Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
VII. Обследование фонематического слуха
Похожие статьи вашей тематики
Содержание
задания
| Используемый речевой и наглядный материал
| Ответы
ребенка
| Примечание
(указать характер выполнения)
| 1. Опознание фонем:
а) подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных
| а, у, ы, о, у, а, о, ы, и
|
|
| б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» среди других согласных
| п, н, м, к, т, р
|
|
| 2. Различение фонем, близких по способу и месту образования по акустическим признакам
|
|
|
| а) звонких и глухих
| п–б, д– т, к – г, ж– ш, з– с, в– ф
|
|
| б) шипящих и свистящих
| с, з, щ, ш, ж, ч
|
|
| в) соноров
| р, л, м, н
|
|
| 3. Повторение за логопедом слогового ряда
|
|
|
| а) со звонкими и глухими звуками
| да-та, та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па, ба-па-ба, ша-жа, жа-ша-жа, са-за-са, за-са-за
|
|
| б) с шипящими и свистящими
| са-ша-са, шо-су-са; са-ша-шу, са-за-па; ша-ща-ча, за-жа-за; жа-за-жа
|
|
| в) с сонорами
| ра-ла-ла, ла-ра-ла
|
|
| 4. Выделение исследуемого звука среди слогов
Подними руку, если услышишь слог со звуков «с»
| ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си
|
|
| 5. Выделение
исследуемого звука среди слов
Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуков «ж»
| Лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы
|
|
| 6. Придумывание слов со звуком «з»
|
|
|
| 7. Определите наличия звука «ш» в названии картинок
| Колесо, ящик, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда
|
|
| 8. название картинок и определение отличий в названиях
| Бочка – почка, коза – коса, дом –дым
|
|
| 9. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец)
| чайник, ручка, мяч
|
|
| 10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш»
| шапка, машина, коса, автобус, кошка, камыш, сани, сосулька
|
|
|
ВЫВОДЫ: ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ В НОРМЕ; НЕДОРАЗВИТИЕ.
VIII. Обследование звукового анализа слова
Содержание
задания
| Используемый речевой и наглядный материал
| Ответы
ребенка
| Примечание
(указать характер выполнения)
| 1. Определить количество звуков в словах
| ус, дом, роза, баран, ромашка
|
|
| 2. Выделить последовательно каждый звук в словах
| мак, зонт, крыша, танкист, самолет
|
|
| 3. Назвать первый ударный гласный звук
| Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша
|
|
| 4. Определить последний согласный звук в слова
| ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол
|
|
| 5. Выделить согласный звук из начала слова
| сок, шуба, магазин, щука, чай
|
|
| 6. Назвать ударный гласный звук в конце слова
| ведро, грибы, рука, чулки
|
|
| 7. Определить третий звук в слове и придумать слова, в которых бы этот звук стоял в начале, середине и конце
| сосна
|
|
| 8. Придумать слова, состоящие из 3-4-5 звуков
|
|
|
| 9. Назвать слова с 1 слогом, 2, 3, 4слогами
|
|
|
| 10. Определить количество гласных и согласных в названных словах
|
|
|
| 11. Назвать второй, третий, пятый звуки в этих словах
|
|
|
| 12. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку
| мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, машина, корзина
|
|
| 13. Сказать, в чем отличие этих слов
| Оля– Коля, крыша– крыса
|
|
| 14. Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово
| сук (сок), стол (стул), марки (рамки), ложа (жало), сосна (насос)
|
|
| 15. Закончить слова
| бара…, пету…, само…
|
|
| 16. Объяснить смысл предложений
| На грядке лук.
За рекой зеленый луг
|
|
|
Выводы: навыки звукового анализа соответствуют возрасту; сформированы недостаточно.
