Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика внутренних водных путей

Поиск

Россия - единственная страна в мире, где для целей судоходства используется более 100 тыс. км внутренних водных путей, в том числе свыше 16 тыс. км искусственных водных путей с более чем 700 гидротехническими сооружениями.

Отметим, что все водные коммуникации мира, представленные реками, озерами, судоходными каналами, имеют общую протяженность 500 - 550 т. км. Причем их протяженность в зарубежной Европе 35 тыс. км, в США - 42 тыс.км, а в России лишь протяженность водных путей с гарантированными га­баритами пути составляет 42 тыс. км, а с освещаемой и светоотражаемой обстановкой - более 25 тыс. км.

В поддержании внутренних водных путей занято более 3000 единиц технического и обслуживающего флота.

Создана Единая глубоководная система европейской час­ти России, имеющая протяженность 6,5 тыс. км и га­рантированную глубину 4 м. Это уникальный транспортный путь, в состав которого входят: Беломорско-Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь, а также реки Волга, Кама, Дон; Белое, Онежское и Ла­дожское озера. Внутренние водные пути Единой глубоководной системы отнесены к самым высоким классам по европейской классификации, а по габари­там пути превосходят большинство внутренних водных путей Европы.

ЕГС соединила Урал, Поволжье и центр России с пятью морями: Черным, Азовским, Каспийским, Балтийским и Белым. Создание внутриконтинентальной системы глубоководных путей стимулировало строительство судов смешанного «река-море» плавания.

Сибирские речные артерии вместе с Северным морским путем об­разуют воднотранспортную систему Российской Арктики. Речные пути по Оби, Енисею и Лене связывают арктические регионы с Транссибир­ской магистралью и БАМом. Ежегодный объем завоза грузов в эти реги­оны составляет 20-22 млн тонн

Внутренние водные пути с расположенными на них гидротехническими сооружениями являются не только транспортными артериями. Они играют важнейшую роль в решении таких задач, как водоснабжение, вы­работка электроэнергии, орошение, поддержание экологического равновесия.

Особенностью внутренних водных путей является то, что они не всегда совпадают с направлением основных грузопотоков. Наиболее харак­терно это для водных путей Сибири, где реки текут пре­имущественно в меридианном направлении, в то вре­мя как основные грузопотоки идут в широтном направлении.

Большинство внутренних водных путей имеет незначи­тельный уклон водной поверхности (особенно в средней и нижней частях), что создает спокойное течение воды и благоприятные условия для развития судоходства.

В водном режиме большинства рек выделяется полово­дье, летняя и зимняя межень и паводковый (от дождей) осенний период.

Из-за неравномерного распределения стока в течение года водоносность рек и, следовательно, уровень, глу­бина, скорость течения постоянно меняются.

В меженный период колебания уровней не столь заметны, но в период весеннего половодья они достигают 8-15 м, при этом пойма затопляется на десятки километров.

Практически все равнинные реки России замерзают. Продолжительность ледостава, зависящая от климати­ческих особенностей, географической широты местно­сти варьируется от 3 до 8 меся­цев, ограничивая судоходство.

Внутренние водные пути - основа речного транспорта, водные пространства, используемые для судоходства и сплава леса. Они подразделяются на естественные (внутренние моря, озера и реки) и искусственные (шлюзованные реки, судоходные каналы, искусственные моря, водохранилища).

На внутренних водных путях движение судов происходит не по всей их ширине, а только по той части водного пространства, которая подгото­влена для судоходства и обозначена на водной поверхности специальными знаками навигационного ограждения. Эту часть водного пространства на­зывают судовым ходом (фарватером судового хода). Глубина, ширина и радиус кривизны судового хода определяют судоходные условия пути и носят название габаритных размеров.

Увеличение глубины, ширины и радиуса закругления судового хода повышает пропускную способность внутренних водных путей, позволяет ис­пользовать на перевозках крупногабаритные суда и составы, формировать большегрузные плоты и проходить их на высоких скоростях.

Габаритные размеры судового хода на одном и том же водном пути меняются с изменением высоты стояния уровней воды. Минимальные глу­бина, ширина и радиус закругления судового хода гарантируются при про­ектном уровне. При уровнях воды, отличающихся от проектного, устанавливаются дифференцированные глубины, которые поддерживаются на водных путях определённый период времени.

Уровень воды, относительно к которому устанавливают гарантирован­ные и дифференцированные габаритные размеры пути, называют проект­ным.

Проектный уровень устанавливается на длительный срок и изменя­ется только при значительном росте перевозок.

