Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика внутренних водных путейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Россия - единственная страна в мире, где для целей судоходства используется более 100 тыс. км внутренних водных путей, в том числе свыше 16 тыс. км искусственных водных путей с более чем 700 гидротехническими сооружениями. Отметим, что все водные коммуникации мира, представленные реками, озерами, судоходными каналами, имеют общую протяженность 500 - 550 т. км. Причем их протяженность в зарубежной Европе 35 тыс. км, в США - 42 тыс.км, а в России лишь протяженность водных путей с гарантированными габаритами пути составляет 42 тыс. км, а с освещаемой и светоотражаемой обстановкой - более 25 тыс. км. В поддержании внутренних водных путей занято более 3000 единиц технического и обслуживающего флота. Создана Единая глубоководная система европейской части России, имеющая протяженность 6,5 тыс. км и гарантированную глубину 4 м. Это уникальный транспортный путь, в состав которого входят: Беломорско-Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь, а также реки Волга, Кама, Дон; Белое, Онежское и Ладожское озера. Внутренние водные пути Единой глубоководной системы отнесены к самым высоким классам по европейской классификации, а по габаритам пути превосходят большинство внутренних водных путей Европы. ЕГС соединила Урал, Поволжье и центр России с пятью морями: Черным, Азовским, Каспийским, Балтийским и Белым. Создание внутриконтинентальной системы глубоководных путей стимулировало строительство судов смешанного «река-море» плавания. Сибирские речные артерии вместе с Северным морским путем образуют воднотранспортную систему Российской Арктики. Речные пути по Оби, Енисею и Лене связывают арктические регионы с Транссибирской магистралью и БАМом. Ежегодный объем завоза грузов в эти регионы составляет 20-22 млн тонн Внутренние водные пути с расположенными на них гидротехническими сооружениями являются не только транспортными артериями. Они играют важнейшую роль в решении таких задач, как водоснабжение, выработка электроэнергии, орошение, поддержание экологического равновесия. Особенностью внутренних водных путей является то, что они не всегда совпадают с направлением основных грузопотоков. Наиболее характерно это для водных путей Сибири, где реки текут преимущественно в меридианном направлении, в то время как основные грузопотоки идут в широтном направлении. Большинство внутренних водных путей имеет незначительный уклон водной поверхности (особенно в средней и нижней частях), что создает спокойное течение воды и благоприятные условия для развития судоходства. В водном режиме большинства рек выделяется половодье, летняя и зимняя межень и паводковый (от дождей) осенний период. Из-за неравномерного распределения стока в течение года водоносность рек и, следовательно, уровень, глубина, скорость течения постоянно меняются. В меженный период колебания уровней не столь заметны, но в период весеннего половодья они достигают 8-15 м, при этом пойма затопляется на десятки километров. Практически все равнинные реки России замерзают. Продолжительность ледостава, зависящая от климатических особенностей, географической широты местности варьируется от 3 до 8 месяцев, ограничивая судоходство. Внутренние водные пути - основа речного транспорта, водные пространства, используемые для судоходства и сплава леса. Они подразделяются на естественные (внутренние моря, озера и реки) и искусственные (шлюзованные реки, судоходные каналы, искусственные моря, водохранилища). На внутренних водных путях движение судов происходит не по всей их ширине, а только по той части водного пространства, которая подготовлена для судоходства и обозначена на водной поверхности специальными знаками навигационного ограждения. Эту часть водного пространства называют судовым ходом (фарватером судового хода). Глубина, ширина и радиус кривизны судового хода определяют судоходные условия пути и носят название габаритных размеров. Увеличение глубины, ширины и радиуса закругления судового хода повышает пропускную способность внутренних водных путей, позволяет использовать на перевозках крупногабаритные суда и составы, формировать большегрузные плоты и проходить их