «Где лежит карандаш?» (за коробкой), «Откуда ты достал карандаш?» (из-за коробки, из-под коробки)
|
|
|
| 8. Словообразование:
а) образование уменьшительной формы существительного. Задание может быть таким: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие» (стол – столик)
| Слова: ковер, гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево
|
|
| б) образование прилагательных от существительных. Предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф)?»
| Существительные: снег, бумага, стекло, пластмасса, мех, шерсть, пух
|
|
| в) образование сложных слов (из 2 слов образовать одно)
| Камень дробить (каменодробилка), землю черпать (землечерпалка), сено косить (сенокосилка)
|
|
|
ВЫВОДЫ: ИМЕЮТСЯ НАРУШЕНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (АГРАММАТИЗМ).
Xii. Обследование чтения
Содержание
задания
| Речевой и наглядный материал
| Ответы
ребенка
| Примечание
(характер выполнения)
| Обследование усвоения букв
1.Назвать указанную букву
| Буквы разрезной азбуки
|
|
| 2.Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам)
| п,б, с, з, ш, ж, р, л, с, ц, к, г
|
|
| 3.Назвать буквы, написанные разными шрифтами
| А, а, А, а, Б, б, Б, б
|
|
| 4.Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным её изображением
| Р, З, С,Г
, Ь,
|
|
| 5.Назвать букву, перечеркнутую дополнительными штрихами
| П, Н, Р, С, Т, У, К, Ч
|
|
| 6.Найти среди сходных по начертанию букв нужную
| ла, лм, ад, лд, гб, вр, вз, вы, гт, ге, кж, гп, пи, пш, шц, сю, со, кх, ни, ор
|
|
| Обследование чтения слогов
1.Прочитать прямые слоги
| са, шу, ха, ну, ос, рм, да
|
|
| 2.Прочитать обратные слоги
| ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом
|
|
| 3.Прочитать слоги со стечением согласных
| ста, кро, тру, гло, цви
|
|
| 4.Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными
| та-ты, ка-кя, зу-зю, ло-ле, са-ся, ду-дю
|
|
| Обследование чтения слов
1.Прочитать слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи)
| рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички
|
|
| 2. Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?»
| бровь, журавль, сточка, кастрюля, мотоциклист, здравница, белка, балка, баран, банки
|
|
| 3. При обследовании понимания слов предлагаются такие задания:
а) прочитать слово, найти его изображение по картинке, положить соответствующую надпись
| картинки с изображениями предметов, животных и т.д..;
карточки с
надписями к этим картинкам
|
|
| б) прочитать слово, напечатать на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку
| картинки и карточки с надписями к этим картинкам
|
|
| в) прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам
| Зуб-суп, жук-сук, папа-баба, коза-коса, уточка-удочка, шкаф-шарф, стол-ствол
|
|
| г) прочитать слова с пропущенными буквами
| руч…ка, …апочки, к…ыш…а, конво…
|
|
| Обследование чтения предложений
Предлагаются следующие задания:
|
|
|
| а) прочитать предложение и выполнить соответствующее действие
| Карточки с заданиями: «Покажи глаз», «Подойди к стене», «Возьми ручку», «Встань со стула»
|
|
| б) прочитать предложение, найти соответствующую картинку (прелагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы
| Сюжетные картинки и карточки с предложениями: «Лампа стоит на круглом столе», «Мама разливает из кастрюли суп в тарелки», «Собака хозяина убежала в сад», «Хозяин собаки привязал ее к конуре», «Оля старше Кати»
|
|
| Обследование чтения текста
Проводят на основе пересказа и ответов о прочитанном
| Рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и другие, соответствующие знаниям ребенка, доступные по объему и содержанию, отвечающие программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый
|
|
|
Выводы: неусвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания читаемого.
XIII. Обследование письма
Прием
| Речевой и
наглядный
материал
| Письменная работа ребенка
| Примечание
(характер выполнения)
| Письмо по слуху: 1. Записать буквы:
|
|
|
| а) строчные (в случае забывания обозначить букву точкой)
| и, и, ш, т, ы, ш, з, ц, е, г, л, д, у, б, в, ж, ь, х
|
|
| б) прописные
| Г, З, Д, Р, Ы, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Е, Ж, Щ
|
|
| в) близкие по месту образования и акустическим признакам
| с, ш, ч, х, з, ц, л, р
|
|
| 2. Записать слоги:
|
|
|
| а) прямые
| на, ба, са, ко, ку, шо, чи, мя, ня, ля
|
|
| б) обратные
| ан, от, ас, яр, ац
|
|
| в) закрытые
| рак, сом, сон, нам, там, дам, ком
|
|
| г) со течением согласных
| ста, дро, тру, мло, кру, мто
|
|
| д) слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог
| ма-мя, лу-лю, та-тя, ра-ря, са-ся, зу-зю, ка-кю, до-де
|
|
| е) оппозиционные
| са-за, па-ба, та-да, ку-гу, ша-жа, во-фо
|
|
| 3. Диктант слов различной структуры
| куст, щука, грач, утки, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть
|
|
| 4. Запись предложения после однократного прослушивания
| На лужайках зеленая трава
|
|
| 5. Диктант из текста должен отвечать программным требованиям и включать слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования к акустическим признакам
| 1 класс
У Зины щетка. Зина чистит туфли. Мама хвалит дочку
2 класс
Наша школа большая. Всюду тихо. Идут уроки. Наш класс светлый. У доски Дима. Дима пишет. Мы тоже пишем в тетрадях
3 класс
Вот и весна, лужи высохли. Юра и женя Чулковы в саду. Тут и собака Жучка. Она лает на птиц. Ребята сажают яблони. День большой. Можно долго работать
4 класс
Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только легкий ветерок шелестит листьями деревьев. Дети сели отдыхать у ручья. Мальчики искали сучья для костра. В кустах они нашли ёжика. Он зарылся в сухие листья. Ребята положили ёжика в шапку и унесли домой.