В зависимости от интенсивности на них судоходства и требований, предъявляемых к составу и качеству навигационного ограждения. Пути делятся на 5 групп:

I группа - пути с интенсивным судоходством или сплавом леса в плотах, по которым в обоих направлениях проходит 30 и более судовых или 5 и более плотовых составов;

II группа - водные пути, по которым в обоих направлениях проходит до 30 судовых составов или 5 плотовых составов в сутки;

III группа - водные пути, по которым в сутки в обоих направлениях проходит до 5 судовых составов и где нет регулярного сплава леса в пло­тах;

IV группа - водные пути, где интенсивность перевозок невелика, но в ночное время регулярно проходит 1-2 судна;

V группа - водные пути, где судоходство нерегулярно и осуществля­ется только в светлое время суток.

В зависимости от гарантированной глубины судового хода внутрен­ние водные пути делятся на семь классов:

I - сверхмагистральные - 3,2 м и выше;

II - магистральные - 2,5 м до 3,2 м;

III - магистральные - 1,9 м до 2,5 м;

IV - магистральные - 1,5 м до 1,9 м;

V - местного значения - 1,1 м до 1,5 м;

VI - местного значения - 0,7 м до 1,1 м;

VII - местного значения - 0,5 м до 0,7 м.

Ширина и радиус закругления судового хода устанавливаются соот­ветственно для внутренних водных путей I класса - 85 - 100 и 600 - 1000 м, II и III классов - 70 - 75 и 350 - 600 м, IV и V классов 40 - 50 и 200 - 300 м, для VI и VII классов - 14 - 20 и 90 - 120 м.

Максимальная густота движения на 1 км пути ориентировочно долж­на соответствовать на сверхмагистралях - 500 - 16000 тыс. г км, на магист­ралях - 150 - 2500 тыс. т км, на путях местного значения V класса - 50 -500 тыс. т км и на путях местного значения VI и VII классов - менее 100 тыс.т км.

Внутренние водные пути подразделяются также на виды сообщений: федеральные - главнейшие сверхмагистрали; межрайонные - обеспечива­ющие транспортные связи между крупными экономическими регионами; внутрирайонные - пути местного значения, обеспечивающие перевозки на коротких расстояниях внутри экономических районов; подъездные пути - малые реки, позволяющие выходить судам на пути высшего класса.

В зависимости от ветро-волнового режима все судоходные внутрен­ние водные пути (реки, водохранилища, озёра и каналы) разделены на 4 разряда: «М», «О», «Р» и «Л». В основу этого деления положены макси­мальная высота и длина волны, повторяющиеся в течение навигационного периода не более 4%.

Если высота волны достигает 3 м и длину 40 м, водный путь относи­тся к разряду «М»; соответственно 2 и 20 м - к разряду»0»; 1,2 и 12 м - к разряду «Р»; все остальные водные пути, не вошедшие в разряд «Р», от­несены к разряду «Л».

Для осуществления судоходства на свободных реках необходимо:

- на всём протяжении судоходной части пути иметь достаточные габариты по глубине, ширине и радиусу кривизны;

- скорости течения не должны превышать предельно допустимой величины для взводного судоходства, т.е. движения судов и составов вверх по течению;

- русло реки в пределах полосы судового хода должно быть очище­но от препятствий, опасных для прохождения судов.

Классификация судоходных внутренних водных путей приведена ниже.


 

Классификация судоходных путей

Категории и разряды К л а с с Глубина судового хода, м Эксплуатируемые типы судов Максима­льная ши­рина бук­сируемых плотов, м    
Гаранти­рованная Средне-навига­ционная Грузовые грузоподъ­ёмностью Пассажи­рские
Сверх-магист-рали I Более 2,6 Более 3,0 12 000 Четырёх-палубные Более 100
Магистрали: I разряда   II разряда     II   III     1,6-...2,6   1,1 -...2,0     2,41...3,0   1,66...2,40           Трёхпалуб­ные   Двухпалуб­ные      
Пути местн. значения: I разряда   II разряда     IV   V     0,8... 1,40   0,6... 1,10     1,36... 1,65   1,01...1,35           Двухпалуб­ные   Полутора-палубные      
Малые реки VI 0,45- 0,8 0,75... 1,00   Катера  
То же VII Менее 0,6 Менее 0,75   То же  

 

На внутренних водных путях для обеспечения судоходства существуют различные гидротехнические сооружения - каналы, плотины, шлюзы, транспортные судоподъемники.