на высоких скоростях. Габаритные размеры судового хода на одном и том же водном пути меняются с изменением высоты стояния уровней воды. Минимальные глубина, ширина и радиус закругления судового хода гарантируются при проектном уровне. При уровнях воды, отличающихся от проектного, устанавливаются дифференцированные глубины, которые поддерживаются на водных путях определённый период времени. Уровень воды, относительно к которому устанавливают гарантированные и дифференцированные габаритные размеры пути, называют проектным. Проектный уровень устанавливается на длительный срок и изменяется только при значительном росте перевозок. В зависимости от интенсивности на них судоходства и требований, предъявляемых к составу и качеству навигационного ограждения. Пути делятся на 5 групп: I группа - пути с интенсивным судоходством или сплавом леса в плотах, по которым в обоих направлениях проходит 30 и более судовых или 5 и более плотовых составов; II группа - водные пути, по которым в обоих направлениях проходит до 30 судовых составов или 5 плотовых составов в сутки; III группа - водные пути, по которым в сутки в обоих направлениях проходит до 5 судовых составов и где нет регулярного сплава леса в плотах; IV группа - водные пути, где интенсивность перевозок невелика, но в ночное время регулярно проходит 1-2 судна; V группа - водные пути, где судоходство нерегулярно и осуществляется только в светлое время суток. В зависимости от гарантированной глубины судового хода внутренние водные пути делятся на семь классов: I - сверхмагистральные - 3,2 м и выше; II - магистральные - 2,5 м до 3,2 м; III - магистральные - 1,9 м до 2,5 м; IV - магистральные - 1,5 м до 1,9 м; V - местного значения - 1,1 м до 1,5 м; VI - местного значения - 0,7 м до 1,1 м; VII - местного значения - 0,5 м до 0,7 м. Ширина и радиус закругления судового хода устанавливаются соответственно для внутренних водных путей I класса - 85 - 100 и 600 - 1000 м, II и III классов - 70 - 75 и 350 - 600 м, IV и V классов 40 - 50 и 200 - 300 м, для VI и VII классов - 14 - 20 и 90 - 120 м. Максимальная густота движения на 1 км пути ориентировочно должна соответствовать на сверхмагистралях - 500 - 16000 тыс. г км, на магистралях - 150 - 2500 тыс. т км, на путях местного значения V класса - 50 -500 тыс. т км и на путях местного значения VI и VII классов - менее 100 тыс.т км. Внутренние водные пути подразделяются также на виды сообщений: федеральные - главнейшие сверхмагистрали; межрайонные - обеспечивающие транспортные связи между крупными экономическими регионами; внутрирайонные - пути местного значения, обеспечивающие перевозки на коротких расстояниях внутри экономических районов; подъездные пути - малые реки, позволяющие выходить судам на пути высшего класса. В зависимости от ветро-волнового режима все судоходные внутренние водные пути (реки, водохранилища, озёра и каналы) разделены на 4 разряда: «М», «О», «Р» и «Л». В основу этого деления положены максимальная высота и длина волны, повторяющиеся в течение навигационного периода не более 4%. Если высота волны достигает 3 м и длину 40 м, водный путь относится к разряду «М»; соответственно 2 и 20 м - к разряду»0»; 1,2 и 12 м - к разряду «Р»; все остальные водные пути, не вошедшие в разряд «Р», отнесены к разряду «Л». Для осуществления судоходства на свободных реках необходимо: - на всём протяжении судоходной части пути иметь достаточные габариты по глубине, ширине и радиусу кривизны; - скорости течения не должны превышать предельно допустимой величины для взводного судоходства, т.е. движения судов и составов вверх по течению; - русло реки в пределах полосы судового хода должно быть очищено от препятствий, опасных для прохождения судов. Классификация судоходных внутренних водных путей приведена ниже.
Классификация судоходных путей