IX. Обследование понимания речи
Содержание
задания
| Используемый речевой и
наглядный
материал
| Ответы
ребенка
| Характер
выполнения
| Обследование понимания номинативной стороны речи
1. Показ называемых предметов
| называются окружающие ребенка предметы
|
|
| 2.Узнавание предметов по описанию:
| ложка, очки, ключ, зубная щетка, гребешок
|
|
| 3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребенка просят показать картинку с вороной среди 2 картинок
| картинки (например, ворона и ворота)
|
|
| 4. Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед
| Подбираются сюжетные картинки, изображающие действия; девочка ест, шьет, стирает, спит, читает и т.д.
|
|
| 5. Понимание слов, обозначающих признаки:
а) логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький, где длинный карандаш, а где короткий, тонкий – толстый (карандаш), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (забор)
б) игра «Пирамидка». Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т.д.
в) покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный
| подбираются соответствующие предметные картинки
|
|
| 6. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны и т.д.;
повернись вправо, влево и т.д.
|
|
|
| Обследование понимания предложений
1. Выполнение действий (2-3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности
| Даются предложения: «Закрой, пожалуйста, дверь и выключи свет в комнате», «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»
|
|
| 2. Понимание инверсионных конструкций типа
|
|
|
| а) ребенок должен определить, что сделано раньше
| Карточка с предложением: «я умылся после того, как сделал зарядку»
|
|
| б) прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?»
| «Петю встретил Миша»
|
|
| 3. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу
| Карточка с предложением: «утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев»
|
|
| 4. Исправить предложение
| Карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке»
|
|
| 5. Понимание сравнительных конструкций: какое из 2 предложений правильное
| Карточка с предложением: «Слон больше мухи», «Муха больше слона»
|
|
| 6. Выбрать правильное предложение
| Карточка с предложением: «Взошло солнце, потому что стало тепло», «Стало тепло, потому что взошло солнце»
|
|
| 7. Закончить предложение
| Карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что…»
|
|
| 1. Обследование понимания грамматических форм и понимание логико-грамматических отношений. Ребенка просят показать, где владелец мотоцикла
| Картинки, изображающие женщину с мотоциклом и мотоцикл
|
|
| 2. Понимание отношений, выраженных предлогами, например: птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку)
| Специально подобранные сюжетные картинки
|
|
| 3. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой
| Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш
|
|
| 4. Понимание форм единственного и множественного числа существительного. Ребенок должен показать, по какой картинке нарисован шар (шары)
| Картинки с изображением одного предмета и множества этого же предмета
|
|
| 5. Понимание числа прилагательных. Показать, о какой картинке говорят: зеленый – (что?), зеленые –?
| Предметные картинки с изображением 1 зеленого флажка и нескольких зеленых флажков
|
|
| 6. Понимание рода прилагательных. Прелагается закончить фразу, указывать при этом на соответствующую картинку: «На картинке красное…», «На картинке красный…», «На картинке красная…»,
| Предметные картинки (яблоко, шар, морковка)
|
|
| 7. Понимание единственного и множественного числа глаголов. Ребенку говорится о картинке, а он должен показать ее («На скамейке сидят…»,
«На скамейке сидит…»)
| 2 картинки, на которых одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами
|
|
| 8. Понимание формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково (Валя, Женя, Шура)
| Картинки с изображением одного и того же действия, выполняемого мальчиком и девочкой
|
|
| 9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Ребенок должен показать: где мальчик входит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта и т.д.
| Сюжетные картинки с изображением соответствующих действий
|
|
| 10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида. Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает – снял, льет – разлил)
| Пары картинок с изображением совершенных и совершаемых действий
|
|
| 11. Понимание залоговых отношений. Ребенок должен показать, где мальчик одевается сам, а где его одевает мама, где девочка причесывается, а где ее причесывают и т.д.
| Пары картинок с изображением соответствующих действий
|
|
| ВЫВОДЫ: ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ СФОРМИРОВАНА;
СФОРМИРОВАНА НЕДОСТАТОЧНО
|