Канал судоходный - искусственное русло правильной формы, устроенное обычно в отрытой выемке, обеспечивающее судоходство по данному направлению, где ранее оно не осуществлялось либо вообще, либо для судов необходимых габаритов. Каналы по виду делятся на соединительные, обходные и подходные.

Соединительные каналы строят между судоходными реками, озерами и морями. Например, Волго-Донской канал соединяет реки Волгу и Дон; Беломоро-Балтийский канал соединяет Белое море с Балтийским через Онежское, Ладожское озера, реки Свирь и Неву.

Обходные каналы служат для обхода препятствий (порогов, водопа­дов, озер с тяжелым ветровым режимом, длинных извилин русла и т. п.) на основном водном пути. Например, каналы в обход Ладожского и Онежского озер.

Подходные каналы строят для подхода судов к предприятиям или населенным пунктам.

По типу судоходные каналы делятся на открытые и шлюзованные. Первые возводят при соединении водных путей, имеющих одинаковые уровни воды, вторые - при соединении участков, имеющих различные уровни воды, с помощью шлюзов, судоподъемников или промежуточ­ных водохранилищ.

Наиболее крупными судоходными каналами на внутренних водных путях России сегодня являются:

Беломоро-Балтийский канал (включен в ЕГС) соединяет Белое и Балтийское моря. Введен в эксплуатацию в 1933 г. Общая длина 227 км, из них 37 км - искусственные водные пути. В состав канала входят 19 шлюзов.

Волго-Балтийский водный путь (включен в ЕГС) соединяет бассейн Волги с Балтийским морем. В состав Волго-Балтийского водного пути входят: Волго-Балтийский канал (в эксплуатации с 1964 г.), Онежское озеро, р. Свирь с двумя гидроузлами, Ладожское озеро и р. Нева. Общая протяженность пути - 1100 км.

Волго-Донской канал (включен в ЕГС) соединяет Волгу и Дон в мес­те их наибольшего сближения. Длина канала 101 км. В эксплуатации с 1952 г., имеет 13 шлюзов.

Канал им. Москвы (включен в ЕГС) соединяет р. Москву с р. Волгой. В эксплуатации с 1937 г. Общая длина- 126 км. На протяжении канала имеется 8 водохранилищ и 10 шлюзов.

Плотина судоходная - искусственное гидротехническое сооруже­ние, предназначенное для регулирования уровня воды в водоеме и про­пуска паводка.

Шлюз судоходный - сооружение, состоящее из одной или несколь­ких камер и предназначенное для преодоления судами на плаву напора, образующегося в реке или канале между верхним и нижним уровнями. Перемещение судна от уровня одной камеры до уровня другой осуще­ствляется за счет выравнивания в них уровня воды.

Судоподъемник транспортный - сооружение, предназначен­ное для перемещения судна в камере на плаву или без камеры насухо от одного уровня до другого с использованием механических уст­ройств.

Судоподъемники подразделяются на вертикальные и наклонные.

Для указания направления, границ и габаритов судовых ходов, ограждения препятствий и гидротехнических сооружений существует совокупность специальных знаков и сигналов обеспечивающих безопасное движение судов в течение навигации.

Навигационные знаки

В зависимости от водного пути подразделя­ются на речные, канальные, озерные и водохранилищные, по месту рас­положения — на береговые и плавучие.

К плавучим навигационным знакам относятся буи, бакены и вехи. Буй - металлический или пластиковый поплавок с надстройкой, обору­дованный сигнальным фонарем. Удерживается в заданном месте яко­рем. Буи, огораживающие левую кромку судового хода, имеют белую окраску, а буи правой кромки - красную. В ночное время сигнальные фонари буев правой стороны имеют красные сигнальные огни, а ле­вой - зеленые или белые.

К береговым навигационным знакам относятся створные знаки, ориентиры и мостовые знаки.

Ось судового хода обозначается створными знаками. Если знак дол­жен наблюдаться с нескольких направлений, то сигнальную фигуру вы­полняют объемной. Высота береговых знаков и их размеры зависят от длины створной линии. На реках при дальности действия 1,5—2,5 км квадратный щит имеет размеры 60x60 см или 120x120 см при высоте знака 3-8 м. На водохранилищах при дальности действия 10 км прямо­угольный щит имеет размеры 600x800 см при общей высоте 9-15 м.

Сигнальные огни на знаках различают по цвету, форме и характе­ру горения. Используют следующие цвета: белый, красный, зеленый а желтый. Огни по характеру горения разделяются на постоянные, затмевающиеся, проблесковые, двухпроблесковые, частопроблесковые и др.