На внутренних водных путях для обеспечения судоходства существуют различные гидротехнические сооружения - каналы, плотины, шлюзы, транспортные судоподъемники. Канал судоходный - искусственное русло правильной формы, устроенное обычно в отрытой выемке, обеспечивающее судоходство по данному направлению, где ранее оно не осуществлялось либо вообще, либо для судов необходимых габаритов. Каналы по виду делятся на соединительные, обходные и подходные. Соединительные каналы строят между судоходными реками, озерами и морями. Например, Волго-Донской канал соединяет реки Волгу и Дон; Беломоро-Балтийский канал соединяет Белое море с Балтийским через Онежское, Ладожское озера, реки Свирь и Неву. Обходные каналы служат для обхода препятствий (порогов, водопадов, озер с тяжелым ветровым режимом, длинных извилин русла и т. п.) на основном водном пути. Например, каналы в обход Ладожского и Онежского озер. Подходные каналы строят для подхода судов к предприятиям или населенным пунктам. По типу судоходные каналы делятся на открытые и шлюзованные. Первые возводят при соединении водных путей, имеющих одинаковые уровни воды, вторые - при соединении участков, имеющих различные уровни воды, с помощью шлюзов, судоподъемников или промежуточных водохранилищ. Наиболее крупными судоходными каналами на внутренних водных путях России сегодня являются: Беломоро-Балтийский канал (включен в ЕГС) соединяет Белое и Балтийское моря. Введен в эксплуатацию в 1933 г. Общая длина 227 км, из них 37 км - искусственные водные пути. В состав канала входят 19 шлюзов. Волго-Балтийский водный путь (включен в ЕГС) соединяет бассейн Волги с Балтийским морем. В состав Волго-Балтийского водного пути входят: Волго-Балтийский канал (в эксплуатации с 1964 г.), Онежское озеро, р. Свирь с двумя гидроузлами, Ладожское озеро и р. Нева. Общая протяженность пути - 1100 км. Волго-Донской канал (включен в ЕГС) соединяет Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения. Длина канала 101 км. В эксплуатации с 1952 г., имеет 13 шлюзов. Канал им. Москвы (включен в ЕГС) соединяет р. Москву с р. Волгой. В эксплуатации с 1937 г. Общая длина- 126 км. На протяжении канала имеется 8 водохранилищ и 10 шлюзов. Плотина судоходная - искусственное гидротехническое сооружение, предназначенное для регулирования уровня воды в водоеме и пропуска паводка. Шлюз судоходный - сооружение, состоящее из одной или нескольких камер и предназначенное для преодоления судами на плаву напора, образующегося в реке или канале между верхним и нижним уровнями. Перемещение судна от уровня одной камеры до уровня другой осуществляется за счет выравнивания в них уровня воды. Судоподъемник транспортный - сооружение, предназначенное для перемещения судна в камере на плаву или без камеры насухо от одного уровня до другого с использованием механических устройств. Судоподъемники подразделяются на вертикальные и наклонные. Для указания направления, границ и габаритов судовых ходов, ограждения препятствий и гидротехнических сооружений существует совокупность специальных знаков и сигналов обеспечивающих безопасное движение судов в течение навигации. Навигационные знаки В зависимости от водного пути подразделяются на речные, канальные, озерные и водохранилищные, по месту расположения — на береговые и плавучие. К плавучим навигационным знакам относятся буи, бакены и вехи. Буй - металлический или пластиковый поплавок с надстройкой, оборудованный сигнальным фонарем. Удерживается в заданном месте якорем. Буи, огораживающие левую кромку судового хода, имеют белую окраску, а буи правой кромки - красную. В ночное время сигнальные фонари буев правой стороны имеют красные сигнальные огни, а левой - зеленые или белые. К береговым навигационным знакам относятся створные знаки, ориентиры и мостовые знаки. Ось судового хода обозначается створными знаками. Если знак должен наблюдаться с нескольких направлений, то сигнальную фигуру выполняют объемной. Высота береговых знаков и их размеры зависят от длины створной линии. На реках при дальности действия 1,5—2,5 км квадратный щит имеет размеры 60x60 см или 120x120 см при высоте знака 3-8 м. На водохранилищах при дальности действия 10 км прямоугольный щит имеет размеры 600x800 см при общей высоте 9-15 м. Сигнальные огни на знаках различают по цвету, форме и характеру горения. Используют следующие цвета: белый, красный, зеленый а желтый. Огни по характеру горения разделяются на постоянные, затмевающиеся, проблесковые, двухпроблесковые, частопроблесковые и др. РЕЧНЫЕ СУДА КАТЕГОРИИ РЕЧНЫХ СУДОВ Речное судно - плавучее средство, специально предназначенное для перевозки людей, грузов или выполнения иных работ на воде. Самоходное