|
|
| 6. Списывание:
а) слов с рукописного текста
| ключ, круги, убрал, аист, глазок, улица, чищу, крыльцо, молоток
|
|
| б) слов с печатного текста
| Бант, насмешка, уснет, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь
|
|
| в) предложный с рукописного текста
| наши бойцы защитили город на Волге
|
|
| г) предложений с печатного текста
| Вот мелькали в воздухе белые пушистые снежинки
|
|
| д) текста
| В Москве
Москва – центр страны. Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов
|
|
| 7. Самостоятельное письмо
а) написать прописные гласные буквы, строчные согласные
|
|
|
| б) записать разные слоги (закрытые, открытые, прямые, обратные)
|
|
|
| в) написать одно-, двух-, трех-, четырех- сложные слова
|
|
|
| г) подписать предметные картинки (слова)
| груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, луна, куст, речка, трактор
|
|
| д) придумать предложение и записать его
|
|
|
| е) дать подписи к сюжетным картинкам (предложения)
| Сюжетные картинки: девочка поливает цветы, мальчик играет с собакой
|
|
| ё) составить предложения из данных слов и записать их
| под, лежит, зайка, кустом, дождя, после, лужи на, листья, береза, пожелтели
|
|
| ж) составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2-4 классов)
| сюжетные картинки
|
|
| з) составить и записать рассказ на определенную тему
|
|
|
|
Таблица анализа ошибок письма
Тип ошибок
| Вид ошибок
| Количество ошибок
| Пример ошибочного письма
| 1.ДИСГРАФИЧЕСКИЕ
1)Ошибки в звуковом содержании
| а)замены гласных
б)замены согласных
в)пропуски гласных
д)пропуски слогов и частей слова
е)перестановки
ё) вставки
ж)раздельное написание частей слова
|
|
| 2)Лексико-грамматические
| а) замена слов по звуковому сходству
б)замена слов по семантическому сходству
в) пропуски слов
г) слитное написание слов
д)нарушение согласования
е)нарушение управления
е) неправильное обозначение границ предложения
|
|
| 3)Графические
| а) замена букв по количеству элементов
б) замена букв по пространственному расположению
в) зеркальное письмо букв
|
|
| 2.ГРАММАТИЧЕСКИЕ
| ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями того класса, в котором обучатся ребенок
|
|
|
ВЫВОДЫ: ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ОТСУТСТВУЮТ, АРТИКУЛЯЦИОННО АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ, ОПТИЧЕСКАЯ, СОЧЕТАНИЕ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ДИСГРАФИИ С ОПТИЧЕСКО.
Заключение логопеда
Полученные результаты обследования позволяют сформулировать заключение логопеда, в котором указывается уровень речевого недоразвития (I, II, III) по классификации Р.Е. Левиной и форма речевой аномалии. Примерами логопедических заключений могут быть следующие: общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное стойким нарушением познавательной деятельности и дизартрией; общее недоразвитие речи II уровня, обусловленное стойким нарушением познавательной деятельности и алалией, и т.п. В первой части логопедического заключения отражается состояние речи, которое связано с первичным интеллектуальным дефектом, послужившим основанием для зачисления в специальную школу (специфический класс). Во второй части этого заключения указывается специфические затруднения школьника, обусловленные клинической формой речевой аномалии, которые необходимо учитывать при организации индивидуального подхода как индивидуальных, так и на фронтовых занятиях.
Библиографический список
1. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика. М., 1985. С.91-98.
2. Гудошников Ф.Ф., Коркунов В.В., Репина З.А. Методика отбора детей во вспомогательные школы: Уч. пособие / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1980. 70 с.
3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977. 117 с.
4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969. 375 с.
5. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика олигофрении у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1980. №3. С.3-10.
6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985. 189 с.
7. Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. тр. М., 1982. С.5-93.
8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968. 364 с.
9. Петрова А.В. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977. 220 с.
10. Чиркина Г.В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией // Дефектология. 1973. № 4. С. 45-50.
11. ЭЙДИНОВА М.Б., ПРАВДИНА-ВИНАРСКАЯ Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959. 275 с.
|