РЕЧНЫЕ СУДА

КАТЕГОРИИ РЕЧНЫХ СУДОВ

Речное судно - плавучее средство, специально предназначенное для перевозки людей, грузов или выполнения иных работ на воде.

Самоходное судно - судно, приводимое в движение силовой установкой.

Несамоходное судно - судно, не имеющее механической установки самостоятельного движения.

Скоростное судно - любое самоходное судно, способное развивать скорость 35 км/ч и более.

Маломерное судно - судно, длина которого менее семи метров, а гребное независимо от размера.

Парусное судно - любое судно под парусом, в том числе с механическим двигателем, при условии, что последний не используют.

Плот - плавсредство, состоящее из бревен, труб и других предме­тов, соединенных между собой, и предназначенное для транспортиров­ки по воде.

Буксирный состав - одно или несколько соединенных между собой судов, плотов и других плавсредств, буксируемых на тросе, включая судно, занятое буксировкой.

Толкаемый состав - одно или несколько судов, соединенных между собой, включая судно, занятое толканием.

Судно на ходу - любое судно, если оно не стоит на якоре, не отшвар­товано к берегу, причалу и не стоит на мели.

По мощности силовой установки суда речного транспорта подраз­деляют на шесть групп:

•маломерные суда - менее 55 кВт (менее 75 л. с.)

суда первой группы - от 110 до 330 кВт (150-450 л. с.)

суда второй группы - от 331 до 550 кВт (451-750 л. с.)

суда третьей группы - от 551 до 850 кВт (751-1150 л. с.)

суда четвертой группы - от 851 до 1620 кВт (1151-2200 л. с.)

суда пятой группы - 1621 кВт и более (2201 л. с. и более).

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧНЫХ СУДОВ

По назначению речные суда подразделяются на:

транспортные;

• служебно-вспомогательные;

• суда технического флота;

• промысловые;

• суда специального назначения.

К транспортным судам относятся:

грузовые;

грузопассажирские;

• пассажирские;

• буксиры и толкачи.

Транспортные суда по роду перевозимого груза подразделяют на:

сухогрузные;

• наливные;

• комбинированные (сухогрузно-наливные).

Сухогрузные, в свою очередь, подразделяются на:

универсальные.

комбинированные;

• специализированные.

К специализированным судам относят:

контейнеровозы;

• овощевозы;

• автомобилевозы;

• газовозы;

• суда для перевозки песка;

• суда для перевозки тяжеловесных грузов.

К комбинированным:

нефтерудовозы;

• сухогрузоналивные;

• баржи-площадки.

Большинство наливных судов предназначены для перевозки светлых и темных нефтепродуктов и сырой нефти.

К пассажирским судам относятся:

туристические (для перевозки туристов на большое расстояние);

• пассажирские;

• экскурсионные.

Пассажировместимость таких судов до 400 человек (спальных ест), длина до 135 м, скорость до 30 км/ч.

К судам технического флота относятся суда, предназначенные для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей:

• земснаряды; •землесосы;

• плавдоки;

плавкраны;

• суда для очистки акватории.

Служебно-вспомогательные суда предназначены для материально-технического обеспечения флота и служб, организующих его эксплуа­тацию. К этим судам относятся:

бункеровщики;

• плавмастерские;

• плавмагазины;

• ледоколы;

• портовые и рейсовые буксиры и толкачи; •разъездные суда.

К судам специального назначения относят:

научно-исследовательские;

• учебные;

• учебно-производственные.

По архитектурно-конструктивным особенностям суда различаются в зависимости от:

числа корпусовна одно- и двухкорпусные;

• числа палуб - на одно-, двух- и трехпалубные;

конструктивного типа - на трюмные, бункерные, площадочные;

типа энергетической установки - на теплоходы с двигателем внутреннего сгорания и дизель-электроходы;

типа движителя - с открытым гребным винтом, с водометным

движителем, с гребными колесами;

• режима движения - водоизмещающие суда, суда с динамическими принципами поддержания (суда на воздушной подушке, подводных крыльях, глиссирующие суда);

способа движения ~ на самоходные или несамоходные.

Значительную долю перевозок осуществляют несамоходные су­да. Они имеют лучшие экономические показатели при перевозке мас­совых грузов (уголь, лес, руда, строительные материалы и др.). Неса­моходные суда перемещаются чаще всего методом толкания. Этот метод эффективнее буксирного (большая скорость, лучше маневрен­ность и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 4674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.167.189 (0.011 с.)