судно - судно, приводимое в движение силовой установкой. Несамоходное судно - судно, не имеющее механической установки самостоятельного движения. Скоростное судно - любое самоходное судно, способное развивать скорость 35 км/ч и более. Маломерное судно - судно, длина которого менее семи метров, а гребное независимо от размера. Парусное судно - любое судно под парусом, в том числе с механическим двигателем, при условии, что последний не используют. Плот - плавсредство, состоящее из бревен, труб и других предметов, соединенных между собой, и предназначенное для транспортировки по воде. Буксирный состав - одно или несколько соединенных между собой судов, плотов и других плавсредств, буксируемых на тросе, включая судно, занятое буксировкой. Толкаемый состав - одно или несколько судов, соединенных между собой, включая судно, занятое толканием. Судно на ходу - любое судно, если оно не стоит на якоре, не отшвартовано к берегу, причалу и не стоит на мели. По мощности силовой установки суда речного транспорта подразделяют на шесть групп: •маломерные суда - менее 55 кВт (менее 75 л. с.) • суда первой группы - от 110 до 330 кВт (150-450 л. с.) • суда второй группы - от 331 до 550 кВт (451-750 л. с.) • суда третьей группы - от 551 до 850 кВт (751-1150 л. с.) • суда четвертой группы - от 851 до 1620 кВт (1151-2200 л. с.) • суда пятой группы - 1621 кВт и более (2201 л. с. и более). КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧНЫХ СУДОВ По назначению речные суда подразделяются на: • транспортные; • служебно-вспомогательные; • суда технического флота; • промысловые; • суда специального назначения. К транспортным судам относятся: • грузовые; • грузопассажирские; • пассажирские; • буксиры и толкачи. Транспортные суда по роду перевозимого груза подразделяют на: • сухогрузные; • наливные; • комбинированные (сухогрузно-наливные). Сухогрузные, в свою очередь, подразделяются на: • универсальные. • комбинированные; • специализированные. К специализированным судам относят: • контейнеровозы; • овощевозы; • автомобилевозы; • газовозы; • суда для перевозки песка; • суда для перевозки тяжеловесных грузов. К комбинированным: • нефтерудовозы; • сухогрузоналивные; • баржи-площадки. Большинство наливных судов предназначены для перевозки светлых и темных нефтепродуктов и сырой нефти. К пассажирским судам относятся: • туристические (для перевозки туристов на большое расстояние); • пассажирские; • экскурсионные. Пассажировместимость таких судов до 400 человек (спальных ест), длина до 135 м, скорость до 30 км/ч. К судам технического флота относятся суда, предназначенные для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей: • земснаряды; •землесосы; • плавдоки; • плавкраны; • суда для очистки акватории. Служебно-вспомогательные суда предназначены для материально-технического обеспечения флота и служб, организующих его эксплуатацию. К этим судам относятся: • бункеровщики; • плавмастерские; • плавмагазины; • ледоколы; • портовые и рейсовые буксиры и толкачи; •разъездные суда. К судам специального назначения относят: • научно-исследовательские; • учебные; • учебно-производственные. По архитектурно-конструктивным особенностям суда различаются в зависимости от: • числа корпусов — на одно- и двухкорпусные; • числа палуб - на одно-, двух- и трехпалубные; • конструктивного типа - на трюмные, бункерные, площадочные; • типа энергетической установки - на теплоходы с двигателем внутреннего сгорания и дизель-электроходы; • типа движителя - с открытым гребным винтом, с водометным движителем, с гребными колесами; • режима движения - водоизмещающие суда, суда с динамическими принципами поддержания (суда на воздушной подушке, подводных крыльях, глиссирующие суда); • способа движения ~ на самоходные или несамоходные. Значительную долю перевозок осуществляют несамоходные суда. Они имеют лучшие экономические показатели при перевозке массовых грузов (уголь, лес, руда, строительные материалы и др.). Несамоходные суда перемещаются чаще всего методом толкания. Этот метод эффективнее буксирного (большая скорость, лучше маневренность и др.).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 4674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.167.189 (0.011 с.) |